Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации, направленные на формирование каллиграфических навыков на уроках математики




 

Исходя из описанной системы работы по формированию каллиграфического навыка можно предложить следующие методические рекомендации:

· опираясь на разработанные современные эффективные методики обучения написанию цифр на ранних этапах следует предупредить и исправить их недостатки;

· использовать различные формы работы (фронтальная, групповая, индивидуальная) в сочетании с технологиями обучения (игровые и личностно-ориентированные);

· рекомендуется применять такие задания и упражнения направленные на формирование каллиграфического навыка на уроках математики как: найти соседей числа, задания связанные со списыванием чисел с печатного текста, подсчет предметов и запись их в тетради.

К концу первого года обучения все учащиеся должны овладеть навыком письма цифр. Практика показывает, что написание цифр вызывает у школьников определенные трудности. Семилетний ребенок видит цифру в целом, не выделяя в ней элементов. Отсюда искажение цифр и их элементов на письме. Поэтому так важно на первых этапах обучения письму цифр уделять внимание начальному анализу и синтезу каждой цифры, сравнению и сопоставлению одинаковых элементов разных по конфигурации цифр.

Методика обучения письму цифрвключает следующие этапы:

1. Анализ образца. Прежде чем приступить к объяснению написания цифры, необходимо показать детям ее образец, вместе рассмотреть его, выяснить, из каких элементов состоит цифра (палочки, закругления, волнистая линия), в каких цифрах эти элементы уже встречались.

2. Демонстрация учителем наглядного написания цифр. Показ учителем написания цифры должен сопровождаться краткими пояснениями о том, какая линия проводится, где она начинается, в каком направлении ведется и где заканчивается, какой будет следующая линия.

3. Подготовка к написанию цифр:

а) «письмо в воздухе» - дети, взяв ручки, в воздухе повторяют порядок и последовательность написания цифры, что позволяет запомнить общее движение руки;

б) письмо по кальке или пластмассовому трафарету – следующий этап, помогающий первокласснику перейти к написанию цифры нужного размера.

Письмо цифр учащимися. За написанием первых цифр педагог должен понаблюдать, чтобы своевременно подкорректировать правильность написания.

Приступая к обучению написанию цифр, учителю необходимо помнить следующее:

6. все цифры пишутся высотой в клетку в правой ее половине и «опираются» на правую ее сторону;

7. ширина цифры должна быть примерно в 2 раза меньше ее высоты.

Шестилетний ребенок во время письма быстро утомляется, так как еще не в полной мере окреп его позвоночник, недостаточно развиты мелкие мышцы кисти руки, тонкая и точная координация движений. Перед письмом, во время, а также после письма ему требуется подготовить руку, расслабить мышцы, изменить позу. В этом могут помочь следующие упражнения:

· соедините руки ладонями вместе и вытяните их вперед. Разведите кисти рук в стороны, не размыкая запястий;

· сожмите пальцы одной руки по одному, чтобы получился кулак. По одному их разожмите. Аналогично выполните упражнение другой рукой;

· вытяните руки вперед перед грудью. Пальцы правой руки сожмите в кулак. Разожмите пальцы правой руки. Пальцы правой руки сожмите в кулак. Разожмите пальцы левой руки. Выполняйте попеременно;

· ладони вместе, пальцы сцеплены в замок. Попеременно сгибайте и разгибайте пальцы;

· руки с разведенными пальцами положите на стол. Поочередно постукивайте по столу каждым пальцем то одной, то другой руки.

В каждую физкультпаузу необходимо включать 2-3 упражнения.

Методический комментарий к написанию цифр:

Цифра 1 состоит из двух элементов – палочек, одна из которых короче другой. Сначала пишется маленькая палочка. Начинают писать ее немного выше центра клетки и ведут к верхнему правому углу клетки. Затем пишут основную наклонную палочку от верхнего правого угла к середине нижней стороны клетки.

 

Цифра 2 состоит из верхнего малого полуовала, наклонной и волнистой линий. Начинают писать цифру немного выше центра клетки, ведут линию вверх, закругляют ее в правом верхнем углу, ведут наклонную линию к середине нижней стороны клетки. Затем вдоль нижней стороны клетки пишут волнистую линию (вверх, вниз, вверх).

 

Цифра 3 состоит из верхнего и нижнего малых полуовалов. Начинают писать цифру немного выше центра клетки (примерно в той же части клетки, что и цифру 2). Начало написания первого элемента цифры 3 очень похоже на первый элемент цифры 2. Верхний полуовал доводят почти до центра клетки и, не отрывая ручки от бумаги, пишут нижний полуовал. Нижний полуовал немного больше верхнего.

Цифра 4 состоит из трех палочек. Начинают писать первую палочку немного правее середины верхней стороны клетки и ведут ее к центру клетки. Оторвав ручку от бумаги, пишут третью палочку, которая начинается чуть выше середины правой стороны клетки, и ведут наклонную линию к середине нижней стороны клетки.

Цифра 5 состоит из маленькой прямой палочки, правого полуовала и горизонтальной волнистой линии. Сначала пишется маленькая прямая палочка. Начинают ее писать немного правее середины верхней стороны клетки (как и цифру 4) и ведут наклонно до центра клетки. Из этой точки пишут малый правый полуовал такой же, как второй элемент у цифры 3. Затем вверху слева направо пишется последний элемент (слегка прогнутая вниз палочка). Начало его совпадает с началом первого элемента цифры, а заканчивается элемент в верхнем правом углу клетки.

Цифра 6 состоит из большого левого и малого правого полуовалов. Начинают писать цифру немного ниже верхнего правого угла клетки. В правом верхнем углу клетки делают закругление, пишут большой левый полуовал, касаются середины нижней стороны клетки, ведут линию вверх, закругляя ее влево немного выше середины клетки.

Цифра 7 состоит из волнистой линии, большой и маленькой палочек. Начинают писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят ее до верхнего правого угла клетки. Написание первого элемента цифры 7 совпадает с написанием последнего элемента цифры 2 (движение ручки вверх, вниз, вверх) с той разницей, что у двойки этот элемент расположен на нижней линии клетки, а у семерки – под верхней линией клетки. Из верхнего правого угла проводят наклонную палочку к середине нижней стороны клетки как у цифры 1. Маленькая горизонтальная палочка должна перечеркивать длинную палочку примерно посередине.

 

Цифра 8 состоит из верхнего и нижнего малых овалов. Верхний овал немного меньше нижнего. Начинают писать ее немного ниже и правее середины верхней стороны. Ведут линию вправо и вверх, закругляют в правом верхнем углу клетки, затем справа налево к середине нижней стороны клетки, закругляют и поднимаются вверх к начальной точке.

 

 

Цифра 9 состоит из малого овала и большого правого полуовала. Начинают писать цифру немного ниже правого верхнего угла клетки (примерно там, где и начало цифры 6), ведут линию вверх налево, закругляя ее к центру клетки, затем направо вверх к исходной точке. От начальной точки пишут большой правый полуовал, касаясь середины нижней стороны клетки.

 

Цифра 0 представляет собой овал. Начинают писать цифру немного ниже верхнего правого угла клетки (примерно там же, где начинается написание цифр 6 и 9). Первая половина цифры пишется так же, как и у цифры 6. В правом верхнем углу клетки делают закругление, пишут большой левый полуовал, касаются середины нижней стороны клетки, дальше линия плавно ведется вверх к исходной точке.

Нельзя добиваться от первоклассников устного воспроизведения последовательности написания цифр. Взрослый помогает ребенку проговаривать вслух производимые действия: отступаю 2 клетки вниз, одну клетку в сторону, веду линию из уголка на середину нижней стороны клетки, вверх, вниз, вверх.

Таким образом, нами были даны методические рекомендации направленные на формирование каллиграфических навыков на уроках математики.

 

Выводы по второму разделу

 

Для правильной организации работы с детьми младшего школьного возраста необходимо провести диагностику сформированности уровня каллиграфического навыка. Нами было проведено педагогическое исследование в 1-А и 1-Б классе, для диагностики был использован ряд заданий.

Результаты начальной диагностики были достаточно низкими. Предполагается, что после проведению предложенной нами серии заданий и упражнений у учащихся экспериментального 1-А класса произойдут позитивные сдвиги, количество ошибок допускаемых при письме цифр значительно уменьшится.

Наряду с традиционной методикой обучения написания цифр и формирования каллиграфических умений и навыков у младших школьников существуют и авторские технологии по формированию навыков письма. Обучение письму по методике Е. Н. Потаповой условно разделено на 3 этапа. Первый этап – развитие мускульной памяти, второй – развитие тактильной памяти и третий – закрепление знаний и умений с помощью вкладыша букв. Все этапы связаны между собой, сочетаются на одном уроке. Применяя в своей работе опыт Е.Н.Потаповой, пришлт к выводу, что такое обучение действительно дает положительный педагогический эффект и моральное удовлетворение как для педагога, так и для учащихся. Делает обучение младших школьников педагогически эффективным. Физиологически безопасным и безболезненным.

Рекомендуется проводить работу по формированию каллиграфического навыка с использованием различных педагогических форм и технологий обучения. Невозможно проводить уроки без игровой формы, следует подбирать задания соответствующие данному возрасту, использовать наглядность.

Также на основе ФГОС нами был предложен ряд заданий, направленных на формирование каллиграфических навыков.

Таким образом, несмотря на разные изменения в системе обучения каллиграфии, произошедшие за последнее десятилетие, процесс формирования умения писать цифры остается сложным. Поиски путей дальнейшей оптимизации этого процесса, безусловно, будут продолжаться.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

В бакалаврской работе на тему «Формирование каллиграфических навыков у младших школьников на уроках математики», поставленные цель и задачи достигнуты. Таким образом следует отметить, что проведенная нами работа позволяет сделать следующие выводы:

1. Проанализирована психолого-педагогическая, учебно-методическая литература по проблеме исследования, представлено многообразие мнений и подходов к формированию каллиграфических навыков у младших школьников. Но вместе с тем обобщив, конкретизировав, различные мнения мы опирались в курсовой работе на более фундаментальные исследования педагогов и психологов, которые легли в основу теоретической части исследования. Это исследования Н. Г. Агарковой и Е. Н. Потаповой. Определенные предложения по первоначальному обучению письму были внесены Е.В. Гурьяновым на основе как лабораторных экспериментов, так и экспериментального обучения в отдельных школах (предложения о постановке только одной задачи в первоначальном введении письма, о письме без косой сетки и другие). В результате экспериментального в отдельных школах и при проверке результатов эксперимента Е.Н. Соколовой была создана новая методика обучения каллиграфическим навыкам письма.

2. Раскрыто содержание методики формирования каллиграфического навыка. В основе каждой из методик находятся принципы, методы, зарекомендованные себя исторически. Методики направлены на сознательное овладение учениками каллиграфическим навыком. Имеющиеся современные технологии обучения письму детей носят развивающий характер. Рассмотренные нами методики связаны с психофизиологическими особенностями детей. Методика обучения каллиграфическим навыкам письма дается учителю для того, чтобы он в определенных конкретных условиях мог применять методические приемы, учитывая индивидуальные особенности отдельных учащихся и средний уровень большинства учащихся класса. Это касается больше всего скорости письма и соединения букв.

Остановимся на том, какие проблемы в настоящее время являются дискуссионными и как они решаются.. Основными проблемами в методике обучения в настоящее время можно считать следующее: а) как обучать письму цифр детей 5-6 лет; б) как обучать отрывному и безотрывному письму; в) как обучать прямому или наклонному письму; д) какой рукой обучать письму; е) каким должен быть письменный шрифт.

Наиболее дискуссионной является проблема обучения детей письму в возрасте 6 лет. Как известно, в этом возрасте рука ребенка (мелкая мускулатура пальцев, координация движений, не окончившееся окостенение кисти) не готова к быстрому овладению письмом. В последнее время решаются вопросы о роли создания зрительного и тактильного образа цифры, попытки подготовки моторики до и во время обучения письму. В нашей работе имелись попытки и такого рода (Н.Г. Агаркова, Е.Н. Соколова, Н.А. Федосова.). Введение в первоначальное обучение машинного печатания в сочетании с другими приемами может ускорить решение этой проблемы.

 

3. Рассмотрена система работы которая состоит из упражнений направленных на формирование каллиграфических навыков младших школьников на уроках математики. Если систематически исправлять и предупреждать каллиграфические ошибки школьников, то можно добиться развития каллиграфически правильных навыков у большинства учащихся, если при обучении школьников неформально (как это делают многие учителя), а творчески подходить к проведению минуток чистописания; даже использовать время физкультминуток для развития каллиграфических навыков.

4. Предложены методические рекомендации по формированию каллиграфического навыка у младших школьников на уроках математики. Рекомендуется проводить работу с применением разнообразных форм и технологий обучения. Эффективная работа на уроке невозможна без использования разнообразных игровых приемов, наглядности и заданий соответствующих возрасту учащихся. Рекомендуется использовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу.

По мере выработки навыка письмо детей становится каллиграфически правильным, тоесть чётким и устойчивым, а также связным и ускоренным. Графическая грамотность как один из показателей сформированности графического навыка проявляется в том, допускает ли ученик в письме графические ошибки слухо-артикуляционного и зрительно-двигательного характера. Этот показатель зависит от степени развития у младшего школьника фонематического слуха и культуры звукопроизношения, сформированности зрительно-двигательных образов всех письменных цифр и умения перекодировать звуковую форму слова в графическую и двигательную.

Каллиграфическая чёткость и устойчивость письма проявляются в умении пишущего соблюдать правильную и постоянную высоту, ширину и угол наклона элементов цифр. Этот показатель обусловлен координированностью движений всех звеньев руки: пальцев, кисти, предплечья и плеча, что соответствует ускоренному и связному воспроизведению букв и их комплексов.

Но каллиграфическая четкость и устойчивость письма показательны при определённой скорости и, наоборот, скорость в отрыве от качественного показателя (графической грамотности) не является достаточно надёжным критерием сформированности навыка.

Скорость письма характеризуется количеством цифр, написанных учеником в связном тексте за единицу времени, чаще всего за минуту. Увеличение скорости письма свидетельствует о том, что мелкие, разрозненные акты письма, объединяясь, превращаются в единый процесс целостного воспроизведения цифр, который протекает легко, без особых затрат физических и нервных сил.

Для правильной организации работы по формированию каллиграфического навыка у младших школьников необходимо провести диагностику. Нами был проведен мониторинг в 1-А и 1-Б классе. Результаты диагностики показали достаточно низкие результаты. Разработав систему работы по формированию каллиграфических навыков мы предполагаем, что после проведения ряда заданий и упражнений результаты экспериментального класса улучшатся.

В дальнейшем наше исследование будет в рамках темы: «Использование информационных технологий при формировании каллиграфических навыков у младших школьников».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 7619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.