КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы правления
Шарль Монтескье и дальнейшее развитие идей о власти Ярким представителем эпохи Просвещения является выдающийся юрист и политический мыслитель Шарль Монтескье (1689-1755). Основными его произведениями являются «Персидские письма» (1721), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734) и «О духе законов» (1748). 1 ЛоккДж. Соч.: В 3 т. М., 1988. С. 263.
В работе «О духе законов» Ш. Монтескье исходит из принципа, что «законы в самом широком значении этого слова суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей». Три основные части этой книги превращают ее в научную работу по политической социологии. В первых 13 книгах раскрывается теория трех типов правления: республика, монархия и деспотия. При характеристике форм правления Монтескье пользовался двумя понятиями: природа правления и принцип правления. Природа правления — это отношения между правителями и управляемыми, определяемые в основном тем, кому принадлежит власть. Под принципом правления Монтескье понимал те человеческие страсти, которые двигают им. Эту категорию он называет также «душой», «пружиной государства». Принцип правления вытекает из его природы. При демократии «верховная власть принадлежит всему народу». В этом ее природа. «Народ в некоторых отношениях является государем, а в некоторых отношениях — подданным». Политическая добродетель. Принцип демократии — политическая добродетель. Что понимает Ш. Монтескье под добродетелью? Добродетель определена Платоном в его диалоге «О добродетели»: «Добродетели не обучаются и не получают ее от природы, но она бывает присуща тем, кто ею владеет по божественному уделу»328. Римский поэт, член кружка Сципиона Африканского Младшего Луцилий Гай (ок. 180-102 гг. до н.э.) определял добродетель следующим образом: «Добродетель представляет собой для человека знание того, что является правдивым, полезным, честным, знание того, что является хорошим, как и того, что является плохим, а значит, бесполезным, постыдным и нечестным... Быть добродетельным означает ставить на передний план в своем сердце интересы Родины, затем интересы родителей и, наконец, и в последнюю очередь, свои собственные интересы»329 (выделено нами. - В.Ж.). Сам же Мон- 328 Платон. Диалоги. С. 358. 329 СГ. СНеуаНег1. Ор. сН. Р. 409.
тескье определяет добродетель следующим образом: «Эту добродетель можно определить как любовь к законам и к отечеству. Эта любовь, требующая постоянного предпочтения общественного блага личному, лежит в основании всех частных добродетелей: все они представляют собою не что иное, как это предпочтение»330. К добродетели взывали не только в античном мире. Это понятие использовали, например, революционеры во Франции в конце XVIII в. Приведем высказывание Сен-Жюста: «Принципом республиканского правительства является добродетель, в противном случае — террор. Чего хотят те, кто не желает ни добродетели, ни террора?»331 Что получилось из такого подхода, известно. Французская революция, стремясь построить историю на принципе абсолютной чистоты, говоря словами А. Камю — лауреата Нобелевской премии по литературе, «установила принцип постоянных репрессий»332. Все дело в том, что добродетель — это не слова, а действие. Как тут не вспомнить слова Цицерона о том, что достоинство добродетели заключено в действии. «За Якобинской революцией, пытавшейся установить религию добродетели, чтобы на ней основывать единство, — пишет А. Камю, — последуют циничные революции, которые, будь они правыми или левыми, попытаются достичь единства мира, чтобы основать, наконец, религию человека. Все то, что было Богово, отныне будет отдано Кесарю* Природа и принципы правления. Природа аристократии состоит в том, что верховная власть находится в руках группы лиц. Эти лица выделяются из народа в силу своей знатности, богатства или иных преимуществ. Монтескье отмечал, что аристократия устанавливает «самые прискорбные различия между людьми». Принцип этого правления — умеренность, которая удерживает аристократию от произвола, побуждает ее действовать в соответствии с законами страны, позволяет народу забыть о своем бесправии, и тем самым сохраняется стабильность данного строя. 3311 Монтескье Ш. Указ. соч. С. 191. 331 Цит. по: Великая французская революция и Россия. М., 1989. С. 72. 332 Камю А. Бунтующий человек. М., 1990. С. 212-213. 333 Там же. С. 220.
Природа монархии в том, что верховная власть вручается одному лицу, соблюдающему основные законы государства. Монархию отличает умеренное правление. Ее основные законы наделяют сословия (дворянство, духовенство, горожан) правами, которые монарх не может нарушать или отменять. «Уничтожьте в монархии прерогативы сеньоров, духовенства, дворянства и городов и вы скоро получите в результате государство либо народное, либо деспотическое». Принцип монархии — честь. И монарх, и подданные готовы поставить личные интересы выше общественных, но только честь «связывает их, и каждый, думая преследовать свои личные интересы, по сути дела, стремится к общему благу». Не удивительно, что, в отличие от Аристотеля, Монтескье считает, что демократия и аристократия представляют собой две разновидности одного и того же режима, который он называет «республика». Антиподом республик и монархий является деспотия. Для природы деспотии характерно отсутствие политико-правовых отношений между правителями и управляемыми; они подменяются отношениями между господином и рабами. Принцип деспотического правления — страх. «Для деспотического правительства, — утверждает Ш. Монтескье, - нужен страх. В добродетели оно не нуждается, а честь была бы без него опасна»334. Люди «побуждаются к деятельности лишь надеждой на увеличение своих житейских удобств». Подданных воспитывают в духе рабской покорности. Нагнетая атмосферу страха и террора, правитель подавляет волю к борьбе против произвола. Однако «человеческая природа будет постоянно возмущаться против деспотического правления». В деспотиях закономерны революции. Чем различаются, по Монтескье, умеренные и неумеренные формы правления? В умеренных формах правления, к которым относятся демократия, аристократия и монархия, отношения между правительствами и гражданами осуществляются в правовой форме, а государственная власть разделена и распределена между различными социальными силами, учреждениями и должностными лицами, которые осуществляют взаимный контроль и сдержи-» вают друг друга от злоупотреблений и нарушения законов. В неч 334 Монтескье Ш. Указ. соч. С. 185.
умеренных формах правления (деспотия) государственная власть осуществляется произвольно, и она чаще всего концентрируется в одном лице, органе или сословии335. Вторая часть книги «О духе законов» посвящена рассмотрению влияния природных и физических факторов, среди которых Монтескье выделяет климат и территорию, анализируя их влияние на жизнь народа, нравы, а также институты. Третья часть посвящена анализу влияния социальных факторов, торговли, денег, религии на нравы, обычаи и законы.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |