КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гегелевское государство
Если гражданское общество рассматривается Гегелем как либеральное, то государству присуща другая природа. Государство ставится над личностью и обществом как высшая цель, как органическое единство, обладающее собственными и притом высшими интересами, собственной волей. Государство представляет со-
бой индивидуальность, которая обладает самосознанием. Гегель развивает в этом отношении традиции Гоббса и в какой-то мере Руссо. Он даже упрекает Руссо за то, что тот понимал общую волю как совокупность отдельных воль, а не как проявление органически единого государства, особой личности. Подобно Гоббсу, он рассматривает государство как живой организм и говорит о его нервной системе. Основная задача государства — не счастье граждан, а благо целого. По мнению Гегеля, гражданин поглощается не только государством, но и сословием. Человек имеет значение не сам по себе, а лишь как часть своей сословной группы, корпорации. Взгляды, согласно которым государство составляют граждане, со всеми вытекающими из них выводами о правах граждан и их требованиях к государству (Д. Локк и другие представители либерализма) он объявляет атомистическими. Какую форму должно иметь государство? Как и многие его предшественники, Гегель выделяет три формы государственного устройства - демократию, аристократию и монархию. Гегель является идеологом монархизма. В конституционной монархии он видит воплощение разума, мирового духа. Монархия придает государству свойства индивидуальности. Наследственная монархия естественна и предпочтительнее выборной. Гегель не согласен с Монтескье в том, что честь (почести), а не добродетель или чувство долга являются принципом или двигателем монархии. Как утверждает Гегель, монархия является единственной разумной формой правления. Власть большинства или народа он отвергает: «Но в новейшее время о народном суверенитете обычно стали говорить как о противоположном существующему в монархе суверенитете, — в таком противопоставлении представление о народном суверенитете принадлежит к разряду тех путаных мыслей, в основе которых лежит пустое представление о народе. Народ, взятый без своего монарха и необходимо и непосредственно связанного именно с ним расчленения целого, есть бесформенная масса, которая уже не есть государство...»351 Если под народным суверенитетом подразумевают форму республики и еще более определенно - демократии (ибо под республикой понимают и 351 Гегель Г.В.Ф. Указ соч. С. 320.
прочие разнообразные эмпирические смешения...), то об этом, по Гегелю, не стоит и говорить. Идеи Гегеля о законодательной власти и представительстве едва ли выходят за рамки полуфеодальных монархий и значительно отстают не только от Локка, но и от умеренного Монтескье. Законодательная власть, согласно Гегелю, состоит из трех составных частей: короля, правительства и представительных органов. Решение в последней инстанции принадлежит королю. Правительственная власть, «обладая конкретным знанием и способностью обозревать целое в его многообразных аспектах... а также... знанием потребностей государственной власти»352, выполняет совещательную функцию. Значение народного представительства у Гегеля сводится к гласности и публичности обсуждения вопросов, к выражению мнений и пожеланий народа. Народу мешает законодательствовать самостоятельно отсутствие знаний, мудрости (он сам не знает, чего хочет) и доброй воли, ибо ему свойственна подозрительность к правительству. Представительная система строится у Гегеля по сословному признаку и состоит из двух палат. Верхняя палата формируется из земельной аристократии, входящей в нее по праву рождения. По своему положению и традициям она близка к монарху и ослабляет давление народного представительства на правительство. Нижняя палата представляет все три сословия гражданского общества (субстанциональное, промышленное и всеобщее). Делегаты не избираются гражданами непосредственно, а делегируются корпорациями, общинами, товариществами. Важнейшая роль при этом отводится всеобщему сословию как выразителю государственных интересов. Решения нижней палаты не имеют силы без одобрения верхней. Согласно Гегелю, власть осуществляется универсальным классом чиновников, обеспечивающих реализацию функции государства (синтез частного и всеобщего). Этот класс открыт для всех на принципе компетентности. Оригинальность гегелевской концепции государства, как отмечают многие исследователи, состоит в особом «технократическом» и меритократическом видении чиновничества, которое обладает специальной подготовкой и
моральными достоинствами, а также административной компетенцией353. Гегелевская «конституция» не дотягивает до уровня конституционной монархии. Как справедливо отмечают российские исследователи, она представляет собой приспособление парламентских форм к жесткой структуре «просвещенного абсолютизма» и идеализацию прусских порядков.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |