КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории власти на заре цивилизации
Проблемы власти всегда привлекали внимание мыслителей. В античном мире, как мы уже отмечали, у мыслителей существовало два подхода. Один был связан с деятельностью софистов, основы другого были заложены учеником Сократа Платоном. Софисты (от греч. зорШз1е5 — искусник, мудрец, лжемудрец) в Древней Греции - люди, сведущие в какой-либо области, профессиональные учителя философии и красноречия, профессиональные ораторы. Они уделяли большое внимание размышлениям над вопросами политики и власти, воспринимая их весьма критически, отражение чего мы находим у Сократа и Платона. И тем не менее невозможно отрицать их вклад во многие отрасли знания. Не является исключением и политика. Что же касается вопросов власти, то они связывали воедино политическую власть и слово, язык и силу. Согласно софистам, речь основывает политику и власть. Величайшим благом, «дающим людям как свободу, так равно и власть над другими людьми», называл красноречие древнегреческий софист Горгий. И это благо находит свое выражение в «способности убеждать словом и судей в суде, и советников в Совете, и народ в Народном собрании, да и во всяком ином собрании граждан. Владея такой силой, ты и врача будешь держать в рабстве, и учителя гимнастики...»287 Ж. Рюсс в своей работе, посвященной власти, приводит следующее суждение Горгия: «Речь является великим тираном, которая несет в своем совершенстве божественное действие... Она обладает силой положить конец страху, облегчить страдания, породить ликование и вызвать жалость...»288 Горгий, красноречие которого завораживало афинян, подчеркивает волшебство речи как едва ли не самого мощного средства действия. И с тех пор логос рассматривается как принцип политической власти. Этой риторике убеждения Сократ и
Платон противопоставляли подлинное слово, ведущее людей к справедливости. Платон и Аристотель являются основателями теории власти и государства. И Платон, и Аристотель с позиций своих убеждений смотрят на власть широко и масштабно, показывая, что она может проявлять себя по-разному в разных странах и сферах жизни и требует поэтому пристального внимания и конкретного подхода. Платон говорит о «власти врача, как и всякой другой власти»; различает царскую власть и другие власти; власть отца, матери, старейшего; власть немногих и большинства; вид власти, власть закона, выборную власть и т.д. В труде Платона «Законы» речь идет о том, что родители должны править детьми, старшие — младшими, благородные — неблагородными. У Аристотеля так же подробно говорится о многообразии различного рода властей: господина по отношению к рабам, отца к детям, мужа над женой; власти государственного мужа; власти закона; власти законосовещательной и судебной; о пяти видах демократии, четырех видах олигархии и т.д.289 Доктрина Платона строится исходя из размышлений над тиранией. Как отмечает французский философ Поль Рикер в своей работе «История и правда», аргументация Платона в «Горгий» строится вокруг уродливой пары — тирания и софистика. Тиран представляет собой в глазах Платона власть без действия закона, без согласия субъектов. Но почему тогда возможно появление тирана? Тирания предполагает фальсификацию слова. Тиран осуществляет власть при помощи лживых речей, что, к слову сказать, использовали и софисты. И видимо, можно согласиться с утверждением о том, что доктрина власти Платона утверждается как исторический феномен (античный тиран в Греции) и вопреки культурной традиции (софисты). Согласно Платону, единственный, кто способен командовать, это философ. И потому власть должна принадлежать Принцу Науки, который созерцает идеальный мир и для которого Бог является объектом подлинной мысли. Платон мечтает об иде-
198
287 Платон. Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 1. С. 484. 288 О". Лию/. Ор. «1. Р. 44.
289 См. подробнее: Халипов В.Ф. Наука о власти. Кратология. М., 2002. С. 42-44.
альной власти, соединяя в одно целое знание и власть. Но власть для Платона не несет в себе ничего либерального. Его город как государственное образование очень авторитарен, предполагает жертвенность со стороны индивида во имя Блага государства. Позиция Аристотеля, изложенная в объемной «Политике», иная. Она далека от идеального и принудительного города Платона. У Аристотеля государство обеспечивает свободу гражданам, а политическая власть призвана обеспечить доступ людей к счастливой жизни. Таким образом, идеализму Платона Аристотель противопоставляет «умеренный реализм». В последующем подходы и позиции в отношении власти претерпели значительные изменения. Однако, как отмечают политологи, софисты, Платон, Аристотель, а позднее Цицерон, размышлявший над проблемами власти и насилия и призывавший к тому, чтобы «оружие уступило тоге», из этого наследия вырисовывается тематика государства, политической власти, закона, справедливости и насилия. И потому их по праву называют основателями науки о власти.
Однако политическая мысль в вопросах власти формировалась не только на Западе, в Европе. Свой вклад в нее внесли народы Востока, где были выдвинуты оригинальные концепции искусства побеждать, командовать и господствовать.
ся в русском переводе с санскрита. Другое название книги - «Наука о государственном устройстве»)291. Эта своего рода энциклопедия лаконично повествует о жизни страны в давно минувшую эпоху. В центре внимания здесь тоже стоит не политика, а собственно власть. Трактат особо выделяет четыре главных области знания, именуя их науками: «философия, учение о трех ведах, учение о хозяйстве, учение о государственном управлении». Здесь же дается характеристика идеала государя, его определяющих качеств как властителя. Прежде всего отмечается, что государь должен быть «в высшей степени энергичным, не имеющим обыкновения медлить, господином своих вассалов с сильной волей, не имеющим в своем окружении лиц негодных...»292 Значительную роль в развитии политической мысли Востока сыграло учение Конфуция (551—479 до н.э.). Подобно Сократу, Конфуций не оставил после себя письменных свидетельств. Содержание его учения было изложено в книге, составленной его учениками. Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию власти и государства. Власть императора, согласно этой концепции, уподобляется власти отца. А отношения тех, кто правит, и их подданных — семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Конфуций — сторонник аристократического правления. Народ полностью им устранялся от управления государством.
Конфуций является также сторонником ненасильственных методов правления. Он призывал правителей и подданных строить свои отношения на началах добродетели. Существенное место в учении Конфуция занимает принцип «исправления имен». Цель «исправления имен» заключается в том, что нужно «привести имена», т.е. обозначения социальных, политических и правовых статусов различных лиц и групп населения в иерархической системе общества и государства, в соответствие с реальностью, присвоив каждому должное ему имя: чтобы государь был государем, сановник — сановником, отец — отцом, простолюдин — простолюдином, подданный — подданным и т.д.
Реформирование власти, столь необходимое во времена Конфуция, представляло собой прежде всего реформирование слов, лингвистических знаков, а также политических символов, регулирующих социальные различия. Регулирование политических отношений посредством норм добродетели в учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основе законов. «Если, — подчеркивал Конфуций, — руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклониться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится»293. Подчеркивая тот факт, что политическая власть и имена связаны между собой, Конфуций призывает к тому, чтобы слова соответствовали вещам. Многие из его заповедей использовались и используются в управлении государством, а сам Конфуций рассматривается как аналитик искусства правления. Одним из влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли считается Лао-цзы (VI— V вв. до н.э.). Лао-цзы выдвигает концепцию власти, связанную с «Путем» (Дао). Этим термином обозначается принцип движения как естественного процесса. Дао как естественный ход вещей и естественная закономерность определяет законы неба, природы и общества. Дао олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. Существенную роль даосизм отводит принципу недеяния, воздержания от активных действий. Недеяние выступает в этом учении прежде всего как осуждение антинародного активизма властей и богатых, как призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое. Даосизм резко критикует насилие, войны, армии. «Где побывали войска, — говорит Лао-цзы, — там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы... Победу следует отмечать похоронной процессией»294. 293 См.: История политических и правовых учений. М., 1995. С. 28-29. 294 Там же. С. 26.
Каким же должно быть положение власти? Для нее должно быть присуще недействие или мягкое скольжение в развивающемся процессе. В V—VIII вв. до н.э. в Китае заявили о себе люди, которых называли стратегами. Это были теоретики искусства ведения войны. Разрабатывая искусство ведения войны, стратеги создали концепцию власти, понимаемой как искусство побеждать. Такое понимание было связано с тем, что власть, по их мнению, означает возможность встретить людей или группы людей, готовых подчиняться приказу, или, иначе говоря, способных подчиняться стратегии. Последняя же понималась как некая совокупность скоординированных и маневренных действий в целях достижения победы. Сильной стороной такой интерпретации является то, что она сводит к минимуму вооруженные обстоятельства, отдавая предпочтение идеалу, в котором нет места вооруженному столкновению. Стратег в таком случае определяется как лицо, добивающееся победы в сложившейся объективно ситуации при учете так называемого естественного хода вещей. Стратег в своих действиях предвидит развитие событий, подчиняющихся определенной внутренней необходимости. Он добивается в конечном счете победы без сражений, используя динамику эволюции хода вещей. К этой оригинальной концепции в последующем будет обращаться политический руководитель Китая Мао Цзэдун. Война и власть в таком подходе опираются на склонность, развитие вещей, которые вытекают из реальности. И нет нужды в насилии. В IV в. до н.э. в Китае, как и во многих других государствах, сильное влияние в политической жизни стали оказывать «школы законников», или «легисты». По своей сути это были теоретики власти, хотя они и занимались разработкой законов. С точки зрения легистов, всей полнотой власти должен обладать государь. И это понятно: легисты были теоретиками деспотизма, авторитарной монархии. Они стояли на службе, говоря современным языком, тоталитарного порядка. Подобно стратегам, они стремились следовать за реальностью. Власть, говорят нам китайские легисты, — это подчинение вещам, которым мы не смогли навязать свою волю.
Как видим, власть в Китае, в отличие от подхода к ней в Европе, предстает как более гибкое явление. Конфликтам китайские мыслители предпочитают соглашения, столкновениям — компромиссы. Идеал властвования по-китайски: победить без боя.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |