Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование сюжетно-речевой игры у детей четвертого года жизни




Трехлетний ребенок уже способен владеть ролью - более смысловым и структурным узлом игры.

При традиционном подходе к руководству игрой считается, что чем сложнее роль по своему социальному содержанию, тем более развита игра (например, младшие дети должны отображать в игре содержание ролей «мамы», «продавца», «воспитателя» и т.п.; старшие - «космонавта», «строителя», «учителя» и т.п.). Такая позиция определяет традиционные методические приемы: ознакомление с окружающим миром (в основном с профессиями взрослых) и подбор игрушек - атрибутов для определенных ролей (например, чтобы дети играли в «строителей», их ведут на экскурсию на стройку, а затем дают для игры мастерки и краски: аналогично проводится работа при подготовке к игре в «колхозную ферму», «почту»).

Однако такой подход односторонен. Только накопления представлений о социальных ролях взрослых недостаточно для того, чтобы ребенок мог свободно реализовать роль в игре, и тем более в совместной игре со сверстниками.

Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль (понимать, что он сейчас в игре не Петя, а шофер) и обозначить ее для партнера (чтобы и партнер понимал, что перед ним не Петя, а шофер автобуса).

Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, направленные на партнера-игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером-сверстником.

Задача воспитателя в работе с детьми 4-го года жизни - построить совместную игру таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение. Внимание ребенка необходимо перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером-взрослым.

Различаются «взаимодополнительные» роли, которые при необходимости требуют взаимодействия с другой ролью, и «независимые» (например, шофер, строитель, пожарник и др.), связь которых с другими является более опосредованной. Смысл взаимодополнительных ролей раскрывается не только в действии, но и во взаимодействии, разговоре.

Для формирования ролевого поведения следует начинать совместную игру с детьми, используя взаимодополнительные роли (связь которых «открыта», как бы лежит на поверхности), хорошо знакомые детям по их жизненной практике (к примеру, мама-дочка, бабушка-внучка, мама-сын, доктор-больной, продавец-покупатель и т.п.). Такие роли смещают акцент игры с предметного действия на ролевое взаимодействие.

Игра с детьми может начаться следующим образом. Воспитатель достает заранее подготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями» (достаточно иметь не боле 3-4 предметов - фонендоскоп, шприц, пузырек для «микстуры», палочку, замещающую градусник), надевает шапочку и начинает играть роль доктора: «Я - доктор. Буду детей лечить. Здесь у меня больница. Мишка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас тебе температуру измерим (ставит палочку-градусник). Теперь послушаю тебя. У тебя ангина». Пообщавшись таким образом с персонажем-игрушкой, воспитатель вовлекает в игру одного из наблюдающих детей (хорошо, если это будет ребенок, у которого в руках кукла, заяц и т.п.): «Катя, твоя дочка тоже заболела? Веди ее в поликлинику. Я - доктор, полечу ее. Что у твоей дочки болит?» Процедура лечения повторяется с 2-3-мя куклами или зверушками, которых приводят в поликлинику дети. Затем воспитатель (доктор) может полечить кого-нибудь из детей: «Вася, ты как будто заболел. Сейчас доктор тебя полечит. Здравствуйте, больной. Что у вас болит?» После такой игры с воспитателем игрушки предоставляются в распоряжение детей: «Кто теперь хочет быть доктором? Петя? Надевай шапочку. Теперь ты будешь доктором, будешь лечить детей».

Непременным условием игры педагога с детьми является неоднократное называние им своей роли («Я - доктор, полечу больного мишку» и т.п.) и обращение к партнеру (игрушечному персонажу или ребенку) как носителю роли («Заходите, больной» и т.п.). Аналогично можно развернуть любую игру.

Воспитателю следует внимательно следить за игрой дошкольников; когда цепочка специфических ролевых действий осуществлена ребенком, можно связать для него эти действия с называнием роли: «Ты доктор? Лечил больного мишку?» И т.п. Такие подытоживания важны для дальнейшего осознанного принятия ребенком игровой роли, самостоятельного ее называния.

Простейшее ролевое подражание может возникнуть у ребенка по отношению к любой социальной роли, к любому сказочному или литературному персонажу. Задача воспитателя угадать, что делает ребенок, подключиться к его игре, найдя подходящую по смыслу дополнительную роль, и развернуть ролевое взаимодействие. Педагог должен понимать, что его цель - не унификация, приведение к единообразию игры всех детей в рамках «заданных» сюжетов и ролей, а развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Поэтому, подключаясь к игре детей как партнер - носитель дополнительной роли, воспитатель должен использовать тематику игры, интересующую каждого ребенка. Тогда отпадет вечно встающий вопрос: «Во что играть с детьми?» Использование детских интересов позволит расширить тематический круг и избавит от обязанности придерживаться заданного сюжета, ролей. Чем разнообразнее роли, привлекающие каждого ребенка, тем полнее в дальнейшем будет игровой опыт всех детей группы, когда они овладеют умением вступать в ролевое взаимодействие не только с партнером-взрослым, но и друг с другом.

Замыкание детей друг на друга может осуществляться в совместной игре воспитателя с двумя детьми. Общий прием остается здесь тем же самым - использование парных взаимодополнительных ролей. Но при этом роль, которую берет на себя воспитатель, как бы удваивается - такая же роль предлагается одному из детей. Тематика игры при этом может быть любой. Взрослый развертывает ролевой диалог с ребенком, выполняющим основную роль (разговор «покупателя» с «продавцом»), а затем по сюжету уступает место второму ребенку, выполняющему дополнительную роль: «Я уже все купила, теперь, Катя, твоя очередь покупать». Таким образом, дети оказываются перед необходимостью ролевого взаимодействия друг с другом, хотя бы и кратковременного. Воспитатель может продолжить игру, второй раз посетив магазин и купив еще что-нибудь. Аналогично можно поиграть в «доктора - больных», «шофера-пассажиров» и т.п.

 

В ходе таких совместных игр воспитатель своими вопросами, репликами старается максимально активизировать ролевую речь детей. Взаимодействие взрослого с ребенком, выполняющим основную роль, служит общей моделью для второго ребенка, участвующего в игре. Однако переключение детей на ролевое взаимодействие в игре можно сделать еще более отчетливым, используя игрушку-телефон. Первоначально, чтобы помочь детям включиться в «телефонные разговоры», воспитатель распределяет роли следующим образом: себе берет основную (например, доктора), а детям предлагает одинаковые дополнительные роли (пациентов).

Расположившись так, чтобы все участники были обращены лицом друг к другу (за столиком или на ковре по кругу), воспитатель предлагает роли двум вовлеченным в игру детям: «Давайте снова поиграем, только по-другому. Как будто вы дома и у каждого из вас телефон. Л мой телефон находится в больнице, Я доктор. Вы как будто заболели, звоните мне и вызываете врача. Дзинь... У меня телефон звонит Алло! Это доктор у телефона. Кто мне звонит? Больная девочка? Что у тебя болит?» Педагог развертывает ролевой диалог с одним ребенком (выясняет характер заболевания, предлагает прийти в больницу или, наоборот, обещает приехать домой и т.п.). Затем переходит к взаимодействию со вторым участником: «Опять у меня телефон звонит. Дзинь... Это доктор слушает. Кто звонит? Еще один больной?» Диалог со вторым ребенком-пациентом строится аналогично, но взрослый несколько изменяет содержание своих вопросов, реплик, отталкиваясь от инициативных ролевых высказываний ребенка. Так воспитатель развертывает диалог по телефону с каждым из детей поочередно. Если первоначально в таких играх дети будут отвечать скупо, односложно (педагог должен быть готов к этому), можно подсказать содержание ответов («Маша, а ты скажи: "Это больная звонит. Доктор, у меня высокая температура"». И т.п.). Уже второй (третий, четвертый) ребенок будет вести себя в игре более свободно, понаблюдав за своими сверстниками. Чтобы поддержать интерес к такого рода играм, воспитатель может каждой следующей паре предлагать иные ролевые связи (например, продавца и покупателей).

Наследующем этапе взрослый не только развертывает «телефонный» ролевой диалог с каждым из участников поочередно, но и стимулирует диалог детей друг с другом. Наиболее подходящим для такой игры является набор «семейных» ролей: мама-папа-дочка, мама-папа-сын, мама-дочка-бабушка и т.п. К примеру, воспитатель берет на себя роль мамы и звонит по телефону одному из участников игры - папе, обращаясь к нему с поручениями: сходить после работы в магазин, а сейчас позвонить домой дочке, узнать, как у нее дела, и попросить ее подмести пол и т.п. Затем воспитатель-мама может позвонить дочке и попросить теперь уже ее с какой-либо целью позвонить папе на работу.

Педагог должен понимать, что он организует такого рода игры вовсе не для того, чтобы все дети начали самостоятельно играть в «телефонные разговоры». Главное заключается в том, что теперь в свободной самостоятельной игре действия детей с игрушками будут в большей степени сопровождаться ролевыми диалогами, появится называние своей роли сверстнику-партнеру и ролевое обращение к нему, дети будут более свободно вступать в игровые контакты и развертывать ролевое взаимодействие друг с другом.

Еще одним приемом является игра воспитателя с небольшой подгруппой детей по мотивам известных им сказок, персонажи которых выполняют однотипные действия («Репка». «Теремок», «Три поросенка», «Колобок», «Волк и козлята» и т.п.). Здесь воспитатель берет на себя роль появляющегося в сказке или основного персонажа (например, Мышка-норушка, Колобок, Волк) и последовательно вовлекает детей в игру, развертывая ролевое взаимодействие поочередно с каждым (с Лягушкой-квакушкой, Ежиком и т.д. в «Теремке», с Зайцем, Медведем и т.д. в «Колобке»). Действия персонажей по смыслу сюжетов обычно ограничиваются речевой и двигательной активностью, поэтому ролевые диалоги не «замаскированы» предметными действиями. Игра должна быть импровизацией, а не «театральным действием» (не следует требовать от детей точного воспроизведения текста сказки, достаточно воссоздания его общего смысла).

Воспитатель может планировать свою работу по формированию ролевого поведения у детей следующим образом: каждый день играть не менее чем с 1-2 детьми (или 1-2 парами) по 7-10 минут, а также с небольшой подгруппой (по 10-15 минут). Для этого следует использовать время, отведенное режимом для самостоятельной деятельности детей. Игры типа «телефонный разговор» целесообразно вводить лишь во втором полугодии с детьми не младше 3,5 лет.

Показатели успешности формирования ролевого поведения у детей четвертого года жизни следующие: развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи, направленной на кукольных персонажей; парное ролевое взаимодействие со сверстником, включающее называние своей роли; ролевое общение, короткий диалог.

 

Самостоятельная игра детей во многом зависит от предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала. Такая среда должна организовываться воспитателем вместе с детьми (а в дальнейшем и самими детьми) непосредственно перед, игрой. Для обозначения условного игрового пространства целесообразно иметь пару складных деревянных рам, которые легко превратить в контуры автобуса, парохода, самолета, 2-3 ширмы высотой 50-100 см (которыми можно отгородить «больницу», «теремок» и т.д.). Кроме разнообразных сюжетных игрушек (кукол, зверушек, посуды, штурвалов и рулей на подставках, телефонов - переносных и укрепленных на стене, тематических наборов для игры в «больницу», «магазин», «парикмахерскую» и т.п.), очень лаконичных ролевых атрибутов (ими не стоит злоупотреблять, превращая свободную сюжетную игру в костюмированное действие), необходимы различные предметы-заместители, которыми восполняются недостающие предметные игрушки (детали строительных наборов разной величины, мячики разных цветов и размеров, брусочки, веревочки, палочки). Очень важно также, чтобы дети располагали мелкими игрушками для индивидуальной и совместной сюжетной режиссерской игры (где дети не берут на себя роли, а по сюжету действуют с игрушечными персонажами, разговаривая за них). Это должны быть не застывшие на столиках сюжетные композиции, а мобильные тематические наборы (сказочные и «семейные» персонажи, солдатики, домики, кукольная мебель, автомобили), которые ребенок может перенести в любое удобное для него место.

Все приведенные здесь примеры игры с детьми - только иллюстрации возможной работы воспитателя, общие принципы формирования сюжетной игры.

Итак, на четвертом году жизни детей воспитатель играет вместе с ними; он развертывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение (для этого используются сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог, а действия с игрушками сводятся к минимуму); ролевое поведение ребенка сразу ориентируется на партнера (сначала взрослого, затем - ребенка).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.