КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
АГРЕССИЯ Конрад Лоренц 8 страница
ческой нормой, а освящено лишь в рамках определенной культуры. Но все это никоим образом не отрицает важ- ность и необходимость той твердой верности, с которой любой порядочный человек хранит унаследованные обы- чаи своей культуры. Так не будем же глумиться над рабом привычки, сидя- щим в человеке, который возбудил в нем привязанность к ритуалу и заставляет держаться за этот ритуал с упорством, достойным, казалось бы, лучшего применения. Мало ве- щей более достойных! Если бы Привычное не закреплялось и не обособлялось, как описано выше, если бы оно не пре- вращалось в священную самоцель -- не было бы ни досто- верного сообщения, ни надежного взаимопонимания, ни верности, ни закона. Клятвы никого не связывают и догово- ры ничего не стоят, если у партнеров, заключающих дого- вор, нет общей основы -- нерушимых, превратившихся в обряды обычаев, нарушение которых вызывает у них тот самый уничтожающий страх, что охватил мою маленькую Мартину на пятой ступеньке нашей лестницы в холле.
6. ВЕЛИКИЙ ПАРЛАМЕНТ ИНСТИНКТОВ Как все в единство сплетено, Одно в другом воплощено! Гете
Как мы видели в предыдущей главе, эволюционный процесс ритуализации всегда создает новый, автономный инстинкт, который вторгается в общую систему всех ос- тальных инстинктивных побуждений в качестве независи- мой силы. Его действие, которое, как мы знаем, первона- чально всегда состоит в передаче сообщения -- в "коммуни- кации", -- может блокировать пагубные последствия агрес- сии уже тем, что делает возможным взаимопонимание со- родичей. Не только у людей ссоры часто возникают из-за того, что один ошибочно полагает, будто другой хочет при- чинить ему зло. Уже в этом состоит чрезвычайная важность ритуала для нашей темы. Но кроме того -- как это станет еще яснее на примере триумфального крика гусей, -- но- вый инстинкт в качестве самостоятельного побуждения мо- жет приобрести такую мощь, что оказывается в состоянии успешно выступать против агрессии в Великом Парламенте Инстинктов. Чтобы объяснить, как действует ритуал, бло- кируя агрессию, но не ослабляя ее по существу и не мешая ей способствовать сохранению вида -- о чем мы говорили в третьей главе, -- необходимо сказать кое-что о системе вза- имодействий инстинктов вообще. Эта система напоминает парламент тем, что представляет собой более или менее целостную систему взаимодействий между множеством не- зависимых переменных, а также и тем, что ее истинно де- мократическая процедура произошла из исторического опыта -- и хотя не всегда приводит к полной гармонии, но создает, по крайней мере, терпимые компромиссы между различными интересами. Что же такое "отдельный" инстинкт? К названиям, ко- торые часто употребляются и в обыденной речи для обоз- начения различных инстинктивных побуждений, при- липло вредное наследие "финалистического" мышления. Финалист -- в худом значении этого слова -- это человек, который путает вопрос "почему?" с вопросом "зачем?", и
в результате полагает, будто, указав значение какой-либо функции для сохранения вида, он уже решил проблему ее причинного возникновения. Легко и заманчиво постули- ровать наличие особого побуждения, или инстинкта, для любой функции, которую легко определить и важность которой для сохранения вида совершенно ясна, как, ска- жем, питание, размножение или бегство. Как привычен оборот "инстинкт размножения"! Только не надо себя уго- варивать -- как, к сожалению, делают многие исследова- тели, -- будто эти слова объясняют соответствующее яв- ление. Понятия, соответствующие таким определениям, ничуть не лучше понятий "флогистона" или "боязни пус- тоты" ("horior vacui"), которые лишь называют явления, но "лживо притворяются, будто содержат их объяснение", как сурово сказал Джон Дьюи. Поскольку мы в этой книге стремимся найти причинные объяснения нарушениям функции одного из инстинктов -- инстинкта агрессии, -- мы не можем ограничиться желанием выяснить лишь "за- чем" нужен этот инстинкт, как это было в третьей главе. Нам необходимо понять его нормальные причины, чтобы разобраться в причинах его нарушений и, по возможно- сти, научиться устранять эти нарушения. Активность организма, которую можно назвать по ее функции -- питание, размножение или даже самосохране- ние, -- конечно же, никогда не бывает результатом лишь одной-единственной причины или одного-единственного побуждения. Поэтому ценность таких понятий, как "инс- тинкт размножения" или "инстинкт самосохранения", столь же ничтожна, сколько ничтожна была бы ценность понятия некоей особой "автомобильной силы", которое я мог бы с таким же правом ввести для объяснения того фак- та, что моя старая добрая машина все еще ездит. Но кто платит за ремонты, в результате которых это возможно, -- тому и в голову не придет поверить в эту мистическую силу: тут дело в ремонтах! Кто знаком с патологическими нару- шениями врожденных механизмов поведения -- эти меха- низмы мы и называем инстинктами, -- тот никогда не по- думает, будто животными, и даже людьми, руководят ка- кие-то направляющие факторы, которые постижимы лишь
с точки зрения конечного результата, а причинному объяс- нению не поддаются и не нуждаются в нем. Поведение, единое с точки зрения функции -- напри- мер, питание или размножение, -- всегда бывает обуслов- лено очень сложным взаимодействием очень многих фи- зиологических причин. Изменчивость и Отбор, конструк- торы эволюции, это взаимодействие "изобрели" и основа- тельно испытали его. Иногда все физиологические причи- ны в нем способны взаимно уравновешиваться; иногда од- на из них влияет на другую в большей мере, нежели под- вержена обратному влиянию с ее стороны; некоторые из них сравнительно независимы от общей системы взаимо- действий и влияют на нее сильнее, нежели она на них. Хо- рошим примером таких элементов, относительно незави- симых от целого, являются кости скелета. В сфере поведения наследственные координации, или инстинктивные действия, являются элементами, явно не- зависимыми от целого. Будучи столь же неизменными по форме, как крепчайшие кости скелета, каждое из них имеет свою особенную власть над всем организмом. Каждое -- как мы уже знаем -- энергично требует слова, если ему пришлось долго молчать, и вынуждает животное или чело- века активно искать такую ситуацию, которая стимулирует и заставляет произвести именно это инстинктивное дейст- вие, а не какое-либо иное. Поэтому было бы большой ошиб- кой полагать, будто всякое инстинктивное действие, видо- сохраняющая функция которого служит, например, добы- ванию пищи, непременно должно быть обусловлено голо- дом. Мы знаем по своим собакам, что они с величайшим азартом вынюхивают, рыщут, гоняют, хватают и рвут, ког- да вовсе не голодны; каждому любителю собак известно, что азартного пса-охотника нельзя, к сожалению, отучить от его страсти никакой кормежкой. То же справедливо в от- ношении инстинктивных действий захвата добычи у ко- шек, в отношении известных "промеров" у скворцов, кото- рые выполняются почти беспрерывно и совершенно незави- симо от того, насколько скворец голоден, -- короче, в отно- шении всех малых служителей сохранения вида, будь то бег, полет, укус, удар, умывание, рытье и т.п. Каждая на- следственная координация обладает своей собственной
спонтанностью и вызывает свое собственное поисковое по- ведение. Значит, эти малые частные побуждения совер- шенно независимы друг от друга? И составляют мозаику, функциональная целостность которой возникает лишь в ходе эволюции? В некоторых крайних случаях это может быть действительно так; еще недавно такие особые случаи считались общим правилом. В героические времена сравни- тельной этологии так и считалось, что лишь одно побужде- ние всегда овладевает животным полностью и безраздель- но. Джулиан Хаксли использовал красивое и меткое срав- нение, которое я уже много лет цитирую в своих лекциях: он сказал, что человек или животное -- это корабль, кото- рым командует множество капитанов. У человека все эти командиры могут находиться на капитанском мостике од- новременно, и каждый волен высказывать свое мнение; иногда они приходят к разумному компромиссу, который предлагает лучшее решение проблемы, нежели единичное мнение умнейшего из них; но иногда им не удается прийти к соглашению, и тогда корабль остается без всякого разум- ного руководства. У животных, напротив, капитаны при- держиваются уговора, что в любой момент лишь один из них имеет право быть на мостике, так что каждый должен уходить, как только наверх поднялся другой. Последнее сравнение подкупающе точно описывает некоторые случаи поведения животных в конфликтных ситуациях, и потому мы тогда проглядели тот факт, что это лишь достаточно ре- дкие особые случаи. Кроме того, простейшая форма взаи- модействия между двумя соперничающими побуждениями проявляется именно в том, что одно из них попросту подав- ляется или выключается другим; так что было вполне зако- номерно и правильно для начала придерживаться простей- ших явлений, легче всего поддающихся анализу, хотя и не самых распространенных. В действительности между двумя побуждениями, спо- собными меняться независимо друг от друга, могут возни- кать любые мыслимые взаимодействия. Одно из них может односторонне поддерживать и усиливать другое; оба могут взаимно поддерживать друг друга; могут, не вступая в ка- кое-либо взаимодействие, суммироваться в одном и том же поведенческом акте и, наконец, могут взаимно затормажи-
вать друг друга. Кроме множества других взаимодействий, одно перечисление которых увело бы нас слишком далеко, существует, наконец, и тот редкий особый случай, когда слабейшее на данный момент из двух побуждений выклю- чается более сильным, как в триггере, работающем по принципу Все-или-Ничего. Лишь один этот случай соот- ветствует сравнению Хаксли, и лишь об одном-единствен- ном побуждении можно сказать, что оно, как правило, по- давляет все остальные, -- о побуждении к бегству. Но даже и этот инстинкт достаточно часто находит себе хозяина. Обычные, частые, многократно используемые "деше- вые" инстинктивные действия, которые я выше назвал "ма- лыми служителями сохранения вида", часто находятся в распоряжении нескольких "больших" инстинктов. Прежде всего действия перемещения -- бег, полет, плавание и т.д., -- но также и другие действия, когда животное клюет, грызет, хватает и т.п., -- могут служить и питанию, и раз- множению, и бегству, и агрессии, которые мы здесь назовем "большими" инстинктами. Поскольку они, таким образом, служат как бы инструментами различных систем высшего порядка и подчиняются им -- прежде всего вышеупомяну- той "большой четверке" -- как источникам мотивации, я назвал их в другой работе инструментальными действия- ми. Однако это вовсе не означает, что такие действия лише- ны собственной спонтанности. Как раз наоборот, в соответ- ствии с широко распространенным принципом естествен- ной экономии необходимо, чтобы, скажем, у волка или у со- баки спонтанное возникновение элементарных побужде- ний -- вынюхивать, рыскать, гнать, хватать, рвать -- было настроено приблизительно на те требования, какие предъ- являет к ним голод (в естественных условиях). Если исклю- чить голод в качестве побуждения -- с помощью очень про- стой меры, постоянно наполняя кормушку самой лакомой едой, -- то сразу выясняется, что животное нюхает, ищет след, бегает и гоняет почти так же, как и в том случае, когда вся эта деятельность необходима для удовлетворения по- требности в пище. Но если собака очень голодна -- она де- лает все это измеримо активнее. Таким образом, хотя вы- шеназванные инструментальные инстинкты имеют свою собственную спонтанность, но голод побуждает их к еще
большей активности, чем они проявили бы сами по себе. Именно так: побуждение может быть побуждаемо! Такая подверженность спонтанных функций стиму- лам, идущим откуда-то со стороны, -- это в физиологии вовсе не исключение и не новость. Инстинктивное дейст- вие является реакцией -- в тех случаях, когда оно следует в ответ на стимул какого-то внешнего раздражения или какого-то другого побуждения. Лишь при отсутствии та- ких стимулов оно проявляет собственную спонтанность. Аналогичное явление уже давно известно для возбужда- ющих центров сердца. Сердечное сокращение в норме вы- зывается ритмичными автоматическими импульсами, ко- торые вырабатывает так называемый синусно-предсердный узел -- орган, состоящий из высокоспециализированной мышечной ткани и расположенный у входа кровотока в предсердие. Чуть дальше по ходу кровотока, у перехода в желудочек, находится второй подобный орган -- предсерд- но-желудочковый узел, к которому от первого ведет пучок мышечных волокон, передающих возбуждение. Оба узла производят импульсы, способные побуждать желудочек к сокращениям. Синусный узел работает быстрее, чем пред- сердно-желудочковый, поэтому последний, при нормаль- ных условиях, никогда не оказывается в состоянии вести се- бя спонтанно: каждый раз, когда он медленно собирается выстрелить свой возбуждающий импульс, он получает тол- чок от своего "начальника" и стреляет чуть раньше, чем сделал бы это, будучи предоставлен сам себе. Таким обра- зом "начальник" навязывает "подчиненному" свой собст- венный рабочий ритм. Теперь проделаем классический экс- перимент Станниуса и прервем связь между узлами, пере- резав пучок, проводящий возбуждение; таким образом мы освобождаем предсердно-желудочковый узел от тирании синусного, и при этом первый из них делает то, что часто де- лают в таких случаях подчиненные, -- перестает работать и ждет команды. Иными словами, сердце на какой-то мо- мент замирает; это издавна называют "пред-автоматиче- ской паузой". После короткого отдыха предсердно-желу- дочковый узел вдруг "замечает", что он, собственно говоря, и сам прекрасно может выработать нужный стимул и через некоторое время послать его в сердечную мышцу. Раньше
до этого никогда не доходило, потому что он всегда получал сзади толчок на какую-то долю секунды раньше. В таких же отношениях, как предсердно-желудочковый узел с синусным, находится большинство инстинктивных действий с различными источниками мотиваций высших порядков. Здесь ситуация осложняется тем, что, во-первых, очень часто, как в случае с инструментальными реакция- ми, один слуга может иметь множество хозяев, а во-вто- рых -- эти хозяева могут быть самой разной природы. Это могут быть органы, автоматически и ритмично производя- щие возбуждение, как синусный узел; могут быть рецепто- ры, внутренние и внешние, принимающие и передающие дальше -- в форме импульсов -- внешние и внутренние раздражения, к которым относятся и потребности тканей, как голод, жажда или недостаток кислорода. Это, наконец, могут быть и железы внутренней секреции, гормоны кото- рых стимулируют совершенно определенные нервные про- цессы. (Слово "гормон" происходит от греческого орм&ш, "побуждаю".) Однако такая деятельность, руководимая не- коей высшей инстанцией, никогда не носит характер чисто- го "рефлекса", т.е. вся система инстинктивных действий ве- дет себя не как машина, которая -- если не нужна -- сколь угодно долго стоит без дела и "ждет", коща кто-нибудь на- жмет на кнопку. Она, скорее, похожа на лошадь: ей нужны поводья и шпоры, чтобы подчиняться хозяину, но ее необ- ходимо погонять ежедневно, чтобы избежать проявлений избыточной энергии, которые при определенных обстоя- тельствах могут стать поистине опасными, как, например, в случае инстинкта внутривидовой агрессии, интересую- щем нас прежде всего. Как уже упоминалось, количество спонтанно возника- ющих инстинктивных действий всегда приблизительно соответствует ожидаемой потребности. Иногда было бы целесообразно рассчитать его более экономным образом, как, например, в случае с предсердно-желудочковым уз- лом, если он производит больше импульсов, чем "закупа- ет" у него синусный узел; при этом у людей с неврозами возникает печально известная экстрасистола, т.е. излиш- нее сокращение желудочка, резко нарушающее нормаль- ный сердечный ритм. В других случаях постоянное пере-
производство может быть безвредно и даже полезно. Если, скажем, собака бегает больше, чем ей необходимо для по- иска пищи, или лошадь безо всяких внешних причин вста- ет на дыбы, скачет и лягается (движения бегства и защиты от хищников) -- это лишь здоровая тренировка и, следо- вательно, подготовка "на крайний случай". Самое обильное "перепроизводство" инструментальных действий должно проявляться там, тае наименее предсказу- емо, какое их количество потребуется в каждом отдельном случае для выполнения видосохраняющей функции всей совокупности этих действий. Иногда охотящаяся кошка мо- жет быть вынуждена прождать у мышиной норки несколько часов, а в другой раз ей не придется ни ждать, ни подкрады- ваться -- удастся в резком прыжке схватить мышь, случай- но пробегающую мимо. Однако -- как нетрудно себе пред- ставить и как можно убедиться, наблюдая кошек в естест- венной обстановке, -- в среднем кошке приходится очень долго и терпеливо ждать и подкрадываться, прежде чем она получит возможность выполнить заключительное дейст- вие: убить и съесть свою добычу. При наблюдении такой по- следовательности действий легко напрашивается неверная аналогия с целенаправленным поведением человека, и мы невольно склоняемся к предположению, что кошка выпол- няет свои охотничьи действия только "насыщения ради". Можно экспериментально доказать, что это не так. Лейха- узен давал кошке-охотнице одну мышь за другой и наблю- дал, в какой последовательности выпадали отдельные дей- ствия поимки и поедания добычи. Прежде всего кошка пе- рестала есть, но убила еще несколько мышей и бросила их. Затем ей расхотелось убивать, но она продолжала скрады- вать мышей и ловить их. Еще позже, когда истощились и действия ловли, подопытная кошка еще не перестала вы- слеживать мышей и подкрадываться к ним, причем инте- ресно, что она всегда выбирала тех, которые бегали на воз- можно большем удалении от нее, в противоположном углу комнаты, и не обращала внимания на тех, что ползали у нее под самым носом. В этом исследовании легко подсчитать, сколько раз про- изводится каждое из упомянутых частичных действий, по- ка не исчерпается. Полученные числа находятся в очевид-
ной связи со средней нормальной потребностью. Само собой разумеется, что кошке приходится очень часто ждать в за- саде и подкрадываться, прежде чем она вообще сможет по- добраться к своей добыче настолько, что попытка поймать ее будет иметь хоть какой-то шанс на успех. Лишь после многих таких попыток добыча попадает в когти, и ее можно загрызть, но это тоже не всегда получается с первого раза, так что должно быть предусмотрено несколько смертель- ных укусов на каждую мышь, которую предстоит съесть. Таким образом, производится ли какое-то из частичных действий только по его собственному побуждению или по какому-либо еще -- и по какому именно, -- в сложном по- ведении подобного рода зависит от внешних условий, опре- деляющих "спрос" на каждое отдельное действие. Насколь- ко я знаю, впервые эту мысль четко высказал детский пси- хиатр Рене Шпиц. Он наблюдал, что у грудных детей, по- лучавших молоко в бутылочках, из которых оно слишком легко высасывалось, после полного насыщения и отказа от этих бутылочек оставался нерастраченный запас сосатель- ных движений; им приходилось отрабатывать его на каком- нибудь замещающем объекте. Очень похоже обстоит дело с едой и добыванием пищи у гусей, когда их держат в пруду, где нет такого корма, который можно было бы доставать со дна. Если кормить гусей только на берегу, то рано или поз- дно можно будет увидеть, что они ныряют "вхолостую". Ес- ли же кормить их на берегу каким-нибудь зерном до полно- го насыщения -- пока не перестанут есть, -- а затем бро- сить то же зерно в воду, птицы тотчас же начнут нырять и поедать поднятую из воды пищу. Здесь можно сказать, что они "едят, чтобы нырять". Можно провести и обратный экс- перимент: долгое время давать гусям корм только на пре- дельной доступной им глубине, чтобы им приходилось до- ставать его, ныряя, с большим трудом. Если кормить их та- ким образом до тех пор, пока они не перестанут есть, а за- тем дать им ту же пищу на берегу -- они съедят еще поря- дочное количество, и тем самым докажут, что и перед тем они "ныряли, чтобы есть". В результате, совершенно невозможно какое-либо обобщенное утверждение по поводу того, какая из двух
спонтанных мотивирующих инстанций побуждает дру- гую или доминирует над нею. До сих пор мы говорили о взаимодействии лишь таких частичных побуждений, которые вместе выполняют ка- кую-то общую функцию, в нашем примере -- питание ор- ганизма. Несколько иначе складываются отношения между источниками побуждений, которые выполняют разные функции и потому принадлежат к системам разных инс- тинктов. В этом случае правилом является не взаимное уси- ление или поддержка, а как бы соперничество: каждое из побуждений "хочет оказаться правым". Как впервые пока- зал Эрих фон Хольст, уже на уровне мельчайших мышеч- ных сокращений несколько стимулирующих элементов мо- гут не только соперничать друг с другом, но -- что важ- нее -- за счет закономерного взаимного влияния могут со- здавать разумный компромисс. Такое влияние состоит -- в самых общих чертах -- в том, что каждый их двух эндоген- ных ритмов стремится навязать другому свою собственную частоту и удерживать его в постоянном фазовом сдвиге. То, что все нервные клетки, иннервирующие волокна какой- либо мышцы, всегда рациональным образом выстреливают свои импульсы в один и тот же момент, -- это результат та- кого взаимного влияния. Если оно нарушается, то начина- ются фибриллярные мышечные спазмы, какие часто можно наблюдать при крайнем нервном утомлении. На более вы- соком уровне интеграции при движении конечности -- на- пример, рыбьего плавника -- те же процессы приводят к ра- циональному взаимодействию мьшц-"антагонистов", ко- торые попеременно двигают соответствующие части тела в противоположных направлениях. Каждое ритмичное цик- лическое движение плавника, ноги или крыла, какие мы встречаем при любом движении животных, -- это работа "антагонистов"; не только мышц, но и возбуждающих нер- вных центров. Эти движения всегда являются следствиями "конфликтов" между независимыми и соперничающими источниками импульсов, энергии которых упорядочивают- ся и направляются к общему благу закономерностями "от- носительной координации", как назвал фон Хольст процесс взаимного влияния, о котором идет речь. Итак, не "война -- всему начало", а, скорее, такой кон-
фликт между независимыми друг от друга источниками им- пульсов, который создает внутри целостной структуры на- пряжения, работающие буквально как напряженная арма- тура, придавая целому прочность и устойчивость. Это отно- сится не только к такой простой функции, как движение плавника, на которой фон Хольст открыл закономерности относительной координации; испытанные парламентские правила вынуждают великое множество источников все- возможных побуждений присоединять свои голоса к гармо- нии, служащей общему благу. В качестве простого примера нам могут здесь послужить движения лицевой мускулатуры, которые можно наблю- дать у собаки в конфликте между побуждениями нападения и бегства. Эта мимика, которую принято называть угрожа- ющей, вообще появляется лишь в том случае, если тенден- ция к нападению тормозится страхом, хотя бы малейшим. Если страха нет, то собака кусает безо всякой угрозы, с та- кой же спокойной физиономией, какая изображена в левом верхнем углу иллюстрации; она выдает лишь небольшое напряжение, примерно такое же, с каким собака смотрит на только что принесенную миску с едой. Если читатель хоро- шо знает собак, он может попытаться самостоятельно про- интерпретировать выражения собачьей морды, изображен- ные на иллюстрации, прежде чем читать дальше. Попро- буйте представить себе ситуацию, в которой ваша собака состроит такую мину. А потом -- второе упражнение -- по- пытайтесь предсказать, что она станет делать дальше.
Для некоторых картинок я приведу решение сам. Я предположил бы, что пес в середине верхнего ряда проти- востоит примерно равному сопернику, которого всерьез уважает, но не слишком боится; тот, как и он сам, вряд ли отважится напасть. В отношении их последующего пове- дения я бы сказал, что они оба с минуту останутся в той же позе, затем медленно разойдутся, "сохраняя лицо", и на- конец, на некотором расстоянии друг от друга, одновре- менно задерут заднюю лапу. Пес вверху справа тоже не боится, но злее; встреча может протекать, как описано выше, но может внезапно и шумно перейти в серьезную драку, особенно если второй проявит хоть какую-то неу- веренность. Вдумчивый читатель -- а таков, вероятно,
каждый, кто дочитал книгу до этого места, -- давно уже заметил, что собачьи портреты размещены на иллюстра- ции в определенном порядке: агрессия растет слева напра- во, а страх -- сверху вниз. Истолкование поведения и его предсказание легче всего в крайних случаях; и конечно же, выражение, изображен- ное в правом нижнем углу, совершенно однозначно. Такая ярость и такой страх могут одновременно возникнуть в од- ном-единственном случае: собака противостоит ненавист- ному врагу, вызывающему у нее панический страх, и нахо- дящемуся совсем рядом, -- но по какой-то причине не мо- жет бежать. Я могу себе представить лишь две ситуации, в которых это возможно: либо собака механически привязана к определенному месту -- скажем, загнана в угол, попала в западню и т.п., -- либо это сука, которая защищает свой выводок от приближающегося врага. Пожалуй, возможен еще такой романтический случай, что особенно верный пес
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |