КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Новые подходы к вопросам власти в XIX в
В XIX в. в отношении к государству в политической теории появляются новые мотивы. После Гегеля, считавшего государство воплощением идеи разума, свободы и права, в политической теории утверждается критический подход к государству. Оно постепенно превращается в воплощение зла и рассматривается как инструмент политического господства. Вот как Ф. Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» говорит о государстве: «Итак, государство никоим образом не представляет собой силы извне навязанной обществу... государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимое противоречие с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над обществом, сила, которая бы умеряла столкновения, держала его в границах "порядка". И эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство»354. Жесткой критике в XIX в. подвергают государство анархисты, для которых оно является воплощением зла. При этом отсутствие государственной организации не рассматривается как состояние общества, тождественное варварству, а наоборот, рассматривается
352 Там же. С. 339. 252
353 СТ. Рага%о Р. Ор. ск. Р. 75-76. 354 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 169-170.
как предпосылка для утверждения свободы. Справедливости ради следует сказать, что многое из критики государства в прошлом веке оказалось справедливым, но многое было и иллюзией. Думается, далеко не случайно мечта о свободе в XX в. в некоторых странах на практике обернулась становлением в них жестких и даже жестоких тоталитарных режимов. XX век ознаменован дальнейшим прогрессом политической науки в вопросах власти. Появился целый ряд новых теоретических представлений и интерпретаций политической власти. Это диктовалось той стремительной исторической и политической эволюцией, которая происходила в мире. Выяснилось, что в новых условиях прежние концепции власти не давали адекватного ей объяснения. Пристальное внимание политологов и социологов стали привлекать проблемы политического господства, в чем вклад немецкого социолога М. Вебера трудно переоценить (об этом речь пойдет впереди). Его заслугой, в частности, является то, что он изменил даже саму тематику власти. И в этом направлении позднее будет работать большая группа политологов и социологов. Новый подход к вопросам анализа и интерпретации власти связан и с именем Ханны Арендт (1902—1975) — философа и политолога, ученицы К. Ясперса, М. Хайдеггера, Р. Бультмана, Э. Гуссерля. В «Эссе о революции» (1963) и в «Кризисе культуры» (1954), в отличие от М. Вебера, она не рассматривает власть как господство. Она видит власть в способности человека к действию. По ее мнению, власть характеризуется не отношением «господство—подчинение», а динамичным созиданием, инициативой. Ослабление позиций марксизма в политической науке в послевоенные годы способствовало тому, что политологи вновь обратились к идее правового государства. В центре политической философии вновь оказались проблемы власти. Был даже период, когда политическая теория отождествлялась, по сути дела, с наукой о власти и государстве. При этом государство оказалось на втором плане. В последние два-три десятилетия поле исследования проблем власти получило значительное расширение. Появились новые направления поиска, связанные с анализом отношений к стратегии, проблем микровласти индивидов и других актеров, включенных в системы действия, комплексности систем власти и т.д.
В политической социологии, как мы уже отмечали, власть чаще всего рассматривается как отношение. И это понятно. В современных условиях выявляется целая сеть связей и взаимосообщений, значительно возрастает роль и значение во властных отношениях информации и коммуникации. Власть просто невозможно отделить от социальных отношений в обществе. Все это получило выражение в так называемом интеракционистском подходе, что значительно обогатило теорию власти. Дальнейшим развитием современных представлений о власти стали идеи власти, охватывающей все человеческое существование вплоть до микрогрупп. Еще в 50-е гг. XX столетия американский социолог Д. Рисмен говорил о кризисе власти и эволюции «социального характера», выражающейся в возникновении апатии, пессимизма, цинизма, ощущения духовной опустошенности. Несколько позднее, в 60-е гг., американский экономист и социолог Д. Гэлбрейт обогатил идеи власти анализом технострук-туры. Позднее в представления о власти свой вклад внес французский социолог П. Бурдье, вводя в поле анализа власти концепцию культурного капитала. В этой связи немалый интерес представляют его размышления по вопросам символического насилия и господстве во французском обществе выпускников престижных учебных заведений. И еще одно соображение. В послевоенные годы политическая мысль изучает власть в ее ежедневных проявлениях как стратегию, как подвижную игру, как множественность силовых отношений. Об этом речь пойдет впереди.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |