Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Автомобильный транспорт




 

Международные автомобильные грузоперевозки представляют собой достаточно привлекательный вид деятельности, а потому международный рынок этих услуг характеризуется высоким уровнем конкуренции.

Мировой рынок автотранспортных услуг (включая грузовые, пассажирские, а также аренду грузового и легкового транспорта) по оценкам ЮНКТАД, составлял в 2009 году 1 млрд. долл., и к 2011 году рост его составил около 30%.

На этом рынке в настоящее время работают свыше 5,5 тысяч российских транспортных компаний, осуществляющие перевозки более чем в 40 стран мира. Эти компании обеспечивают более 200 тысяч рабочих мест и увеличивают доходную часть бюджета страны на сумму свыше 8 млрд. рублей в год.

Сегодня автомобильный транспорт России обеспечивает 20% всей внешней торговли РФ со странами СНГ.

Особенностью рынка автомобильных услуг является доминирование на нем малых и средних компаний. Так на 4 самых крупных компаний приходится лишь 7% перевозок. Наибольшее значение автотранспортные услуги имеют в странах Западной Европы, где они составляют свыше 70%, тогда как на железнодорожные перевозки приходится 16%, остальное – на трубопроводные и внутренние водные перевозки.

Удельный вес автомобильного транспорта в общем грузообороте (т.*км.) в % в ряде стран виден их таблицы 3.2.

Таблица 3.2

Удельный вес автотранспорта в общем грузообороте (в%)

Страна      
Россия 5,3 6,2 6,0
Белоруссия 11,5 12,5 13,5
Германия 59,5 66,6 63,6
Китай 24,6 28,6 29,8
Великобритания 78,5 82,4 84,8
США 31,5 32,8 33,6
Франция 72,6 74,5 75,0
Украина 9,6 11,3 10,9
Япония 60,4 62,8 61,0

Источник:

Как видно из последней таблицы в таких странах Западной Европы как Германия, Великобритания, Франция доля автотранспорта в общем грузообороте очень велика.

Автомобильный транспорт характеризуется:

- высокой маневренностью;

- возможностью прямой доставки грузов «от двери к двери»;

- высокой скоростью – 500-800 км/сутки.

В тоже время необходимо отметить, что себестоимость перевозок грузов на автомобильном транспорте в 10-15 раз выше, чем на железнодорожном (хотя в автопоездах эта цифра снижается в два раза). Так в 2008 году себестоимость составила 38,4 руб./10 т. км.

Кроме того, автотранспорт имеет ограниченную грузоподъемность транспортной единицы и характеризуется недостаточной регулярностью и безопасностью.

Высокая себестоимость связана с высокой энерго- и трудоемкостью автоперевозок. Однако высокая скорость автомобильных перевозок позволяет ускорить в том числе и оборот финансовых средств, что делает их все более популярными, особенно для малого и среднего бизнеса. Так средняя скорость доставки автомобильным транспортом, включая саму перевозку, неизбежные простои, таможенное оформление и другие необходимые процедуры, составляет 16 км/час, тогда как на железнодорожномтранспорте эта цифра равна 8 км/час, а на морском – 4 км/час.

Существуют специфические показатели, которые характеризуют работусамих автотранспортных предприятий. К ним относятся, например, такие показатели каккоэффициент технической готовности автопарка, коэффициент использования автопарка, коэффициент использования пробега автомобиля, бюджет времени автомобиля, среднесуточный пробег автомобиля и др.

Кроме того, существуют понятия расчетная скорость и расчетная нагрузка. Первое характеризует наибольшую скорость, с которой автомобиль может двигаться на всем протяжении дороги безаварийно, а второе – характеризует нагрузку на ось автомобиля и массу самого автомобиля.

По стоимости перевозимых товаров автомобильный транспорт обеспечивает около 25% внешнеторгового оборота России, что свидетельствует о том, что автотранспортом перевозят более ценные грузы, чем другими сухопутными видами транспорта.

Следует отметить, что на российском рынке высока доля иностранных перевозочных компаний. Так доля отечественных перевозчиков в объеме внешнеторговых грузов составляла в 2011 году лишь 39,3%. Однако, действует устойчивая тенденция роста доли отечественных перевозчиков в объемах перевозимых автомобильным транспортом грузов между Россией и зарубежными странами. Нормативно-правовая база, регулирующая доступ иностранных фирм на российский автотранспортный рынок, соответствует нормам и принципам ВТО. Но для защиты интересов российского международного автотранспорта проводится политика ограничения участия перевозчиков третьих стран на российском рынке автотранспортных услуг.

Одним из сдерживающих факторов в развитии отечественных автоперевозчиков является несоответствие парка российских транспортных средств, занятых международными перевозчиками, экологическим международным нормам. Так, автопарк действительных членов АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков России) по состоянию на01.01.2012г имеет следующую структуру: Euro 0 – 14,0%, Euro 1 – 1,7%, Euro 2 – 9,4%, Euro 3 – 48,7%, Euro 4 – 6,4%, Euro 5 – 19,8%.

Существующая в настоящее время в России система налогообложения и таможенных пошлин не позволяет отечественным перевозчикам, в условиях неконкурентоспособности российских автомобилей по сравнению с зарубежными, заменить свои транспортные средства на современные автомобили иностранного производства. Кроме того, в России сохраняются достаточно высокие процентные ставки и короткие сроки по лизинговым сделкам. В итоге иностранный грузовик, приобретенный по договору лизинга, обходится российскому транспортнику на 10% дороже, чем зарубежному коллеге. Все это может привести к уходу российских автопредприятий с рынка международных автоперевозок.

По данным АСМАП, в настоящее время в России выполняются автоперевозки используя при этом 60 тысяч единиц подвижного состава (из них 30 тыс. у компаний АСПАМ). Однако, учитывая масштабы РФ, количество перевозчиков существенно отстает от стран Западной Европы. Так, например, в Польше работает 130 тыс. единиц. Кроме того, в РФ перевозчики очень неравномерно распределены по территории России. Так по объему перевозок два федеральных округа – Центральный и Северо-Западный обеспечивают 77% общего объема внешнеторговых перевозок.

Среди российских грузоперевозчиков выделяются компании «Автополюс», «Астеко», «Восточные линии», «Дамтранс», «ЛогиЭК», межрегиональная транспортная компания «МРТК» и др. Одной из наиболее динамично развивающейся на рынке транспортных услуг компанией является «Транс Рус» со средним приростом объемов перевозок 30-40% ежегодно.

Второй стороной в автотранспорте является дорожное хозяйство. Следует отметить, что в дорожном хозяйстве РФ существуют проблемы, без решения которых повышение эффективности и безопасности автотранспортной системы не может быть реализовано. Проблемы связаны с тем, что развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации страны, не завершено формирование опорной сети федеральных дорог, низок технический уровень существующих дорог, что приводит к дефициту пропускной способности даже федеральной дорожной сети.

Полная протяженность сети автомобильных дорог в России на 01.01.2012г. составляла 1094 тыс. км., из них 841 тыс. км. (76,9)с твердым покрытием. Следует отметить, что протяженность сети автомобильных дорог ежегодно увеличивается.

Протяженность российской сети федеральных автомобильных дорог составил (источник: «Российский статистический ежегодник, 2012г.») 51,0 тыс. км. На долю федеральных дорог приходится 40-50% объема грузоперевозок автомобильным транспортом, в том числе, практически в полном объеме осуществляются международные перевозки.

Важнейшие федеральные автомагистрали («Беларусь», «Россия», «Волга», «Урал», «Каспий», «Дон», «Енисей», «Амур») входят в состав международных транспортных коридоров (МТК). Общая протяженность федеральных автодорог, входящих в МТК составляет 27 тыс. км.

Основная часть федеральных дорог (80%) – это дороги II и III категории, а доля федеральных дорог I категории составляет лишь 9%.

Категория автодорог определяется, в том числе и пропускной способностью, что определяется числом автомобилей безопасно проходящих по ней с заданной скоростью. В связи с чем дороги делятся на:

- 1 категория – более 7 тыс. автомобилей в сутки;

- 2 категория – от 3 до 7 тыс. автомобилей в сутки;

- 3 категория – от 1 до 3 тыс. автомобилей в сутки;

- 4 категория – от 200 до 1000 автомобилей в сутки;

- 5 категория – до 200 автомобилей в сутки.

Следует обратить внимание на две особенности российских дорог. Первая связана с конфигурацией сети федеральных автомагистралей. Сеть на европейской территории России имеет радиальную структуру с ориентацией на Москву, а число хордовых дорого явно недостаточно. Подобная структура сети явно неэффективна, так как приводит к увеличению протяженности маршрутов движения.

Вторая особенность связана с концентрацией автодорог общего пользования федерального и регионального значения. Концентрация (густота) этих дорог очень неравномерна на территории России. Если в Центральном Федеральном округе густота составляет 190 км./1000 км.2 территории, то в Дальневосточном Федеральном округе эта цифра в 27 раз меньше.В среднем густота Российских автодорог составляет 46,4км./1000 км2, тогда как в Германии эта цифра составляет – 1805; в США – 676,6; в Японии – 3178; на Украине – 281; в Белоруссии – 416.

В заключении следует отметить, что в последние годы наблюдается изменение объемной структуры грузовых перевозок в пользу автомобильного транспорта. Это свидетельствует о повышении его конкурентоспособности в отдельных сегментах рынка транспортных услуг. В тоже время номенклатура перевозимых грузов практически не меняется. Так строительные и навалочные грузы составляют 65%, продовольственные – 8%, лесоматериалы – 2%, товары народного потребления – 2%.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.