КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория человеческой природы
Как было отмечено выше, Н. Макиавелли интересовал ответ на вопрос «Как государь должен завоевать и сохранить власть?». Ла Боэси ищет ответ на вопрос «Каким образом государь осуществляет свое влияние над тысячами людей в условиях, когда масштаб этого влияния не превышает того, что люди ему позволяют?». Иначе говоря, Ла Боэси задается вопросами: «Почему народ подчиняется тирану и даже любит его?», «Где истоки подчинения,
являющегося единственным условием установления и поддержания тиранической власти?». За этими вопросами скрывается загадка человеческой природы. Можно понять, когда народ уступает силе (так было в Афинах, где долгое время существовало правление тиранов). Можно понять людей, когда они оказываются околдованными делами или обещаниями прославленных героев. Престиж харизматического лидера нередко объясняет «слепоту» масс. «О Боже! Как может такое быть? Как мы это назовем? Каким несчастьем это является? Какой порок, или, скорее, какой ужасный порок? Видеть бесконечное число людей не подчиняющихся, а прислуживающих; не управляемых, но тиранизируемых; нет ни благ, ни родителей, ни женщин, ни детей, нет даже самой жизни, принадлежащей им самим! Терпеть ограбления, разврат, жестокость не от армии, не от лагеря варваров, в борьбе с которыми нужно было бы защищать свою жизнь, а от одного лица; не от Геркулеса или Самсона, а от человека, чаще всего самого трусливого... в нации; не привыкшего ни к пороховым баталиям...; не тому, кто мог бы силой командовать людьми...»307 Как отмечает во введении к «Рассуждениям» С. Гойар-Фабр, рассматриваемая проблема поставлена превосходно. Если в порядок вещей входит подчинение народа тем, кто им командует, то чудовищной аномалией является то, что целый народ сгибается под игом одного лица, не обладающего ни силой, ни престижем: откуда берется это «порочное чудовище»?308 Ясно, что безропотное подчинение миллионов людей одному «единственному» лицу необъяснимо только их малодушием или трусостью. Если даже малодушие и трусость оказывают влияние, то их нужно объяснить. А это трудно сделать хотя бы потому, что в этом подчинении все происходит так, как если бы те, кто находится в рабстве, получали бы от этого удовлетворение. А потому сам собой напрашивается вывод: рабство существует только потому, что оно является добровольным. 307 Ьа ВоеПе Е. йе. Б^соиге ее 1а зешШйе Уо1оШа1ге. Р., 1983. Р. 133— 134. 308 Соуагй-ЕаЪге 8. Бе 1а кегуйиде уо1оп1а1ге. 1п1гос1ис1юп // Е. Ьа Воеие с!е. Ор. сИ. Р. 80.
Такой вывод противоречит человеческой природе. Сам народ выбирает такой удел, «перерезая себе горло». Тем самым Ла Боэ-си, излагая теорию человеческой природы, рассматривает в качестве непротиворечащей природе человека невероятную болезнь добровольного рабства. Человеческая природа, согласно Э. де Ла Боэси, подчиняется трем основным принципам. «Вне всякого сомнения, — говорит он, — если мы живем в соответствии с теми правами, которые дарованы нам природой и в соответствии с теми уроками, которым она нас учит, мы подчинялись бы, естественно, родителям, доводам разума и крепостной личности»309. Поясним это вслед за Э. де Ла Боэси. Изначально человек не является тем, что он есть на самом деле. Для формирования человеческого существа очень нужны уроки родителей. Это является своеобразным выражением гуманизма. К тому же Ла Боэси рассматривает семью как фундаментальное естественное общество. И следуя путям, начертанным природой, родители формируют своих детей. Под влиянием родителей воспитывается и то, что в Средние века понималось под добродетелью. Порождение человека является существом разумным, а разум — универсальным. И потому Ла Боэси полагает, что природа является «министром Бога и правителем людей»310. Именно природа порождает сильных и слабых. Она дает каждому больше или меньше ума. Она не желает ни господства, ни подчинения. Ни у командования, ни у преданности нет природного предназначения. Авторитет управляющего является не более естественным, чем подчинение управляемого. Неравенство, различающее людей, является средством «братской привязанности», в которой помощь и солидарность создают прочные связи между сильнейшими и теми, к кому судьба неблагосклонна. Природа, по мысли де Ла Боэси, предлагает людям, что называется, естественную социабельность, что прозволяет людям объединиться. При этом объединение людей не предполагает их подчинения, а общество отнюдь не означает обязательную зависимость одних от других. И третий принцип: «Не следует сомневаться в том, что мы не являемся людьми естественно свободными»3". 309 Ьа ВоеПе Е. йе. Ор. сК. Р. 139. 3101Ыс1. Р. 140. 311 1Ы<± Р. 141.
С одной стороны, есть немало исторических свидетельств «твердости духа, которой свобода наделяет сердца тех, кто ее защищает»312. А с другой - свобода выводится из разума. И если природа человека является разумной, она охватывает свободу, так как предполагает для каждого автономию и признание каждым другого. Однако Ла Боэси полагает, что в феномене взаимной зависимости нет более зависимости. И тем не менее, если предложить человеку выбрать между свободой и рабством, он, скорее всего, выберет подчинение одному человеку313. Человеческая природа характеризуется тем, что разум и свобода соседствуют друг с другом. И свобода является больше чем идеалом. Без нее нет жизни. Но чтобы она была в действительности, за нее человек должен уметь сражаться и, если необходимо, умереть. Причины рабства Ла Боэси исходит из того, что в XVI в., в период, когда происходит становление современного государства, политические отношения не сводимы к патерналистским по типу отношениям, присущим домашнему хозяйству или к модели феодального общества. В государстве отношения авторитета и подчинения не сводятся к личным отношениям начальника и подчиненного. И потому государственная власть исходит из индивидуальной воли того (человек или ассамблея), кто призван командовать. Однако политическая власть не совпадает с тем, кто ее осуществляет. Еще одна новация, на которую опирается Ла Боэси, состоит в том, что он обращается к тому, что мы называем политическим сознанием управляемых. Последние в новых условиях не связаны отношениями личной зависимости и личной преданности. И значит, политическая власть, авторитет государства не являются господством. Нет ничего более ложного и более тяжелого по последствиям, чем отождествление могущества суверена с верховенством начальника. И потому Л а Боэси рабство народов при тирании рассматривает как политическое отклонение. И он выделяет две основные причины такого отклонения. 312 Ьа ВоеНе Е. йе. Ор. сН. Р. 136. 3131ЬШ. Р. 144.
Во-первых, именно сами народы позволяют себя «обуздывать», шокоряются, перерезая себе горло»314. Сказывается «порочная природа» людей. Целые народы безумны и слепы. Они не предпринимают никаких усилий для того, чтобы увидеть, что те, кто господствует над ними, «также имеют только два глаза, две руки, одно тело, и имеют только то, что имеет любой человек бесконечно большого числа наших городов...»315 Народы не предпринимают никаких усилий для того, чтобы понять, что глаза, которыми господин выслеживает своих подданных, они сами ему вручили; что руки, которыми он наносит им удары, он берет у них же; что ноги, которые топчут города, являются ногами вырождающихся подданных... И они не замечают, что господин имеет власть над ними только с их помощью. И потому они легко становятся сообщниками «вора», который их грабит, и «убийцы», который их убивает. Короче, «предавая самих себя», они предают и своих детей. Ослабляя себя вплоть до самоотрицания, они неосознанно укрепляют тирана, порождая тем самым деспотизм. Ла Боэси задается вопросом: кто не ведает того, что люди становятся такими, какими себя делают сами или какими позволяют делать себя? Ликург, «полицейский Спарты»316, знал о такой податливости человеческой природы, и его талант заключался в том, что он умело ее использовал. Кто не знает также того, что чаще всего люди «довольствуются жить той жизнью, в которой они родились... и принимают ее за естественное состояние с их рождения». Человеку присуща природная лень, которая является как бы его второй природой: если «природа человека заключена в том, чтобы быть свободным и желать этого, в такой же мере его природой, естественно, является и то, что он привыкает к пище, которую ему дают»317. Словом, сказываются обычаи и привычки, котсь рые как бы насаждают вторую природу. В состоянии некоего притупления чувств человек «неожиданно попадает в такое глубокое забытие смелости, что для него оказывается невозможным пробудиться для того, чтобы снова ею овладеть». Он навсегда теряет 314 Ьа ВоеПе Е. йе. Ор. ей. Р. 136. 315 1Ыа. Р. 138. 3161ЬИ. Р. 147. 3171ЬШ. Р. 150.
«память о своем первом состоянии», а также желание его восстановить. И он оказывается неспособным к большим делам. Он теряет свое человеческое достоинство. Не ведая свободы, такой человек и не сожалеет о ней. Раболепствующий человек не имеет подлинно человеческой природы. Такой, прямо скажем, психологический анализ связан и с моралью. Рабство означает разрушение ценностей, с которыми связано существование человечества. Отсюда и то презрение, которое Ла Боэси испытывает к униженному народу. И он приходит к двум весьма важным выводам: 1) политическое условие человека можно понять только на основе антропологического анализа; 2) политика не может оцениваться без учета этики. Во-вторых, глубокой причиной рабства народов является утрата природного начала управляющими. Ла Боэси полагает, что в каждое мгновение король рискует превратиться в тирана. Французский мыслитель даже не противопоставляет плохого тирана хорошему королю. Монархия, будучи правлением одного лица, несет в себе политическое зло: в силе и действии монархия является тиранией. И конечно, не бывает хороших тиранов. Тиран завоевывает королевство при помощи выбора народа, силой оружия или на основе права наследования. Но в любом случае образ его правления является очень схожим: он покоряет народ, он рассматривает его как свою добычу или ввергает его в рабство. Вместо того чтобы править, тиран превращается в господина; вместо того чтобы командовать, он присваивает себе фактическую власть; вместо выполнения долга он присваивает себе все права. Более того, он претендует на право использования силы. И постепенно власть одного лица превращается в угнетение. Наследственный король считает себя собственником королевства и подданных. А избранный государь думает только о том, чтобы вписать свою династию в историю. Словом, по мнению Э. де Ла Боэси, тиран подчиняет всю свою неискренность делу утверждения личной власти. Он не брезгует использованием лести и шантажа, попирает мораль, обращаясь к самым низменным инстинктам людей. Он эксплуатирует мнение и воображение большого числа людей во имя достижения своих целей. Задолго до Ш. Монтескье Ла Боэси разоблачает утрату естественного начала деспотической политической власти. Это выража-
ется в том, что отношения между правителем и управляемыми сведены до такой степени, что подданные более не являются людьми, а правление как таковое не имеет для них никакого смысла. Другая сторона заключается в том, что сам правитель утрачивает человеческое начало: он сравнивает себя с Богом и видит в себе идола. И в этом состоит его главная ошибка: он вышел за пределы политической сферы, так как спутал публичное со своим частным стремлением к бесконечному могуществу. И как бы обращаясь ко всем диктаторам, Э. де Ла Боэси утверждает, что их пигмейский по размерам разум сродни возлюбленной смерти. Последствия добровольного рабства Разрушительная сила деспотизма подрывает социальную жизнь и социально-политические структуры государства. И Ла Боэси в своем произведении показывает, что плохие социальные и политические институты неизбежно ведут людей на опасную тропу, на которой разрушается добродетель. И действительно, тиран, убежденный в своем превосходстве, связанном с тем, что он «рассматривает свою волю в качестве разума» и испытывает ощущение, что его одиночество является разновидностью трансцендентности, не может противопоставить что-либо тому, что вокруг него оказываются люди далеко не лучших достоинств. Здесь выявляется удивительная проницательность, острая и точная социологически оценка Э. де Ла Боэси теневой стороны политических режимов — «пружина и секрет господства»318 заключены в социальной структуре тирании. В тирании группа за группой распространяют политическое зло. Пять-шесть честолюбцев в ближайшем окружении деспота прямо причастны к злодеяниям, но они вскорости заражают шестьсот других, либо слишком послушных, либо напрямую заинтересованных во зле, а еще шесть тысяч представлены теми, кто стремится заполучить правление в провинциях. И все вместе они решают задачу в конечном счете обращения страны в рабство. Коварство тирана заключено в том, чтобы «порабощать одних Ьа Воейе Е. Пе. Ор. с\1. Р. 162.
субъектов при помощи других»319. Тем самым вскрывается скрытый принцип мира властвования. Его влияние усиливается известной способностью тирана внушать народу уважение к себе, что еще более увеличивает возможности порабощения. Дыхание свободы Боэси является решительным противником тирании. Как и у его предшественников - религиозных политических мыслителей - у него сосуществуют «два града» — град «публичного разума», где требуется подчинение государству и законам, и град «частного разума», где можно быть свободным в своих суждениях. Государство не может быть их судьей, если эти суждения не находят выражения в насилии по отношению к установленному порядку. Ла Боэси не мог не высказаться и по проблеме свободы. Понятно, что отношение к свободе неизбежно связано с тем, что мы называем политической моралью. Что отличает позицию Ла Боэси в этой области? Он отнюдь не является адвокатом безусловного права на оппозицию власти. Он вовсе не защищает тезис о противопоставлении гражданина и государства. Более того, Ла Боэси является решительным противником бунтов, заговоров или вооруженного восстания. Он исповедует принцип мира и справедливости (Рах е(Ьех) и говорит: «король и разум»320. В позиции Ла Боэси нет места стремлению к физическому устранению тирана, что было присуще тому времени. Он видит в убийстве тирана чистое насилие, заключающееся в том, что против силы используется сила. А по его убеждению, в политической области юстиция не должна становиться на этот путь, являющийся аморальным321. Ла Боэси полагает, что сам народ создает условия для рабства или свободы, потому что именно он создает или свергает тиранов. Создать тирана означает быть его сообщником 319 Ьа ВоеПе Е. йе. Ор. ск. Р. 162. 3201Ш. Р. 147. Как тут не вспомнить, что, по мнению Сенеки, «убийство тирана не является убийством», а позднее Сен-Жюст утверждал, что за убийство народа можно отомстить только смертью короля.
или его поддержкой. Свергнуть тирана не означает его убийства. Это означает, по Л а Боэси, отказ от прислуживания. Пассивное сопротивление восстанавливает ценность политики: «Будьте решительны в том, чтобы не прислуживать, и вы уже свободны»322. Уметь сказать «нет» означает подтвердить свою свободу; силы отказа позволяют возвратить себе самого себя. В таком подходе, безусловно, еще не присутствует теория суверенитета народа. Ла Боэси не покушался на монархический принцип и не являлся глашатаем ценностей демократии. Однако, как отмечают многие исследователи, он интуитивно идет по пути утверждения контрактных отношений в обществе, что позднее найдет отражение в работах Гоббса, Руссо и других мыслителей. Одним из первых Ла Боэси показал, что монарх имеет перед народом не только права, но и обязанности: могущество суверена — это прежде всего ответственность, возложенная на государя. И в ходе ее осуществления подданные должны подчиняться государю, но они имеют право отказать ему в своей поддержке. Пройдет немало времени, прежде чем этот принцип (право на оппозицию народа) ляжет в основу юридического порядка демократического общества. Но как не предавать самого себя, как и где взять силы на сопротивление? Необходимо иметь «здравую голову», послушную законам Природы, «отточенную учебой и знанием» таким образом, чтобы «ощущать свободу в своем теле, даже если она была бы полностью потерянной во всем мире». Ла Боэси убежден, что «мудрость» должна быть не в государе, а в подданном, т.е. в каждом из нас. Основная идея Ла Боэси, которую разделял и Монтень, заключается в том, что мудрость, знание себя, подчинение естественным и божественным законам делает человека свободным не только индивидуально, но и освобождает от рабства разрушительной страсти, и делает его и политически свободным. Последнее определяется господством над собой и познанием себя, что дает силу и мужество, во-первых, существовать, а во-вторых, сопротивляться скверному господину, жестокому государю, тирану. 322 Ьа ВоеПе Е. йе. Ор. ск. Р. 139.
Это происходит потому, что познание самого себя и знание жизни, идей, истории, искусства, дает каждому «прочность» и тем самым чувство существования, веру в себя и свое мнение, что является единственным условием возможного «диссидентства» по отношению к власти. Такое понимание соответствует существу призыва, в свое время высказанного папой Иоанном-Павлом II, с которым он обратился к верующим в 1980 г.: «Не бойтесь». Вера в Бога, вера в себя и в «Бога в себе» - это часть борьбы со злоупотреблением властью, которую мы ведем в течение всей жизни. Об этом же, правда по-своему, говорит и Вацлав Гавел: «Итогом моего выбора политических ценностей были не пять лет тюрьмы. Игра не подавила меня морально и сегодня, когда мы потерпели относительное политическое поражение от раздела Чехословакии». Ниже, когда речь пойдет о политическом поведении, мы увидим, как прогрессировали политическая наука и социология в выяснении добровольного подчинения, что так удивляло Ла Боэси. Заслугой Ла Боэси является открытие и постановка вопроса о добровольном рабстве. Он расширил поле размышлений о власти, выйдя за пределы способов правления. Пружина «господство-власть» является одной и той же в любом политическом режиме. Обращает на себя внимание тот факт, что Ла Боэси не призывает к бунту, он зовет людей к познанию самих себя. Его выдающееся произведение не является стройным изложением теории правления. В нем он определяет пространство, внутри которого возможна будущая политика. В «Рассуждениях о добровольном рабстве» гуманизм впервые наделяется политическим смыслом. Автор подводит читателя к выводу о том, что политика зависит от каждого человека, а не только от Бога. А чтобы человек определял политику, ему нужно освободиться от рабской зависимости323.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |