КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемы власти в работах Г. Гегеля
Значительный вклад в разработку проблем власти и государства внес выдающийся немецкий философ Г. Гегель. В центре политических воззрений Гегеля находится разум — абсолютная идея, управляющая мышлением и бытием. Знаменитая гегелевская формула «все действительное разумно, все разумное действительно» выражает органическое единство духа и природы, сознания и бытия. Эта известная формула допускает двоякое толкование: консервативное и революционное. С одной стороны, она объявляет все сущее закономерным, т.е. воплощением разума. Но по законам диалектики эта разумность не вечна, на смену ей неумолимо грядет новая действительность, которая для своего времени станет столь же разумной. По Гегелю, разумный характер истории далеко не очевиден и проявляется не прямолинейно, а через столкновение и борьбу человеческих страстей, через страдания и жертвы людей, преследующих свои цели. Гегель называет это «хитро- Там же.
стью разума». История, как правило, не несет счастья людям. Периоды благополучия — пустые страницы, это краткие интервалы гармонии, когда антитезис временно не проявляется. История, разумная как мировой процесс, применительно к отдельным людям воспринимается как трагедия. Ядром политической теории Гегеля является концепция государства. Именно государство как целостность, высшая форма нравственности, а отнюдь не личность объявляется подлинным носителем мирового духа. Государство — это «действительность нравственной идеи», «осуществленный разум», «реализация свободы». Только в государстве индивид обретает свою подлинную реальность. Мораль может реализоваться только лишь в том случае, если она реализуется в институтах и нравах. Нравы (ЗШНсккеЫ) представляют собой «жизнь государства в индивидах». В нем они отходят от стихийного эгоизма. С его помощью они получают образование и профессиональную подготовку. Жизнь, по Гегелю, растворена во всех частях государственного организма, и если она прекратится в одной из них, перестанут существовать и все другие. Государственный организм есть организм духовный, воплощение объективного духа. Согласно Гегелю, государство должно быть почитаемо как нечто земное и в то же время божественное. «Существование государства — шествие Бога в мире». Объявляя государство божественным, проявлением божественной воли, Гегель полностью отказывается от теории общественного договора. Брак и государство, по его мнению, не следует рассматривать как договорные отношения, - это означало бы перенос отношений собственности в совсем иную и более высокую по своей природе сферу. Как считает Гегель, первым этапом реализации моральной идеи является семья, которая представляет собой естественное объединение, основанное на взаимной любви и помощи. Семья позволяет преодолевать субъективность каждого отдельного человека и наделяет его свободой через добровольное принятие определенных обязательств. Семья завершается в следующих трех сторонах: а) в образе своего непосредственного понятия как брак; Ъ) во внешнем наличном бытии, в собственности и имуществе семьи и заботе об этом;
с) в воспитании детей и распаде семьи349. Семье противостоит гражданское общество. В нем нет уз привязанности, поддержки, доброжелательства. Это царство частных интересов и всеобщего отчуждения. «В гражданском обществе, — утверждает Гегель, - каждый для себя - цель, все остальное для него ничто». И потому гражданское общество, как считает Гегель, постоянно угрожает существованию самих принципов, на которых основывается семья. И тем не менее гражданское общество становится своеобразным посредником в реализации частных, включая и семейные, интересов. «Однако без соотношения с другими он (человек. — В.Ж.) не может достигнуть своих целей во всем их объеме: эти другие суть поэтому средства для цели особенного. Но особенная цель посредством соотношения с другими придает себе форму всеобщего и удовлетворяет себя, удовлетворяя вместе с тем стремление других к благу»350. И в этом находит выражение некий универсализм, присущий гражданскому обществу. В гражданское общество, по Гегелю, входят система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорации. Иными словами: социально-экономическая структура и некоторые элементы государства, связанные с обеспечением собственности (правосудие, бюрократия, полиция) и вмешательством государства в социально-экономические отношения. К гражданскому обществу Гегель относит и помощь бедным (он замечает, что возложить содержание бедных на богатые классы было бы несправедливо, на хлеб нужно зарабатывать собственным трудом), опеку над расточителями, регулирование воспитания детей в том случае, когда родители пренебрегают своими обязанностями. В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия: 1) субстанционное, связанное с землей (дворяне и крестьяне); 2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники, рабочие); 3) всеобщее (чиновники, к коим относятся и профессора). Как видим, гегелевское сословное деление не учитывает классовых различий: дворяне и крестьяне, фабриканты и рабочие оказываются в одном сословии. 349 Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 209-210. 350 Там же. С. 228.
Гражданское общество, описанное Гегелем, соответствует обществу, где господствует экономический либерализм, обществу, в котором каждый индивид находится в состоянии соперничества с другими индивидами. В таком обществе каждый индивид преследует свои собственные (частные) интересы, но поверх этой, на первый взгляд, анархии действует разум. Подобно тому, как де Местр видит Провидение в творениях революционной политики, Гегель, черпая вдохновение у либеральных экономистов, за действиями людей видит проявления Разума. Индивидуалистское по своей сути гражданское общество реализуется прежде всего через экономическую деятельность. Но эта последняя порождает юридический аппарат, призванный гарантировать собственность и способствовать осуществлению организованных интересов. Представления Гегеля об экономической деятельности близки к представлениям либеральных экономистов, к примеру Адама Смита, и раскрывают отношение труд / потребности, которое отличает человека от животного и является условием социализации человека. И действительно, удовлетворяя свои потребности, индивид способствует появлению таковых и у других членов общества. Кроме того, Гегель отмечает, что человек зависит не только от капризов, связанных с удовлетворением его потребностей. Он подчиняется символам общества, его условностям, преобразованным в нормы поведения. В гражданском обществе в конечном счете утверждается Разум, но он проявляется далеко не во всех видах его деятельности. Сплотить и примирить разрозненные элементы, синтезируя принципы семьи и гражданского общества, добиться совпадения частных и общих интересов и тем самым реализовать моральную идею — такую задачу способно осуществить только государство как высшая форма нравственности.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |