Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Открытия в области физики, которые ознаменовали научную революцию. 1 страница




Модель мира Спенсера.

По Спенсеру, модель мира должна строиться на фундаментальных понятиях: вещества, движения и силы. Законом мироздания он считает закон сохранения и неуничтожимости вещества. Далее Спенсер подчеркивает, что закон сохранения универсален, он действует и для силы, и для движения (закон сохранения количества движения в замкнутой системе).

Вторым фундаментальным законом мироздания является закон эволюции. По Спенсеру, эволюция является всеобщим элементом любого опыта. Только изучая предмет в процессе его возникновения, формирования и исчезновения, мы можем рассчитывать на правильное понимание предмета, будь это самый примитивный организм, или скопление космических тел, или любой общественный институт.

Однако концепция эволюции Спенсера страдает механицизмом. Спенсер выделяет три этапа эволюции:

· Интеграция, концентрация (переход вещества от бессвязности к связности) (концентрация, интеграция). Например, образование облака.

· Дифференциация. (Переход от однородного к разнородному). Например, появление органов тела.

· Возрастание порядка. ( Переход от неопределенности к определенности). Например, создание солнечной системы.

Спенсер отвергает направленность эволюции и утверждает, что «эры эволюции и распада чередуются между собой».

Концепция эволюции дополняется Спенсером своеобразной теорией социального биоморфизма, или организмической теорией общества. Общество уподобляется живому телу, и институты общества, классы рассматриваются как органы единого организма. Борьба за существование рассматривается как основной закон общественного развития.

По мнению Спенсера, жизнеспособен тот политический строй, который обеспечивает максимальную свободу отдельным частям социального организма и одновременно удерживает целостность системы.

Важной заслугой первого позитивизма была попытка создания научного обществознания. Стремясь применить эмпирические методы физики, химии, биологии для познания общества и не добившись высоких результатов, позитивисты, фактически, обнаружили качественное различие естественнонаучного и социально-гуманитарного знания. Осмысление этого факта, благодаря позитивистам, начнется во второй половине 19 века.

 

 

· Эмпириокритицизм

(второй позитивизм рубеж 19-20 вв.)

· Рентгеновские лучи (1895), коротковолновое электромагнитное излучение, способное проникать через среды, непрозрачные для видимого света.

· Явление радиоактивности (1896).

· Открытие электрона (1897).

· Создание специальной теории относительности в 1905 году. А. Эйнштейн «О принципе относительности и его следствиях» (1907).

· В 1911 году Э. Резерфорд предложил планетарную модель атома.

 

Представители.

 

Физик Эрнст Мах (1838-1916). Основные произведения: «Принцип сохранения работы, история и корень его» (1871), «Механика. Историко-критический очерк ее развития» (1883). «Анализ ощущений и отношений физического к психическому» (1886), «Познания и заблуждение» (1905), «Культура и механика» (1915).

Швейцарский философ Рихард Авенариус (1843-1896). Основные произведения:

«Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил» (1876), «Критика чистого опыта» в 2-х томах (1888-1890), «Человеческое понятие о мире».

Математик Анри Пуанкаре (1854-1912). Автор работ по теории функций, топологии, математической физике. Основные произведения: «Ценность науки» М.. 1906; «Наука и гипотеза», СПб, 1906; «Наука и метод», СПб, 1910.

Русские представители второго позитивизма: В.А. Базаров, А.А. Богданов. «Эмпириомонизм. Статьи по философии» (1904-1906); «Философия живого опыта» (1913).

Сторонник энергетизма, сторонник научного монизма, устраняющего философию вообще. С точки зрения Богданова, философские понятия – дух, материя, субстанция – есть «идолы и фетиши познания, порожденные трудовыми отношениями в определенные эпохи и не имеющие смысла за их пределами. Их можно заменить универсальным понятием «энергии», служащим познанию для того, чтобы «представить все явления как соизмеримые».

 

Основные идеи.

Теория элементов,Теория познания: программа – «очищение опыта».принцип координации Р. Авенариуса; теория иероглифов немецкого физиолога Г. Гельмгольца, теория конвенциальной природы научного теоретического знания А. Пуанкаре, принцип экономии мышления Р. Авенариуса.

Онтология: теория элементов (Э. Мах)

Одна из первых работ книга Маха «Механика в ее развитии» содержала острую критику механики Ньютона за ее «пронизанность» метафизическими вопросами. Мах критикует понятия абсолютного пространства, абсолютного времени, отвергает универсальное значение механистического мировоззрения. Предлагает вообще отказаться от принципа причинности и заменить его функциональной зависимостью признаков.

«Кроме логической, какой-нибудь другой необходимости, например физической, не существует». «В природе нет ни причины, ни следствия».

Задача науки: описание и классификация фактов посредством регистрации взаимосвязи признаков.

С точки зрения Маха, факт – это чувственный «наглядный» опыт, он выражен как комплекс ощущений. Ощущения состоят из нейтральных элементов, где внешнее (физическое) и внутреннее (психологическое) слиты воедино.

«Не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов (ощущений) образуют тела», – полагает Мах.

Элементы мира подразделяются на физические и психические. Так, огонь, вызывая ощущения тепла, света, является психическим «элементом», но как совокупность физических процессов представляет собой физический «элемент».

С точки зрения Маха, исследовать можно только то, что устойчиво запечатлено в памяти и речи», а это есть не что иное как «комплекс цветов, тонов, различных степеней давления и т.п. Как таковые комплексы, они получают особые названия, и мы называем их телами. Абсолютно постоянными эти комплексы не бывают».

Мах: «Задача науки, – писал в 1872 году Мах, – может состоять лишь в следующем: 1. Исследовать законы связи между представлениями (психология). – 2. Открывать законы связи между ощущениями (физика). – 3. Разъяснять законы связи между ощущениями и представлениями (психофизика)».

 

 

Принцип координации Авенариуса гласит, что между физическими и психическими элементами существует неразрывная связь, но она является не причинно-следственной, а функциональной. В процесс познания можно отвлекаться от этой связи и рассматривать физические «элементы» отдельно от психических, как будто они существуют независимо от сознания. Но на самом деле, «без субъекта нет объекта, и без объекта нет субъекта».

Учение об «элементах» снимает противоречие между материализмом и идеализмом.

 

В своей методологической программе «Очищение опыта» Мах рассматривал теоретические понятия в качестве знаков для совокупности чувственных данных.

 

Исследования физиолога Г. Гельмгольца в области физиологии органов чувств, прежде всего зрения и слуха, показали, что ощущения есть результат сложного физико-физиологического процесса и не могут рассматриваться как «отпечатки» внешнего объекта. Все это послужило основанием для создания «теории иероглифов». Гельмгольц: «Поскольку качество нашего ощущения дает нам весть о свойствах внешнего воздействия, которым вызвано это ощущение, – постольку ощущение может считаться знаком его, но не изображением. Ибо от изображения требуется известное сходство с изображаемым предметом… От знака же не требуется никакого сходства с тем, знаком чего он является».

Таким образом, второй позитивизм выражал позицию радикального эмпиризма.

 

Философ Р. Авенариус выдвинул принцип «экономии мышления»: «экономия сообщения и понимания составляет сущность науки».

«Принцип простоты», сформулированный в средние века Оккамом, гласит: «не умножай сущностей сверх необходимого». Методологическая истина, выраженная в бритве Оккама, претерпевает существенную трансформацию во втором позитивизме и выражается, фактически, в требовании об удалении теоретических понятий из науки.

Так, теорию Мах называет «временным средством согласования данных».

Таким образом, противопоставление объекта и субъекта в процессе познания в рамках классической философии признавалось ошибочным.

А. Пуанкаре отвергал положения И. Канта о том, что законы науки являются априорными синтетическими суждениями. Он утверждал, что законы и принципы научной теории является условными «конвенциональными» суждениями. Единственное требование, которое к ним предъявляется, – быть непротиворечивыми. Выбор принципов научной теории обусловлен, с одной стороны, потребностью в простоте, с другой стороны, – требованиями пользы и эффективности. Поэтому природа научной истины – конвенциональна, а не объективна.

Закон сохранения и превращения энергии был использован физиком В. Оствальдом для обоснования концепции «энергетизма». Вильгельм Оствальд «Лекции о натурфилософии», Лейпциг, 1902: «громадным выигрышем, если старое затруднение: как соединить понятия материя и дух – будет просто и естественно устранено подведением этих понятий под понятие энергии».

 

Работа В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909).

· Анализ и оценка эмпириокритицизма как явления.

· Анализ и оценка научной революции.

 

В.И. Ленин «Материализм и эмпириокритицизм» (1909). Книга была написана за 9 месяцев в Женеве. Ленин использовал в своей работе более 200 книг и статей. В мае 1908 года Ленин выехал в Лондон для работы в Британском музее. Непосредственным поводом для написания книги послужили издания: «Очерки по философии марксизма» со статьями А.В. Луначарского, Я.А. Бермана, П.С. Юшкевича, В. Базарова, А. Богданова. (1908); книга П.С. Юшкевича «Материализм и критический реализм», Я.А. Берман «Диалектика в свете современной теории познания», в которых были выражены идеи эмпириокритицизма.

Ленин показал близость махизма и учения Беркли, представителя субъективного идеализма 18 века.

«Материалисты, говорят нам, признают нечто немыслимое и непознаваемое – «вещи в себе», материю «вне опыта». Вне нашего познания. Они впадают в настоящий мистицизм, допуская нечто потустороннее, за пределами «опыта» и познания стоящее. Толкуя будто материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущения, материалисты берут за основу «неизвестное», ничто, ибо-де сами же они единственным источником познания объявляют наши чувства. Материалисты впадают в кантианство, они «удвояют» мир, проповедуют дуализм, ибо за явлениями у них есть вещь в себе, за непосредственными данными чувств – нечто другое, какой-то фетиш, «идол», абсолют, источник «метафизики», двойник религии («святая материя», как говорит Богданов)».

Беркли: «Я вовсе не оспариваю существования какой бы то ни было вещи, которую мы можем познать посредством чувства или размышления. Что те вещи, которые я вижу своими глазами, трогаю своими руками, существуют, – реально существуют, в этом я нисколько не сомневаюсь. Единственная вещь, существование которой мы отрицаем, есть то, что философы называют материей или телесной субстанцией. Отрицание ее не приносит никакого ущерба остальному роду человеческому, который, смею сказать, никогда не заметит ее отсутствия… Атеисту действительно нужен этот признак пустого имени, чтобы обосновать свое безбожие…».

Ленин соглашается с Гегелем: «Диалектика включает в себя момент релятивизма, скептицизма, но не сводится к релятивизму».

Ленин: «Материя исчезает» – это значит, исчезает тот предел, до которого мы знали материю до сих пор, наше знание идет глубже; исчезают такие свойства материи, которые казались раньше абсолютными, неизменными, первоначальными (непроницаемость, инерция, масса и т.п.) и которые теперь обнаруживаются, как относительные, присущие только некоторым состояниям материи. Ибо единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания».

Ленин: «Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна, и она бесконечно существует…».

Ленин: «кризис современной физики состоит в отступлении ее от прямого, решительного и бесповоротного признания объективной ценности ее теорий».

Постепенно второй позитивизм потерял поддержку ученых. Против активно выступили: Л.Больцман, М. Планк, А. Эйнштейн.

 

· Логический позитивизм (неопозитивизм). Принцип верификации.

(1925-1955)

Сформировалось как течение на кафедре натуральной философии Венского университета после смерти Э. Маха, когда кафедру возглавил Мориц Шлик. Группа ученых называлась «Венский кружок».

После 1933 года ученые эмигрировали в США и Англию.

Основные представители: Рудольф Карнап (1891 – 1970) – лидер направления; М. Шлик (1882– 1936), О.Нейрат (1882 – 1945), К. Гедель, Э. Нагель.

В 1929 г. вышел манифест «Научное понимание мира. Венский кружок». В 1930-1939 гг. выходил журнал «Познание», а с 1938 г. «Международная энциклопедия унифицированной науки».

Предпосылки. Исследования в области логики, проведенные Б. Расселом (1872-1970) и А. И. Уайтхедом (1861 – 1947); («Principia Mathematica» 1910-1913 в трех томах). Л. Витгенштейном (1889 – 1951); («Логико-философский трактат» 1919 г.).

По Витгенштейну, действительность состоит не из вещей, предметов, явлений, а из атомарных фактов. Атомарные факты не связаны друг с другом: «Любой факт может иметь место или не иметь места, а все остальное остается тем же самым». «Вера в причинную связь есть предрассудок». Структура реальность совпадает по структуре с пропозициональной логикой, разработанной в трудах Рассела и Уайтхеда.

1) Каждое атомарное предложение либо истинно, либо ложно (А, В, С).

2) Атомарные предложения независимы одно от другого.

3) Атомарные предложения образуют молекулярные предложения (~A, А или В, A&B, A →В,

Не все предложения, которые содержит наука, отображают факты, но «язык переодевает мысли», он передает их в искаженной форме. Большинство предложений в сфере философии – бессмысленны.

Пропозициональная логика (логика высказываний) может быть расширена до логики предикатов.

Модель науки.

1. В основании науки лежат протокольные предложения, выражая чувственные переживания субъекта, они представляют собой чистый чувственный опыт. Например: «Я сейчас воспринимаю круглое и зеленое».

2. Истинность этих предложений достоверна и несомненна.

3. Протокольные предложения нейтральны по отношению ко всему другому научному знанию.

4. Они гносеологически первичны. С установления протокольных предложений начинается процесс познания.

Проблема эмпирического языка науки была поставлена логическими позитивистами остро. Р. Карнап считал, что протокольные предложения должны состоять из слов, относящихся к чувственными переживаниям, О. Нейрат считал, что в предложение входит имя протоколирующего лица. М. Шлик подчеркивал слова «здесь» и «теперь».

Философия науки.

Задача – логический анализ языка науки. Рассмотрение логической структуры научных теорий и анализ значений научных высказываний.

Разделение научного знания и ненаучного.

Проблема демаркации связана с операцией верификации. Верификация – от латинского verification – доказательство, подтверждение (verus – истинный, facio – делаю). Верификация – процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Научные знания должны быть верифицируемы: либо выражаться в виде протокольных предложений, либо быть сводимы к ним. Впоследствии верификацию заменили положением о подтверждаемости или испытуемости. Если из исходного положения выводятся предложения, истинность, которых устанавливается на опыте, то исходное положение считается истинным.

Философские знания и теоретические термины оказались не верифицируемы, они были объявлены не только ненаучными, но и «неосмысленными», что было, кончено, неверно. К неосмысленным высказываниям, например, относится предложение «Природа есть абсолютный дух в качестве инобытия», так как эмпирически оно не проверяемо. Неосмысленные не означает бессмысленные высказывания, например «круглый квадрат».

К. Гемпель сформулировал известную «дилемму теоретика», утверждая инструментальных характер теоретических терминов. Гемпель, как и другие представители логического позитивизма полагал, что после выполнения своей задачи, теоретические термины и предложения могут быть отброшены.

1. Теоретические термины либо выполнят свою функцию, либо нет.

2. Если теоретические термины не выполняют свои функции, они не нужны.

3. Если теоретические термины выполняют свою функцию, то они устанавливают связи между наблюдаемыми явлениями.

4. Но эти связи могут быть установлены и без теоретических терминов, следовательно, теоретические термины не нужны.

5. Итак, теоретические термины не нужны и когда они выполняют свои функции, и когда они не выполняют этих функций.

Цели науки:

1) Установление новых протокольных предложений.

2) Изобретение способов объединения и обобщения этих предложений.

 

Структура науки:

Основные понятия, определения, аксиомы, постулаты.
Предложения, выводимые из аксиом.
Протокольные предложения.

 

Идеал науки: создание единой унифицированной науки на основе кумулятивного роста знаний.

 

Гносеологические выводы, следующие из концепции логического позитивизма.

1. Всякое знание есть знание о том, что дано человеку в чувственном восприятии.

2. То, что дано нам в чувственном восприятии, мы можем знать с абсолютной достоверностью.

3. Все функции знания сводятся к описанию и упорядочиванию фактов на основе инструментов логики.

4. Функции объяснения и предсказания отсутствуют в научном знании.

5. Метафизические утверждения должны быть удалены из науки

6. Философия – это деятельность по прояснению языка и логических средств науки.

 

· Постпозитивизм (1960-1980). Модели развития науки и философия науки.

Принцип фальсификации.

Представители постпозитивизма:

К. Поппер (1902 – 1994), Т. Кун (1922 –1996), С. Тулмин (р. 1922), И. Лакатос (1922-1974), П. Фейерабенд (1924–1994), Д. Агасси (р. 1927), У. Селларс (р. 1912).

Рождение постпозитивизма. Философия науки К.Поппера.

Карл Раймунд Поппер (1902-1994). Британский философ.

Основные произведения: «Логика научного открытия» (1935), «Нищета историцизма» (1945), «Открытое общество и его враги» (1945), «Предположения и опровержения» (1963), «Объективное знание. Эволюционный подход» (1972).

Свою концепцию называл «критическим реализмом». Принцип отделения научного и ненаучного знания Поппер связывал с принципом фальсификации (опровержения) научного знания. «Только то знание относится к научному, которое в принципе можно опровергнуть». С точки зрения Поппера философские утверждения в принципе нельзя опровергнуть, поэтому они являются ненаучными.

Постпозитивизм: модели развития науки.

К. Поппер первым в рамках постпозитивизма сформулировал теорию развития научного знания, опровергая кумулятивную модель логических позитивистов. По Попперу, развитие науки начинается с постановки проблемы, затем следует выдвижение гипотез-теорий, далее получаются эмпирические следствия, которые приводят к возникновению новой проблемы и т.д. Поппер исследовал дедуктивно-номологическую схему научного объяснения. Попперу принадлежит идея трех миров: мир физических процессов и вещей, мир субъективных состояний сознания и мир объективного содержания мышления, объективированного в книгах, проектах, чертежах, теориях. Социальный идеал Поппера – «открытое общество», где есть власть разума, критического мышления, свободы, равенства и ненасилия. Это демократическое общество, где имеет место плюрализм в экономике, политике, культуре, где развито гражданское общество и правовое государство. К закрытым обществам Поппер относит докапиталистические общества и социалистические. Поппер подчеркивал опасность утопических целей для исторического развития человечества. Он выступал против отождествления человеческой истории с политической историей.

Томас Сэмюэл Кун (1922 –1996). Американский историк и философ науки. Основные произведения: «Коперниканская революция» (1957), «Структура научных революций» (1962), «Теория черного тела и квантовая прерывность. 1894–1912». (1978).

Стадии науки: допарадигмальная, нормальная (парадигмальная), экстраординарная (революция). Парадигма – это теория, методы и ценности, доминирующие в науке в определенный период ее развития. Это модель и образец научности. Парадигма определяет круг проблем и определенный стандарт их решений. Постепенно накапливается круг проблем, который не разрешим в рамках прежней научной парадигмы. Из нескольких альтернативных гипотез постепенно выделяется доминирующая, создается новая парадигма. Парадигма не связаны между собой логическими отношениями, не выводимы одна из другой, поэтому они не соизмеримы. В последних работах Кун подчеркивал социально-психологические и теоретико-методологические факторы революции в квантовой физике. Кун подчеркивает значимость гештальт-переключения при создании новых научных сообществ.

Стивен Эделстон Тулмин (р.1922). Американский философ науки. Основные произведения: «Философия науки» (1953), «Происхождение науки» в 3 т. (1961- 1965), «Предвидение и понимание» (1961), «Знание и действие» (1976).

В начале 60-х годов сформулировал эволюционистскую программу исследования науки. Базисом его концепции является идея формирования и функционирования «стандартов рациональности и понимания, лежащих в основании научных теорий». Понимание определяется соответствием утверждений науки определенным стандартам или матрицам. Теории рассматриваются Тулмином не как логические системы понятий, а как «популяции понятий». По мнению Тулмина, научные теории и традиции подвержены процессам сохранения («выживаемости») и инновациям («мутациям»). «Мутации» сдерживаются механизмами критики и самокритики («естественный» и «искусственный» отборы). Эволюция науки – противоречивый процесс взаимодействие науки как социального института и науки как потока знаний. Поэтому эволюция науки определяется и внутренними факторами, и вненаучными факторами – экономическими, политическими, социальными, культурными. Системы понятий могут выживать не только благодаря своей эвристической мощности, но и благодаря внешней поддержке, например идеологической, политической, финансовой или благодаря поддержке авторитетного лидера научного направления.

Имре Лакатос (1922-1974) британский философ венгерского происхождения. Основные произведения: «Доказательства и опровержения» (1967), «История науки и ее рациональные реконструкции», «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ» (1970).

По мнению Лакатоса, развитие науки происходит в результате конкуренции научно-исследовательских программ. Научно-исследовательская программа состоит из а) жесткого ядра метафизических внешних предпосылок, принимаемых конвенциально; б) «позитивной эвристики» – защитного пояса теорий и гипотез. Теоретический рост научно-исследовательской программы должен опережать ее эмпирический рост. Замена научно-исследовательской – программы происходит тогда, когда вызревает альтернативная научно-исследовательская программа с новым жестким ядром.

Пол (Пауль) Карл Фейерабенд ( 1924-1994) – американский философ и методолог науки. Профессор Калифорнийского университета. Основные произведения: «Против метода. Очерк анархистской теории знания» (1975), «Наука в свободном обществе» (1978), «Проблемы эмпиризма. Философские заметки» (1981).

Автор концепции «эпистемологического анархизма». В своем творчестве сочетает идеи контркультуры, постпозитивизма и марксизма. Рост знания происходит на основе «размножения» теорий – «пролиферации». Теории являются несоизмеримыми, дедуктивно не связанными. Фейерабенд защищает позицию методологического плюрализма: существует множество равноправных типов знания, данное обстоятельство способствует росту знаний и развитию личности. Знание не только теоретически, но и идеологически нагружено. Ученый должен следовать правилу: «все дозволено» и выступать против догматизма. Признание существования объективной истины – признак догматизма. Фейерабенд вносит гуманистические и экологические аспекты в исследования науки. Фейерабенд требует уравнять науку с другими типами знаний, такими как религия, миф, магия. Выстраивая концепцию развития науки, Фейерабенд исходит из идеи «свободного общества», в котором «все традиции имеют равный доступ к центрам власти», что гарантируется правовыми институтами и практикой «гражданских инициатив». Фейерабенд выдвинул также тезис отделения науки от государства и заложил новое направление исследования – антропологию и социологию знания (произведения В. Элкана, Е Мендельсона).

Джозеф Агасси (р. 1927). Израильский философ и историк науки, ученик Поппера, профессор Тель-Авивского университета. Основные произведения «Наука в движении» (1978), «Фарадей как натурфилософ» (!971).

Его отличают широта аргументации и своеобразный антропологизм. Большое внимание уделяет метатеоретическому уровню науки, его историко-культурной части.

Уилфрид Селларс (р. 1912). Американский философ. Профессор Питсбургского университета. Основные произведения: «Научный реализм или миролюбивый инструментализм»? (1975). «Наука и метафизика» (1968).

Развивался под влиянием идей Пирса. Пытался решить проблему взаимоотношения эмпирического и теоретического уровней знания, показывал в своих исследованиях, что не существует теоретически ненагруженных эмпирических данных. Истинность концепций проверяется на практике, а также в ходе успешного объяснения феноменов повседневного опыта. Селларс является автором «функциональной» концепции значения в рамках теории смысла и референции. Вслед за Пирсом он понимает развитие науки как самокорректирующийся процесс концептуальных изменений, как процесс обновления знания через совершенствование объяснительных возможностей науки и преодоление ее внутренних противоречий.

 

 

7.4. Иррационализм. (Философия жизни).

Иррационализм – философское учение, согласно которому в мире нет ничего постоянного, устойчивого, нет фиксированных связей между элементами, все неповторимо, случайно, единично. Поэтому в качестве основы мира выступают нерациональные сущности: «слепая воля», «жизненный порыв» и др. Это философское направление складывается как реакция на развитие рационализма, в первую очередь, гегелевского, во-вторых, марксизма и позитивизма.

Артур Шопенгауэр(1788-1860). Родоначальник современного иррационализма. Центральное понятие его философии – иррациональная, слепая воля как основа бытия.

Основное произведение «Мир как воля и представление» (1819). Внимание к философии Шопенгауэра сначала отсутствовало, поскольку слава и влияние Гегеля были огромны.

Перелом наступил в 1848 г. после европейских революций. «Мир, в котором мы живем, зависит от того, как мы его представляем, – он принимает различный вид, смотря по индивидуальным особенностям психики: для одних он оказывается бедным, пустым и пошлым, для других – богатым, полным интереса и смысла».

Шопенгауэр, как и Кант, полагает, что сознание посредством форм пространства, времени и причинности создает для нас внешний мир. Мир – это объект, человек – это представляющий субъект. Вопрос: что стоит за ними? Представление есть результат не столько интеллекта, сколько воли. Причем, воля – это сущность человека, сущность мира, а интеллект – простая функция мозга. Воля – это слепая сила влечения, темный глухой порыв. Воля – бессознательная жизненная сила, и она есть во всем – в человеке, в природе. Воля – таинственная первооснова бытия. Мировая воля не знает истории, для нее существует только настоящее. «Все идеи со всей силой стремятся войти в явление, жадно захватывая материю». «Каждая ступень объективации воли оспаривает у другой материю, пространство, время. Воля вынуждена пожирать самое себя, так как кроме нее нет ничего, а она – голодная воля». В мире нет цели, нет смысла, нет системы, нет разума, но есть вечная, бессмысленная борьба, хаос.

Таким образом, жизнь есть бесконечное множество объективаций «воли к жизни».

Человек есть сосредоточение трех начал: ума, силы, судьбы. Судьба – это мировая слепая воля, господствующая над человеком. Человек имеет множество желаний, рожденных недостатком чего-то, он стремится их реализовать. Но на одно исполненное желание приходится десятки неисполненных. Поэтому человеческая жизнь есть постоянное страдание. «Наш мир – худший из возможных миров». «Люди подобны механизмам часов, которые, будучи заведены идут, сами не зная зачем».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.