КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
АГРЕССИЯ Конрад Лоренц 2 страница
юношеский наряд, пожалуй, еще можно посчитать "нор- мальной рыбой". Но вон что-то показалось в щели между двумя глыбами известняка: странные движения враскач- ку, вперед-назад, какой-то бархатно-черный диск с ярко- желтыми полукруглыми лентами поперек и сияющей уль- трамариновой каймой по нижнему краю - рыба ли это вообще? Или вот эти два создания, бешено промчавшиеся мимо, размером со шмеля и такие же округлые; черные глаза, окаймленные голубой полосой, и глаза эти - на за- дней трети тела? Или маленький самоцвет, сверкающий вон из той норки, - тело у него разделено наискось, спе- реди-снизу назад и вверх, границей двух ярких окрасок, фиолетово-синей и лимонно-желтой? Или вот этот неве- роятный клочок темно-синего звездного неба, усыпанный голубыми огоньками, который появляется из-за коралло- вой глыбы прямо подо мной, парадоксально извращая все пространственные понятия? Конечно же, при более близ- ком знакомстве оказывается, что все эти сказочные суще- ства - вполне приличные рыбы, причем они состоят не в таком уж дальнем родстве с моими давними друзьями и
сотрудниками, рифовыми окунями. "Звездник" ("джуэл фиш" - "рыбка-самоцвет") и рыбка с синей спинкой и го- ловой и с желтым брюшком и хвостом ("бо Грэгори" - "Гриша-красавчик") - эти даже и вовсе близкая родня. Оранжево-красный шмель - это детеныш рыбы, которую местные жители с полным основанием называют "рок бьюти" ("скальная красавица"), а черно-желтый диск - молодой черный "ангел". Но какие краски! И какие неве- роятные сочетания этих красок! Можно подумать, они по- добраны нарочно, чтобы быть как можно заметнее на воз- можно большем расстоянии; как знамя или - еще точ- нее - плакат. Надо мной колышется громадное зеркало, подо мной звездное небо, хоть и крошечное, я невесомо витаю в про- зрачной среде; окружен кишащим роем ангелов, погло- щен созерцанием, благоговейно восхищен творением и красотой его - благодарение Творцу, я все же вполне спо- собен наблюдать существенные детали. И тут мне броса- ется в глаза вот что: у рыб тусклой или, как у краснороти- ков, пастельной окраски я почти всегда вижу многих или хотя бы нескольких представителей одного и того же вида одновременно, часто они плавают вместе громадными, плотными стаями. Зато из яркоокрашенных видов в моем поле зрения лишь один синий и один черный "ангел", один "красавчик" и один "самоцвет"; а из двух малюток "скаль- ных красавиц", которые только что промчались мимо, од- на с величайшей яростью гналась за другой. Хотя вода и теплая, от неподвижной аэростатной жиз- ни я начинаю замерзать, но наблюдаю дальше. И тут за- мечаю вдали - а это даже в очень прозрачной воде всего 10-12 метров - еще одного красавчика, который мед- ленно приближается, очевидно, в поисках корма. Мест- ный красавчик замечает пришельца гораздо позже, чем я со своей наблюдательной вышки; до чужака остается мет- ра четыре. В тот же миг местный с беспримерной яростью бросается на чужака, и хотя тот крупнее нападающего, он тут же разворачивается и удирает изо всех сил, дикими зигзагами, к чему атакующий вынуждает его чрезвычай-но серьезными таранными ударами, каждый из которых нанес бы серьезную рану, если бы попал в цель. По мень-
шей мере один все-таки попал, - я вижу, как опускается на дно блестящая чешуйка, кружась, словно опавший лист. Когда чужак скрывается вдали в сине-зеленых су- мерках, победитель тотчас возвращается к своей норке. Он мирно проплывает сквозь плотную толпу юных крас- норотиков, кормящихся возле самого входа в его пещеру; и полнейшее безразличие, с каким он обходит этих рыбок, наводит на мысль, что для него они значат не больше, чем камушки или другие несущественные и неодушевленные помехи. Даже маленький синий ангел, довольно похожий на него и формой, и окраской, не вызывает у него ни ма- лейшей враждебности. Вскоре после этого я наблюдаю точно такую же, во всех деталях, стычку двух черных рыбок-ангелов, разме- ром едва-едва с пальчик. Эта стычка, быть может, даже драматичнее: еще сильнее кажется ожесточение нападаю- щего, еще очевиднее панический страх удирающего при- шельца, - хотя, это может быть и потому, что мой мед- ленный человеческий глаз лучше уловил движения анге- лов, чем красавчиков, которые разыграли свой спектакль слишком стремительно. Постепенно до моего сознания доходит, что мне уже по-настоящему холодно. И пока выбираюсь на коралло- вую стену в теплый воздух под золотое солнце Флориды, я формулирую все увиденное в нескольких коротких пра- вилах: Яркие, "плакатно" окрашенные рыбы - все оседлые. Только у них я видел, что они защищают определенный участок. Их яростная враждебность направлена только против им подобных; я не видел, чтобы рыбы разных ви- дов нападали друг на друга, сколь бы ни была агрессивна каждая из них.
2. ПРОДОЛЖЕНИЕ В ЛАБОРАТОРИИ
Что в руки взять нельзя - того для вас и нет, С чем несогласны вы - то ложь одна и бред, Что вы не взвесили - за вздор считать должны, Что не чеканили - в том будто нет цены. Гете
В предыдущей главе я допустил поэтическую воль- ность. Умолчал о том, что по аквариумным наблюдениям я уже знал, как ожесточенно борются с себе подобными яркие коралловые рыбы, и что у меня уже сложилось предварительное представление о биологическом значе- нии этой борьбы. Во Флориду я поехал, чтобы проверить свою гипотезу. Если бы факты противоречили ей, - я был готов сразу же выбросить ее за борт. Или, лучше сказать, был готов выплюнуть ее в море через дыхательную труб- ку: ведь трудно что-нибудь выбросить за борт, когда пла- ваешь под водой. А вообще - нет лучшей зарядки для ис- следователя, чем каждое утро перед завтраком перетря- хивать свою любимую гипотезу. Молодость сохраняет. Когда я, за несколько лет до того, начал изучать в ак- вариуме красочных рыб с коралловых рифов, меня влекла не только эстетическая радость от их чарующей красо- ты - влекло и "чутье" на интересные биологические про- блемы. Прежде всего напрашивался вопрос: для чего же все-таки эти рыбы такие яркие? Когда биолог ставит вопрос в такой форме - "для че- го?" - он вовсе не стремится постичь глубочайший смысл мироздания вообще и рассматриваемого явления в частно- сти: постановка вопроса гораздо скромнее - он хотел бы уз- нать нечто совсем простое, что в принципе всегда поддается исследованию. С тех пор как, благодаря Чарлзу Дарвину, мы знаем об историческом становлении органического ми- ра - и даже кое-что о его причинах, - вопрос "для чего?" означает для нас нечто вполне определенное. А именно - мы знаем, что причиной изменения формы органа является его функция. Лучшее - всегда враг хорошего. Если незна- чительное, само по себе случайное, наследственное измене- ние делает какой-либо орган хоть немного лучше и эффек-
тивнее, то носитель этого признака и его потомки составля- ют своим не столь одаренным сородичам такую конкурен- цию, которой те выдержать не могут. Раньше или позже они исчезают с лица Земли. Этот вездесущий процесс назы- вается естественным отбором. Отбор - это один из двух ве- ликих конструкторов эволюции; второй из них - предо- ставляющий материал для отбора - это изменчивость, или мутация, существование которой Дарвин с гениальной про- зорливостью постулировал в то время, когда ее существова- ние еще не было доказано. Все великое множество сложных и целесообразных конструкций животных и растений всевозможнейших ви- дов обязано своим возникновением терпеливой работе Из- менчивости и Отбора за многие миллионы лет. В этом мы убеждены теперь больше, чем сам Дарвин, и - как мы вскоре увидим - с большим основанием. Некоторых мо- жет разочаровать, что все многообразие форм жизни - чья гармоническая соразмерность вызывает наше благо- говение, а красота восхищает эстетическое чувство - по- явилось таким прозаическим и, главное, причинно-обус- ловленным путем. Но естествоиспытатель не устает вос- хищаться именно тем, что Природа создает все свои высо- кие ценности, никогда не нарушая собственных законов. Наш вопрос "для чего?" может иметь разумный ответ лишь в том случае, если оба великих конструктора рабо- тали вместе, как мы упомянули выше. Он равнозначен вопросу о функции, служащей сохранению вида. Когда на вопрос: "Для чего у кошек острые кривые когти?" - мы отвечаем: "Чтобы ловить мышей" - это вовсе не говорит о нашей приверженности к метафизической телеологии, а означает лишь то, что ловля мышей является специаль- ной функцией, важность которой для сохранения вида вы- работала у всех кошек именно такую форму когтей. Тот же вопрос не может найти разумного ответа, если измен- чивость, действуя сама по себе, приводит к чисто случай-
1 Телеология - идеалистическое учение, приписывающее про- цессам и явлениям природы цели, которые или устанавливаются Богом, или являются внутренними причинами природы. - Здесь и далее при- мечания переводчика.
ным результатам. Если, например, у кур или других одо- машненных животных, которых человек защищает, иск- лючая естественный отбор по окраске, можно встретить всевозможные пестрые и пятнистые расцветки, - здесь бессмысленно спрашивать, для чего эти животные окра- шены именно так, а не иначе. Но если мы встречаем в при- роде высокоспециализированные правильные образова- ния, крайне маловероятные как раз из-за их соразмерно- сти, - как, например, сложная структура птичьего пера или какого-нибудь инстинктивного способа поведения, - случайность их возникновения можно исключить. Здесь мы должны задаться вопросом, какое селекционное дав- ление привело к появлению этих образований, иными словами - для чего они нужны. Задавая этот вопрос, мы вправе надеяться на разумный ответ, потому что уже по- лучали такие ответы довольно часто, а при достаточном усердии вопрошавших - почти всегда. И тут ничего не меняют те немногие исключения, когда исследования не дали - или пока еще не дали - ответа на этот важней- ший из всех биологических вопросов. Зачем, например, нужна моллюскам изумительная форма и расцветка рако- вин? Ведь их сородичи все равно не смогли бы их увидеть своими слабыми глазами, даже если бы они не были спря- таны - как часто бывает - складками мантии, да еще и укрыты темнотой морских глубин. Кричаще яркие краски коралловых рыб требуют объ- яснения. Какая видосохраняющая функция вызвала их появление? Я купил самых ярких рыбок, каких только мог найти, а для сравнения - несколько видов менее ярких, в том числе и простой маскировочной окраски. Тут я сделал не- ожиданное открытие: у подавляющего большинства дей- ствительно ярких коралловых рыб - "плакатной", или "флаговой", расцветки - совершенно невозможно де- ржать в небольшом аквариуме больше одной особи каждо- го вида. Стоило поместить в аквариум несколько рыбок одного вида, как вскоре, после яростных баталий, в живых оставалась лишь самая сильная. Сильнейшее впечатление произвело на меня во Флориде повторение в открытом мо- ре все той же картины, какая регулярно наблюдалась в мо-
ем аквариуме после завершения смертельной борьбы: од- на рыба некоего вида мирно уживается с рыбами других видов, столь же ярких, но других расцветок, - причем из всех остальных видов тоже присутствует только одна. У небольшого мола, неподалеку от моей квартиры, милей- шим образом уживались один "красавчик", один черный "ангел" и одна "глазчатая бабочка". Мирная совместная жизнь двух особей одного и того же вида плакатной рас- цветки возможна лишь у тех рыб, которые живут в устой- чивом браке, как многие птицы. Такие брачные пары я на- блюдал в естественных условиях у синих "ангелов" и у "красавчиков", а в аквариуме - у коричневых и у бело- желтых "бабочек". Супруги в таких парах поистине не- разлучны, причем интересно, что по отношению к другим сородичам они проявляют еще большую враждебность, нежели одинокие экземпляры их вида. Почему это так, мы разберемся позже. В открытом море принцип "два сапога - не пара" осу- ществляется бескровно: побежденный бежит с территории победителя, а тот вскоре прекращает преследование. Но в аквариуме, где бежать некуда, победитель часто сразу же добивает побежденного. По меньшей мере он занимает весь бассейн как собственное владение и в дальнейшем на- столько изводит остальных постоянными нападениями, что те растут гораздо медленнее, его преимущество стано- вится все значительнее - и так до трагического исхода. Чтобы наблюдать нормальное взаимное поведение владельцев собственных участков, нужно иметь достаточ- но большой бассейн, где могли бы уместиться территории хотя бы двух особей изучаемого вида. Потому мы постро- или аквариум длиной в 2,5 метра, который вмещал боль- ше двух тонн воды и давал маленьким рыбкам, живущим в прибрежной зоне, место для нескольких территорий. Молодь у плакатно окрашенных видов почти всегда еще ярче, еще привязанное к месту обитания и еще яростнее взрослых рыб, так что на этих миниатюрных рыбках мож- но хорошо наблюдать изучаемые явления в сравнительно малом пространстве. Итак, в этот аквариум были запущены рыбешки - длиной от двух до четырех сантиметров - следующих ви-
дов: 7 разных видов рыб-бабочек, 2 вида рыб-ангелов, 8 видов группы "демуазель" (группа помацентров, к кото- рой принадлежат "звездники" и "красавчики"), 2 вида спинорогов, 3 вида губанов, 1 вид "рыбы-доктора" и не- сколько других, не ярких и не агрессивных видов, как "ку- зовки", "шары" и т. п. Таким образом, в аквариуме оказа- лось примерно 25 видов плакатно окрашенных рыб, в среднем по 4 рыбки каждого вида, - из некоторых видов больше, из других всего по одной, - а всего больше 100 особей. Рыбки сохранились наилучшим образом, почти без потерь, прижились, воспрянули духом и - в полном соответствии с программой - начали драться. И тогда представилась замечательная возможность кое-что подсчитать. Если представителю "точного" есте- ствознания удается что-нибудь подсчитать или измерить, он всегда испытывает радость, которую непосвященному подчас трудно понять. "Ужель Природа, вся, для вас - объект подсчета?" - так спрашивает Фридрих Шиллер озабоченного измерениями ученого. Я должен признаться поэту, что сам я знал бы о сущности внутривидовой агрес- сии почти столько же, если бы и не производил своих под- счетов. Но мое высказывание о том, что я знаю, было бы гораздо менее доказательным, если бы мне пришлось об- лечь его в одни лишь слова: "Яркие коралловые рыбы ку- сают почти исключительно своих сородичей". Как раз уку- сы мы и подсчитали - и получили следующий результат: для каждой рыбки, живущей в аквариуме, вероятность случайно напасть на одну из трех своих среди 96 других рыбок равна 3:96. Однако, количество укусов, нанесен- ных сородичам, относится к количеству межвидовых уку- сов примерно как 85:15. И даже это малое последнее число (15) не отражает подлинной картины, т. к. соответствую- щие нападения относятся почти исключительно на счет "демуазелей". Они почти постоянно сидят в своих норках, почти невидимые снаружи, и яростно атакуют каждую рыбу, которая приближается к их убежищу. В свободной воде и они игнорируют любую рыбу другого вида. Если ис- ключить эту группу из описанного опыта - что мы, кста- ти, и сделали, - то получаются еще более впечатляющие цифры.
Другая часть нападений на рыб чужого вида была ви- ною тех немногих, которые не имели сородичей во всем аквариуме и потому были вынуждены вымещать свою здоровую злость на других объектах. Однако выбор этих объектов столь же убедительно подтверждал правиль- ность моих предположений, как и точные цифры. Напри- мер, там была одна-единственная рыба-бабочка неизвест- ного нам вида, которая и по форме, и по рисунку настоль- ко точно занимала среднее положение между бело-жел- тым и бело-черным видами, что мы сразу же окрестили ее бело-черно-желтой. И она, очевидно, полностью разделя- ла наше мнение о ее систематическом положении, т. к. де- лила свои атаки почти поровну между представителями этих видов. Мы ни разу не видели, чтобы она укусила рыб- ку какого-нибудь третьего вида. Пожалуй, еще интерес- нее вел себя синий спинорог - тоже единственный у нас, - который по-латыни называется "черный одонус". Зоолог, давший такое название, мог видеть лишь обесцве- ченный труп этой рыбы в формалине, потому что живая она не черная, а ярко-синяя, с нежным оттенком фиолето- вого и розового, особенно по краям плавников. Когда у фирмы "Андреас Вернер" появилась партия этих рыбок - я с самого начала купил только одну; битвы, которые они затевали уже в бассейне магазина, позволяли предвидеть, что мой большой аквариум окажется слишком мал для двух шестисантиметровых молодцов этой породы. За неи- мением сородичей, мой синий спинорог первое время вел себя довольно мирно, хотя и раздал несколько укусов, многозначительным образом разделив их между предста- вителями двух совершенно разных видов. Во-первых, он преследовал так называемых "синих чертей", - близких родственников "бо Грэгори", - похожих на него велико- лепной синей окраской, а во-вторых - обеих рыб другого вида спинорогов, так называемых "рыб Пикассо". Как видно из любительского названия этой рыбки, она расцве- чена чрезвычайно ярко и причудливо, так что в этом смысле не имеет ничего общего с синим спинорогом. Но - весьма похожа на него по форме. Когда через несколько месяцев сильнейшая из двух "Пикассо" отправила сла- бейшую в рыбий "мир иной" - в формалин, - между ос-
тавшейся и синим спинорогом возникло острое соперни- чество. Агрессивность последнего по отношению к "Пи- кассо" несомненно усиливалась и тем обстоятельством, что за это время синие черти успели сменить ярко-синюю юношескую окраску на взрослую сизую, и поэтому раз- дражали его меньше. И, в конце концов, наш "синий" ту "Пикассо" погубил. Я мог бы привести еще много приме- ров, когда из нескольких рыб, взятых для описанного вы- ше эксперимента, в живых оставалась только одна. В тех случаях, когда спаривание соединяло две рыбьих души в одну, - в живых оставалась пара, как это было у корич- невых и бело-желтых "бабочек". Известно великое мно- жество случаев, когда животные, - не только рыбы, - которым за неимением сородичей приходилось перено- сить свою агрессивность на другие объекты, выбирали при этом наиболее близких родственников или же виды, хотя бы похожие по окраске. Эти наблюдения в аквариуме и их обобщение - бес- спорно подтверждают правило, установленное и моими наблюдениями в море: по отношению к своим сородичам рыбы гораздо агрессивнее, чем по отношению к рыбам других видов. Однако - как видно из поведения различных рыб на свободе, описанного в первой главе, - есть и значитель- ное число видов, далеко не столь агрессивных, как корал- ловые рыбы, которых я изучал в своем эксперименте. Сто- ит представить себе разных рыб, неуживчивых и более или менее уживчивых, - сразу же напрашивается мысль о тесной взаимосвязи между их окраской, агрессивностью и оседлостью. Среди рыб, которых я наблюдал в естест- венных условиях, крайняя воинственность, сочетающая- ся с оседлостью и направленная против сородичей, встре- чается исключительно у тех форм, у которых яркая окра- ска, наложенная крупными плакатными пятнами, обоз- начает их видовую принадлежность уже на значительном расстоянии. Как уже сказано, именно эта чрезвычайно характерная окраска и возбудила мое любопытство, на- толкнув на мысль о существовании некоей проблемы. Пресноводные рыбы тоже бывают очень красивыми, очень яркими, в этом отношении многие из них ничуть не
уступают морским, так что различие здесь не в красоте - в другом. У большинства ярких пресноводных рыб особая прелесть их сказочной расцветки состоит в ее непостоян- стве. Пестрые окуни, чья окраска определила их немец- кое название, лабиринтовые рыбы, многие из которых еще превосходят красочностью этих окуней, красно-зеле- но-голубая колюшка и радужный горчак наших вод - как и великое множество других рыб, известных у нас по до- машним аквариумам, - все они расцвечивают свои наря- ды лишь тогда, когда распаляются любовью или духом борьбы. У многих из них окраску можно использовать как индикатор настроения - ив каждый данный момент оп- ределять, в какой мере в них спорят за главенство агрес- сивность, сексуальное возбуждение и стремление к бегст- ву. Как исчезает радуга, едва лишь облако закроет солн- це, так гаснет все великолепие этих рыб, едва спадет воз- буждение, бывшее его причиной, либо уступит место страху, который тотчас облекает рыбу в неприметный ма- скировочный цвет. Иными словами, у всех этих рыб окра- ска является средством выражения и появляется лишь тогда, когда нужна. Соответственно, у них у всех молодь, а часто и самки, окрашена в маскировочные цвета. Иначе у агрессивных коралловых рыб. Их великолеп- ное одеяние настолько постоянно, будто нарисовано на те- ле. И дело не в том, что они неспособны к изменению цве- та; почти все они доказывают такую способность, отходя ко сну, когда надевают ночную рубашку, расцветка кото- рой самым разительным образом отличается от дневной. Но в течение дня, пока рыбы бодрствуют и активны, они сохраняют свои яркие плакатные цвета любой ценой. По- бежденный, который старается уйти от преследователя отчаянными зигзагами, расцвечен точно так же, как и торжествующий победитель. Они спускают свои опозна- вательные видовые флаги не чаще, чем английские бое- вые корабли в морских романах Форстера. Даже в транс- портном контейнере - где, право же, приходится неслад- ко, - даже погибая от болезней, они демонстрируют не-
1 Цихлиды.
изменное красочное великолепие; и даже после смерти оно долго еще сохраняется, хотя в конце концов и угасает. Кроме того, у типичных плакатно-окрашенных корал- ловых рыб не только оба пола имеют одинаковую расцвет- ку, но и совсем крошечные детеныши несут на себе крича- ще-яркие краски, причем - что поразительно - очень часто совсем иные, и еще более яркие, чем у взрослых рыб. И что уж совсем невероятно - у некоторых форм яркими бывают только дети. Например, упомянутые выше "са- моцвет" и "синий черт" с наступлением половой зрелости превращаются в тусклых сизо-серых рыб с бледно-жел- тым хвостовым плавником. Распределением красок, наталкивающим на сравне- ние с плакатом (крупные, контрастные пятна), коралло- вые рыбы отличаются не только от большинства пресно- водных, но и от всех вообще менее агрессивных и менее оседлых рыб. У этих нас восхищает тонкость цветовой гаммы, изящные нюансы мягких пастельных тонов, пря- мо-таки "любовная" проработка деталей. Если смотреть на моих любимых красноротиков издали, то видишь про- сто зеленовато-серебристую, совсем неприметную рыбку, и лишь разглядывая их вблизи - благодаря бесстрашию этих любопытных созданий это легко и в естественных ус- ловиях - можно заметить золотистые и небесно-голубые иероглифы, извилистой вязью покрывающие всю рыбу, словно изысканная парча. Без сомнения, этот рисунок то- же является сигналом, позволяющим узнавать свой вид, но он предназначен для того, чтобы его могли видеть вбли- зи сородичи, плывущие рядом. Точно так же, вне всяких сомнений, плакатные краски территориально-агрессив- ных коралловых рыб приспособлены для того, чтобы их можно было заметить и узнать на возможно большем рас- стоянии. Что узнавание своего вида вызывает у этих жи- вотных яростную агрессивность - это мы уже знаем. Многие люди - в том числе и те, кто в остальном по- нимает природу, - считают странным и совершенно из- лишним, когда мы, биологи, по поводу каждого пятна, ко- торое видим на каком-нибудь животном, тотчас задаемся вопросом - какую видосохраняющую функцию могло бы выполнять это пятно и какой естественный отбор мог бы
привести к его появлению. Более того, мы знаем из опыта, что очень многие ставят нам это в вину как проявление грубого материализма, слепого по отношению к ценно- стям и потому достойного всяческого осуждения. Однако оправдан каждый вопрос, на который существует разум- ный ответ, а ценность и красота любого явления природы никоим образом не страдают, если нам удается понять, почему оно происходит именно так, а не иначе. Радуга не стала менее прекрасной от того, что мы узнали законы преломления света, благодаря которым она возникает. Восхитительная красота и правильность рисунков, рас- цветок и движений наших рыб могут вызвать у нас лишь еще большее восхищение, когда мы узнаем, что они суще- ственно важны для сохранения вида украшенных ими жи- вых существ. Как раз о великолепной боевой раскраске коралловых рыб мы знаем уже вполне твердо, какую осо- бую роль она выполняет: она вызывает у сородича - и только у него - яростный порыв к защите своего участ- ка, если он находится на собственной территории, и устра- шающе предупреждает его о боевой готовности хозяина, если он вторгся в чужие владения. В обеих функциях это как две капли воды похоже на другое прекрасное явление природы - на пение птиц; на песню соловья, красота ко- торой "поэта к творчеству влечет", как хорошо сказал Рингельнац. Как расцветка коралловой рыбы, так и песня соловья служат для того, чтобы издали предупредить сво- их сородичей - ибо обращаются только к ним, - что здешний участок уже нашел себе крепкого и воинственно- го хозяина. Если проверять эту теорию, сравнивая боевое поведе- ние плакатно и тускло расцвеченных рыб, находящихся в близком родстве, обитающих в одном и том же жизненном пространстве, то теория подтверждается полностью. Осо- бенно впечатляют те случаи, когда яркий и тусклый виды принадлежат к одному роду. Так, например, есть принад-
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 106; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |