Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая работа в период ожидания ребенка




По Добрякову- Основными задачами работы психотерапевтического кабинета женской консультации являются:

- психопрофилактическая работа с беременными женщинами и членами их семей;

-психодиагностическая работа с целью выявления группы риска, формирование мотивации на получение психологической и психокоррекционной помощи;

-психологическая и психокоррекционная и при необходимости психотерапевтическая помощь беременным женщинам и членам их семей (психотерапия осуществляется врачом-психотерапевтом);

-изменение представлений о неизбежности страданий в родах.

Предпочтительнее индивидуальная форма работы, например:

- незамужней женщине будет неприятно слушать высказывания других беременных о своей счастливой супружеской жизни, она будет болезненно реагировать на предложение преподавателя обязательно привести на следующее занятие мужа, чтобы поговорить о его участии в партнерских родах.

-у женщин с тревожным вариантом ПКГД излишне подробные сведения о биомеханизме предстоящих родов, о трудностях ухода за младенцем и т. д. вызовут еще большую тревогу. Наличие таких женщин в группе негативно сказывалось на других членах, индуцирующих их настроение. Т.е. нужен отбор женщин для занятий по группам.

Свойства нервной системы (сила возбуждения и торможения, уравновешенность нервных процессов), эмоциональные характеристики личности (тревожность, экстраверсия, невротизм, психотизм) и ценностные ориентации беременных являются существенными факторами формирования их эмоциональных переживаний, и их нужно учитывать при проведении психопрофилактической работы с беременными

-Для формирования групп беременных для занятий выделяются беременные:

-готовые приступить к занятиям;

-требующие предварительного индивидуального консультирования;

- нуждающиеся в консультации психотерапевта или психиатра.

Тест-скрининг Добрякова ТОБ-б помогает выявлять проблемные отношения у беременных женщин и ориентировать врачей и психологов на оказание соответствующей помощи.

По Баженовой О.В., Копылов О.А., БазЛЛ- пс. помощь может быть обращена на (полно и со структурой):

  • Личный уровень (работа с ценностями, смысловыми образованиями, установками)
  • Эмоциональный уровень (поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию, телесно ориентированной терапии..
  • Когнитивный уровень -передача знаний
  • Операционный уровень: формирование навыков и умений (поведение в родах, уход за ребенком)
  • Психофизический уровень: обучение регуляции функциональными и психическими состояними средствами аутогенной тренировки, арттерапии,

Психологическое сопровождение родов- психологическая подготовка к родам – хотя организм готов, но личность может быть не готова

  • - Готовность к действиям в экстремальной ситуации (т.е. в ситуации, которая бывает редко, иногда содержит риск здоровью и жизни, требует физического напряжения и больших психо-эмоциональный усилий).
  • - Формирование у беременной «помогающего поведения»
  • - Помощь беременной в принятии решения: Традиционные и нетрадиционные роды. «Мягкие» (естественные) роды, Партнерские роды – неоднозначные результаты исследований, д.б. индивидуальный подход в каждом случае. У мужчие м.б. неблагоприятные тенденции, психотравмирующие переживания
  • - Коррекция психологического состояния женщины в период беременности (страхи, депрессия). Что касается психоэмоциональных расстройств, то с ними нельзя работать в период беременности методами психотерапии, т.к. в это время нельзя «вытаскивать» из беременной все ее состояния. Можно – только легкие психологические приемы – арт-терапия, визуализация, релаксация, дыхание.

Работа со страхами: самые распространенные страхи беременных: страх за ребенка, страх за себя страх быть плохой матерью

Способы работы (по Филипповой): глубокая психотерапия не показана. Эффективной может быть релаксация с приемами визуализации, консультативная работа по вопросам супружеских отношений и отношений с собственной матерью беременной.

Пример: «Я боюсь родов»

Поэтому первый шаг – вместе с психологом проверить, про что страх, Второй – получение реальной информации о родах, третий-понять,, есть ли реальный страх перед родами.

 

45. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

 

Арттерапия — все виды практики оказания психологической помощи личности, обучения, реабилитации и психотерапии, ос­нованные на искусстве и творческих продуктивных формах актив­ности человека.

Арттерапия как метод психокоррекционного воздействия осно­вывается на развитии двух базовых психологических способностей человека: символической функции мышления и воображения и творческих процессов самовыражения, формирования направлен­ности на поиск новых, нестандартных решений проблем. Понятие «арттерапия» образовано от корня art (в переводе с английского языка — искусство), что определяет главную особенность этого вида терапии — психологическое воздействие через искусство и средствами искусства. Другими словами, арттерапия — это метод, основанный на использовании искусства как символической дея­тельности и на стимулировании креативных творческих процессов. Арсенал форм, видов и методов арттерапии в современной психо­логии чрезвычайно разнообразен. Наиболее известными и эффек­тивными принято считать такие виды арттерапии, как собственно арттерапия (рисуночная терапия и тераггия, основанная на изоб­разительном искусстве), музыкальная терапия, библиотерапия, танцевальная терапия, терапия киноискусством

Первые попытки использовать арттерапию для коррекции трудностей личностного развития детей и подростков относятся к 30—40-м гг. XXв., когда арттерапевтические методы были при­менены в работе с детьми, испытавшими стресс и насилие в фа­шистских лагерях и вывезенными в США. С тех пор арттерапия прошла значительный путь развития как в концептуальном, так и в методическом плане, и получила широкое распространение в практике психологической работы с детьми. Арттерапия использу­ется и как самостоятельный метод, и как метод, дополняющий другие техники, в первую очередь игротерапию.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопо­знания. Расширение возможностей самовыражения и самопозна­ния в искусстве, по сравнению, например, с игрой, связано с продуктивным характером искусства — созданием эстетических продуктов, объективирующих в себе чувства, переживания и спо­собности ребенка, облегчающих процесс коммуникации с окру­жающими людьми.

С точки зрения представителей классического психоанализа, бессознательное проявляет себя в символических образах, а дет­ский рисунок представляет собой проекцию отношения ребенка к миру и самому себе, его мировосприятие. В рамках психодинами­ческого направления можно выделить два подхода к арттерапии. Как указывалось выше, само название арттерапия акцентирует две сто­роны, два плана этого вида психологического воздействия — арт (искусство) и терапия (лечение). В зависимости от того, какая сто­рона превалирует в практике работы терапевта с клиентом, мож­но говорить о двух подходах к арттерапии. Согласно первому, в арттерапии искусство является лишь средством проекции подав­ленных и вытесненных переживаний, позволяющих объек­тивировать воспоминания раннего детства и конфликтные трав­мирующие события, которые далее подвергаются переработке на основе традиционной психоаналитической техники и интерпре­тации. Согласно второму подходу искусство само по себе пред­ставляет значимый источник роста и развития личности (К. Г. Юнг, Э. Крамер). Арттерапия рассматривается прежде всего как занятия искусством, где творчество — самоцель и базовое условие преодо­ления личностью невротических расстройств и нарушений, сама же терапия — побочный эффект творчества и искусства (Э.Кра­мер). Художественные образы рассматриваются в психоанализе как особый язык, символическая речь, обладающая рядом преиму­ществ по сравнению с классическими техниками, например ме­тодом свободных ассоциаций. Во-первых, искусство позволяет личности прямо выражать мечты, фантазии, внутренние пережи­вания. Во-вторых, бессознательное вытесненное содержание, про­ецируемое в рисунках, легче преодолевает сопротивление цензу­ры и становится очевидным. В-третьих, продукты изобразитель­ной деятельности объективированы и в какой-то мере отчуждены от их создателя: после завершения творческого процесса его продук­ты остаются неизменными, их содержание нельзя вытеснить, под­вергнуть забыванию, а авторство рисунка нельзя отрицать. И на­конец, в-четвертых, разрешение проблемы трансфера осуществ­ляется легче — пациент в процессе арттерапии приобретает боль­шую автономность от аналитика за счет активного участия в ин­терпретации и обсуждении своих творений.

В рамках психоанализа Э.Крамер [206] развивала идеи о том, что искусство является средством самопознания, открытия лич­ностью себя и мира и гармонизации отношений между ними, расширяет спектр переживаний человека, создает возможности для отбора, анализа, преобразования и интеграции чувств и пе­реживаний. Благодаря арттерапии конфликт может быть вновь вос­создан, пережит, разрешен и интегрирован. Основным механиз­мом коррекционного воздействия в арттерапии является механизм сублимации. Сублимация не ограничивается простым отведением либидонозной энергии врожденных инстинктивных потребностей по социально приемлемым каналам, но в своих высших формах приобретает характер изменения самого объекта инстинктивной потребности. Соответственно основная функция психотерапевта в организации арттерапии состоит в фасилитации процесса субли­мации, в развитии способности ребенка разумно соотносить и согласовывать между собой принцип удовольствия и принцип ре­альности.

С точки зрения представителей гуманистического направления, коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставле­нием ребенку практически неограниченных возможностей для са­мовыражения и самореализации в продуктах творчества, для ут­верждения и познания своего Я. Продукты, создаваемые ребен­ком, объективируют его аффективное отношение к миру, облег­чают процесс коммуникации и установления межличностных от­ношений со значимым социальным окружением (родителями, учи­телями, воспитателями, сверстниками). Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих и безоценочное при­нятие ими продуктов творчества ребенка (рисунков, сочинений, сказок, поделок) повышают самооценку ребенка и степень само­принятия и самоценности. Итак, целью "и результатом арттерапии в рамках гуманистического подхода выступают самопознание, са­моутверждение, оптимизация отношений личности с окружаю­щими людьми, исследование реальности, все более глубокое и полное ее познание.

В качестве еще одного возможного коррекционного механиз­ма, по мнению сторонников обоих направлений, может быть рас­смотрен сам процесс творчества как исследования реальности, познание ее новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Показаниями для проведения арттерапии как рисуночной те­рапии являются:

- трудности эмоционального развития, актуальный и посттравма­тический стресс, депрессивные и субдепрессивные состояния, снижение эмоционального тонуса, высокая эмоциональная лабиль­ность, дисфория, импульсивность эмоциональных реакций;

- эмоциональная депривация детей, переживание ребенком эмо­ционального отвержения и чувства одиночества;

- повышенная тревожность, страхи, фобические реакции;

- наличие конфликтных межличностных отношений в семье, со сверстниками, с воспитателями, педагогами, неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией и типом семейного воспитания (чрез­мерная или недостаточная опека, жестокое обращение, чрезмер­ные требования и т.д.), ревность к братьям и сестрам, низкая ком­муникативная компетентность;

- дисгармоничная Я-концепция, низкая, искаженная, неадекватно завышенная, амбивалентная самооценка, низкая степень самолри-нятия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.