КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политическая теология К. Шмитта
Как мы уже отмечали, теология во многом была источником современной политической философии. Об этом красноречиво говорил в своей «Политической теологии» немецкий юрист, политолог и социолог Карл Шмитт. «Все точные понятия современного учения о государстве, — пишет К. Шмитт, — представляют собой секуляризированные теологические понятия. Не только по своему историческому развитию, ибо они были перенесены из теологии на учение о государстве, причем, например, всемогущий Бог становился всевластным законодателем, но и в их систематической структуре, познание которой необходимо для социологического рассмотрения этих понятий. Чрезвычайное положение имеет для юриспруденции значение, аналогичное значению чуда для теологии. Только имея в виду подобные аналогии, можно понять то развитие, которое проделали в последние века идеи философии государства. Ибо идея современного правового государства реализуется совокупно с деизмом с помощью такой теологии и метафизики, которая изгоняет чудо из мира и которая так же от- 276 Алексеева Т.А. Указ. соч. С. 165-167. 277 СГ. Кауш1].-1. Ор. сН. Р. 116-118; 1м\гоЦВ. Шйспге с!ез Иеез роИ- скршз XIX ыес1е. Р. 80-83; ОисНе(У. Ор. сН. Р. 163-164.
клоняет содержащееся в понятии чуда нарушение законов природы, устанавливающее исключение путем непосредственного вмешательства, как и непосредственное вмешательство суверена в действующий правопорядок. Рационализм Просвещения отвергал исключительный случай в любой форме. Поэтому консервативные писатели контрреволюции с их теистическими убеждениями могли попытаться идеологически обосновать личный суверенитет монарха с помощью аналогий, заимствованных из теистической теологии» 3.6.2. «Августинизм» К. Шмитта Секуляризация политики для К. Шмитта не имеет позитивной ценности. Напротив, доктрина К. Шмитта проповедует, вопреки утверждениям современных конституционалистов, ситуацию исключения как предпосылку политического решения, как единственный источник суверенитета, что сопровождается параллельно обесценением версии государства, по Августину Блаженному. Вопреки идее самоограничения власти государства, на основании которой нами была показана эволюция христианской теолого-политической проблематики, К. Шмитт полагает, что указанное самоограничение власти государства мешает ей реализоваться в полной мере. Шмитт выступает в этом вопросе с позиции «тотального» государства. Республиканское государство для К. Шмитта является химерой потому, что доктрина самоограничения власти государства вступает в противоречие с государством в форме республики: ограничивая свою власть, которая исходит от народа, такое государство оказывается неспособным в полной мере реализовать волю народа. И в силу этого такое государство становится по сути антидемократическим. Шмиттовский черный политический пессимизм оказывается сродни теологии Августина Блаженного земного мира, разрушенного грехом и грехопадением, в котором власть государства и власть решительности героя являются легитимными и частично спасительными. «Отлив» ситуации с исключением, согласно 278 Шмитт К. Политическая теология. М., 2000. С. 57-58.
К. Шмитту, имел место в XVIII в., когда был установлен прочный порядок. Как полагал М. Хайдеггер, «забвение феномена решения» имело место и в случае «забвения человека» в метафизике, что стало одной из предпосылок возникновения нацистского режима. Одна из иллюзий, связанных с политикой, коренится в стремлении ее интерпретировать как «вечный», не ограниченный во времени феномен, что приводит неизбежно к сокрытию решения, из которого она рождается. Исторически способность решать в исключительной ситуации была, по мнению Шмитта, интегрирована в юридическую систему Веймарской республики. В такого рода решении государство демонстрирует в конечном счете свое превосходство по отношению к юридической норме. Иначе говоря, государство обладает подлинной и единственной властью: авторитетом. И этот авторитет государство использует также и для создания права. Приведенный нами выше текст К. Шмитта получил довольно обстоятельный комментарий Жана-Франсуа Кервегана, который опубликовал книгу «Гегель, Карл Шмитт: политика между умозрительным построением и позитивностью». С одной стороны, утверждает Ж.-Ф. Кервеган, Шмитт стремится показать, что «отказ от связи, до того очевидной, между пространством религиозных представлений и организацией земного мира политики, отказ, вызванный нарушением религиозного единства Западной Европы, сыграл решающую роль в генезисе современного государства. Это последнее родилось из религии одновременно в силу того, что оно было осмыслено и описано благодаря секуляризации теологических концепций и благодаря тому, что оно сохраняет, даже негативно, отпечаток конфликта (теологического и политического), который и содействовал появлению его (государства. — В.Ж.) необходимости. Не удивительно, что вплоть до наших дней политические представления несут на себе печать этой изначальной ситуации». Но, с другой стороны, тезис Шмитта имеет широкое и в большей мере методологическое значение: «речь не идет здесь о культурализме», речь идет о программе «социологии юридических концепций», имеющей в качестве объекта «системное объяснение корреляции между менталитетом и политическими структурами... Политическая теология проявляет
себя, таким образом, через посредство культурной антропологии»279. Западные политологи, отмечая немалые заслуги К. Шмитта в разработке проблематики власти, в то же время подвергают его концептуальный подход определенной критике. Попытаемся осветить это положение.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1207; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |