Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели диагностики критериев каллиграфического навыка




Диагностика уровня сформированности каллиграфического навыка в 1 классе

Педагогический эксперимент проходил с февраля по май 2015 года. Для проведения исследования было выбрано два первых класса школы МБОУ «Открытый космический лицей» г. Симферополя (приложение А, Б). Всего в эксперименте приняло участие 39 человек.

Цель поисково-диагностического исследования: выявить методические приемы формирования каллиграфических навыков младших школьников на уроках математики.

Задачи поисково-диагностического исследования:

1. Для проведения диагностики уровня сформированности каллиграфических навыков учащихся первых классов на уроках математики выявить критерии и показатели.

2. На основе выявленных методических приемов разработать комплекс упражнения по формированию каллиграфических навыков на уроках математики.

3. Предложить методические рекомендации по формированию каллиграфических навыков у учащихся начальных классов на уроках математики.

Прежде чем перейти непосредственно к диагностике необходимо провести анализ Рабочая программа по математике УМК «Перспективная начальная школа» 1-4 классы ФГОС для выбора диагностического задания и отбора заданий для формирования каллиграфического навыка младших школьников на уроках математики.

 

Анализ программы. Закрепление графической стороны письма в 1 классе целесообразно проводить на каждом уроке по 6-8 минут. Содержание этих занятий определяется программой по чистописанию для каждого класса.
В 1 классе - это упражнение для развития руки и глазомера, письмо цифр в порядке усложнения их начертаний, упражняются в написании, в письме под диктовку. Состав упражнений входит исправление недочетов каллиграфического характера: несоблюдение правильного наклона цифр, нарушения параллельности, соразмерности цифр по высоте и широте, выход за клетку, искажение форм цифр и других с учетом особенностей письма каждого ребенка. С этой целью рекомендуется прописывать образцы цифр в тетрадях учащихся: в первом классе у всех.

Конечной задачей формирования каллиграфического навыка в 1 классе задача заключается в том, чтобы ученик мог:

1) «перевести» звук в цифру (имеется ввиду фонетико-графические написания);

2) правильно и четко написать цифру, списать с книги и с доски; написать под диктовку, проверить написанное и исправить допущенные ошибки.

Работа по каллиграфии содействует нравственному, эстетическому воспитанию школьников, воспитанию у них аккуратности, трудолюбия, добросовестного и старательного отношения к выполнению любой работы.

Цель констатирующего этапа: выявить уровень сформированности каллиграфических навыков у первоклассников на уроках математики.

Для решения поставленных задач и цели нами были выявлены и охарактеризованы критерии и показатели диагностики в таблице 2.1.1:


Таблица 2.1.1.

Критерии Показатели Баллы
Графическая грамотность Умение перекодировать звуковую форму в графическую, воспроизведение на бумаге 1-5 баллов
Умение писать разборчиво, ровно, с соблюдением пропорций, одинакового наклона  
Каллиграфическая чёткость и устойчивость начертания цифр умение пишущего соблюдать установленную высоту, ширину и угол наклона цифр и их отдельных элементов 1 балл
Умение соблюдать интервал между цифрами, умение располагать цифру в клетке 1 балл
умение соблюдать гигиенические правила 1 балл

 

На основе выделенных критерий можно выделить следующие уровни:

Высокий уровень сформированности каллиграфических умений характеризуется тем, что ученик должен набрать 4-5, то есть - написан весь ряд, цифры написаны с правильным наклоном, все элементы написаны правильно, соблюдены гигиенические нормы при написании, соблюдены пропорции цифр, соблюдается расположение, допускается незначительные помарки.

Средний уровень сформированности каллиграфических умений характеризуется тем, что ученик должен набрать 4-3 балла, то есть - написан весь ряд, все элементы цифр написаны правильно, соблюдены гигиенические нормы при письме, соблюдены пропорции цифр, соблюдается расположение цифры в клетке, но присутствует не более 4 ошибок в наклоне.

Низкий уровень сформированности каллиграфических умений характеризуется тем, что ученик должен набрать 0-2 балла, то есть - написан весь ряд, цифры написаны с правильным наклонном, не соблюдаются пропорции цифры, клетка не соблюдена, элементы цифр написаны не правильно, гигиенические нормы при письме не соблюдены.

Проанализировав календарное планирование учителей первых классов нами было выявлено, что они также опирались на данные показатели критериев, учитывая возрастные особенности детей. В своей практической деятельности они используют методики разных авторов, таких как
Е.Н Потапову, Н.Г. Агаркову.

Далее была проведена диагностика уровня сформированности каллиграфических навыков младших школьников: учащимся предложили ряд печатных цифр (1, 3, 4, 5, 7, 8, 9), который необходимо переписать на листочки. Учащимся 1-А и 1-Б класса на уроках математики было предложено задание в форме игры по выявлению каллиграфического навыка «Перепиши цифру», суть которого состояла в следующем: каждому ученику была дана карточка с печатными цифрами, которые необходимо было по образцу перенести в тетрадь изменив на прописные

К числу выявленных незначительных ошибок можно отнести:

1. Частичное искажение формы цифр.

2. Несоблюдение точных пропорций по высоте.

3. Выход за линию клетки, не дописывание до нее.

4. Крупное и мелкое письмо цифр; отдельные случаи несоблюдения наклона.

Результаты диагностики уровня сформированности каллиграфического навыка у учеников 1-А и 1-Б класса представлены в таблице 2.1.2


Таблица 2.1.2.

Диагностика уровня сформированности каллиграфических навыков у учащихся 1-А и 1-Б класса н уроках математики




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 4515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.