КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предствления о власти в московском государстве
Политические мотивы в повестях Куликовского цикла В XIII столетии ослабленная непрерывными феодальными усобицами и раздорами Русь стала жертвой монголо-татарского завоевания. Новая ситуация, в которой оказалось русское государство, вызвала к жизни новые политические идеи. В период
^онголо-татарского ига появилось множество исторических повествований, носивших политический характер («Слово о погибели русской земли», «Повесть о Калкской битве», «Повесть о разоре-нии Рязани Батыем», «Китежская легенда» и др.) В них звучал Призыв отстоять независимость русского государства, сплотиться в едином отпоре иноземным завоевателям. На этом основании строились политические доктрины и политические действия370. Борьба с захватчиками на Руси набирала силу по мере возвышения Москвы, начавшей политическое объединение страны. Первостепенную роль в этом процессе сыграл внук Ивана Калиты Дмитрий, который объединил Московское и Владимирское княжества, ставшие ядром феодальной концентрации. Под руководством князя Дмитрия Ивановича и под эгидой Москвы создается общерусский фронт, противостоящий Орде. Москва выдвинула четкую, идеологически обоснованную политическую программу: русские войска должны биться «за всю землю Русскую» и «веру христианскую». Отметим, что в средневековом обществе понятие государственной независимости совпадало с понятием сохранности вероисповедальной свободы. С победой русских войск в Куликовской битве на берегу Дона под руководством Московского Великого князя Дмитрия Ивановича складывается новая политическая ситуация на Руси, которая характеризовалась широкими перспективами восстановления единой, независимой русской государственности. Москва отныне рассматривается как избавительница всего русского народа от иноземных захватчиков. В целом ряде произведений того времени формулируется концепция общерусской государственности, что во многом определило дальнейшее развитие всей русской политической культуры. Развитие политических воззрений в Х1У-ХУ1 вв. испытывало на себе влияние крупных сдвигов, происходивших на Руси. В этот период произошло объединение русских земель вокруг Москвы. Мос- 370 См. подробнее: Тонких В.А., Ярецкий ЮЛ. История политической и правовой мысли России. М., 1999. С. 8-15.
ковское княжество стало ядром российского государства. Великий князь Московский стал верховным правителем, полномочиям которого не было равных во всей русской земле. Брак Ивана III с византийской царевной Софьей-Зоей Палеолог принес Руси наследственный герб Восточной Римской империи (Византии) - двуглавого орла. Падение Константинополя в 1453 г. под ударами Османской империи привело к тому, что Москва стала представляться всем православным христианам единственным оплотом православия, преемницей древнего Царьграда. В этот период закладывались основы объединения трех братских народностей: великорусской (русской), украинской и белорусской. На основе роста национального самосознания формировалась российская культура. Политическая мысль ХГ/-ХУ1 вв. развивалась по ряду направлений: теория «Москва — Третий Рим», «нестяжатели», «иосифляне», выражение интересов дворянства у И.С. Пересвето-ва, деспотическая доктрина Ивана Грозного, тиранические идеи А. Курбского. Антифеодальные течения в этот период были представлены различными ересями, наиболее радикальной религиозной формой которых стало «Новое учение» Феодосия Косого. 5.2.1. Политическая концепция «Москва — Третий Рим» Данная теория свою окончательную формулировку получила в посланиях Филофея, монаха Псковского Елеазарова монастыря к псковскому наместнику и великим князьям Василию и Ивану. Эти послания стали широко известными документами конца XV — начала XVI в. Автор посланий — представитель псковской знати — с горечью констатировал, что псковичи терпят унижение «от меньших и безродных» московских наместников и их слуг. Однако Филофей выступает за поддержку общегосударственных интересов, за создание единого русского государства Рассматриваемая нами теория доказывает закономерность возвышения Москвы и великого князя Московского как главы всей русской земли. Для обоснования этой цели Филофей формулирует теолого-историческую концепцию государственности, стимулом для которой послужило завоевание турками Византии в 1453 г.
История человечества — это возникновение, развитие и упадок мировых царств в соответствии с волей Бога. Первое мировое царство — Древний Рим — пало из-за своего язычества. Второе мировое царство - Византия — погибло из-за унии с католической церковью. Византию наказал Бог, и Константинополь был завоеван турками. Третий Рим — Москва. Центр православия будет стоять до скончания мира, ибо русское государство избрано по воле Провидения для защиты православной религии. Слава и могущество Рима и особенно Византии не исчезли бесследно, они вновь возродились в России. Филофей обосновывает легитимность единой для всей русской земли царской власти. Царь — наместник Бога и его слуга. В его лице светская и духовная власти совмещаются, так как божественная воля — источник любой власти, а следовательно, и власти царя, посредством которого она реализуется в обществе. Подданные обязаны повиноваться царю, который, в свою очередь, должен заботиться о своих подданных. Церковь Филофей представляет как одно из ведомств государства, поэтому он возлагает на царя заботы по борьбе с ересями, назначению епископов, искоренению недостатков в православии, содержанию церквей и монастырей. Проблема соотношения светской и духовной властей решена Филофеем путем увеличения объема светской власти и ограничением духовной, ее полного подчинения светским правителям, но с сохранением за духовными владыками права «говорить правду» царям. Светская власть должна осуществляться в законных формах. Филофей советует царю жить праведно, наблюдая за тем, чтобы и подданные жили по закону и заповедям. Сохранившая верность православной религии и упрочившая ее блеск и славу Россия не только непобедима, а явно набрала силу, сбросила татарское иго, успешно обороняет свои границы, возвысилась в глазах современников и благодаря успехам на дипломатическом поприще. Вот это ее состояние и оформил идеологически Филофей. Величие и славу России он образно сравнивает с величием и славой Рима и особенно Византии, которая издавна в глазах всех русских считалась могущественным и блестящим государством. Эти блеск, слава и могущество не исчезли и бесследно не пропали, так как они перешли к Русскому государству.
Обращает на себя внимание тот факт, что в воззрениях Фило-фея нет никаких призывов к захвату других государств в целях обращения их в православие и присоединения к Московскому государству. Согласно Филофею, центром православия может стать лишь политически суверенное государство, пользующееся всеобщим уважением и обладающее достаточной силой, чтобы защитить святыни и оказать помощь их почитателям. Политическая программа Филофея не исчерпывается только вопросами организации и деятельности общерусской государственной структуры под главенством единого князя. Большое внимание уделено Филофеем и формам идеологического воздействия на широкие массы населения со стороны государственной власти. Он широко обсудил проблему о сфере внутренней духовной свободы православного христианина в государстве. Начатая Нилом Сорс-ким дискуссия о свободе воли практически была завершена Филофеем, и на многие годы она была закрыта как тема русской политической мысли. Резко и категорически Филофей выступил против свободы суждений и особенно против научных исследований. Наука рассматривается им как запретный плод, как опасное и вредное занятие. Единственным источником всех знаний Филофей объявляет слово Божье, содержащееся как непосредственно в источнике (Священном Писании), так и в отечественных преданиях. Теория Филофея появилась как раз в такое время, когда возникла необходимость оформить идеологически уже сложившиеся политические отношения, но еще не всеми и не везде принимаемые. Она помогла утвердить в сознании русских людей новую структуру и политическую программу государства371. 5.2.2. Социально-политические воззрения «нестяжателей» Роль Церкви в жизни общества, соотношение Церкви и государства привлекали пристальное внимание различных политических течений. Основой для полемики в XIV—XVI вв. была проблема секуляризации монастырских земель. 371 Чаев КС. Москва - третий Рим в политической практике московского правительства. Исторические записки. М, 1945. С. 22; Исаев И.А., Золотухина Н.М. Указ. соч. С. 83-84.
Царская власть, стремясь ослабить экономическую мощь Церкви, неоднократно ставила вопрос о передаче монастырских земель в руки государства. Это была третья часть удобной для сельского хозяйства земли, которую хотели использовать для раздачи за службу в виде поместий. Идею секуляризации активно поддерживало нарождающееся дворянство, некоторые обедневшие слои боярства, монастырское и черносошное крестьянство. Активную позицию в вопросах роли Церкви в жизни общества занимали нестяжатели. Такое название получило направление политической мысли, выступившее с предложением о реорганизации некоторых форм деятельности Церкви и потребовавшее от нее всех богатств и лишения ее права владения населенными землями, а также категорически отрицавшее возможность вмешательства со стороны Церкви в политическую деятельность государства, Нил Сорский Основоположником этого течения политической мысли и его главным идеологом был Нил Сорский (1433—1508), широко образованный человек, знаток византийской церковной литературы, которую он изучал во время поездки в Палестину, Афон и Стамбул. Основа его учения — проповедь аскетизма и отказ от стяжания. Сорский основал скит на реке Соре, близ Кирилло-Белозерского монастыря, где жил вместе с другими монахами своим трудом, на практике противопоставляя подобные скиты богатым монастырям-землевладельцам. На Соборе 1503 г. он поддержал предложение великокняжеской власти о ликвидации церковного землевладения, проповедовал идеи духовного подвижничества, нравственного совершенствования, призывал к скромности в обрядах и украшениях церкви. Сорский считает порочной практику стяжания, которая проявлялась в приобретении земель и усилении эксплуатации крестьянского труда в монастырском хозяйстве. По его мнению, деятельность Церкви должна была быть ограниченной духовной сферой и ориентированной на помощь человеку в преодолении страстей. Идеальной организацией, способной решить эту задачу, является раннехристианская община, экономической основой которой
была общая собственность и обязательность труда для каждого общинника. Сорский полагал, что дела веры не должны быть сферой вмешательства государства. Дело веры — прерогатива Церкви. Теория совмещения властей им трактуется как следование обеих властей к единой цели, но с сохранением за каждой из них своей сферы влияния и деятельности. Продолжателем традиций Нила Сорского был Вассиан Патрикеев (ок. 1470 — до 1545), который, в частности, отстаивал идеи независимости Церкви от государства, выступал против монастырского землевладения, указывал на тяжелое положение монастырских крестьян. Таким образом, нестяжатели сформулировали социально-политический идеал, близкий интересам крестьянства, страдавшего от повинностей в пользу монастырей. Их идеи получили поддержку среди эксплуатируемого населения и стали важным теоретическим источником еретических учений. Максим Грек Теоретические положения учения нестяжания наиболее полно были разработаны Максимом Греком (ок. 1470—1556). Его подлинное имя — Михаил Триволис. Он появился в России в 1518 г. по приглашению Великого князя Василия III для перевода богослужебных книг с греческого на русский язык. К этому времени ученый греческий монах прошел большой и сложный путь. Многие годы он провел в Италии в бурное время итальянского Возрождения. В Италии же он получил университетское образование, затем постригся в монахи, вернулся в Грецию и поселился в афонском Ватопедском монастыре, всецело посвятив себя занятиям философией, богословием и переводческой деятельностью. Максим Грек живо интересовался всеми насущными проблемами русской общественно-политической жизни, сумел глубоко постичь их содержание и принять активное участие в публицистической полемике. В области философского и общекультурного знания Максим Грек явно продолжил традиции Нила Сорского, утверждавшего авторитет «мысленного делания». Он настаивал на изучении не
только божественных наук, но и «окружных». В качестве примера, достойного для подражания, он приводит Парижский университет, где за государственный счет обучается разным наукам множество людей. Развивая концепцию Нила Сорского о необходимости наличия у каждого человека свободной воли, Максим Грек считал, что именно этой волей должны определяться поступки человека. Главное заключается в умении «одолети самого себя». Источником зла являются на земле поступки людей, а они часто совершаются от недостатка знания (традиционный постулат античной политической мысли: все зло от незнания). Свобода воли, согласно учению Грека, рождает и ответственность человека за свои дела, за которые он впоследствии должен предстать перед престолом Всевышнего. В свой метод исследования Максим Грек вводит такие категории, как «разум», «законы мышления», ссылается на «здравый разум» и «историческую правду». В этом аспекте политическая теория Максима Грека является как бы ступенью, предшествующей естественно-правовым концепциям372. В своих политических воззрениях Максим Грек занял самостоятельную позицию и разработал ряд вопросов политической теории. Его интересовали проблемы, связанные с выяснением происхождения и сущности верховной власти, формы ее организации, способов реализации высших властных полномочий. К законным способам происхождения власти Максим Грек относит не только наследственное занятие престола, но и выборное. Цель, или главную задачу государства Максим усматривает в «укреплении и утверждении подвластных людей» и устроении «всех вещей живущих на земле человеков», т.е. в обеспечении мирной и спокойной жизни и стабильного внутреннего порядка. Предпочтительной формой власти, по Греку, является такая организация, при которой царь управляет подвластными «в синк-литских советах царских»373. В его произведениях настойчиво проводится мысль о том, что единоличное управление государством ведет к гибели. Государя должны окружать мудрые советники. В их состав он включал наряду с боярами и дворянство (воево- тИсаев И.А., Золотухина Н.М. Указ. соч. С. 44. 373 Грек М. Сочинения. Ч. И. С. 323, 298. 18 Заказ 125
