КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Никколо Макиавелли и вопросы власти
ВОЗРОЖДЕНИЕ И ЗАГАДКА ВЛАСТИ В эпоху Возрождения вопросы власти приобретают новое звучание. Н. Макиавелли, Э. де Ла Боэси, Т. Мор по-новому рассматривают механизмы власти. Французский политический мыслитель Ж. Воден размышляет над феноменом правового государства. Мыслители эпохи Возрождения задумываются над загадкой добровольного рабства. Значительный по своей силе импульс политическая наука, в том числе и в вопросах политической власти, получила в трудах итальянского государственного деятеля, писателя, историка, иногда называемого классиком политической мысли Нового времени, Никколо Макиавелли (1469-1527). Н. Макиавелли родился в семье юриста, не богатой, но гордой своими традициями. Он получил хорошее образование. Освоил латынь и, возможно, немного греческий. О его молодости почти ничего неизвестно. Как житель Флоренции он пережил все перипетии ее судьбы. Сначала власть купеческого рода Медичи, превратившего Флоренцию в сеньорию и распоряжавшегося ею бесконтрольно, затем их изгнание и провозглашение республиканской конституции, отдавшей предпочтение среднему классу. Вождем республики был монах Савонарола. Свою борьбу с всевластием Медичи Савонарола сочетал с осуждением греха, роскоши, языческой культуры, с призывами к аскетизму и покаянию в ожидании Страшного Суда. Это был христианский фанатизм, пытавшийся воскресить утраченную чистоту веры. Случилось так, что Савонарола навлек на себя всеобщее недовольство и в 1498 г. был сожжен как еретик. Именно тогда нача-
лась служебная деятельность Макиавелли в качестве секретаря Совета десяти. Это был довольно скромный пост. Но он был очень удобен для наблюдения, обеспечивал широкую осведомленность о состоянии дел. Предметом занятий Макиавелли были внешние сношения и оборона. Он участвовал в посольствах ко дворам папы, французского короля и германского императора, ряда итальянских правителей. Макиавелли находился на этом посту до 1512 г. В этот год пала республика, была восстановлена тирания Медичи. Макиавелли был заподозрен в участии в антиправительственном заговоре, отстранен от дел, брошен в тюрьму, подвергнут пыткам, а затем выслан в свое поместье близ Флоренции. Там в вынужденной изоляции и бездействии он находил утешение в чтении и литературном труде, однако мечтал вернуться к политической жизни. Свой шедевр «Государь» Макиавелли написал в 1513 г. и тотчас передал его тогдашнему правителю Лоренцо Медичи. Впервые «Государь» был опубликован в 1532 г. После «Государя» Макиавелли написал «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» - комментарий к сочинению римского историка (окончил в 1516 или 1519 г.) и «Историю Флоренции» (1520—1525 гг.) Н. Макиавелли многим обязан позитивизму Аристотеля и Полибия, у которых он заимствует анализ трех форм правления и их смены. Как и его знаменитые предшественники, итальянский мыслитель высказывается в пользу превосходства смешанного правления по примеру Римской империи. Разрыв с античной проблематикой лучшего режима В отличие от Аристотеля и Полибия, «Государь» впервые в истории политической мысли представляет собой изложение науки о власти и государстве. Тем самым Макиавелли порывает с политической философией античного мира и Средневековья, в которой едва ли не главное внимание уделялось поиску наилучшего режима, т.е. такого политического порядка, который был бы наиболее благоприятным для добродетели, способной отвечать требованиям человека. Макиавелли разоблачает нереалистический характер проектов по улучшению политических режимов, которые он расценивает как не более чем утопические мечтания. Его основное прави-
ло: знать, как фактически живут люди. То, как они должны были бы жить, его не интересует295. Как отмечает французский социолог и политический деятель Р.-Ж. Шварценберг, «Государь» — это «подлинная констатация, протокол»296. Идя в своих поисках дальше, чем Аристотель, Н. Макиавелли становится полноправным основателем политической науки. Он был первым из тех, кто отделил мораль от политики и тем самым дал научное основание политической науке, которую оказалось возможным, в свою очередь, отделить от морали. А это поставило на повестку дня политической науки проблему сознания. Со времени Макиавелли для политической науки более не существует ценностного суждения. Политическая наука с тех пор основывается на фактах, наблюдениях, на базе которых великий флорентиец излагает социологические законы, которые управляют социальными фактами без какой бы то ни было морализирующей претенциозности. Как справедливо отмечает французский социолог К. Леклерк, начиная с Макиавелли утверждается «три- умф социологического позитивизма»
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |