КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы теории и истории игровой деятельности дошкольника
Хвала Аллаху, Господу миров!
В период активных преобразований в дошкольной педагогике поиска путей гуманизации воспитательной работы с детьми, построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности.
Сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее развивающего значения ставит исследование игровой деятельности как основной формы организации детской жизни в разряд приоритетных.
В дошкольной педагогике и психологии известны более двадцати пяти теорий игры. Ученые разных стран предпринимают активные попытки интегрировать различные подходы к ней. Сегодня, когда появилась возможность знакомства с зарубежными теориями, не следует забывать об отечественных ученых советского периода, недооценивать их влияние на науку и практику. А.П.Усова выдвинула в качестве предмета исследования реальные общественные отношения детей в игре, определив эту деятельность как форму организации их жизни и средство влияния на благоприятное развитие, особенно в условиях детского сада. Поэтому столь важным она считала проникновение игры в различные виды деятельности дошкольников при решении разных задач воспитания. А.П. Усова подчеркивала, что в игре ребенок не учится жить, а живет своей собственной жизнью, на своем опыте постигает «что такое хорошо и что такое плохо». В работах Д.В. Менджерицкой большое внимание уделялось происхождению детской игры, ее сущности. Она доказала, что игра является своеобразной практической деятельностью ребенка, средством его гармоничного развития. Д.В. Менджерицкая подчеркивала, что не следует искусственно стимулировать игру, а необходимо изучать положительный игровой опыт ребенка, бережно относиться к его замыслу.
Главное внимание в ее работах обращается на сюжетно-ролевую игру и ее педагогические условия, в которых наиболее эффективно формируется содержательная игровая деятельность детей и их взаимоотношения. Д.В. Менджерицкая работала над созданием научного направления, в основе которого лежала идея развития творчества в игре детей дошкольного возраста. Она говорила о том, что с развитием творческих способностей ребенок формируется целостно, что с первых лет жизни он не копирует, а преобразует действительность через призму своего воображения. Идеи Д.В. Менджерицкой нашли отражение в исследованиях ее учеников и единомышленников (Т.А. Маркова, В.Я. Воронова, А.И. Матусик, И.Д. Власова, Л.П. Бочкарева, P.M. Ринбург и др.), в работах которых решались проблемы нравственного воспитания детей. Особое внимание она уделяла проблемам формирования в игре нравственно-волевых качеств, уважения к труду, а также развитию у детей с помощью игры различных интересов (прежде всего связи игры и обучения). В исследованиях Т.А. Марковой было раскрыто своеобразие игр детей среднего и старшего дошкольного возраста, возникающих под влиянием прочитанных книг, также показано, что эти игры выходят за преде лы непосредственного опыта ребенка, возникают в связи с сильными впечатлениями. Марковой разработана методика формирования интереса к литературному произведению, к игре на его тему и дальнейшей работе над его образами. Проблема игрового творчества приобрела дальнейшее развитие в исследования 3.В. Лиштван, И.Д. Власовой, В.А. Гелло, Л.П. Бочкаревой, O.K. Васильевой и др. Проблеме творчества посвящены исследования О.Н. Васильевой, в которых обоснована возможность достижения относительно высокого игрового замысла уже в младшем дошкольном возрасте, определены направления его развития в играх с образными игрушками, важным показателем чего являются режиссерские игры.
Исследования А.И. Матусик показали, что у старших дошкольников можно воспитать умение самостоятельно выбирать тему игры, планировать ее содержание, распределять роли с учетом возможностей детей и их интересов. По данным Д.Б. Эльконина и А.П. Усовой, дети могут усвоить основные способы построения игры и начинают пользоваться ими самостоятельно без прямого воздействия взрослых к 4-5 годам. Именно тогда игра становится формой детской самостоятельности. В исследованиях отечественных ученых советского периода определяется ряд направлений: - понимание того, что игра - это жизнь ребенка, его радость, необходимая для него деятельность; - представление об игре как социальной деятельности. В игре дошкольник усваивает общественный опыт, но не копирует окружающую жизнь, а выражает свое отношение к увиденному, услышанному, а это связано с развитием творческого воображения; - понимание специфики сюжетно-ролевой игры, состоящей в том, что ребенок по-особому самостоятелен в ней: он свободен в выборе темы игр, сюжета, роли; в определенном изменении содержания, направления игры; в выборе партнера по игре, игровых материалов, определении начала и завершения игры. В настоящее время детская игра привлекает к себе внимание науки как многоплановая проблема и рассматривается в разных аспектах: историческом, этнографическом, социологическом, этическом, психологическом, педагогическом.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |