Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы наук 3 страница




Структурализм провозглашает идеи «конца Человека», «смерть автора», «смерть субъекта».

 

7.14. Постмодернизм

Представители: Жан Бодрийяр (р. 1929), Жан-Франсуа Лиотар (р.1924), Жиль Делез(1925-1995), Феликс Гваттари (1930-1992), Жак Деррида (р.1930), Юлия Кристева (р.1941).

Термин «постмодернизм» впервые употребленный в 1917 г., получает широкое распространение в 80-х годах 20 века благодаря работам французского философа Жана-Франсуа Лиотара ( р. 1924). Основные его работы: «Экономика похоти» (1974), «Спор» (1983), «Склеп интеллигенции» (1984), «Состояние постмодерна» (1979).

С точки зрения Лиотара, основной формой употребления знания являются «нарративы» – повествовательные структуры, характеризующие определенный тип дискурса в различные исторические периоды. Лиотар выделял особую роль «макронарративов», господствующих нарративов. Вера в господство разума, правовую свободу, и социальный прогресс подорвана. Наблюдается отход от тотальности всеобщего и возврат к самоценности индивидуального опыта на микроуровне. Задача власти, по Лиотару, должна стать деятельность, направленная на поддержание культурной разнородности как разнородности различных языковых игр. Для этого необходим отказ от применения насильственной унификации, от преобразования множественности в единое целое. В сфере коммуникаций власть удерживает позиции центра, навязывая определенные типы дискурса, в первую очередь, – экономического.

В постмодернизме подчеркивают то обстоятельство, что порядок вещей «мстит» человеку за попытку навязать всему свою волю.

Отказ от преобразования мира связан с признанием бессмысленности любых попыток его систематизации.

Постмодернизм утверждает специфический тип философствования – философствования без субъекта.

Место категорий «субъективности», «интенциональности», «рефлексивности» занимают безличные «потоки Желания», «имперсональные» скорости, неконцептуализируемые «интенсивности».

Метафизика присутствия претендовала на полноту смысла, его тотальность, на отсутствие пустот и разрывов присутствия. Классический дискурс неизбежно выступает как дискурс представления некоего изначального смыслового содержания в производных формах.

«Философия сингулярностей» Вирилио, «мышление соблазна» Бодрияра, «мышление интенсивностей» Лиотара, «Философия желания» Делеза и Ф. Гваттари.

Появление постмодернизма связано с изменением положения, роли, сущности культуры в современном обществе. При мощных механизмах копирования, возникает проблема чистоты культуры, проблема авторства, много коллажных форм. Велико количество цитат, повторов в современном искусстве. Подчеркивается принципиально игровой характер культуры

Жан Бодрийяр (р.1929). «Система объектов» (1968), «Зеркало производства» (1973), «Символический обмен и смерть» (1976), «Симулякры и симуляция» (1981), «Фатальные стратегии» (1983), «Траспаранс Зла» (1990).

Жиль Делез (1925-1995). «Ницше и философия» (1962), «Различие и повторение» (1968), «Логика смысла» (1969), совместно с Ф. Гваттари «Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип» (1972), «Тысячи Плато» (1980).

Жак Деррида (р.1930). «О грамматологии» (1967), «Голос и явление» (1967), «письмо и различие» (1967), «Поля философии» (1972), «Рассеяние» (1972), «Позиции» (1972), «Похоронный звон» (1974), «Шпоры. Стили Ницше» (1978), «Почтовая открытка. От Сократа к Фрейду и далее» (1980), «Психея: изобретения другого» (1987), «И подписано: Понж» (1988), «Призраки Маркса» (1993). Концепция Дерриды называется «деконструктивизм». Деррида обращает внимание на сложность понятия «настоящего». В настоящем присутствуют следы прошлого и очертания будущего. Деконструктивный метод показывает принципиальную невозможность мыслить и выразить бытие. Отвергает диалектику противоположностей: высокого и низкого, сущности и существования, лжи и истины.

Феликс Гваттари (1930-1992). Философ и психиатр. Автор концепции шизоанализа. Предложил расширительное понимание бессознательного как структуры внутреннего мира индивида и чего-то разбросанного вне его, воплощающегося в поведенческих актах, предметах, атмосфере времени и др. Разработал концепцию «машинного бессознательного», бессознательное наполнено всевозможными абстрактными машинизмами, побуждающие его к производству и воспроизводству различных образов, слов и желаний.

Юлия Кристева (р. 1941). «Семиотика»(1969), «Революция поэтического языка» (1974), «Полилог» (1977), «Власти ужаса» (1980), «История любви» (1983), «В начале была любовь. Психоанализ и вера» (1985), «Черное солнце, депрессия и меланхолия» (1987), «Чуждые самим себе» (1988).

Кристева автор концепции семанализа – междисциплинарного подхода, синтезирующего философию, психоанализ, лингвистику, структурализм и семиотику.

Кристева показывает гетерогенный характер означивающих практик говорящего субъекта и соответствующих им первичных лингво-психологических процессов. Функционирующий язык понимается как совокупность речевых практик.

Субъект рассматривается как противоречивый, представляющий собой смешение сознательных и бессознательных мотиваций, психологических процессов и факторов социального ограничения.

Кристева выделяет два уровня языка – семиотический и символический, по ее мнению, комбинирование этих уровней производит все многообразие дискурсов и типов означающих практик.

Текст рассматривается как результат различных практик: нарратив, метаязык, созерцание (теория), текст.

Текст– это транс-лингвистический аппарат, которые перераспределят порядок языка. Текст представляет собой ритмическое чередование парных категорий, прохождение инстинктивных ритмов через определенные положения. Производящие значение, всегда избыточное по отношению к предшествующему. Текст не рассматривается как инструмент общения, кодифицированного посредством грамматики. Он не репрезентирует нечто реальное. Что бы он ни означал, текст трансформирует реальность. Текст порождает новые смыслы. Рождается идея интертекстуальности.

Кристева вводит категории гено-текст и фено-текст. Гено-текст – это доязыковый процесс – основа формирования структур выражения. Гено-текст охватывает все семиотические процессы (их рассосредоточенность), плюс процессы образования ядер смыслов. Фено-текст – структура, служащая для коммуникации, предполагающая адресата.

Кристева ввела в область семиотики телесность, предложив рассматривать ее с точки зрения знаковости, что существенно расширило область семиотического анализа.

 

  1. Русская философия



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.