КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Новая История и власть
Новое время отмечено тем, что в этот исторический период многие мыслители творили в сфере властной тематики. Так, значительный вклад в осмысление проблем власти внес голландский мыслитель Гуго Гроций (1583-1645). Он создал около сотни произведений. Как справедливо отмечает профессор В.Ф. Халипов, им сделано столько, что и мы, уже далекие потомки, еще не все оценили. Рядом с ним другая крупнейшая фигура мысли и практики, которую мы уже называли выше, — Бенедикт Спиноза. В Англии великий поэт Джон Мильтон (1610-1674) публикует трактат «О власти королей и должностных лиц». К идее народного суверенитета в «Рассуждениях о правительстве» обращался О. Сидней (1622—1683), сложивший голову на плахе за выступление против правления короля Карла II. Получил известность Дж. Гаррингтон (1611—1672), опубликовавший в 1656 г. труд «Республика Океания»326. Появление этих и других подходов к осмыслению проблем власти было связано с радикальными изменениями, вызванными к жизни в итоге английской буржуазной революции, которая нанесла сокрушительный удар по феодализму и открыла простор для быстрого роста капиталистических отношений в одной из ведущих стран Западной Европы — Англии. Развитие теоретических 326 См.: Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. С. 67.
представлений о власти, о государстве и власти в XVII в. связано прежде всего с именами Томаса Гоббса (1588—1679) и Джона Локка (1632-1704). Доктрина Гоббса изложена в его трудах: «Философское начало учения о гражданине» (1642) и «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651). Что понимает под левиафаном Т. Гоббс? Под левиафаном он понимает республику или государство, которое своим суверенитетом обеспечивает безопасность всех граждан. При этом власть государства, по Гоббсу, носит абсолютный характер. Это предпосылка мира и реализации естественных законов. Государство учреждается людьми для того, чтобы с его помощью покончить с «войной всех против всех», избавиться от страха незащищенности и постоянной угрозы насильственной смерти - спутников «разнузданного состояния безвластия». Путем взаимной договоренности между собой индивиды доверяют единому лицу (отдельному человеку или собранию людей) верховную власть над собой. Государство и есть это лицо, использующее силу и средства всех людей так, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Носитель такого лица является сувереном. Он обладает верховной властью, а все другие являются его подданными. С помощью этой власти человек и становится человеком. Взгляды Д. Локка на государство и власть были изложены в его труде «Два трактата о государственном правлении»(1690). По Локку, государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию для улаживания конфликтов между ними и наказания преступников. От прочих форм коллективности (семья, хозяйственные единицы, господские владения) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, лишь оно имеет право во имя общего блага создавать законы, предусматривающие различные санкции для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу сообщества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. Государство есть тот социальный институт, который воплощает и отправляет функцию публичной (у Локка — политической) власти. Приведем один из подходов к характеристике политичес-
кой власти Д. Локка: «...уместно дать определение того, что я считаю политической властью, с тем чтобы власть должностного лица над частным можно было отличить от власти отца над своими детьми, от власти хозяина над своими слугами, от власти мужа над своей женой и от власти господина над своим рабом. Хотя все эти виды власти иногда оказываются в руках одного человека, однако если его рассматривать с точки зрения этих различных отношений, то это может помочь нам отличить один вид власти от другого и показать разницу между правителем государства, отцом семейства и капитаном галеры»327. Отметим, что Д. Локк настаивает на добровольном характере строительства государства. При этом люди отмеряют ему строго определенный объем полномочий. О каком-либо полном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства (что имело место в учении Т. Гоббса) у Д. Локка нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Это суть неотчуждаемые ценности, являющие собой окончательные границы власти и действий государства, переступать которые ему заказано. Следующий этап в развитии воззрений на власть связан с эпохой Просвещения. Лучшие из деятелей этой эпохи желали утвердить на земле «царство разума», в котором восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества. Многие из них основные свои надежды на пришествие «царства разума» связывали с вытеснением из массового сознания обскурантистских клерикальных идей, с ликвидацией реакционных феодально-аристократических установлений, нравов, традиций.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |