КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Естественно-научный космизм
К.Э Циолковский (1857-1935) – выдающийся русский естествоиспытатель, пионер ракетостроения, отец космонавтики, философ, мыслитель. По своим взглядам Циолковский был материалистом. Атомы он наделял свойствами чувствительности, считая жизнь универсальным свойством Вселенной. В книге «Грезы о земле и небе» философ подчеркивал: «Каждый кусочек материи подвержен бесчисленному ряду жизней, хотя и разделенных громадными промежутками времени». Циолковский верил, что космос населен разумными существами, находящимися на разных ступенях развития. В ходе эволюции будет образован союз всех разумных существ космоса. Нравственная задача Земли – внести свой вклад в совершенствование космоса. Задача человека – выйти в Космос и переселиться на другие планеты. По мнению ученого, в ходе эволюции человек превратиться в разумное животное-растение, перерабатывающее солнечную энергию. Идеи Циолковского, высказанные в начале ХХ века, современны как никогда. Человек вышел в космос, и сейчас важно на этом новом этапе развития человечества сохранить верность гуманистическим принципам философии Циолковского, оказаться на высоте задач космического строительства будущего человеческой цивилизации. А.Л. Чижевский (1897-1964) – основоположник гелиобиологии, науки о солнце и его влиянии на земные процессы. Он был другом и учеником Циолковского. Почетный член более 30 иностранных академий наук, его называли «Леонардо да Винчи ХХ века». На богатом фактическом, статистическом материале Чижевский показал существование природных, космических ритмов, зависимость биологической и общественной жизни на Земле от пульса Космоса, от Солнца. В науке его исследования не были приняты, единственной положительной рецензия принадлежала Циолковскому. Только через много лет идеи Чижевского получили признание и сейчас прогнозы неблагоприятных для здоровья дней – обычное дело. Чижевский обратил внимание на год Змеи, который каждые 12 лет был ознаменован драматическими событиями в России –1905, 1917, 1929, 1941, 1953. Он также выделил сверхритм в 36 лет – 1917, 1953. По мнению Чижевского, Солнце влияет не только на биологические процессы, но и на социальные. Ему принадлежат важнейшие открытия в области аэроионофикации. Чижевский обнаружил благотворное влияние отрицательных ионов воздуха на здоровье человека. Идеи Чижевского нашли применение в различных отраслях науки и сделали его имя бессмертным. В.И. Вернадский (1863-1945) – крупнейший ученый, основатель радиологии, биогеохимии, генети ческой минералогии и др. направлений, представитель философии космизма, развивал учение о ноосфере (сфере разума). В своем произведении «Философские мысли натуралиста» Вернадский утверждает, что существуют три пласта реальности: 1) космос, 2)атомные явления, 3) природные явления Земли, включая человека и ноосферу. Каждый пласт реальности обладает пространственно-временной спецификой. Развитие науки, человечества, освоение космоса, по мысли ученого, должны базироваться на принципах высокого гуманизма и человеческой солидарности. Ноосфера – это сфера взаимодействия природы и человека, его интеллекта и его интересов. В статье «Несколько слов о ноосфере» Вернадский писал: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, ставится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера». Творчество Вернадского оказало огромное влияние на развитие отечественной и мировой науки, оно открывает новые горизонты космической философии и устремлено в будущее.
Русская философия первой половины ХХ века
Русская философия начала ХХ века представляет собой сложное, многогранное явление, объединяет различные философские направления и проблематику. Важным направлением поиска философов являлась разработка понятия «русская идея». К этой теме обращались все крупные мыслители: Н.А. Бердяев, Л.Шестов, Е. Трубецкой, Н. Трубецкой, Вяч. Иванов, Л. Карсавин, В. Розанов, представители религиозной ветви русского космизма.
В.В. Розанов (1856 -1919). Оригинальный, противоречивый, большой философ. Его произведения принесли ему громкую славу: «Около церковных стен» (1906), «Люди лунного света» (1911), «Опавшие листья» (1913), «Уединенное» (1916), «Апокалипсис нашего времени» (вышло после смерти в 1919г. Розанов мастер стиля, своим словом он просто завораживает читателя, считается самым гениальным стилистом в русской философии. «Вывороченные шпалы. Песок. Камень. Что это – ремонт мостовой? Нет, это – сочинения Розонова. И по рельсам несется уверенно экспресс». Розанов был глубоко верующим человеком, поэтому тема религии, вопросы веры были для него основными. Философ был жестким критиком христианской веры за преобладание в ней аскетических мотивов. Христианство он считал черной религией, лишенной света и тепла, монахов называл сумеречными людьми, людьми «лунного света». Утверждал, что в центре христианства лежит гроб, и он отравляет и омертвляет любого, прикоснувшегося к христианству. В антропологии Розанов утверждает целостного человека, во плоти и крови, с божественной душой. Розанов обожествлял половую любовь, считая ее высшим проявлением божественного начала в человеке. «Половая любовь, – говорил Розанов, – не есть нечто постыдное, а есть мистическая основа жизни человека, семьи и общества». В этом вопросе Розанов явно оппонирует Фрейду, подчеркивая духовную сущность основного человеческого инстинкта. Патриотизм – еще одна тема его философии. В своем последнем произведении Розанов высказал боль, страх за разрушение национальной жизни в горниле революции. Он считал революцию «концом России», поэтому не принял ее. Розанова страшили такие черты русского характера, как «ложный пафос общественности», лень, нигилизм. В наше время творчество Розанова востребовано, поскольку Россия вновь стоит на перепутье и выбирает направление будущего развития.
Н.А. Бердяев (1874-1948). Один из самых ярких философов русского зарубежья ХХ века. Произве дения: «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы» (1924), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1939), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективации» (1947). После его смерти вышли «Царство Духа и царство Кесаря» (1949), «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (1952). Антропология – основная тема творчества философа. Бердяева волнует нравственная природа человека. Философ показывает три этапа эволюции нравственности: 1) этика закона, основана на табу, запретах, держится на страхе и насилии.2 ) этика искупления, связана с терпимостью и любовью 3) этика творчества, преодолевая эгоизм, человек осознает свое предназначение – творчество. Бердяев подчеркивает, что нравственное бытие может быть только соборным. Бердяев – философ, персоналист, экзистенциалист. Для него личность является большей ценностью, чем общество, нация, государство, семья. В условиях современного мира самобытности и свободе личности угрожают мощные государственные машины, мощные общественные движения, стремительное развитие техники. Этой теме посвящен ряд его работ: «Человек и машина» (1933), «Судьба человека в современном мире», «О Рабстве и свободе человека». Выход из катаклизмов современности Бердяев видит в возвращении мировой культуры в лоно христианства. Идеалы Возрождения, по мнению Бердяева, увели человека от Бога, в сторону механистической культуры и машинной цивилизации. Пришло время возвратиться к системе идеалов подлинной религиозной, человеческой культуры Несмотря на вынужденную эмиграцию, Бердяева до конца его дней волновала судьба России. Книга – «Истоки и смысл русского коммунизма». Находясь вне России, он оставался патриотом России, и постоянно обращался к теме «русская идея». Обобщения и пророчества философа и в наше время помогают осознать сложный и противоречивый путь Российской цивилизации. Л.И. Шестов (1866-1938). Представитель русской иррационалистической философии. Мир, по мнению Шестова, полон тайн. Природа бытия сверхрациональна. Вселенная – это мир хаоса, господства стихий и случайности. Наука и рационализм могут дать лишь поверхностное понимание мироздания, не постигая его сущности. Подход к проблеме человека у Шестова расположен в рамках экзистенциальной, религиозной философии. Шестов поклонник философии Кьеркегора и Ницше. Произведения: «Власть ключей» (1923), «На весах Иова (странствия по душам)» (1929), «Афины и Иерусалим» (1938). Евразийство – философское течение 20-30-х гг. ХХ века, осмысливающее сущность российской ци вилизации на новых идейных основах в отличие от западничества и славянофильства. Произведения: сб. «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев» (1921), еженедельная газета «Евразия», «Евразийская хроника» (1925-1937). Представители: Н. Трубецкой, Г. Флоренский, Л. Карсавин. Философы этого направления подчеркивали особое положение России – между Востоком и Западом. По их мнению, Россия испытывает сильное влияние западной цивилизации и впитывает западные идеи, но нисколько не меньше на культуру России оказывает влияние Восток. Туранский элемент – важнейший атрибут духовности России. Будущее Российской цивилизации зависит от умения россиян синтезировать и гармонизировать эти начала.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 3469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |