КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теологическая критика либерализма
В соответствии с подходом К. Шмитта можно утверждать, что Запад политически сформировался на основе осуществленного «разделения» теологического и политического. Было бы наивно и совершенно неверно пытаться отрицать значение таких работ, например, как «Теолого-политический трактат» Б. Спинозы или «Левиафана» Т. Гоббса в определении феномена власти. Так, в «Левиафане» Т. Гоббс сравнивает государство со смертным Богом и придает ему атрибуты могущества абсолютного суверена, прототипом которого является божественное могущество. К. Шмитт, будучи во многом учеником М. Вебера, признает, что государство является продуктом секуляризации. Но трагический характер государства определяется тем, что оно идет по пути утверждения либерализма в своей организации и деятельности. И его, К. Шмитта, политическая и «теологическая» борьба против либерализма это наглядно демонстрирует. Как считает К. Шмитт, либерализм является секуляризацией теологической традиции: государство не должно вмешиваться, оно имеет право на деятельность только с согласия общества. Но такое либеральное государство, по Шмит-ту, является мифом, так как оно, что бы о нем ни говорили, продолжает вмешиваться в жизнь общества, с одной стороны, а с другой - оно не способно «ухватить» сущность политики, которая не является неким Другим по отношению к обществу, она является для него Всем! Таким образом, К. Шмитт полностью противостоит теологии, которая делает из Бога некоего полностью Другого, и политике, которая делает из государства абсолютно другого по от- 279 Кегуё$ап А-Е Не е1, Сап ЗсЬпнН, Ье ро!Шяие еШхе зрёси1а(юп е1 ШуПё. Р., 1992. Р. 101-102.
ношению к обществу. «Тотальное» государство должно быть Всем, во всяком случае «потенциально». И К. Шмитт использует теологическую терминологию: «потенциальная вездесущность политики». Наверное, можно сомневаться в теологической ценности «политической теологии» К. Шмитта. Еще в 1935 г. Эрик Петерсон полагал, что «политическая теология» Шмитта была скорее языческой (можно сказать — константинопольской) ностальгией о единстве политики и теологии, тогда как вся история христианства на Западе характеризовалась разделением между ними. Эта ностальгия по тотальности является следствием сугубо теологического видения суверенитета, выраженного в тезисе децизио-низма280. Отправной точкой этого тезиса является осознание бессилия нормы в юридическом порядке. Сторонники децизионизма считают, что индивид — основа права: волевым актом он принимает суверенное решение, которое учреждает юридический порядок. Юридический порядок — это «нормальная ситуация». Однако сам он не может родиться из нормальной ситуации. Он может заменить хаос, при котором не действуют нормы, нормой, которая навязывается обществу индивидуальной волей. Утверждение порядка из хаоса соответствует ситуации политического кризиса, который, говоря словами К. Шмитта, является исключительной ситуацией. Юриспруденция «теряется перед лицом экстремального случая, — пишет К. Шмитт. — Ибо не всякое исключительное полномочие, не всякая полицейская чрезвычайная мера или чрезвычайное постановление [сами по себе] суть уже чрезвычайное положение. Скорее, оно включает принципиально неограниченное полномочие, то есть приостановление действия всего существующего порядка. Если это состояние наступило, то ясно, что государство продолжает существовать, тогда как право отходит на задний план. Поскольку чрезвычайное положение всегда есть нечто иное, чем анархия и хаос, то в юридическом смысле все же существует порядок, хотя и не правопорядок. Существование государства доказывает здесь на деле [свое] несомненное превосходство над действием правовой нормы. Решение освобождается от 280 О". ВИПег/.-С. Ор. ск. Р. 160. 13 Заказ 125
любой нормативной связанности и становится в собственном смысле слова абсолютным»281. В тональности Т. Гоббса Шмитт использует его выражение: Аис(огНаз, поп уегИаз, /асН 1е ет282. Не случайно К. Шмитт начинает свою «Политическую теологию» чеканной формулой: «Сувере-нен тот, кто принимает решение о чрезвычайном положении»283. Становится понятным и парадокс суверенитета: «Сувереном является одновременно и внутренняя и внешняя стороны юридического порядка». С позиции К. Шмитта, сувереном является тот, в ком юридический порядок признает за властью в исключительной ситуации право нарушать закон, по крайней мере, в том смысле, что именно суверену принадлежит право принимать решения даже в ситуации приостановления действия конституции. В некотором смысле закон исходит из самого себя: отныне он находится вне себя самого, так как существует суверен. Вот как этот парадокс резюмирует Джорджио Агамбен: «Я - суверен, который существует вне закона, и я заявляю, что нет ничего вне закона»284. Эта диалектика включения и исключения, внутреннего и внешнего является мистикой суверенитета. Юридически-политический порядок, как утверждает Д. Агамбен, является структурой, включающей то, что является вытолкнутым вовне. Феномен исключительной ситуации, по Шмитту, является разновидностью включения в себя того, что находится вовне. Она является примером особого исключения из общей нормы, не утрачивая связи с ней, так как она будет стремиться ее вновь возродить или, по крайней мере, войти в нее снова. К. Шмитт многое заимствовал у Д. Вико285 и особенно у Кьер-кегора. Он небезосновательно полагает, что существует видимая 281 Шмитт К. Указ. соч. С. 24-25. 282 Авторитет, не истина создает закон (лат.) 283 Шмитт К. Указ. соч. С. 15. 284 А атЬеп С. Ногтю засег. Р., 1997; ВПНег1.-С. Ор. ск. Р. 161. 285 Вико Джамбатиста (1668—1744) — итальянский философ, один из ос новоположников историзма. Исторический процесс, по Вико, имеет объек тивный и провиденциальный характер; все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (безгосударственное состояние, под чинение жрецам), героической (аристократическое государство) и челове ческой (демократическая республика или представительная монархия).
связь Закона с его истоками, но они не являются, бесконечной властью Бога. Нет сомнения в том, что Бог мог бы сделать мир иным, и Он может в любой момент освободиться от существующего в этом мире порядка. Утверждение, согласно которому «правило существует только через исключение», вытекает из этого положения о сверхтрансцендентности, которое вписывает номос во внешнее окружение, оживляющее его и дающее ему бесконечную возможность. Действие современного децизиониста не сводится, по Шмитту, к законному и незаконному только. Оно предполагает участие человека в области права. Не случайно Шмитт скажет еще в 1934 г.: «Суверенное решение является абсолютным началом, а абсолютное начало... является не чем иным, как суверенным решением». Теологический характер этой формулы налицо. Об этом говорит и Ж.-Ф. Кервеган: «Аналогия с божественным творением, понимаемым как эффект могущества в его предшествовании, предполагаемом в отношении науки и доброты, показательна: децизионизм -это метафизика решения в силу того, что она представляет собой основополагающий момент "политики" определенного порядка. Это позволяет видеть, что политическая теология Шмитта соответствует... собственно теологическим следствиям»286. Решение, по Шмитту, порождает модель абсолютно трансцендентного божественного акта, который создает закон ех тНпо и сразу же вводит человека в сферу действия этого закона. Однако теология Шмитта, как справедливо отмечает Ж.-К. Биллье, не является последним словом христианской теологии. Теолого-политическая проблематика западной модели христианства ведет к автономизации и самоограничению власти государства, но эта власть в ее современной форме весьма далека от того, чтобы быть покинутой политикой в ее современном выражении. В противном случае возникает опасность утверждения тоталитарного государства. Неприятие политического либерализма, читай — политики как таковой, что присуще К. Шмитту, вступает в противоречие с западной политической традицией. А она, как известно, связана с самоограничением власти государства правом, что позволяет со- 1 Кеп>ё ап 1.-К Ор ск. Р. 327.
четать субъективные права индивидов с правами сообщества и реа-лизовывать на деле требования открытого демократического обсуждения организационных выборов общества. Сама идея «правового государства», как считают некоторые политологи, не находится вне связи с «самоограничением» божественного могущества, что позволяет, к примеру, ввести в христианскую доктрину понятия «случайности» и «свободы». Постепенное внедрение в политическую практику европейских стран самоограничения власти монархов не только подтверждало эту доктрину, но и имело положительное значение для политического развития многих стран Европы. А это не подтверждает позицию К. Шмитта. Теолого-политическое наследие Наметим несколько осей размышлений, ведущихся вокруг основных проблем современности в рамках теолого-политичес-кого поля и в направлении, противоположном представлениям К. Шмитта. Можно, видимо, утверждать, что К. Шмитт уделяет повышенное внимание христианской религиозной политической мысли. При этом Шмитт, как, впрочем и марксисты, недооценивает роль и значение прав индивидов и сообществ, что в своих работах отражали, как было показано выше, и У. Оккам, и Витория. Доктрины Шмитта и Маркса видят только одно-единственное значение теологии: создание на ее основе абстрактного государства как суперструктуры, выражающей интересы правящего класса и решительно отличающейся от общества. Создание публичного пространства, в рамках которого происходит обсуждение всех общественно значимых проблем, и разделение публичного и частного начал в жизнедеятельности общества было завоеванием еще XVIII в. Причем это завоевание в конечном счете сыграло столь значительную роль, что фашистские и коммунистические эксперименты потерпели поражение. И сейчас в мире нет серьезных оснований для их возможного повторения. Правда, это не означает, что опасность повторения в той или иной форме тоталитаризма осталась в прошлом. Как и ранее, в наши дни необходимо критическое осмысление политической реальности, в том числе и реальности, связанной с политической
властью. Не меньшее значение имеет и развитие критического начала внутри самого христианства. Об этом мы уже говорили выше. Но критическая динамика важна и сегодня. В наши дни, как никогда прежде, происходят глубокие социоисторические трансформации обществ, которые не могут не воздействовать и на Церковь, и на политическую теологию. Сказывается также и идейно-теоретическое воздействие доктрин различных конфессий на христианство.
Глава 4. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ВЛАСТИ
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |