КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт играет большую роль в мировой экономике и для ряда стран является определяющим в сухопутном транспортном обеспечении внешней торговли товарами. Удельный вес железнодорожного транспорта в общем грузообороте для ряда стран представлен в таблице 3.1. Таблица 3.1 Удельный вес железнодорожного транспорта в общем грузообороте (в %)
Источник: Степень технического развития железнодорожных сетей в странах может характеризоваться рядом показателей. Одним из важных показателей является протяженность железнодорожных путей. Россия имеетэтот показатель на уровне 86 тыс. км. и занимает третье место в мире по данному показателю, пропустив вперед США (226,7 тыс. км.) и страны объединенной Европы (ЕС - 197,9 тыс. км.). В Китае протяженность железнодорожных путей составляет 63,6 тыс. км. (Транспорт в России, 2009). Другим важным показателем является плотность железнодорожной сети, который международная статистика считает главным в группе «Инфраструктура» при оценке степени конкурентоспособности национальных экономик (WorldCompetitivenessYearbook). В среднем по ЕС этот показатель находится на уровне 53 м/км.2 территории. Самый высокий в ЕС этот показатель в Чехии – 122 м/км.2 территории. Для России этот показатель составляет лишь 5 м/км.2 территории.Плотность железных дорог в России очень неравномерна. Так в Центральном Федеральном Округе в 2000г. плотность составляла 58,3 м/км.2 территории, а в Якутии – 0,5м/км.2 территории. В Украине – 27,6 м/км.2 территории. Другими показателями, характеризующими техническую вооруженность железнодорожного транспорта, являются протяженность железнодорожных скоростных линий и объемы перевозок по ним. Лидером в ЕС по данному показателю является Франция, на которую приходится 60% всего грузооборота этого типа по ЕС. Следует отметить, что скоростными железнодорожные перевозки считаются, если поезд движется со скоростью около 200 км/час. Это безусловно прогрессивный вид железнодорожного транспорта, но он требует особый подвижной состав и дорогостоящую путевую инфраструктуру. Кроме указанных показателей железнодорожный транспорт характеризуется регулярностью, универсальностью и высокой провозной способностью. Железные дороги в ряде развитых стран долгое время занимали доминирующее положение в перевозках массовых грузов на средние и дальние расстояния. Но сегодня, в связи с развитием других видов транспорта (особенно автомобильного), картина меняется, и железные дороги в большинстве крупных развитых стран не рассматриваются в качестве полных естественных монополий. Российские железные дороги (РЖД) Железные дороги России являются одной из наиболее мощных транспортных систем мира, а железнодорожный транспорт РФ, являясь наиболее надежным и недорогим средством сообщения, создает основу транспортной системы России. Из 86 тыс.км. эксплуатационной длинны железных дорог России около 40 тыс. км. составляет протяженность двух путных линий, а протяженность электрифицированных линий составляет 43,1 тыс. км. В таблице 3.1 приведены цифры по грузообороту российских железных дорог. Если же учесть грузооборот трубопроводного транспорта, то на сегодня цифра (грузооборот железнодорожного транспорта) составляет 43,2%. Доля железнодорожного транспорта в пассажирообороте всей транспортной системы РФ составляет 39%. (www.rzd.ru) Парк подвижного состава «РЖД» характеризуется следующими цифрами: - количество электровозов и тепловозов – 11191 шт.; - количество маневровых тепловозов – 6016 шт.; - количество пассажирских локомотивов (электровозы и тепловозы) – 3020 шт.; - количество грузовых вагонов всех типов (с учетом вагонов дочерних фирм) – 518792 шт.; - количество пассажирских вагонов дальнего следования – 24100 шт. Структурно вся сеть железных дорог России разделена на 17 дорог, представляющих собой филиалы ОАО «РЖД». Кроме железных дорог в ОАО входят – перевозочная компания «Трансконтейнер», «Рефсервис», Главный вычислительный центр(ГВЦ), Федеральная пассажирская дирекция и др., которые тоже являются филиалами ОАО «РЖД». Весь железнодорожный транспорт делится на: - транспорт общего пользования, который занят перевозкой грузов и пассажиров; - магистральный или внешний транспорт, осуществляющий экономические перевозки между производителями и потребителями продукции и перевозки пассажиров; - ведомственный транспорт связанный с перевозками продукции своего ведомства или предприятия; - внутрихозяйственный транспорт, удовлетворяющий нужды производства в пределах отдельных предприятий. Для Российских железных дорог средняя грузонапряженность составляет 25-27 млн.т.×км/км в год, но на отдельных направлениях эта цифра в 3-3,5 раза выше. Средняя скорость доставки грузов 260-270 км/сутки, хотя на маршрутных перевозках эта цифра в 1,5 раза выше. Себестоимость железнодорожных перевозок исчисляется в рублях на 10т.×км., в … эта цифра составляла 3,4руб./10т.км., а экономическая эффективность железных дорог зависит от объема перевозок. Поэтому этот вид транспорта эффективно обслуживает обрабатывающую и добывающую отрасли промышленности. Структура грузооборота такова: уголь – 25-30%; строительные грузы – 21,4%;черные металлы и руда – 16-18%; нефть и нефтепродукты – 15-17%; лес- 4,6%; удобрения – 3,3%; зерно и продукты перемола – 2,1%;прочие – 27%. В России, также, как и в других странах, переходит переключение перевозок грузов с железных дорог на другие виды транспорта. Сейчас грузы перевозятся на тысячи километров с помощью автомобильного транспорта, хотя на эти расстояния монополия железных дорог до недавнего времени была неоспоримой. Россия занимает одно из первых мест в мире по численности и технической вооруженности грузового вагонного парка,достаточно высоки такие специфические показатели как эксплуатационные показатели вагонного парка (среднее время оборота вагона, среднесуточный пробег, производительность и др.) Однако по износу железнодорожной техники данные неутешительные: средний возраст универсальных вагонов – 21,5 год, а износ составляет 81%. Кроме того 74% дорог работают в режиме превышающем оптимальный уровень загрузки, особенно в центральных районах страны и крупных городах. В тоже время 7 субъектов РФ вообще не имеют рельсовых путей (республика Алтай, Тува, Ненецкий и Корякский автономные округа, Магаданская область, Чукотка и Камчатка). В целом проблемы железнодорожного транспорта в России можно сформулировать так: - большой износ основных фондов (более 63%); - низкий уровень взаимодействия с морским транспортом из-за слабо развитых подходов к морским портам и пунктам пропуска; - недостаточный уровень механизации работ по обслуживанию инфраструктуры. Особую роль в российской железнодорожной транспортной системе играет международный транзит. Об этом будет сказано ниже, здесь же отметим, что важнейшую роль в этом вопросе играет Транссибирская железнодорожная магистраль, так как этот универсальный коридор, протяженностью 8 тыс. км., соединяетЕвропу и Азию и позволяет экономить от 8 до 19 суток транзитного времени. В связи с повышением требований к качеству, объему, безопасности и скорости доставки грузов особая роль отводится созданию мультимодальных транспортных узлов. Кроме того, в ближайшее время намечается строительство скоростных железнодорожных магистралей: Москва - Санкт-Петербург (модернизация), Москва – Нижний Новгород, Москва – Сочи. Предполагается, что подвижной состав для них будет построен российскими предприятиями. В планы строительства входит 20 тыс. км. новых железных дорог (до 2030 года). Это ветки на Магадан, Урал, вторая ветка параллельно Транссибу. Планируется вложить в это 13,7 трлн. руб., при этом 75% этой суммы должны составить частные инвестиции.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |