КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Представления о власти в литературных памятниках
Первые теоретически значимые представления о власти на Руси восходят к началу XI в. Об этом свидетельствует трактат «Слово о Законе и Благодати» киевского митрополита Илариона. Этот памятник долгое время был в центре внимания историков Церкви и рассматривался исключительно как церковно-учи-тельное произведение. Впоследствии к нему обратились филологи как к уникальному источнику древнерусской письменности. Между тем данное произведение представляет собой несомненный интерес для историков политической мысли. В.С. Покровский справедливо отметил, что «Слово» является «первым дошедшим до нас политическим трактатом Древней Руси...»367, в котором получили отражение наиболее острые и злободневные вопросы современности и был сформулирован определенный политический идеал.. Иларион затронул в «Слове» три большие темы: соотношение Закона и Благодати, значение крещения для русской земли и проблемы дальнейшего развития Русского государства. «Слово» состоит из трех частей. В первой части Иларион формулирует религиозно-правовую концепцию мира. Он четко различает понятия «закон» как внешнее установление-предписание, регулирующее насильственными мерами поведение человека в обществе, и «истина», выражающаяся в высоком нравственном состоянии человека, не нуждающегося в силу своего совершенства в регулятивной деятельности закона, относительный и преходящий характер которого очевиден. Согласно Илариону, закон определяет внешние поступки людей на той ступени, когда люди еще не постигли истину. Закон — предтеча и слуга благодати и истины. Он не делает людей свободными, ибо заложенное в его природе рабское исполнение вне- ' История политических учений. М., 1960. С. 134.
шних предписаний не есть свобода. Только познание истины предоставляет человеку свободу в выборе своего поведения. Однако закон и истина не противопоставляются друг другу: истина воспринимается человечеством благодаря закону, а не вопреки ему, утверждает Иларион. Вторая часть трактата посвящена русскому государству. По Илариону, сущность государства — божественна, так как в своем назначении она реализует божественную волю. Глава государства — князь является «причастником» и «наследником» Небесного царства. Великокняжеский стол является наследственным постом. Государственная власть суверенна на территории всей русской земли и основана на законе. Высшая цель управления государством — обеспечение интересов всех подданных. Великий князь обязан неустанно творить милостыню и быть щедрым, помнить о болящих, вдовах и сиротах. Иларион понимает княжескую власть не столько в качестве совокупности властных полномочий или высшего сана — самого высокого места в общественной иерархии, но, скорее, в качестве поля деятельности, процесса свершения благих дел для Русской земли. Соответственно и наследование высшей государственной власти понималось им по-особому. Иларион представлял переход княжеской власти по наследству не столько в виде наследования высшей государственной должности, сколько в качестве наследования деятельности, продолжения благодеяний, совершенных предшественником. Особый вопрос правосудие. Оно должно совершаться только по закону, но милостиво. «Мало казни, много милуй». Кроме жестких мер юридического характера, Иларион советует применять и моральное воздействие в форме помилования, так как суровое наказание противно самой природе человека. Третья часть «Слова» посвящена задачам Русского государства. Главная из них — обеспечение мира. Божественный промысел должен обеспечить мир, а князь, реализуя его, предотвратить войны, организовать хорошее внутреннее управление страной. Необходимо отметить, что Иларион впервые в русской политической теории поставил вопрос об ответственности князя перед подданными. Эта проблема сформулирована у него в общих чертах, но она обозначена и в дальнейшем породила целую самостоятельную линию в русской политической литературе. Князь обя-
зан, утверждает Иларион, «без соблазна же перед Богом, данные ему люди управившу», ибо он несет ответственность «за труд паствы людий его»368. Мыслители XIV—XVI вв. усваивают не только отдельные мысли Илариона, но подчас заимствуют целые формулы словесных выражений из «Слова о Законе и Благодати». В течение многих лет идеи «Слова» были своеобразным образцом для прославления носителя верховной власти. Таким образом, как справедливо отмечают многие исследователи, «Слово» Илариона оказало значительное влияние на развитие русской политической мысли. Идеи Илариона получили дальнейшее развитие в летописях. Ядром летописания явилась «Повесть временных лет» монаха Ки-ево-Печерского монастыря Нестора. В монастыре защищали идеи единства и суверенитета крещеной Руси. Для этого использовалась канонизация русских святых, пропаганда отечественной исторической традиции, поддержка их политики. Основная идея «Повести» — преодоление раздробленности и единство русской земли. Эта идея обосновывается легендой о том, что лишь род киевских князей восходит к варяжскому князю Рюрику, призванному славянами в целях установления «порядка», которого не было в их земле. Данная легенда имела большое политическое значение. Она способствовала прекращению споров о старшинстве местных родов, повышала авторитет киевских князей — потомков Рюрика. Летопись, осуждая междоусобную политическую борьбу, выдвигает идеал согласия и единения князей под руководством старейшего, объявляет всех князей братьями. В «Повесть временных лет» вошли произведения Владимира Мономаха: «Поучение к детям», «Письмо двоюродному брату Олегу Черниговскому», «Автобиография». В них Мономах затрагивает большой круг вопросов: устанавливает объем власти великого князя киевского, определяет его взаимоотношения с вассальными князьями, касается форм взаимодействия Церкви и государства, разрабатывает критерии, с помощью которых необходимо производить оценку правомерности как самой верховной власти, так и лиц, ее осуществляющих.
I
Основное внимание Мономах уделяет идее укрепления государственного единства, подчинения интересов отдельных княжений задачам и целям всей русской земли. Заслугой Владимира Мономаха явилось то, что он, пожалуй, раньше всех русских князей и яснее их всех осознал, что в новой социально-политической обстановке, сложившейся на Руси в конце XI в., нравственные качества властвующих приобретают важное политическое значение, что судьба Русского государства, его будущее стало в огромной мере зависеть от того, насколько нравственными окажутся в своем поведении люди, держащие в своих руках власть. Автор «Поучения» исходил из того, что власть - это не дар, возвышающий того, кто ее получает, над другими людьми, возлагая на них обязанность повиноваться властителю. Она не освобождает ее носителя от соблюдения правил общежития, предписанных христианством всем людям. Властитель должен быть прежде всего человеком. Ему надлежит помогать обездоленным, чтить старых, как отца, и молодых, как братьев, остерегаться лжи, пьянства и других пороков, не свирепствовать словом, не хулить в беседе, избегать суеты и т.д.369 Обращаясь к своим детям-князьям, Владимир Мономах неоднократно призывал их не лениться. По его мнению, князь — это великий труженик. И детям надлежало с детства полагаться на себя как в мирной, так и в военной жизни. 5.1.1. Политические идеи и вопросы власти в «Слове о полку Игореве» и «Молении Даниила Заточника» Тема консолидации русских земель перед лицом внешних врагов нашла свое отражение в «Слове о полку Игореве», самом знаменитом памятнике древнерусской литературы (конец XII в.). Неизвестный автор защищает традиционные политические идеалы: независимость русской земли, подчинение старшему в роде князю, оборона отечества, укрепление его международного престижа, осуждение завоевательной политики.
368
Цит. по: Исаев И.А., Золотухина Н.М. Указ. соч. С. 16.
369 См.: История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лей-ста. С. 140-141.
Заметной вехой в развитии политической мысли на Руси является «Моление Даниила Заточника» (1229), где намечены пути укрепления сильной княжеской власти. Крепкое и справедливое управление князя, как считает автор «Моления», предполагает правильный подбор людей в его окружение. Советники князя должны быть умны и мудры, не допускать в своих действиях беззакония. Князю необходимо хорошее и многочисленное войско, чтобы не допустить покорения своей собственной земли и быть устрашением для завоевателей. Заточник говорит о необходимости «царской грозы», но эта гроза не представляет собой реализацию принципа самовластия. Это признак дееспособности и надежности самой власти для подданных, поскольку именно их «царская гроза» ограждает «яко оградом твердым», так как обращена не против подданных, а в их защиту. Однако у Даниила «гроза» устрашает не только внешних врагов, но и лиц, творящих беззаконие внутри страны, так как с ее помощью должна восстанавливаться нарушенная справедливость. Такая постановка вопроса подразумевает наказание для всех творящих «неправду». Даниил осуждает политику феодальной раздробленности и желает видеть свою державу сильной, единой, управляемой мудрым и смелым князем, опирающимся на совет думцев и представляющим своей властью опору и защиту всем подданным. В «Молениях» уделяется внимание и описанию качеств князя, среди которых выделяется забота о подданных, обеспечение условий для их благосостояния. Поддержка Даниилом сильной великокняжеской власти предполагает ограничение полномочий местных феодалов, что в конечном счете способствовало главной задаче периода: объединению всех русских земель под властью единого великого князя. Нужно сказать, что в «Молении» нашел отражение сложившийся накануне монголо-татарского нашествия уровень российской социально-политической культуры.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |