Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая теология К. Шмитта




Как мы уже отмечали, теология во многом была источником современной политической философии. Об этом красноречиво говорил в своей «Политической теологии» немецкий юрист, по­литолог и социолог Карл Шмитт. «Все точные понятия современ­ного учения о государстве, — пишет К. Шмитт, — представляют собой секуляризированные теологические понятия. Не только по своему историческому развитию, ибо они были перенесены из те­ологии на учение о государстве, причем, например, всемогущий Бог становился всевластным законодателем, но и в их системати­ческой структуре, познание которой необходимо для социологи­ческого рассмотрения этих понятий. Чрезвычайное положение имеет для юриспруденции значение, аналогичное значению чуда для теологии. Только имея в виду подобные аналогии, можно по­нять то развитие, которое проделали в последние века идеи фило­софии государства. Ибо идея современного правового государства реализуется совокупно с деизмом с помощью такой теологии и метафизики, которая изгоняет чудо из мира и которая так же от-

276 Алексеева Т.А. Указ. соч. С. 165-167.

277 СГ. Кауш1].-1. Ор. сН. Р. 116-118; 1м\гоЦВ. Шйспге с!ез Иеез роИ-

скршз XIX ыес1е. Р. 80-83; ОисНе(У. Ор. сН. Р. 163-164.

 

 

клоняет содержащееся в понятии чуда нарушение законов приро­ды, устанавливающее исключение путем непосредственного вме­шательства, как и непосредственное вмешательство суверена в действующий правопорядок. Рационализм Просвещения отвергал исключительный случай в любой форме. Поэтому консерватив­ные писатели контрреволюции с их теистическими убеждениями могли попытаться идеологически обосновать личный суверенитет монарха с помощью аналогий, заимствованных из теистической

теологии»

3.6.2. «Августинизм» К. Шмитта

Секуляризация политики для К. Шмитта не имеет позитив­ной ценности. Напротив, доктрина К. Шмитта проповедует, воп­реки утверждениям современных конституционалистов, ситуа­цию исключения как предпосылку политического решения, как единственный источник суверенитета, что сопровождается парал­лельно обесценением версии государства, по Августину Блаженно­му. Вопреки идее самоограничения власти государства, на основа­нии которой нами была показана эволюция христианской теолого-политической проблематики, К. Шмитт полагает, что указанное самоограничение власти государства мешает ей реализоваться в полной мере. Шмитт выступает в этом вопросе с позиции «тоталь­ного» государства. Республиканское государство для К. Шмитта яв­ляется химерой потому, что доктрина самоограничения власти го­сударства вступает в противоречие с государством в форме рес­публики: ограничивая свою власть, которая исходит от народа, такое государство оказывается неспособным в полной мере реа­лизовать волю народа. И в силу этого такое государство становит­ся по сути антидемократическим.

Шмиттовский черный политический пессимизм оказывает­ся сродни теологии Августина Блаженного земного мира, разру­шенного грехом и грехопадением, в котором власть государства и власть решительности героя являются легитимными и частич­но спасительными. «Отлив» ситуации с исключением, согласно

278 Шмитт К. Политическая теология. М., 2000. С. 57-58.

 

К. Шмитту, имел место в XVIII в., когда был установлен проч­ный порядок. Как полагал М. Хайдеггер, «забвение феномена решения» имело место и в случае «забвения человека» в метафи­зике, что стало одной из предпосылок возникновения нацистс­кого режима.

Одна из иллюзий, связанных с политикой, коренится в стрем­лении ее интерпретировать как «вечный», не ограниченный во времени феномен, что приводит неизбежно к сокрытию решения, из которого она рождается. Исторически способность решать в исключительной ситуации была, по мнению Шмитта, интегриро­вана в юридическую систему Веймарской республики. В такого рода решении государство демонстрирует в конечном счете свое превосходство по отношению к юридической норме. Иначе гово­ря, государство обладает подлинной и единственной властью: ав­торитетом. И этот авторитет государство использует также и для создания права.

Приведенный нами выше текст К. Шмитта получил довольно обстоятельный комментарий Жана-Франсуа Кервегана, который опубликовал книгу «Гегель, Карл Шмитт: политика между умоз­рительным построением и позитивностью». С одной стороны, ут­верждает Ж.-Ф. Кервеган, Шмитт стремится показать, что «отказ от связи, до того очевидной, между пространством религиозных представлений и организацией земного мира политики, отказ, вызванный нарушением религиозного единства Западной Евро­пы, сыграл решающую роль в генезисе современного государства. Это последнее родилось из религии одновременно в силу того, что оно было осмыслено и описано благодаря секуляризации тео­логических концепций и благодаря тому, что оно сохраняет, даже негативно, отпечаток конфликта (теологического и политическо­го), который и содействовал появлению его (государства. — В.Ж.) необходимости. Не удивительно, что вплоть до наших дней по­литические представления несут на себе печать этой изначаль­ной ситуации». Но, с другой стороны, тезис Шмитта имеет ши­рокое и в большей мере методологическое значение: «речь не идет здесь о культурализме», речь идет о программе «социоло­гии юридических концепций», имеющей в качестве объекта «системное объяснение корреляции между менталитетом и по­литическими структурами... Политическая теология проявляет

 

себя, таким образом, через посредство культурной антрополо­гии»279.

Западные политологи, отмечая немалые заслуги К. Шмитта в разработке проблематики власти, в то же время подвергают его концептуальный подход определенной критике. Попытаемся ос­ветить это положение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.