КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политика как стратегическое искусство, не подчиненное этике
Н. Макиавелли концентрирует внимание на особенных качествах государя, которые подкрепляются силой оружия, политическими способностями и даже актами, по своей сути близкими к бандитизму. Государь Макиавелли является реалистом. Он принимает людей такими, какие они есть, учитывая, в частности, то, что они нередко руководствуются отнюдь не добрыми намерениями. Автор «Государя» не приемлет идею о том, что человек стремится только к счастью. Макиавелли полагает, что человек руководствуется в своей жизни вовсе не идеей счастья. Куда важнее для него совсем иное — страсть и борьба. И в этой борьбе первостепенное значение приобретает искусство управлять людьми и даже «удерживать людей» в рамках ведущейся в обществе политической игры. В итоге получается так, что политическая игра представляет собой своеобразное поле сражения, где действует логика силы, напоминающая военное искусство. Императивы политического искусства государя, которыми должен он пользоваться, предполагают отказ от безусловного подчинения естественному закону, а политика должна осмысливаться как радикально автономная по отношению к правилам традиционной этики
208
1 Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. М, 2004. С. 285.
301 СТ. Гагар Г. Ор. ск. Р. 33. 14 Заказ 125
Обратимся к тому, что пишет Н. Макиавелли: «Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия; первый способ — способ человеческий, второй - способ диких животных; но так как первый способ не всегда удается, то люди прибегают иногда и ко второму. Государи должны уметь пользоваться обоими способами. Эта мысль выражена аллегорически у многих древних писателей: Ахиллес и многие другие правители и герои древности воспитывались, по их словам, у кентавра Хирона, наблюдавшего за их действиями. Мысль этого мифа ясна: учитель — получеловек и полузверь - показывает, что государи должны развивать в себе как человеческую, так и животную сторону, без чего власть их не может быть прочной. Государь, действуя грубой силой, подобно животным, должен соединять в себе качества льва и лисицы. Обладая качествами только льва, он не сумеет быть осторожным и избежать западни, которую ему поставят; будучи же только лисицей, он не сумеет защищаться от врагов, так что, для избежания сетей и возможности победы над врагами, государи должны быть и львами, и лисицами. Те, кто захочет красоваться в одной только львиной роли, выкажут этим только крайнюю свою неумелость. Предусмотрительный государь не должен, следовательно, исполнять своих обещаний и обязательств, если такое исполнение будет для него вредно, и все мотивы, вынудившие его обещание, устранены. Конечно, если бы все люди были честны, подобный совет можно было бы счесть за безнравственный, но так как люди обыкновенно не отличаются честностью и подданные относительно государей не особенно заботятся о выполнении своих обещаний, то и государям по отношению к ним не для чего быть особенно щепетильными. Для государей же нетрудно каждое свое клятвопреступление прикрывать благовидными предлогами. В доказательство этого можно привести бесчисленные примеры из современной истории, можно указать на множество мирных трактатов и соглашений всякого рода, нарушенных государями или оставшихся мертвой буквой ввиду неисполнения их. При этом станет очевидно, что в больших барышах оставались те государи, которые лучше умели подражать своими действиями лисицам. Необходимо, однако же, последний способ действия хорошо скрывать под личиной честности: государи должны обладать ве-
ликим искусством притворства и одурачивания, потому что люди бывают обыкновенно до того слепы и заняты своими насущными потребностями, что человек, умеющий хорошо лгать, всегда найдет достаточно легковерных людей, охотно поддающихся обману»302. «Добродетель» государя, по Макиавелли Государь, по Макиавелли, должен быть хитрым и скрытным. Он не может полностью доверять своим подданным. Их следует опасаться, ибо правитель окружен врагами, внутренними и внешними. Он не может никому доверять и вынужден использовать насилие и коварство. Государь должен быть равнодушен к добру и злу. Н. Макиавелли прямо отвечает на вопрос, на чем должны строиться отношения государя с населением, на любви подданных к правителю или на страхе. Что для правителя полезнее, вопрошает Н. Макиавелли, чтобы его любили или чтобы его боялись? «Я нахожу, что желательно было бы, — утверждает автор «Государя», — чтобы государи достигали одновременно и того и другого, но так как осуществить это трудно и государям обыкновенно приходится выбирать, то в целях личной их выгоды замечу, что полезнее держать подданных в страхе. Люди, вообще говоря, неблагодарны, непостоянны, лживы, боязливы и алчны; если государи осыпают их благодеяниями, они высказывают приверженность к ним до самоотвержения и, как я уже выше говорил, если опасность далека, предлагают им свою кровь, средства и жизнь свою, и детей своих, но едва наступает опасность — бывают недалеки от измены. Государь, слишком доверяющий подобным обещаниям и не принимающий никаких мер для своей личной безопасности, обыкновенно погибает, потому что привязанность подданных, купленная подачками, а не величием и благородством души, хотя и легко приобретается, но обладание ею непрочно, и в минуты необходимости на нее нельзя полагаться. Кроме того, люди скорее бывают готовы оскорблять тех, кого любят, чем тех, кого боятся; любовь обыкновенно держится на весьма тонкой основе бла- 302 Макиавелли Н. Государь; Рассуждения о первой декаде Тита Ливия; О военном искусстве: Сборник. Минск, 1998. С. 84-85. и» " 211
годарности, и люди, вообще злые, пользуются первым предлогом, чтобы ради личного интереса изменить ей; боязнь же основывается на страхе наказания, никогда не оставляющем человека»303. Как же в этой ситуации вести себя государю? Ответ Н. Макиавелли несложен: «Заставляя бояться себя, государи должны, однако, стараться не возбудить против себя ненависти. Внушать, страх, не возбуждая ненависти, для них очень выгодно; достигнуть же этого весьма нетрудно, если только государь не будет нарушать имущественных и личных прав своих подданных и не будет посягать на их честь и на честь их жен и дочерей»304. «Государи должны, — утверждает Н. Макиавелли, - усиленно заботиться о том, чтобы каждая фраза, исходящая из их уст, представлялась продиктованной совместно всеми пятью перечисленными мною качествами, чтобы слушающему ее особа государя представлялась самой истиной, самим милосердием, самим человеколюбием, самой искренностью и самим благочестием. Особенно важно для государей притворяться благочестивыми; в этом случае люди, судящие по большей части только по одной внешности, так как способность глубокого обсуждения дана немногим, — легко обманываются. Личина для государей необходима, так как большинство судит о них по тому, чем они кажутся, и только весьма немногие бывают в состоянии отличить кажущееся от действительного; и если даже эти немногие поймут настоящие качества государей, они не дерзнут высказать свое мнение, противное мнению большинства, да и побоятся посягнуть этим на достоинство верховной власти, представляемой государем. Кроме того, поскольку действия государей неподсудны трибуналам, то подлежат обсуждению одни только результаты действий, а не сами действия. Если государь сумеет только сохранить свою жизнь и власть, то все средства, какие бы он ни употреблял для этого, будут считаться честными и похвальными»305. Какие же средства нужно использовать для достижения желанного для государя результата? Все зависит от обстоятельств. Макиавелли дает государю индульгенцию на нарушение нрав- 303 Макиавелли Н. Указ соч. С. 82. 304 Там же. 305 Там же. С. 86-87.
ственных заповедей: следует казаться хорошим, но не бояться быть плохим. К. Леклерк приводит следующий фрагмент из письма Н. Макиавелли П. Садерини: «Новый победитель может добиться авторитета при помощи жестокости, предательства и безжалостности в той стране, где человечность, верность своему слову и набожность давно уже не в чести; подобного же результата человек может добиться при помощи доброты, верности своему слову и набожности в такой стране, где жестокость, предательство и безжалостность утвердились давно»306. В этом фрагменте весь Макиавелли с его двойственностью, с его убежденностью в том, что цель оправдывает средства. И достоинства, и пороки государя, согласно Н. Макиавелли, должны быть подчинены одной цели — построить, укрепить и расширить государство. Именно государственные интересы оправдывают применение любых средств, особенно насилия, которое лишено всякой видимой добродетели, являющейся для народа неким призраком. Тем более что «хороший народ» может быть всегда обманут, что не имеет никакого значения для Макиавелли. Единственное, с чем нужно считаться — с необходимостью добиваться желаемого результата. Таким результатом для Макиавелли являлось построение итальянского государства на «выходе» страны из феодализма. Нужно сказать, что понятия «государственных интересов» нет в наследии Н. Макиавелли, зато оно позднее встречается у его последователей. Оно стало в известном смысле отождествляться с публичным или общим благом, и его определяли в Риме как правило поведения в период опасности и чрезвычайных ситуаций. Теория государства, по Макиавелли, основывается на идее сохранения и увеличения власти государства в интересах прежде всего удовлетворения желания господства государя. Заслугой Н. Макиавелли является то, что он первым применил термин «государство» (по-итальянски «зШо») для определения политически организованного общества. Этот термин более широк, абстрактен, следовательно, и более точен, чем полис; он позволяет отличать его от страны, общества, институтов власти, лица или органа, которому принадлежит верховная власть, и т.п. СГ. ЬеЫегсд С. Ор. Ск. Р. 50.
Слово «государство» вошло во все языки, что говорит о его необходимости и точности. Есть мнение и о том, что Н. Макиавелли впервые употребил слово «республика» в его современном понимании, как государственную форму, противоположную монархии. Как мы уже отмечали, со времен античности, говоря о формах государства, пользовались терминами «монархия», «аристократия», «демократия». Н. Макиавелли первым дал родовое название для демократии и аристократии — республика.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |