Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие государства




Государство оказывается центральным моментом исследова­ния Макиавелли. При этом государство для него олицетворяется с личностью (персоной) государя. Несколько упрощая, можно ска­зать, что «Государь» обучает тому, как снискать и сохранить власть, а «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» - как ее ук­репить.

Макиавелли в качестве модели главного действующего лица «Государя» берет французского короля Людовика XI, который, как известно, прочно удерживал свою власть. И эта власть была, что называется, безраздельной. За королем всегда было последнее слово298.

295 Рага

о Р. Ьез

гапс!8 соигапй йе 1а репзёе роНияие. Р., 1998. Р. 32.

296 ЗсИтгкепЬегёЯ.-С. 5осю1о

1е ро1Шчие. Р., 1988. Р. 3.

297 Ьескгсц С. 5осю1о

1е ро1Шяие. Р., 1994. Р. 48.

298 СГ. КошегС. 5осю1о

1е роНидие. Р., 1995. Р. 71.

 

Макиавелли — первый политический мыслитель, употребив­ший понятие государства в современном смысле слова. Первые строки «Государя» звучат так: «Все гражданские общества в отно­шении государственности представляются или монархиями, или республиками»299. Он использует государство как понятие, опре­деляющее рамки, в которых осуществляются различные формы власти, и различает республики и монархии.

При этом Макиавелли не интересуют республики. Он сосре­доточивает свое внимание на княжествах, которые отличаются от республик своей природой, условиями осуществления власти и способом завоевания и сохранения власти.

Принцип наследования власти облегчает приход к власти, а также и сохранение ее. Однако новизна подхода Макиавелли зак­лючается в том, что он рассматривает приход к власти вне исполь­зования принципа наследственности. Это несет в себе потенци­альную опасность нестабильности, так как народ может тешить себя надеждой, что новый государь будет лучше своего предше­ственника.

Как должны быть созданы условия для прихода к власти, по Макиавелли?

• Они могут быть созданы при помощи силы; эти условия бу­

• дет легче сохранить, так как сила заставляет себя уважать.

• Они могут быть созданы при помощи добродетели; это дос­

• тойное средство, но оно не дает гарантии долговечности

• власти.

• Они могут быть созданы при помощи злодейства; но в та­

• ком случае нужно будет опираться на силу, чтобы сохра­

• нить власть.

• Они могут быть созданы на основе итогов голосования на­

рода; для того чтобы оставаться у власти, государь должен

• играть на противоречиях между власть имущими и вражде

между ними и народом.

299 Макиавелли Н. Указ. соч. С. 19.

 

Во всех княжествах должно приниматься основное правило: не позволять беспорядков для того, чтобы избежать войны.

«Государь» основывается на двух основных постулатах. Первый из них состоит в том, что человек не является добродетельным от природы. Напомним в этой связи, что в XVII в. Гоббс повторит мысль Плотина, состоящую в том, что «Человек человеку — волк». И второй постулат — конструктивное насилие является оправданным.

«Государь» не является сатирой на тиранию, как некогда ду­мали. В нем содержится целая программа формирования незави­симого итальянского государства в условиях раздробленности страны того времени.

Вот что, например, пишет американский автор, получивший широкую известность и в России после опубликования статьи «Конец истории?»:

«В настоящее время Макиавелли известен прежде всего как автор откровенных до бесстыдства максим о жестокой природе политики - например, что пусть лучше боятся, чем любят, или что человек должен держать свое слово только тогда, когда это в его интересах. Макиавелли был основателем современной поли­тической философии, и он считал, что человек может стать хозяи­ном своего земного дома, если будет исходить не из того, какой должна быть жизнь, но из того, какая она есть на самом деле. Вместо того чтобы пытаться улучшить людей образованием, как учил Платон, Макиавелли искал способ создать хороший полити­ческий порядок, исходя из порочной природы людей: зло можно заставить служить целям добра, если канализировать его с помо­щью соответствующих институтов»300.

Н. Макиавелли является основателем политического реализма. Он был убежден, что людям не следует вдохновляться «уроками» античных философов, т.е. им не следует руководствоваться тем, как они должны были бы жить. Куда важнее для них опираться на знание реальных условий жизни.

Великий флорентиец впервые в истории пытается выявить феноменологию политического сознания и политического действия, обращенную не в прошлое, а в будущее, не к абстрактному чело­веку, а к конкретному носителю политической власти — новому

 

государю, чья основная миссия заключается в создании мощного единого национального государства.

Центральное место в произведении Макиавелли, как мы уже от­мечали, принадлежит государству. Его концепция государства опре­деляется реальными условиями его существования. Макиавелли по­лагает, что государство является органической структурой, которая управляется законами развития. По Макиавелли, цель оправдывает средства. Это определяется тем, что деяния государя всегда выносят­ся на суд народа. И если эти деяния завершаются успехом, то все средства достижения успеха будут прощены подданными. Разведе­ние успешной политики и морали в произведении Н. Макиавелли является свидетельством того, что автор «Государя» отчетливо осоз­навал проблему, поставленную утверждением светской власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.