ды, военачальники). Подчеркивал он и почетную роль воинства в государстве как одной из сил, при помощи которой осуществляется главная задача государственной деятельности — обеспечение мира и стабильности жизни подданных державы. Сущность верховной власти рассматривается Максимом Греком традиционно — как реализация Божественной воли. Царь рассматривается как «образ одушевлен самого Царя Небесного». Носителя верховной власти он называет «высшим царем», а Русское государство — «всевидимой преславной державой», Москву -«царствующим всеа Руси преславным градом». Коснулся Максим Грек и традиционной для русской политической мысли темы «грозы» царской власти. Под царской «грозой» он понимает «устрашение государьское», вытекающее из авторитета «царева имени», которое направляется исключительно на «исправление» подручников, а не на их погубление. Реализация «грозы» предусмотрена в рамках все той же «правды». Следовательно, в полном соответствии с традицией русской политической мысли Максим Грек развивал тему самодержавия в значении единства, суверенности и полновластия верховной власти, реализующей свои полномочия в законных пределах. Нестяжатели стремились к созданию в обществе независимой от государства, непорочной, а следовательно, предельно авторитетной среди населения духовной власти. Это их стремление в полной мере соответствовало предначертаниям Святого Евангелия. Вот почему нестяжательство можно с полным правом назвать истинно православной политической доктриной. Политическая доктрина «нестяжательства» — это, в сущности своей, учение о том, как остаться человеком тому, кто берет на себя высшую государственную власть. 5.2.3. Социально-политические воззрения «стяжателей» Другое течение политической мысли в рассматриваемый нами период представляли иосифляне, которые придерживались стяжательской позиции. Они отрицали секуляризацию церковных земель, оправдывали богатство монастырей необходимостью развития Церкви.
Иосиф Волоцкий Данная позиция была сформулирована основателем Иосифо-Волоколамского монастыря Иосифом Волоцким (1439—1515), имя которого и было впоследствии присвоено всему этому направлению мысли. Подобно нестяжателям, сторонники этого учения не могли обойти вопросы взаимоотношений Церкви и государства. Иосиф Волоцкий дважды менял взгляды по этому вопросу. Вначале, когда Иван III активно желал ограничения экономической мощи монастырей, он проводил идеи подчиненности светской власти духовной. Государственная власть подлежала ограничениям со стороны высшего духовного контроля, ибо властитель, как и всякий человек, может совершать ошибки, за которые должен нести ответственность. В дальнейшем, когда Иван III идет на компромисс с церковниками после Собора 1503—1504 гг., Волоцкий возвеличивает великокняжескую власть, но не отказывается от идеи ограничения власти князя божественными заповедями и «правдой». Волоцкий практически отказывается от первоначальной теории превосходства священства над царством, подчиняет государственной власти власть церковную. Сакрализация царской персоны служит одновременно обоснованием и ее властных прерогатив. В политической теории Иосифа Волоцкого центральным является учение о власти. Подобно многим своим предшественникам он придерживается традиционных взглядов в определении сущности власти, но предлагает отделить представление о власти как о Божественном установлении от факта ее реализации определенным лицом — главой государства. Властитель выполняет Божественное предназначение, оставаясь при этом простым человеком, допускающим, как и все люди на земле, ошибки, которые способны погубить не только его самого, но и весь народ. И потому в целях личной безопасности не всегда следует повиноваться Царю или князю. Иосиф Волоцкий полагает, что в случае проведения властителем корыстной политики можно оказывать ему и сопротивление, как это не раз делали апостолы и мученики. Таким образом, Иосиф Волоцкий впервые в русской политической литературе открыл возможность обсуждать и критиковать 18* 275
личность и действия венценосной особы. Эти положения он выдвигал как программные, когда вел борьбу с великокняжеской властью, отстаивая имущественные права церковной организации. Иосиф Волоцкий обосновал и теорию превосходства духовной власти над светской. По его мнению, царь не должен забывать, что он не первое лицо в государстве. Волоцкий утверждал известное положение о симфонии — союзе властей, в котором светская власть обязана помогать Церкви, преследовать ее врагов-еретиков и не покушаться на церковные владения, а Церковь, в свою очередь, обязана поддерживать силой своего авторитета правомерную княжескую власть, но в этом союзе главенствующая роль отводится Церкви.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |