КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этап 1. Анализ рынка, выбор товаров-аналогов для сравнения
Оценка конкурентоспособности товара Методика определения конкурентоспособности товара включает следующие этапы: В оценке конкурентоспособности могут участвовать лишь те образцы, которые полностью соответствуют ТНПА по всем оцененным органолептическим (физико-химическим, микробиологическим) показателям. Если хотя бы по одному показателю имеется несоответствие требованиям ТНПА, такой товар не может участвовать в оценке конкурентоспособности. Формирование группы товаров-аналогов осуществляется по правилам: все товары должны иметь одинаковые значения классификационного показателя (например, среднекалорийные майонезы, горький шоколад без добавлений, сахарное печенье), одинаковые стадии жизненного цикла, относиться к одному сегменту рынка и присутствовать на рынке в момент оценки. Этап 2. Выбор одного товара из аналогов в качестве базового образца для сравнения. Образец должен принадлежать к той же группе товаров, что и оцениваемый; быть наиболее представительным для данного рынка (его реализация стабильно большая) и наиболее популярным у потребителей; иметь наилучшую перспективу для дальнейших продаж. Базовый образец может быть выбран экспертным методом. Иногда, при выходе на рынок нового товара, в качестве базы сравнения используют гипотетический образец. Его применяют в том случае, когда информации по конкретному образцу-аналогу недостаточно. Однако полученная оценка должна рассматриваться как ориентировочная и подлежащая дальнейшему уточнению. Она предусматривает обязательное исследование рынка и потребностей потенциальных покупателей. Этап 3. Выбор перечня показателей конкурентоспособности для оценки.
На основе анкетирования потребителей выбирается группа показателей конкурентоспособности товара, по которым будет проводиться оценка требований к нему. Показатели конкурентоспособности продовольственных товаров можно разделить на 2 группы: потребительские и экономические (цена реализации, расходы на доведение продукта до готовности к употреблению). Потребительские показатели включают: 1) показатели качества товара. Следует использовать не только органолептические показатели качества, предусмотренные ТНПА на соответствующий товар (вкус, запах, цвет, форма и т.д.), но и другие (натуральность состава, количество пищевых добавок и т.д.). Однако эти показатели должны быть известны потребителю и быть существенными для него при выборе данного товара. Нецелесообразно включать в перечень показатели, значения которых у всех товаров-аналогов должны быть одинаковы согласно требованиям ТНПА (отсутствие хруста на зубах, непромеса, примесей) или те, значения которых с точки зрения потребителя сложно выразить в баллах (влажность, кислотность, содержание жира и т.д.) или они не играют существенной роли при совершении покупки; 2) маркетинговые показатели конкурентоспособности товара (четкость и информативность маркировки, красочность оформления, надежность упаковки, рациональность расфасовки товара, дизайн бутылки или банки, имидж производителя, известность торговой марки и т.д.). Этап 4. Разработка шкалы балльной оценки по каждому показателю из группы потребительских. По каждому показателю рекомендуется разрабатывать 5-балльную шкалу оценки (таблица 5).
Таблица 5 — Шкала балльной оценки показателей конкурентоспособности зефира
Примечание — Источник: собственная разработка. По некоторым товарам (безалкогольные напитки, пиво, вино, чай) можно использовать другие готовые оценочные шкалы измерения органолептических показателей, дополнив их маркетинговыми показателями. Для оценки известности торговой марки и некоторых других маркетинговых показателей следует использовать данные опроса потребителей. Этап 5. Расчет коэффициентов значимости (весомости) потребительских показателей конкурентоспособности товара. Коэффициенты значимости показателей определяются на основе опроса потребителей (таблица 6, разрешен выбор нескольких показателей), методом рангов (таблица 7) или методом балльной экспертной оценки (таблица 8). Таблица 6 ― Расчет коэффициентов весомости оцениваемых показателей конкурентоспособности зефира на основе опроса потребителей
Примечание — Источник: собственная разработка.
Таблица 8 ― Расчет коэффициентов весомости оцениваемых показателей конкурентоспособности зефира методом рангов
Примечание — Источник: собственная разработка. Недостатком метода рангов является небольшая разница между значениями коэффициентов весомости (даже при максимальных оценках весомость показателя не превысит 35 / 140 = 0,25). Таблица 8 ― Расчет коэффициентов весомости оцениваемых показателей конкурентоспособности зефира экспертным методом
Примечание — Источник: собственная разработка.
Этап 6. Выставление оценок по каждому показателю каждого образца группой экспертов. Выставление оценок осуществляется на основе ранее разработанной шкалы балльной оценки. Далее высчитываются средние значения балльных оценок экспертов по каждому показателю каждого образца, эти средние значения заносятся в табличный редактор M. Excel. Этап 7. Определение относительных значений qi показателей конкурентоспособности исследуемого товара и базового образца. Пример расчета приведен в таблице 9. Расчет ведется по формуле 6
, (6)
где Pi — величина i-го параметра в баллах для анализируемой продукции; Piо — величина i-го параметра в баллах для базового образца.
Этап 8. Определение комплексного обобщенного показателя (группового индекса по потребительским параметрам). Расчет комплексного обобщенного показателя (группового индекса по потребительским параметрам) Iпп производится по формуле 7
(7)
где qi — относительное значение показателя конкурентоспособности по i-му параметру (i = 1, 2, 3,..., n); ai — весомость i-го параметра в общем наборе из n параметров, характеризующих потребность.
Полученный комплексный обобщенный показатель (таблица 9) характеризует степень соответствия данного товара потребностям по всему набору потребительских параметров относительно базового образца. Таблица 9 — Оценка конкурентоспособности зефира бело-розового
Примечание — Источник: собственная разработка.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |