Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Железнодорожный транспорт




 

Железнодорожный транспорт играет большую роль в мировой экономике и для ряда стран является определяющим в сухопутном транспортном обеспечении внешней торговли товарами. Удельный вес железнодорожного транспорта в общем грузообороте для ряда стран представлен в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Удельный вес железнодорожного транспорта в общем грузообороте (в %)

Страна      
Россия 45,6 57,3 58,8
Германия 22,6 25,6 21,5
Китай 21,6 23,4 22,8
Великобритания 9,3 9,5 10,3
США 48,6 45,7 45,2
Украина 79,5 72,3 74,5
Япония 3,1 3,5 4,0
Белоруссия 46,5 48,3 47,9
Франция 12,2 13,5 13,7

Источник:

Степень технического развития железнодорожных сетей в странах может характеризоваться рядом показателей. Одним из важных показателей является протяженность железнодорожных путей. Россия имеетэтот показатель на уровне 86 тыс. км. и занимает третье место в мире по данному показателю, пропустив вперед США (226,7 тыс. км.) и страны объединенной Европы (ЕС - 197,9 тыс. км.). В Китае протяженность железнодорожных путей составляет 63,6 тыс. км. (Транспорт в России, 2009).

Другим важным показателем является плотность железнодорожной сети, который международная статистика считает главным в группе «Инфраструктура» при оценке степени конкурентоспособности национальных экономик (WorldCompetitivenessYearbook). В среднем по ЕС этот показатель находится на уровне 53 м/км.2 территории. Самый высокий в ЕС этот показатель в Чехии – 122 м/км.2 территории. Для России этот показатель составляет лишь 5 м/км.2 территории.Плотность железных дорог в России очень неравномерна. Так в Центральном Федеральном Округе в 2000г. плотность составляла 58,3 м/км.2 территории, а в Якутии – 0,5м/км.2 территории. В Украине – 27,6 м/км.2 территории.

Другими показателями, характеризующими техническую вооруженность железнодорожного транспорта, являются протяженность железнодорожных скоростных линий и объемы перевозок по ним. Лидером в ЕС по данному показателю является Франция, на которую приходится 60% всего грузооборота этого типа по ЕС.

Следует отметить, что скоростными железнодорожные перевозки считаются, если поезд движется со скоростью около 200 км/час. Это безусловно прогрессивный вид железнодорожного транспорта, но он требует особый подвижной состав и дорогостоящую путевую инфраструктуру.

Кроме указанных показателей железнодорожный транспорт характеризуется регулярностью, универсальностью и высокой провозной способностью.

Железные дороги в ряде развитых стран долгое время занимали доминирующее положение в перевозках массовых грузов на средние и дальние расстояния. Но сегодня, в связи с развитием других видов транспорта (особенно автомобильного), картина меняется, и железные дороги в большинстве крупных развитых стран не рассматриваются в качестве полных естественных монополий.

Российские железные дороги (РЖД)

Железные дороги России являются одной из наиболее мощных транспортных систем мира, а железнодорожный транспорт РФ, являясь наиболее надежным и недорогим средством сообщения, создает основу транспортной системы России.

Из 86 тыс.км. эксплуатационной длинны железных дорог России около 40 тыс. км. составляет протяженность двух путных линий, а протяженность электрифицированных линий составляет 43,1 тыс. км.

В таблице 3.1 приведены цифры по грузообороту российских железных дорог. Если же учесть грузооборот трубопроводного транспорта, то на сегодня цифра (грузооборот железнодорожного транспорта) составляет 43,2%. Доля железнодорожного транспорта в пассажирообороте всей транспортной системы РФ составляет 39%. (www.rzd.ru)

Парк подвижного состава «РЖД» характеризуется следующими цифрами:

- количество электровозов и тепловозов – 11191 шт.;

- количество маневровых тепловозов – 6016 шт.;

- количество пассажирских локомотивов (электровозы и тепловозы) – 3020 шт.;

- количество грузовых вагонов всех типов (с учетом вагонов дочерних фирм) – 518792 шт.;

- количество пассажирских вагонов дальнего следования – 24100 шт.

Структурно вся сеть железных дорог России разделена на 17 дорог, представляющих собой филиалы ОАО «РЖД». Кроме железных дорог в ОАО входят – перевозочная компания «Трансконтейнер», «Рефсервис», Главный вычислительный центр(ГВЦ), Федеральная пассажирская дирекция и др., которые тоже являются филиалами ОАО «РЖД».

Весь железнодорожный транспорт делится на:

- транспорт общего пользования, который занят перевозкой грузов и пассажиров;

- магистральный или внешний транспорт, осуществляющий экономические перевозки между производителями и потребителями продукции и перевозки пассажиров;

- ведомственный транспорт связанный с перевозками продукции своего ведомства или предприятия;

- внутрихозяйственный транспорт, удовлетворяющий нужды производства в пределах отдельных предприятий.

Для Российских железных дорог средняя грузонапряженность составляет 25-27 млн.т.×км/км в год, но на отдельных направлениях эта цифра в 3-3,5 раза выше. Средняя скорость доставки грузов 260-270 км/сутки, хотя на маршрутных перевозках эта цифра в 1,5 раза выше.

Себестоимость железнодорожных перевозок исчисляется в рублях на 10т.×км., в … эта цифра составляла 3,4руб./10т.км., а экономическая эффективность железных дорог зависит от объема перевозок. Поэтому этот вид транспорта эффективно обслуживает обрабатывающую и добывающую отрасли промышленности. Структура грузооборота такова: уголь – 25-30%; строительные грузы – 21,4%;черные металлы и руда – 16-18%; нефть и нефтепродукты – 15-17%; лес- 4,6%; удобрения – 3,3%; зерно и продукты перемола – 2,1%;прочие – 27%.

В России, также, как и в других странах, переходит переключение перевозок грузов с железных дорог на другие виды транспорта. Сейчас грузы перевозятся на тысячи километров с помощью автомобильного транспорта, хотя на эти расстояния монополия железных дорог до недавнего времени была неоспоримой.

Россия занимает одно из первых мест в мире по численности и технической вооруженности грузового вагонного парка,достаточно высоки такие специфические показатели как эксплуатационные показатели вагонного парка (среднее время оборота вагона, среднесуточный пробег, производительность и др.) Однако по износу железнодорожной техники данные неутешительные: средний возраст универсальных вагонов – 21,5 год, а износ составляет 81%.

Кроме того 74% дорог работают в режиме превышающем оптимальный уровень загрузки, особенно в центральных районах страны и крупных городах. В тоже время 7 субъектов РФ вообще не имеют рельсовых путей (республика Алтай, Тува, Ненецкий и Корякский автономные округа, Магаданская область, Чукотка и Камчатка).

В целом проблемы железнодорожного транспорта в России можно сформулировать так:

- большой износ основных фондов (более 63%);

- низкий уровень взаимодействия с морским транспортом из-за слабо развитых подходов к морским портам и пунктам пропуска;

- недостаточный уровень механизации работ по обслуживанию инфраструктуры.

Особую роль в российской железнодорожной транспортной системе играет международный транзит. Об этом будет сказано ниже, здесь же отметим, что важнейшую роль в этом вопросе играет Транссибирская железнодорожная магистраль, так как этот универсальный коридор, протяженностью 8 тыс. км., соединяетЕвропу и Азию и позволяет экономить от 8 до 19 суток транзитного времени.

В связи с повышением требований к качеству, объему, безопасности и скорости доставки грузов особая роль отводится созданию мультимодальных транспортных узлов.

Кроме того, в ближайшее время намечается строительство скоростных железнодорожных магистралей: Москва - Санкт-Петербург (модернизация), Москва – Нижний Новгород, Москва – Сочи. Предполагается, что подвижной состав для них будет построен российскими предприятиями.

В планы строительства входит 20 тыс. км. новых железных дорог (до 2030 года). Это ветки на Магадан, Урал, вторая ветка параллельно Транссибу. Планируется вложить в это 13,7 трлн. руб., при этом 75% этой суммы должны составить частные инвестиции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 1189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.