Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. На современном этапе обучения детей перед нами, учителями начальных классов, ставится ответственейшая задача – обучать и воспитывать маленьких детей




На современном этапе обучения детей перед нами, учителями начальных классов, ставится ответственейшая задача – обучать и воспитывать маленьких детей. Учитель в ответе за их целенаправленное и систематическое физическое, умственное и духовное развитие. Для этого он должен знать особенности психологии, общие закономерности психического развития ребенка, а также причины, обуславливающие многообразные индивидуальные различия детей, которые он примет для того, чтобы обучать, воспитывать и любить.

Одним из проблемных вопросов для учителей начальных классов всегда являлся вопрос об обучении детей письму. В связи с отсутствием в Базисном учебном плане (инвариантная часть) уроков чистописания, для решения этой проблемы введен дополнительный час для урока каллиграфии из вариативной части Базисного учебного плана. На этих уроках дети приобретают определенные умения и навыки в области письма. На уроках каллиграфии путем правильного отбора и проведения специальных упражнений формируются у учащихся такие навыки, которые при переходе на скорое письмо способствуют сохранению четкости почерка и обеспечивают достаточную быстроту выполнения письменных работ в среднем звене.

В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. Наличие данных особенностей и трудностей обучения детей каллиграфическому письму делают избранную нами проблему особенно важной. Актуальность проблемы обучения детей каллиграфическому письму обуславливается прежде всего и тем, что мы живем в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, поэтому современному человеку приходится много заниматься образованием и самообразованием. Вследствие чего и возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром, красивом письме, основы которого закладываются именно в начальной школе. Над решением данной проблемы работали известные русские педагоги, психологи, методисты, такие, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, К.Д. Ушинский, И.Г. Агаркова, В.А. Илюхина и многие другие. Они под термином «каллиграфия» понимают искусство красивого письма, т.е. умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком.

Проблема актуальна и с точки зрения следующих позиций: небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности; плохое, не аккуратное письмо занимает много времени у проверяющего, и в то же время у проверяющего складывается точно такое же впечатление о пишущем, как о не грамотном и небрежном ребёнке. Проблема плохого письма также вытекает из появления компьютеризации в обучении. Ученики меньше времени уделяют письму, и каллиграфический навык со временем утрачивается. Трудности, которые связаны с обучением письму: овладение формой цифр, правильность их написания. Эти навыки теряются из-за отсутствия постоянных упражнений.

Данная проблема остаётся актуальной, как для учителей, так и для методистов, учёных. Её изучением занимались и занимаются многие учёные, рассматривая процесс формирования навыка с разных позиций, таких как: «Письмо с секретом»; развитие мускульной и тактильной памяти; тактированное письмо; обучение первоначальному письму и формированию каллиграфического навыка через определённую систему принципов, методов и приемов. Основной теоретической базой исследования являются труды Л.И. Айдаровой,
С.М. Бондаренко, Е.В. Гурьянова, И.Ю. Матюгина, М.К. Щарбака; в области психологии В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин; в области методики каллиграфии
С.П. Руссков, Н.С. Михайлова, Е.Н. Потапова, Л.И. Проненко, И.М. Дьяконов, В.А. Илюхин, Е.В. Соколова в области истории развития письменности
Н.В. Елин, И.В. Фридрих; в области педагогики Н.Ф. Талызина,
Н.А. Менчинская, Ю.К. Бабанский, Н.Г. Агаркова; в области методики преподавания русского языка в начальной школе и труды других деятелей по данным направлениям В.В. Реин, Т.Г. Рамзаева, Н.А. Костин, М.С. Соловейчик.

С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, без которых дальнейшее обучение и приобретение знаний было бы невозможно. Чтение и письмо тесно связаны между собой, но каждый из этих навыков имеет свою специфику. Специфика письма заключается в том, что оно имеет две стороны - графическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно.

Графические навыки письма - это один из видов двигательных навыков, в формировании которых очень много общего с другими двигательными навыками. Однако, в отличие от других двигательных навыков, особенность графических навыков заключается в том, что они обслуживают умственные навыки (чтение, счет, орфографию) и формируются одновременно с ними. Поэтому успешное овладение каллиграфическими навыками на уроках математики зависит от прочного овладения навыками, сформированными на уроках чтения и письма. Наличие данных особенностей и трудностей в процессе обучении на уроках математики по развитию каллиграфических навыков делают избранную нами проблему особенно важной.

Цель исследования: теоретически обосновать и выявить методические приемы формирования каллиграфических навыков младших школьников на уроках математики.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по проблеме исследования, уточнить содержание основных понятий «каллиграфия», «графические ошибки».

2. Раскрыть теоретические основы формирования каллиграфических навыков младших школьников на уроках математики.

3. Определить показатели и уровень сформированности каллиграфических навыков младших школьников и дать ее характеристику.

4. Выявить методические приемы и разработать упражнения по формированию каллиграфического навыка на уроках математики.

5. Предложить методические рекомендации по формированию каллиграфических навыков у учащихся начальных классов на уроках математики.

Объект исследования: процесс формирования каллиграфических навыков младших школьников на уроках математики.

Предмет исследования: методические приемы по формированию каллиграфических навыков на уроках математики в 1 классе.

В ходе бакалаврской работы были использованы следующие методы исследования:

- теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, анализ образовательных и государственных документов, ретроспективный анализ, анализ учебников, учебно-методической литературы;

- эмпирические методы: наблюдение, тестирование, беседа, анкетирование, диагностика, моделирование, педагогический эксперимент (констатирующий этап).

Научная новизна исследования:

- уточнено содержания понятия «каллиграфия», «графические ошибки»;

- на основе выявленных методических приемов по формированию каллиграфических навыков на уроках математики предложена система работы;

- усовершенствована методика работы по формированию каллиграфических навыков на уроках математики.

Практическая значимость работы заключается в том, что выявлены методические приемы и разработан комплекс заданий, направленный на формирования каллиграфических навыков младших школьников на уроках математики, может быть использован учителями начальных классов.

Личный вклад: по теме исследования был разработан комплекс упражнений по формированию каллиграфических навыков в 1 классе, который был успешно апробирован и в перспективе будет внедрен в учебный процесс учителями начальных классов школы МБОУ «Открытый космический лицей».

Апробация результатов: основные положения и результаты бакалаврской работы освещены на научно-практической конференции «Традиции и инновации в педагогике начальной школы» ГБОУ ВО РК «КИПУ», 26.05.15г. тема доклада «Формирование каллиграфических навыков младших школьников на уроках математики». А также не методическом семинаре для учителей начальной МБОУ «Открытый космический лицей» г. Симферополя, посвященный проблематике по формированию каллиграфических навыков в 1 классе.

База исследования. Педагогическое исследование проводилось с февраля 2015 по май 2015 на базе МБОУ «Открытый космический лицей»
г. Симферополя в двух 1 классах, в 1-А 18 учеников, 1-Б – 21 ученик.

Структура работа состоит из: введения, двух разделов, выводов по каждому разделу, общих выводов и списка использованных источников, приложения.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.