КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Разработка проблем власти Жаном Боденом
В разработке вопросов власти заметную роль сыграл французский политический мыслитель Жан Боден (1530—1596). Его взгля- 323 СС Тетег N. ШзКмге йев йосгппек роШлчиек еп Ргапсе. Р., 1995. Р. 25.
ды на государство, на пути и методы упрочения государственной власти изложены им в работе «Шесть книг о республике» (1576), в которой воспевается королевский авторитет, значительно пошатнувшийся к тому времени. В этой работе дается анализ структуры государства и его динамики. Нужно сказать, что под республикой Ж. Боден понимает то же самое, что понимали под этим понятием в Древнем Риме, — государство вообще. Государственный суверенитет Государство Боденом определяется как «правовое управление множеством семей и тем, что у них общее, под суверенной властью». Оно действует на основе справедливости и права для поддержания внутреннего мира, стабильности, социальной гармонии, защиты от внешних врагов. Семья, по Бодену, составляет социально-организационную клеточку, ячейку государства. Главы семейств являются гражданами государства. От прочности семей в конечном счете зависит и устойчивость самого государства. На примере Древнего мира Боден показывает, как упадок семьи неизбежно приводит к деградации государства. Главный признак государства — суверенитет. Суверенитет является постоянным и абсолютным. Суверенитет един, неделим, непрерывен и безусловен. Постоянство государственного суверенитета означает, что ему власть предоставляется на неопределенный срок. Диктатор в Древнем Риме периода республики, обладая обширными полномочиями, не обладал постоянной властью, а потому и не был сувереном. Абсолютность означает, что суверен стоит выше законов как собственных, так и своих предшественников, он не связан волей Других субъектов политического сообщества: народа, Церкви, сословных корпораций, империи, других государств. Боден формулирует и признаки суверенитета: • навязывать закон субъектам, не вступая в соглашение с • кем бы то ни было; • действовать в области международных отношений, «объяв • лять войну или вести переговоры о мире»; •
•
15 Заказ 125
• назначать основных должностных лиц; • произносить последнее слово; • осуществлять помилование. Формы государства и правления Монархическое государство, по Бодену, является республикой, абсолютный авторитет в которой принадлежит государю. Все вопросы он решает суверенным образом, не считаясь ни с кем. Монархия существует в нескольких формах. Она может быть тиранией, для которой характерно презрение монарха к законам природы. При тирании монарх относится к свободным людям, как к рабам, а к их благам, как к своим собственным. Монархия может быть сеньорской (помещичьей, господской), что было первой формой монархии, возникавшей чаще всего в результате завоевания, а потому власть в ней являлась не политической, а домашней. Монархия может быть королевской и легитимной. Это проявляется в ее подчиненности законности: «Подданные подчиняются законам монархии, а монархи — законам природы». Здесь сохраняется естественная свобода и собственность подданных. Аристократическое государство. В таком государстве меньшинство граждан управляет большинством на основе суверенной силы. В отличие от Аристотеля, Боден не говорит ни о достоинствах, ни о богатстве тех, кто находится у власти. Аристократическое государство, по Бодену, также имеет три формы. Во-первых, это аристократическое правление, в котором ключевые позиции принадлежат знати и существует глубокое неравенство в распределении власти, богатства и добродетели. Во-вторых, это королевское правление, при котором аристократия представлена фигурой князя, как это имело место, в частности, в Германии. И наконец, народное правление, так как, по мнению Бодена, возможно участие народа в аристократической группе. Народное государство. Это такое государство, когда большинство народа суверенно командует всеми гражданами и каждым в
отдельности. Боден указывает на возможность существования народного государства в трех формах. Первая из них — народное правление, для которого характерно участие всех граждан в правлении и равенство между ними без какого бы то ни было учета качеств и обстоятельств. Королевское правление существует в таком государстве, в котором авторитет главы заключен в народе. И аристократическое правление характеризуется правлением небольшого числа граждан. При этом Боден различает правление, осуществляемое большим корпусом государства или сенатом, члены которого занимают ключевые посты, а также правление, в котором буржуазия занимает ключевые позиции. Дав характеристику суверенному государству, Боден предлагает типологию форм правления. В основе этой типологии лежит, как было показано выше, один-единственный критерий — численность тех, кто правит. Отличительной особенностью подхода Бодена в данном вопросе является учет связи способа правления с социальной структурой государства. По его мнению, монархическое государство управляется «по-королевски», если монарх уважает собственность подданных. Государство управляется «по-се-ньорски», если король строит свои отношения с подданными на патерналистской основе. Наконец, государство управляется «тиранически», если отношения короля со свободными людьми не отличаются от его отношений с рабами. У Бодена мы находим ответ и на вопрос, занимавший политическую мысль со времен античности: в чем отличие между королем и тираном? Деятельность короля «сообразуется с законами природы, а тиран их топчет ногами. Первый руководствуется состраданием, справедливостью и верой, второй — не считается ни с Богом, ни с верой, ни с законом»324. Боден различает абсолютно суверенного государя и государя, таковым не являющегося; он различает подданных и иностранцев. На примере Тамерлана, осадившего Байазет в Константинополе, Боден утверждает, что иностранный государь действует прекрасным образом, взяв в руки оружие, чтобы отомстить за народ тирану. В том, что касается подданных, их действия против тирана являются легитимными только тогда, когда тиран узурпировал власть. О". СисНе(У. Ьа репзёе роИпцие. Р., 1992. Р. 53.
Преимущества и недостатки различных форм правления Создавая теорию суверенитета, Боден не мог обойти стороной проблемы форм правления, их достоинств и недостатков. Монархия. Легитимная монархия может иметь разное практическое выражение. Она может быть гармоничной в том случае, когда король является «отцом» своих подданных. В этом случае подданные, пользуясь личной свободой и собственностью, повинуются законам монарха, монарх - законам божественным и естественным. Монархия может быть народной, что предполагает почтительное отношение короля к своим подданным. Наконец, монархия может быть аристократической, в которой сохраняются и поддерживаются на определенном уровне значительные социальные различия. Симпатии Бодена на стороне наследственной монархии как формы, способной обеспечить постоянство суверенитета и гарантировать стабильность общества и социальную гармонию. К числу недостатков этой формы правления Боден относит смерть монарха в одном случае и слабость его — в другом. Аристократическое государство — это такое государство, в котором «меньшая часть граждан обладает верховной властью над всеми вообще и над каждым в отдельности». Достоинством этой власти является то, что она осуществляется достойными людьми, т.е. наиболее добродетельными, наиболее знатными или наиболее богатыми. Однако это достоинство чаще всего, как показывает история, обращается в недостаток. Бывает очень не просто отыскать и привести к власти наиболее достойных людей. Это хорошо понимал и Ж. Боден: достойных людей не много, да к тому же «озлобленные люди могут избрать только себе подобных»325. Аристократия привносит неустойчивость, недоверие в общество и способна вызывать открытое противостояние одной части общества другой. Народное государство. Боден был настроен враждебно по отношению к демократии. С его точки зрения, народ состоит из «озлобленных и порочных людей». В силу своей природы демократия предполагает участие в публичных делах «наиболее пороч- ' ОисНе1 У. Ор. сИ. Р. 53.
ных и наиболее недостойных» людей. Но главный порок данной формы государства и правления Боден видит в том, что демократия добивается равенства в материальных благах и в правоспособности. По его убеждению, стирание различия между словами «твое» и «мое» означает нарушение закона Бога, считающего, что собственность должна принадлежать каждому гражданину. Как противоречащие здравому смыслу он рассматривал утверждения о равенстве способностей людей в руководстве делами общества. Политическая динамика Ж. Боден хорошо понимает, что государство, каким бы прекрасным оно ни было, не остается неизменным: оно рождается, изменяется и распадается. Причины таких изменений являются «человеческими, или природными, или божественными». А поскольку воля Бога является «непознаваемой», а воля людей рождается случаем, постольку исследованию могут быть подвергнуты лишь естественные причины, являющиеся порождением природы. И потому феноменологическое изучение позволяет выявить, что любые политические режимы подлежат разрушению. Таким образом, сама природа суверенитета делает государство непрочным. Подобным же образом опасным для государства является материальное неравенство, если оно достигает больших размеров. Это способно порождать бунты против монархии, которую, как мы уже отмечали, Ж. Боден считает наилучшим из возможных режимов. Но еще большую опасность бунт представляет для аристократических и народных режимов. Стабильность различных форм государства Боден связывает с поощрением слоя людей среднего достатка с помощью законов против ростовщичества, законов о наследовании и других, чтобы не допустить чрезмерного обнищания народа и концентрации земель и богатств в руках немногочисленного слоя олигархов. Боден полагал, что для судеб государства важно не допустить раскола общества по религиозным вопросам путем защиты свободы вероисповедания государством. Форма правления, по мысли Бодена, должна учитывать исторические и природные особенности разных стран и народов. Опираясь на данные своего времени, он, например, утверждал,
что на севере живут народы храбрые, создавшие сильное войско, у южных народов развит ум, поэтому там процветают науки. На севере опорой правительства является сила, в средней полосе — разум и справедливость, на юге — религия. Поэтому жители севера и горцы, как правило, создают демократии или выборные монархии; изнеженные обитатели юга и жители равнин чаще создают монархии. Народы востока — ближе к южным, запада — к северным. В наследии Бодена встречаются и зачатки представлений о «просвещенной» конституционной монархии, которые не получили и не могли получить развития и практической реализации в период абсолютизма во Франции.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |