Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические особенности формирования каллиграфических навыков у младших школьников на уроках математики




Рассмотрим, какими приемами пользуется учитель при обучении детей каллиграфически правильному письму цифр, отметим при этом, какие из приемов являются главными. Первостепенное значение при обучении письму цифр имеют показ учителем процесса письмаи объяснение способов написания элементов. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма цифр. Писать образец на доске учитель должен так, чтобы все ученики видели, как учитель пишет. Другим приемом при обучении письму цифр следует считать списываниеучащимся с готового образца – образца учителя на доске или в тетради. Это очень старый прием, основанный на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образец письма. При списывании с образца и сравнение его с воспроизведенным. Хороший образец письма учителя влияет на письмо учащихся не только через сознательное копирование – это образец еще и для неосознанного подражания, которое в младшем школьном возрасте очень выраженное.

Копировальный метод(стиграфический).

 

Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение осуществляется учащимися без достаточного осознание процесса письма и даже видение формы цифры. Иногда ученик может обводить элемент цифры не в нужном направлении. Однако при копировании ученик упражняется в выполнении правильного движения: порция, размах, размер, направление, форма, – словом, того, чего иногда, зрительно воспринимая, он не может перенести в свое время движение во время письма. Психологическое значение списывания с образца и обведение образца различного для формирования навыка письма. Обведение по образцу упражняет двигательные представления [17, с. 47].

 

Этот метод был введен в школу в XIX веке и был рассчитан на то, что

длительное, хотя и механическое, обведение красивых образцов письма должно в итоге выработать правильную форму букв.

В основе линейного метода лежит шрифтовой подход к обучению – точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей, то есть букву, а следовательно, и слова можно было писать, используя вспомогательную сетку, определяющую высоту письма буквы в целом и ее половины, наклон, расстояние между элементами и так далее.

Графическая сетка стала применяться с 1857 года в Германии, но была быстро отвергнута на том основании, что вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки.

Прием Карстера – обучение письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. При применении этого метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем цифр, связанных особыми штрихами, затем слов без всяких вспомогательных линий.

Такие росчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки.

Поскольку обведение образца осуществляется механически, продолжительное обведение утомляет и раздражает ученика. Некоторые учителя дают учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу – кальку. Обведение через кальку или по точкам психологически имеет то же значение – закрепление правильного движения. В любом случае копирования важно, что бы оно осуществлялось как письмо, правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.

Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Здесь учащийся не просто опирается на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец.

Л.Я. Желтковская отмечает, что воображаемое письмо проводится или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске [ 11, с. 121]. Учащиеся могут писать цифры вообще без образа, по памяти, писать в воздухе, держа ручку в руке. Такие упражнения оживляют процесс обучения. Недостаток этого приема в том, что учитель не может учесть, каков результат обведения, повторения движения, насколько точно дети воспроизводят движения и форму образца. Как копировальный способ, так и воображаемое письмо – это вспомогательные приемы, которые, помимо прямого влияния – удвоение движения, восприятия формы, привлекают внимания ученика, вызывает интерес к письму, разнообразят форму обучения.

Анализ формы цифр. Он может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму цифры, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы. Учитель должен помнить, что поэлементный анализ не позволяет собой рассмотрение формы цифры и особенностей ее написания. Поэтому учитель вслед за этим объясняет, как писать цифру, выделяя основные элементы движения, выполняет особенности формы цифры, размер соотношения элементов [16, с. 33].

Как отмечает М.М. Безруких, анализ формы цифр проводится по-разному, в зависимости от того, впервые ли вводится цифра, насколько она сложна по способу написания. Одним из приемов формирования каллиграфического навыка на уроках математики можно считать введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыками письма. Сознательное усвоение особенно необходимо тогда, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматизированным. Знание правил при письме должны формироваться очень кратко и их должно быть немного. Каждый учащийся должен усвоить эти правила и применять их на практике [8, с. 63].

Правила складываются из тех задач, которые ставит учитель перед учениками в процессе письма. Не следует вводить правила назойливо, на каждом уроке. Иначе этот прием, направленный на сознательное усвоение навыков, превращается в свою противоположность: слова не доходят до сознания учащихся. Важным приемом обучения написания цифр является письмо под счет или в такт счету.

Письмо под счет способствует выработке плавного, ритмического письма определенного темпа. Этот прием оживляет работу, вызывает интерес к письму [20 с. 45]. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно и постоянно, чтобы не делать работу однообразной. Еще одним из приемов обучения можно считать прием ошибочного написания для того, чтобы дети сами увидели, в чем ошибка, почему цифра написана неправильно и нашли ответ, как не допустить таких ошибок.

При этом в 1 классе лучше не наносить на доску пример ошибочного написания цифр. Детям рекомендуется самим найти у себя ошибку и исправить. Учитель может применять еще ряд приемов. Применяются также приемы взаимопроверки. Дети любят оценивать работу соседа и часто видят чужую ошибку. Учитель должен ориентировать детей не на оценку работы, а на помощь: помочь увидеть недостаток и объяснить, как его исправить. Для развития плавности и сложности движений руки вводится письмо различных дополнительных петель и росчерков, рассчитанных на развитие смелости, легкости и плавности движения в письме.

Наряду с традиционной методикой формирования каллиграфического навыка у младших школьников существуют и авторские технологии по формированию навыка письма. В настоящее время по проблеме формирования каллиграфического навыка работают: Е.Н.Соколова, Н.Г.Агаркова, М.М.Безруких, В.А.Илюхина, Е.Н.Потапова. В нашей работе нами сделана попытка сравнить методику данных авторов с тем, чтобы определить степень эффективности данных подходов.

В.А. Илюхина при написании предлагает проговаривать каждый элемент, обращаясь за помощью к детям. Каждый последующий урок - новая цифра. Методика В.А.Илюхиной очень эффективна. Она имеет много своих плюсов: во-первых, экономичность обучения, быстрота периода обучения; во-вторых, положительная мотивация в действиях детей; в-третьих, развитие внимания, памяти [].

Рассмотрим прием обучения письму Е.Н. Потаповой. Она основывается на трёх этапах: развитие мускульной памяти (система упражнений для укрепления моторики пальцев, штриховка, работа с трафаретами), над данной проблемой также работала Н.А. Федосова; развитие тактильной памяти (работа с карточками- образцами для обвода); закрепление знаний, умений, навыков (работа с кальками).

Многие размышления по данному вопросу соединились затем с размышлениями В.А. Илюхиной. Ее методика «Письмо с секретом» дает теоретическую разработку данной проблемы. Она как бы поднимает методику Е.Н. Потаповой на обновленный уровень, дополняя ее новым подходом к технике письма.

Данная методика - творческое переосмысление идей Е.Н. Потаповой, дополненная собственными приемами, дающими высокий образовательный эффект, оригинальным подходом к решению данной проблемы. Остановимся подробнее на том, как говорит Е.Н.Потапова, что является собственным пониманием и решением проблемы каллиграфического письма в начальной школе, привносящие элементы новизны в традиционную методику обучения письму поэтапно [].

Первый этап обучения письму. Основная цель: постановка пальчиков, руки в целом (рис. 1.3.2.).

Рис. 1.3.2.

 

На данном этапе можно проводить следующие игры.

1.«Вот какой у нас арбуз».

Цель: «рассказывание» стихотворения с помощью рук; развитие крупной и мелкой моторики. Выполнение движений с одновременным произнесением стихотворения.

Мы арбуз большой купили, /показывают большой арбуз/

И домой пошли, /идут домой/

Дома мы его помыли, / моют арбуз/

И обтерли, как могли, / обтирают арбуз/

Разрезали, как могли, /режут арбуз по полоскам/

А потом и поперек, /режут арбуз поперек/

По рукам и подбородку, / убирают сок с рук /

Сладкий сок арбузный тек. / убирают сок с лица/

2. «Мои умные руки».

Цель: «рассказывание» стихотворения с помощью рук; развитие крупной и тонкой моторики. Выполнение движений с одновременным произнесением стихотворения.

Мои руки – крылья птицы.

Небо их зовет к себе.

Мои руки — рыбки.

Плавают туда – сюда.

Мои руки словно раки.

Побежали кто куда.

3. Гимнастика для рук – с ребристыми карандашами, с грецкими орехами, с шариками.

4. «Мы музыканты».

Цель: тренировка пальцев и кисти рук.

Игра пальчиками, как на баяне, пианино, гитаре, балалайке.

5. «Цветок распустился».

Цель: развитие тонкой моторики рук.

Рука в кулачок. Каждый палец поочередно распрямляется и отводится в стороны (как лепестки у цветка).

Второй этап обучения письму. Основная цель - развитие тактильной памяти (память кончиков пальцев) через карточки из наждачной бумаги, карточки для обвода цифр пальчиками. Но кроме этого вида памяти есть и другие (зрительная и слуховая). Особенно большое значение отдается зрительной памяти. Объем памяти должен постоянно увеличиваться. Предлагается вырезать цифры из наждачной бумаги индивидуально для каждого ученика. С точки зрения Е.Н.Потаповой, развитие тактильной памяти - основа при овладении письмом. От кончиков пальцев сигналы идут в мозг, информация воспринимается мозгом, идет обратный импульс - как писать.

На данном этапе также можно использовать игры:

1. «Найди такою же игрушку»

Ребенку необходимо на ощупь найти одинаковых утят, котят и др.

2. «Отгадай буковку»

На ладошке ребенка написать тупым концом карандаша цифру. Ребенок называет.

3. «Наведи порядок»

Разложить по тарелочкам горох, фасоль, орешки.

4. «Найди шершавый (гладкий) предмет»

На ощупь ученик определяет необходимый предмет.

Третий этап обучения письму. Основная цель: закрепление знаний, умений с помощью вкладыша цифр и карточками – кальками.

По данной методике работают многие учителя, если не используют её полностью, то берут элементы и вставляют их в свои уроки. Издавна в методике обучения детей письму и чистописанию применялся ритмический (тактический) прием (метод тактирования), то есть письмо под счет. Обучение письму по системе Д. Б. Эльконина, автор М. М. Безруких, основано на приеме ритмизированного письма []. Тактированное письмо позволяет добиться четкости, плавности, ритмичности и ускоренного темпа.

Данный прием предназначен для совершенствования графо-моторного компонента письма у учащихся, имеющих особенности двигательной сферы. Авторами разработано обучение тактированному письму, состоящее из трех этапов.

Первый этап включает выполнение следующих упражнений: обводка под счет заготовленных образцов рукописных цифр через прозрачную кальку.

На втором этапе учащиеся обводят через прозрачную кальку под счет заготовленные рукописные слова, которые соединены в группы с одинаковой ритмической структурой и ударением (мак, рак, сок, мох).

Третий этап включает следующие упражнения: обводку под счет ряда цифр через прозрачную кальку. На основании этих рекомендаций составлена рабочая тетрадь, предназначенная для работы с учащимися начальных классов общеобразовательной школы.

Методист Н.А. Федорова, соглашаясь с тем, что при обучении каллиграфии усилия нужно направлять прежде всего на становление необходимых психологических и физиологических механизмов, обеспечивающих осознанное письмо, а не просто на отработку каждой отдельно взятой буквы и ее соединений.

Так, организуя обучение письму, она считает, что важно целенаправленно способствовать:

- поднятию на новый уровень наглядно-образного и отвлеченного мышления первоклассников, необходимого для восприятия конфигурации букв, для установления сходства и различия знаков, для выработки плана правильных движений при письме;

- совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;

- становлению умения ориентироваться в пространстве места, строки, легко определять пространственные отношения между элементами письма;

- укреплению руки, улучшению координации движений и в целом развитию умения самостоятельно управлять всей сложной системой действий пишущей руки;

- доведению до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради и так далее).

Еще одним условием успешного обучения каллиграфии, по мнению многих методистов, следует считать формирование у младших школьников внутренней потребности в аккуратном, разборчивом, эстетически выдержанном оформлении всех выполняемых записей.

Н.А. Федорова предлагает несколько советов по совершенствованию первоначального обучения каллиграфии шестилетних детей.

Помимо существующих пособий, предназначенных для обучения каллиграфии, весьма полезным на всем протяжении работы может оказаться специальный альбом с цифрами и их элементами, учитывающий наглядно-действенный характер мышления ребенка, но в то же время способствующий

совершенствованию наглядно-образного и формированию аналитического

мышления. Пособия предназначено для развития зрительных и двигательных

анализаторов, участвующих в восприятии и последующем воспроизведении формы цифр, а также для обучения каллиграфии на основе определенного обобщения.

На внутренней обложке альбома приклеен специальный конверт, где находятся элементы цифр, вырезанные из плотной бумаги. На каждой странице альбома наклеены цифры. Цифры вырезаны из бархатной бумаги. Наклеенная буква как бы приподнимается над страницей, создавая тем самым лучшие условия для глаза и руки при первоначальном знакомстве с формой цифры. Возле каждой буквы нарисованы стрелки, показывающие траекторию движения руки при письме.

Альбом с письменными буквами и их элементами используется для проведения различных аналитико-синтетических упражнений. Все части альбома составляют единое целое. Ни в коем случае эту целостность нарушать нельзя. Для целенаправленного обучения первоклассников, правильной ориентации на страницах тетради целесообразна работа с предметными рисунками.

Предметные рисунки располагаются вверху, внизу, в середине листа. По заданию учителя первоклассники должны найти названный предмет, определить его место на листе и соотнести по расположению с другими нарисованными предметами.

Рисунки можно использовать и для развития у детей «чувства контура», путем обведения обратным концом ручки (карандаша) или вырезать рисунок по его контуру. Те же задания затем применимы и к цифрам.

 

Рассматривая альтернативные технологии по методике обучения письму, необходимо также остановиться на методике Н.Г.Агарковой.

Так, Н. Г. Агаркова отмечает, что формирование каллиграфического навыка определяется системой принципов, методов и приемов, используемых на уроках и занятиях по выработке автоматизированности действия воспроизведения цифр на бумаге [].

Это, прежде всего, принципы: поэлементного изучения; одновариантного (стабильного) начертания цифр и их комплексов; принцип логической группировки знаков. Суть поэлементного принципа заключается в том, что обучение начертанию цифры должно предваряться формированием в памяти ребенка четко зрительного образа этой цифры, то есть он должен ясно представлять, из каких зрительных элементов состоит цифра, и в каких пространственно-количественных соотношениях эти элементы находятся в ней.

Воспроизведение цифр реализуется также на основе элементов, но теперь уже двигательных. Благодаря этому у ученика формируется дифференцированный зрительно-двигательной образ каждой цифры. Это составляет необходимую основу для выработки каллиграфического навыка.

Принцип одновариантного (стабильного) начертания цифр обусловлен закономерностями движения руки при письме. Это, прежде всего круговые замкнутые движения руки, направленные внутрь к плечу. Рука в процессе письма выполняет единообразные движения.

Таким образом, описанные выше принципы реализуются через поэлементно-целостный метод письма, который, во-первых, обусловлен возрастными психологическими особенностями детей 6-7 лет, во-вторых, он не противоречит формированию связного (безотрывного) письма, а напротив, закрывает его основы. Это достигается благодаря введению в методику элементов двух категорий: зрительных и двигательных. Конфигурация элементов первой категории обусловлена закономерностями зрительного восприятия сложных графических форм, второй - закономерностями движения руки во время письма при условии автоматизированности каллиграфического навыка.

На основе изученной литературы можно определить, что методики, предложенные Е.Н.Потаповой, Н.Г.Агарковой, В.А.Илюхиной базируются на опыте многих учителей-предметников. Например, в методике Е.Н.Потаповой прослеживается генетический способ письма, копировальный и другие, используемые ещё в XIX веке. Тактовый, а также шрифтовой метод мы встречаем у В.А.Илюхиной и Н.Г.Агарковой. Методики Е.Н.Потаповой и Н.А.Федосовой позволяют развивать не только мелкую моторику рук, но и все виды памяти: тактильную, зрительную и слуховую. Методика В.А.Илюхиной позволяет исправить уже сложившийся почерк. Это, пожалуй, единственная методика, по словам учителей, применение которой действительно приносит видимые результаты по исправлению почерка учащихся на протяжении всего периода обучения в школе.

Изученные нами методики Н. Г. Агарковой, В. А. Илюхиной,
Е. Н. Потаповой, М. М. Безруких, позволили сделать выводы: в основе каждой из методик находятся принципы, методы, зарекомендованные себя исторически; методики, направлены на сознательное овладение учениками каллиграфическим навыком; имеющиеся современные технологии обучения письму детей носят развивающий характер; предложенные авторами методик приёмы обучения связаны с психофизиологическими особенностями развития детей.

Всем нам хорошо известно, что процесс овладения навыками письма — нелегкий труд для первоклассника. Ведь мелкие мышцы кисти и пальцев в этом возрасте еще слабы и рука быстро устает. Кроме того, мышцам не хватает согласованности и скоординированности. Предлагаемая пропись А.Е. Пушкова, предназначена для детей младшего школьного возраста. Она содержит образцы правильного каллиграфического написания цифр и демонстрирует, как правильно выводить и записывать их на строке. Эти упражнения помогают школьникам закрепить первоначальные каллиграфические навыки, контролировать и оценивать результаты своего письма (рис. 1.3.3).

Рис.1.3.1.

В методике обучения, учащихся письму выделяются также ошибки, которые замедляют скорость и ухудшают качество письма, это:

1. Неправильное написание овалов, когда ученик начинает их сверху и ведет не справа налево, а слева направо.

2. Неправильное начертание элементов цифр, когда нижний элемент отклоняется вправо.

Причинами такого написания служат неправильные направления движения руки при написании. Иисправить эти ошибки можно, дав ученику конкретное указание и продемонстрировав правильное направление руки.

Особую трудность для исправления представляет так называемый «корявый» почерк. Для него характерно очень мелкое или крупное письмо, растянутость цифр. Причиной служит напряжение мышц плечевого пояса. Ребенок быстро утомляется и концу урока его письмо просто ужасно. В результате установления этого «препятствия», учитель должен помочь ребенку расслабить мышцы при помощи различных упражнений, запомнить это ощущение и продолжить письмо. Примеры упражнений:

1. Выполняется сидя за столом.

Птицы на юг улетают - (маховые движение руками из-за головы вперёд)

Гуси, грачи, журавли - (круговые движения кистями перед грудью)

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали - (движения руками имитируют махи крыльев).

2. Выполняется 2 раза сидя за столом, руки сжаты в кулаки. Первый раз, поочерёдное разгибание пальцев, начиная с большого, второй - с мизинца.

1-2-3-4-5 будем пальчики считать.

Крепкие, дружные. Все такие нужные.

На другой руке опять 1-2-3-4-5.

Пальчики быстрые, хоть не очень чистые.

3. Выполняется сидя за столом.

Солнце спит, небо спит, - (кладут голову на руки)

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало - (встают руки вверх с разведенными пальцами)

Вдруг повеял ветерок - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)

Небо тучей заволок - (круговые движения руками влево, затем вправо)

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крыше - (барабанят пальцами по столу)

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Ни один не виден лучик - (постепенно садятся и кладут голову на руки).

Каллиграфические ошибки встречаются не только в написании отдельных цифр, элементов цифр. И здесь можно выделить следующие группы ошибок:

1. Дети при письме не соблюдают интервал между цифрами, неравномерно расставляют на строке.

2. Пишут цифры слишком размашисто или слишком узко.

3. Очень часто в работах учеников встречаются разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево.

4. Не соблюдают расположение цифр в клетке, т.е. не держат линейность при письме.

5. Не выдерживают нужную высоту цифр (слишком крупно, слишком мелко).

6. Нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма.

7. Имеет место «заборность», угловатость письма.

8. Не соблюдается связность при письме.

9. Полная неразборчивость почерка, «каша».

В методике обучения, учащихся письму существуют различные методы устранения каллиграфических ошибок. Так, доцент Д.С. Фонин отмечает, что ошибочное написание элементов цифр заключается не в шариковой ручке и недостаточной разлиновке тетради, а в том, что у учащихся начальной школы недостаточно развиты познавательные процессы, в частности восприятие. И он добился высоких результатов благодаря тому, что научил детей на глаз определять высоту, наклон и ширину цифр, при этом учителю следует скрупулезно следить за недостаточным исправлением малейших недостатков, указывать на них и учить детей тут же исправлять их на следующей строке [].

 

Этот опыт был заимствован в чехословацкой школе и применен в нашей. Суть метода заключается в том, что в начале дается образец крупной цифры (на нем отрабатывается начертание цифры, дети запоминают, где начинается цифра, обводят ее по воздуху, пишут рядом такие же по размеру 2-3 пробные цифры), затем в следующей клетке дается цифра меньшего размера, требующая меньших усилий и внимания, в третьей клетке цифра мельче, чуть ниже половины клетки. Такое обучение письму снимает напряжение и исключает монотонность
в работе [].

Нарушение каллиграфии учащихся может быть связано, как отмечалось выше, и с познавательной сферой. Так, у младших школьников может быть нарушена или недостаточно развита зрительная память, в результате чего и могут возникнуть каллиграфические ошибки. Разрешить возможные трудности можно, подобрав учащимся систему упражнений, помогающую развивать тот или иной процесс. В методике существуют упражнения, которые направлены на тренировку зрительного восприятия, пространственного восприятия. Совокупность различных видов упражнений поможет учителю развить психические процессы. А это в свою очередь и станет «фундаментом» каллиграфического письма. В 3-4 классах неправильное каллиграфическое письмо порождает орфографические ошибки, поэтому учителя 3-4 классов перед тем как перейти к теме урока проводят минутки чистописания. Такая работа не всегда результативна, так как в большинстве случаев учащимся неинтересно делать то, что как им кажется, они давно умеют.

Учитель начальной школы Г.И. Карнаухова смогла с этим справиться, и теперь на уроках чистописания, учащиеся сами через рисунок предмета рождают образ, рождают новую мысль. Сначала при составлении композиции, штрихуя, дети придумали очень интересные рассказы о дружбе, путешествовали по родному краю, разгадывали лесные тайны. Эта работа помогла не только формировать умение писать быстро, соблюдая четкость, плавность, ритмичность, наклон, связность, линейность письма, но и позволила развивать речь учащихся, языковое чутье, фонематический слух и орфографическую зоркость. Вот такие минутки чистописания и становятся для учеников праздником. Они отличаются разнообразием, учащиеся могут сами составлять предложения, вспоминать пословицы и загадки. Именно такая работа и вызывает интерес, у детей появляется стимул писать красиво. Таким образом изучив методическую литературу по теме исследования, мы может перейти к следующему разделу.

Выводы по первому разделу

 

В настоящее время актуальной является проблема обучения младших школьников каллиграфически правильному письму. Актуальность данной проблемы обусловлена прежде всего тем, что в последние десятилетия большинство младших школьников проводит время за компьютерами, а не за книгами и тетрадями. Учащиеся не разрабатывают моторику руки, не умеют координировать свои движения при письме.

А ведь письмо для поступающих в школу детей - очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля и тренировки письма. Все эти трудности носят как физиологический, так и психологический и методический характер. При поступлении ребенка в школу резко меняется образ его жизнедеятельности, и успешность обучения во многом зависит от его готовности к новым для него учебным нагрузкам. Поэтому при обучении детей письму должны учитываться индивидуально-психологические особенности каждого ученика.

Педагог в своей деятельности должен использовать не один, а комплекс методов, таких, как: линейный, генетический, тактический и т.д.; не один, а несколько наиболее эффективных приемов: копировальный способ, воображаемое письмо, анализ формы цифры, письмо под счет и другие. Не менее важным является установление причин, по которым были допущены каллиграфические ошибки, а также учет санитарно-гигиенических условий, при которых писали учащиеся. Следовательно, большая роль в формировании каллиграфических умений принадлежит системе приемов работы, а также мастерству и знаниям учителя. Процесс формирования каллиграфических навыков письма имеет и большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Также мы описали основные приемы, применяемые в обучении каллиграфическим навыкам письма. Кроме этих приемов, можно отметить и некоторые другие, такие как рисование детьми бордюров, штриховка мелких форм и других. Все эти приемы помогут учителю воспитать в ученике аккуратность, четкость и правильность письма.

 

В этой главе мы рассмотрели следующие аспекты проблемы, это:

- педагогический – методику и тактику работы учителя;

- гигиенический, предусматривающий наиболее рациональное нормирование

самого процесса и орудий письма;

Также процесс формирования каллиграфических навыков письма имеет и

большое педагогическое и общественно-воспитательное значение. Так, приучая

школьников к аккуратному и четкому письму, заботясь об устойчивости их

почерка, учитель воспитывает аккуратность, трудолюбие, добросовестное и

старательное отношение к выполнению любой работы, не только письменной,

уважительное отношение к людям, к их труду, наконец, способствует их

эстетическому воспитанию.

Гигиенический аспект при формировании каллиграфических навыков у

младших школьников выделяют многие методисты. По их мнению, формирование навыков письма у младших школьников не может выполняться без условий гигиены при письме.

От создания соответствующих условий зависит выполнение важнейших

гигиенических требований в процессе письма: соблюдение правильной посадки, положение ручки в руке, размещение тетради на плоскости стола и ее продвижение во время письма, что в итоге способствует профилактике нарушения осанки и зрения детей, повышению работоспособности, формированию четкого, быстрого письма.

Можно сделать вывод, что при формировании каллиграфических

умений и навыков у младших школьников нельзя упустить ни одного аспекта

этой проблемы, что доказывают сделанные выводы.

 

 


 

РАЗДЕЛ 2. ПОИСКОВО-ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 5027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.