КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие государства
Государство оказывается центральным моментом исследования Макиавелли. При этом государство для него олицетворяется с личностью (персоной) государя. Несколько упрощая, можно сказать, что «Государь» обучает тому, как снискать и сохранить власть, а «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» - как ее укрепить. Макиавелли в качестве модели главного действующего лица «Государя» берет французского короля Людовика XI, который, как известно, прочно удерживал свою власть. И эта власть была, что называется, безраздельной. За королем всегда было последнее слово298. 295 Рага о Р. Ьез гапс!8 соигапй йе 1а репзёе роНияие. Р., 1998. Р. 32. 296 ЗсИтгкепЬегёЯ.-С. 5осю1о 1е ро1Шчие. Р., 1988. Р. 3. 297 Ьескгсц С. 5осю1о 1е ро1Шяие. Р., 1994. Р. 48. 298 СГ. КошегС. 5осю1о 1е роНидие. Р., 1995. Р. 71.
Макиавелли — первый политический мыслитель, употребивший понятие государства в современном смысле слова. Первые строки «Государя» звучат так: «Все гражданские общества в отношении государственности представляются или монархиями, или республиками»299. Он использует государство как понятие, определяющее рамки, в которых осуществляются различные формы власти, и различает республики и монархии. При этом Макиавелли не интересуют республики. Он сосредоточивает свое внимание на княжествах, которые отличаются от республик своей природой, условиями осуществления власти и способом завоевания и сохранения власти. Принцип наследования власти облегчает приход к власти, а также и сохранение ее. Однако новизна подхода Макиавелли заключается в том, что он рассматривает приход к власти вне использования принципа наследственности. Это несет в себе потенциальную опасность нестабильности, так как народ может тешить себя надеждой, что новый государь будет лучше своего предшественника. Как должны быть созданы условия для прихода к власти, по Макиавелли? • Они могут быть созданы при помощи силы; эти условия бу • дет легче сохранить, так как сила заставляет себя уважать. • Они могут быть созданы при помощи добродетели; это дос • тойное средство, но оно не дает гарантии долговечности • власти. • Они могут быть созданы при помощи злодейства; но в та • ком случае нужно будет опираться на силу, чтобы сохра • нить власть. • Они могут быть созданы на основе итогов голосования на • рода; для того чтобы оставаться у власти, государь должен • играть на противоречиях между власть имущими и вражде • между ними и народом. 299 Макиавелли Н. Указ. соч. С. 19.
Во всех княжествах должно приниматься основное правило: не позволять беспорядков для того, чтобы избежать войны. «Государь» основывается на двух основных постулатах. Первый из них состоит в том, что человек не является добродетельным от природы. Напомним в этой связи, что в XVII в. Гоббс повторит мысль Плотина, состоящую в том, что «Человек человеку — волк». И второй постулат — конструктивное насилие является оправданным. «Государь» не является сатирой на тиранию, как некогда думали. В нем содержится целая программа формирования независимого итальянского государства в условиях раздробленности страны того времени. Вот что, например, пишет американский автор, получивший широкую известность и в России после опубликования статьи «Конец истории?»: «В настоящее время Макиавелли известен прежде всего как автор откровенных до бесстыдства максим о жестокой природе политики - например, что пусть лучше боятся, чем любят, или что человек должен держать свое слово только тогда, когда это в его интересах. Макиавелли был основателем современной политической философии, и он считал, что человек может стать хозяином своего земного дома, если будет исходить не из того, какой должна быть жизнь, но из того, какая она есть на самом деле. Вместо того чтобы пытаться улучшить людей образованием, как учил Платон, Макиавелли искал способ создать хороший политический порядок, исходя из порочной природы людей: зло можно заставить служить целям добра, если канализировать его с помощью соответствующих институтов»300. Н. Макиавелли является основателем политического реализма. Он был убежден, что людям не следует вдохновляться «уроками» античных философов, т.е. им не следует руководствоваться тем, как они должны были бы жить. Куда важнее для них опираться на знание реальных условий жизни. Великий флорентиец впервые в истории пытается выявить феноменологию политического сознания и политического действия, обращенную не в прошлое, а в будущее, не к абстрактному человеку, а к конкретному носителю политической власти — новому
государю, чья основная миссия заключается в создании мощного единого национального государства. Центральное место в произведении Макиавелли, как мы уже отмечали, принадлежит государству. Его концепция государства определяется реальными условиями его существования. Макиавелли полагает, что государство является органической структурой, которая управляется законами развития. По Макиавелли, цель оправдывает средства. Это определяется тем, что деяния государя всегда выносятся на суд народа. И если эти деяния завершаются успехом, то все средства достижения успеха будут прощены подданными. Разведение успешной политики и морали в произведении Н. Макиавелли является свидетельством того, что автор «Государя» отчетливо осознавал проблему, поставленную утверждением светской власти.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |