Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория человеческой природы




Как было отмечено выше, Н. Макиавелли интересовал ответ на вопрос «Как государь должен завоевать и сохранить власть?». Ла Боэси ищет ответ на вопрос «Каким образом государь осуществляет свое влияние над тысячами людей в условиях, когда масштаб этого влияния не превышает того, что люди ему позволяют?».

Иначе говоря, Ла Боэси задается вопросами: «Почему народ подчиняется тирану и даже любит его?», «Где истоки подчинения,

 

являющегося единственным условием установления и поддержа­ния тиранической власти?».

За этими вопросами скрывается загадка человеческой приро­ды. Можно понять, когда народ уступает силе (так было в Афи­нах, где долгое время существовало правление тиранов). Можно понять людей, когда они оказываются околдованными делами или обещаниями прославленных героев. Престиж харизматичес­кого лидера нередко объясняет «слепоту» масс. «О Боже! Как мо­жет такое быть? Как мы это назовем? Каким несчастьем это явля­ется? Какой порок, или, скорее, какой ужасный порок? Видеть бесконечное число людей не подчиняющихся, а прислуживаю­щих; не управляемых, но тиранизируемых; нет ни благ, ни роди­телей, ни женщин, ни детей, нет даже самой жизни, принадлежа­щей им самим! Терпеть ограбления, разврат, жестокость не от ар­мии, не от лагеря варваров, в борьбе с которыми нужно было бы защищать свою жизнь, а от одного лица; не от Геркулеса или Сам­сона, а от человека, чаще всего самого трусливого... в нации; не привыкшего ни к пороховым баталиям...; не тому, кто мог бы си­лой командовать людьми...»307

Как отмечает во введении к «Рассуждениям» С. Гойар-Фабр, рассматриваемая проблема поставлена превосходно. Если в поря­док вещей входит подчинение народа тем, кто им командует, то чудовищной аномалией является то, что целый народ сгибается под игом одного лица, не обладающего ни силой, ни престижем: откуда берется это «порочное чудовище»?308

Ясно, что безропотное подчинение миллионов людей одному «единственному» лицу необъяснимо только их малодушием или трусостью. Если даже малодушие и трусость оказывают влияние, то их нужно объяснить. А это трудно сделать хотя бы потому, что в этом подчинении все происходит так, как если бы те, кто нахо­дится в рабстве, получали бы от этого удовлетворение. А потому сам собой напрашивается вывод: рабство существует только пото­му, что оно является добровольным.

307 Ьа ВоеПе Е. йе. Б^соиге ее 1а зешШйе Уо1оШа1ге. Р., 1983. Р. 133—

134.

308 Соуагй-ЕаЪге 8. Бе 1а кегуйиде уо1оп1а1ге. 1п1гос1ис1юп // Е. Ьа Воеие

с!е. Ор. сИ. Р. 80.

 

Такой вывод противоречит человеческой природе. Сам народ выбирает такой удел, «перерезая себе горло». Тем самым Ла Боэ-си, излагая теорию человеческой природы, рассматривает в каче­стве непротиворечащей природе человека невероятную болезнь добровольного рабства. Человеческая природа, согласно Э. де Ла Боэси, подчиняется трем основным принципам. «Вне всякого со­мнения, — говорит он, — если мы живем в соответствии с теми правами, которые дарованы нам природой и в соответствии с теми уроками, которым она нас учит, мы подчинялись бы, есте­ственно, родителям, доводам разума и крепостной личности»309.

Поясним это вслед за Э. де Ла Боэси. Изначально человек не является тем, что он есть на самом деле. Для формирования чело­веческого существа очень нужны уроки родителей. Это является своеобразным выражением гуманизма. К тому же Ла Боэси рас­сматривает семью как фундаментальное естественное общество. И следуя путям, начертанным природой, родители формируют своих детей. Под влиянием родителей воспитывается и то, что в Средние века понималось под добродетелью.

Порождение человека является существом разумным, а разум — универсальным. И потому Ла Боэси полагает, что природа являет­ся «министром Бога и правителем людей»310. Именно природа по­рождает сильных и слабых. Она дает каждому больше или меньше ума. Она не желает ни господства, ни подчинения. Ни у командо­вания, ни у преданности нет природного предназначения. Авто­ритет управляющего является не более естественным, чем подчи­нение управляемого. Неравенство, различающее людей, является средством «братской привязанности», в которой помощь и соли­дарность создают прочные связи между сильнейшими и теми, к кому судьба неблагосклонна. Природа, по мысли де Ла Боэси, предлагает людям, что называется, естественную социабельность, что прозволяет людям объединиться. При этом объединение лю­дей не предполагает их подчинения, а общество отнюдь не озна­чает обязательную зависимость одних от других.

И третий принцип: «Не следует сомневаться в том, что мы не являемся людьми естественно свободными»3".

309 Ьа ВоеПе Е. йе. Ор. сК. Р. 139. 3101Ыс1. Р. 140. 311 1Ы<± Р. 141.

 

С одной стороны, есть немало исторических свидетельств «твердости духа, которой свобода наделяет сердца тех, кто ее за­щищает»312. А с другой - свобода выводится из разума. И если природа человека является разумной, она охватывает свободу, так как предполагает для каждого автономию и признание каждым другого. Однако Ла Боэси полагает, что в феномене взаимной зави­симости нет более зависимости. И тем не менее, если предложить человеку выбрать между свободой и рабством, он, скорее всего, выберет подчинение одному человеку313.

Человеческая природа характеризуется тем, что разум и свобо­да соседствуют друг с другом. И свобода является больше чем идеа­лом. Без нее нет жизни. Но чтобы она была в действительности, за нее человек должен уметь сражаться и, если необходимо, умереть.

Причины рабства

Ла Боэси исходит из того, что в XVI в., в период, когда проис­ходит становление современного государства, политические от­ношения не сводимы к патерналистским по типу отношениям, присущим домашнему хозяйству или к модели феодального об­щества. В государстве отношения авторитета и подчинения не сводятся к личным отношениям начальника и подчиненного. И потому государственная власть исходит из индивидуальной воли того (человек или ассамблея), кто призван командовать. Однако политическая власть не совпадает с тем, кто ее осуществляет.

Еще одна новация, на которую опирается Ла Боэси, состоит в том, что он обращается к тому, что мы называем политическим со­знанием управляемых. Последние в новых условиях не связаны от­ношениями личной зависимости и личной преданности. И зна­чит, политическая власть, авторитет государства не являются гос­подством. Нет ничего более ложного и более тяжелого по последствиям, чем отождествление могущества суверена с верхо­венством начальника. И потому Л а Боэси рабство народов при ти­рании рассматривает как политическое отклонение. И он выделя­ет две основные причины такого отклонения.

312 Ьа ВоеНе Е. йе. Ор. сН. Р. 136. 3131ЬШ. Р. 144.

 

Во-первых, именно сами народы позволяют себя «обуздывать», шокоряются, перерезая себе горло»314. Сказывается «порочная природа» людей. Целые народы безумны и слепы. Они не пред­принимают никаких усилий для того, чтобы увидеть, что те, кто господствует над ними, «также имеют только два глаза, две руки, одно тело, и имеют только то, что имеет любой человек бесконеч­но большого числа наших городов...»315 Народы не предпринима­ют никаких усилий для того, чтобы понять, что глаза, которыми господин выслеживает своих подданных, они сами ему вручили; что руки, которыми он наносит им удары, он берет у них же; что ноги, которые топчут города, являются ногами вырождающихся подданных... И они не замечают, что господин имеет власть над ними только с их помощью. И потому они легко становятся сооб­щниками «вора», который их грабит, и «убийцы», который их уби­вает. Короче, «предавая самих себя», они предают и своих детей. Ослабляя себя вплоть до самоотрицания, они неосознанно укреп­ляют тирана, порождая тем самым деспотизм.

Ла Боэси задается вопросом: кто не ведает того, что люди ста­новятся такими, какими себя делают сами или какими позволяют делать себя? Ликург, «полицейский Спарты»316, знал о такой по­датливости человеческой природы, и его талант заключался в том, что он умело ее использовал. Кто не знает также того, что чаще всего люди «довольствуются жить той жизнью, в которой они ро­дились... и принимают ее за естественное состояние с их рожде­ния». Человеку присуща природная лень, которая является как бы его второй природой: если «природа человека заключена в том, чтобы быть свободным и желать этого, в такой же мере его приро­дой, естественно, является и то, что он привыкает к пище, кото­рую ему дают»317. Словом, сказываются обычаи и привычки, котсь рые как бы насаждают вторую природу. В состоянии некоего при­тупления чувств человек «неожиданно попадает в такое глубокое забытие смелости, что для него оказывается невозможным пробу­диться для того, чтобы снова ею овладеть». Он навсегда теряет

314 Ьа ВоеПе Е. йе. Ор. ей. Р. 136. 315 1Ыа. Р. 138. 3161ЬИ. Р. 147. 3171ЬШ. Р. 150.

 

 

 

«память о своем первом состоянии», а также желание его восста­новить. И он оказывается неспособным к большим делам. Он те­ряет свое человеческое достоинство. Не ведая свободы, такой че­ловек и не сожалеет о ней. Раболепствующий человек не имеет подлинно человеческой природы.

Такой, прямо скажем, психологический анализ связан и с мо­ралью. Рабство означает разрушение ценностей, с которыми связано существование человечества. Отсюда и то презрение, которое Ла Боэси испытывает к униженному народу. И он приходит к двум весьма важным выводам: 1) политическое условие человека можно понять только на основе антропологического анализа; 2) политика не может оцениваться без учета этики.

Во-вторых, глубокой причиной рабства народов является ут­рата природного начала управляющими. Ла Боэси полагает, что в каждое мгновение король рискует превратиться в тирана. Фран­цузский мыслитель даже не противопоставляет плохого тирана хорошему королю. Монархия, будучи правлением одного лица, несет в себе политическое зло: в силе и действии монархия явля­ется тиранией. И конечно, не бывает хороших тиранов.

Тиран завоевывает королевство при помощи выбора народа, си­лой оружия или на основе права наследования. Но в любом случае образ его правления является очень схожим: он покоряет народ, он рассматривает его как свою добычу или ввергает его в рабство. Вмес­то того чтобы править, тиран превращается в господина; вместо того чтобы командовать, он присваивает себе фактическую власть; вместо выполнения долга он присваивает себе все права. Более того, он пре­тендует на право использования силы. И постепенно власть одного лица превращается в угнетение. Наследственный король считает себя собственником королевства и подданных. А избранный госу­дарь думает только о том, чтобы вписать свою династию в историю.

Словом, по мнению Э. де Ла Боэси, тиран подчиняет всю свою неискренность делу утверждения личной власти. Он не брезгует использованием лести и шантажа, попирает мораль, об­ращаясь к самым низменным инстинктам людей. Он эксплуати­рует мнение и воображение большого числа людей во имя дости­жения своих целей.

Задолго до Ш. Монтескье Ла Боэси разоблачает утрату есте­ственного начала деспотической политической власти. Это выража-

 

ется в том, что отношения между правителем и управляемыми сведены до такой степени, что подданные более не являются людьми, а правление как таковое не имеет для них никакого смысла. Другая сторона заключается в том, что сам правитель ут­рачивает человеческое начало: он сравнивает себя с Богом и ви­дит в себе идола. И в этом состоит его главная ошибка: он вышел за пределы политической сферы, так как спутал публичное со своим частным стремлением к бесконечному могуществу. И как бы обращаясь ко всем диктаторам, Э. де Ла Боэси утверждает, что их пигмейский по размерам разум сродни возлюбленной смерти.

Последствия добровольного рабства

Разрушительная сила деспотизма подрывает социальную жизнь и социально-политические структуры государства. И Ла Боэси в своем произведении показывает, что плохие социальные и политические институты неизбежно ведут людей на опасную тропу, на которой разрушается добродетель.

И действительно, тиран, убежденный в своем превосходстве, связанном с тем, что он «рассматривает свою волю в качестве ра­зума» и испытывает ощущение, что его одиночество является раз­новидностью трансцендентности, не может противопоставить что-либо тому, что вокруг него оказываются люди далеко не луч­ших достоинств. Здесь выявляется удивительная проницатель­ность, острая и точная социологически оценка Э. де Ла Боэси те­невой стороны политических режимов — «пружина и секрет гос­подства»318 заключены в социальной структуре тирании.

В тирании группа за группой распространяют политическое зло. Пять-шесть честолюбцев в ближайшем окружении деспота прямо причастны к злодеяниям, но они вскорости заражают ше­стьсот других, либо слишком послушных, либо напрямую заинте­ресованных во зле, а еще шесть тысяч представлены теми, кто стремится заполучить правление в провинциях. И все вместе они решают задачу в конечном счете обращения страны в рабство. Ко­варство тирана заключено в том, чтобы «порабощать одних

Ьа Воейе Е. Пе. Ор. с\1. Р. 162.

 

субъектов при помощи других»319. Тем самым вскрывается скры­тый принцип мира властвования. Его влияние усиливается извест­ной способностью тирана внушать народу уважение к себе, что еще более увеличивает возможности порабощения.

Дыхание свободы

Боэси является решительным противником тирании. Как и у его предшественников - религиозных политических мыслителей - у него сосуществуют «два града» — град «публичного разума», где требуется подчинение государству и законам, и град «частного ра­зума», где можно быть свободным в своих суждениях. Государство не может быть их судьей, если эти суждения не находят выраже­ния в насилии по отношению к установленному порядку.

Ла Боэси не мог не высказаться и по проблеме свободы. По­нятно, что отношение к свободе неизбежно связано с тем, что мы называем политической моралью.

Что отличает позицию Ла Боэси в этой области? Он отнюдь не является адвокатом безусловного права на оппозицию власти. Он вовсе не защищает тезис о противопоставлении гражданина и государства. Более того, Ла Боэси является решительным против­ником бунтов, заговоров или вооруженного восстания. Он испо­ведует принцип мира и справедливости (Рах е(Ьех) и говорит: «король и разум»320.

В позиции Ла Боэси нет места стремлению к физическому ус­транению тирана, что было присуще тому времени. Он видит в убийстве тирана чистое насилие, заключающееся в том, что про­тив силы используется сила. А по его убеждению, в политической области юстиция не должна становиться на этот путь, являющий­ся аморальным321. Ла Боэси полагает, что сам народ создает усло­вия для рабства или свободы, потому что именно он создает или свергает тиранов. Создать тирана означает быть его сообщником

319 Ьа ВоеПе Е. йе. Ор. ск. Р. 162. 3201Ш. Р. 147.

Как тут не вспомнить, что, по мнению Сенеки, «убийство тирана не является убийством», а позднее Сен-Жюст утверждал, что за убийство народа можно отомстить только смертью короля.

 

или его поддержкой. Свергнуть тирана не означает его убийства. Это означает, по Л а Боэси, отказ от прислуживания. Пассивное сопротивление восстанавливает ценность политики: «Будьте реши­тельны в том, чтобы не прислуживать, и вы уже свободны»322. Уметь сказать «нет» означает подтвердить свою свободу; силы отка­за позволяют возвратить себе самого себя.

В таком подходе, безусловно, еще не присутствует теория су­веренитета народа. Ла Боэси не покушался на монархический принцип и не являлся глашатаем ценностей демократии. Однако, как отмечают многие исследователи, он интуитивно идет по пути утверждения контрактных отношений в обществе, что позднее най­дет отражение в работах Гоббса, Руссо и других мыслителей. Од­ним из первых Ла Боэси показал, что монарх имеет перед наро­дом не только права, но и обязанности: могущество суверена — это прежде всего ответственность, возложенная на государя. И в ходе ее осуществления подданные должны подчиняться госуда­рю, но они имеют право отказать ему в своей поддержке. Прой­дет немало времени, прежде чем этот принцип (право на оппо­зицию народа) ляжет в основу юридического порядка демокра­тического общества.

Но как не предавать самого себя, как и где взять силы на со­противление?

Необходимо иметь «здравую голову», послушную законам Природы, «отточенную учебой и знанием» таким образом, чтобы «ощущать свободу в своем теле, даже если она была бы полностью потерянной во всем мире».

Ла Боэси убежден, что «мудрость» должна быть не в государе, а в подданном, т.е. в каждом из нас.

Основная идея Ла Боэси, которую разделял и Монтень, заклю­чается в том, что мудрость, знание себя, подчинение естественным и божественным законам делает человека свободным не только инди­видуально, но и освобождает от рабства разрушительной страсти, и делает его и политически свободным. Последнее определяется гос­подством над собой и познанием себя, что дает силу и мужество, во-первых, существовать, а во-вторых, сопротивляться скверному господину, жестокому государю, тирану.

322 Ьа ВоеПе Е. йе. Ор. ск. Р. 139.

 

Это происходит потому, что познание самого себя и знание жизни, идей, истории, искусства, дает каждому «прочность» и тем самым чувство существования, веру в себя и свое мнение, что яв­ляется единственным условием возможного «диссидентства» по отношению к власти.

Такое понимание соответствует существу призыва, в свое вре­мя высказанного папой Иоанном-Павлом II, с которым он обра­тился к верующим в 1980 г.: «Не бойтесь». Вера в Бога, вера в себя и в «Бога в себе» - это часть борьбы со злоупотреблением влас­тью, которую мы ведем в течение всей жизни. Об этом же, правда по-своему, говорит и Вацлав Гавел: «Итогом моего выбора поли­тических ценностей были не пять лет тюрьмы. Игра не подавила меня морально и сегодня, когда мы потерпели относительное по­литическое поражение от раздела Чехословакии».

Ниже, когда речь пойдет о политическом поведении, мы уви­дим, как прогрессировали политическая наука и социология в вы­яснении добровольного подчинения, что так удивляло Ла Боэси.

Заслугой Ла Боэси является открытие и постановка вопроса о добровольном рабстве. Он расширил поле размышлений о власти, выйдя за пределы способов правления. Пружина «господство-власть» является одной и той же в любом политическом режиме. Об­ращает на себя внимание тот факт, что Ла Боэси не призывает к бунту, он зовет людей к познанию самих себя. Его выдающееся произведение не является стройным изложением теории правле­ния. В нем он определяет пространство, внутри которого возмож­на будущая политика. В «Рассуждениях о добровольном рабстве» гуманизм впервые наделяется политическим смыслом. Автор подво­дит читателя к выводу о том, что политика зависит от каждого че­ловека, а не только от Бога. А чтобы человек определял политику, ему нужно освободиться от рабской зависимости323.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.14 сек.