Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таким чином, якщо на фізичній моделі знайдено числове значення характеристики , то воно може бути перераховано на натурне явище за формулою 10 страница




ЛЕКЦИЯ № 9
ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Туризм и туристическая деятельность занимают важнейшее место в системе организации досуга людей, способствуют интенсивному восстановлению их трудоспособности и творческой активности. В то же время туристическая деятельность представляет собой весьма разветвленный и многогранный сектор предпринимательства, который служит источником дохода для тысяч людей и предприятий, а также каналом налоговых поступлений для государства.
Учитывая важность туризма в плане предпринимательской деятельности, в социально-экономическом аспекте, в образовательном и культурном ракурсе, государства многих стран мира разрабатывают соответствующие законодательства о туризме, которое всесторонне регламентирует данный вид деятельности. Специальное законодательство о туризме разработано и в Российской Федерации, - Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ» был принят Государственной Думой 4 октября 1996 г., одобрен Советом Федерации 14 ноября 1996 г. и подписан Президентом РФ 24 ноября 1996 г.
Основная цель принятого Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» - определить принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристического рынка в России, урегулировать отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определить порядок рационального использования туристских ресурсов РФ.
Закон имеет в своем составе 9 глав и 22 статьи, которые регулируют отдельные сферы туристической деятельности, логично связаны между собой и вместе образуют единую целостность.
Рассмотрим структуру и содержание закона «Об основах туристской деятельности в РФ», а также дадим необходимые пояснения и комментарии.
В главе I Закона содержатся определения основных понятий, которыми оперирует законодатель, В частности, определяется, что туризм - это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных лиц и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране временного пребывания. Законом вводятся и другие дефиниции.
Так, согласно ст.1, «туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий». При этом термин «турист» трактуется как гражданин, посещающий страну временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки. Помимо приведенных понятий, в ст.1 расшифровывается и ряд других специализированных терминов - «туристский продукт», «туроператорская деятельность», «турагентская деятельность» и ряд других. Ст.2 определяет структуру и иерархию законодательства РФ о туристской деятельности.
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ»
Гл. 1. Общие положения; ст. 1-2
Гл. 11. Государственное регулирование туристической деятельности; ст. 3-5
Гл. 111. Права и обязанности туриста; ст. 6-8
Гл. IV. Особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта; ст. 9-10
Гл. У. Объединения туроператоров и турагентств, объединения туристов; ст. 11 -12
Гл. VI. Туристские ресурсы РФ; ст. 13
Гл. VII. Безопасность туризма; ст. 14-17
Гл. VIII. Международное сотрудничество; ст. 18
Гл. IX. Заключительные положения; ст. 19
«Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Ключевым разделом Закона является его вторая глава, которая посвящена государственному регулированию туристской деятельности. Принципы государственного регулирования отражены в ст.3.
В ней, в частности, сказано, что государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики России, содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития. Кроме того, государство:
• Определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;
• Формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма;
• Осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагенств и их объединений.
Основными целями государственного регулирования туристской деятельности являются:
• обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
• охрана окружающей природной среды;
• создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
• развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и гражданРФ, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется путем:
> создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристской индустрии;
> содействия в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;
> защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности; лицензирования, стандартизации в туристской индустрии, сертификации туристского продукта;
> установления правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и пребывания на территории России с учетом интересов развития туризма;
> прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;
> создания благоприятных условий для инвестиций в туристскую индустрию;
> налогового и таможенного регулирования; предоставления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристской деятельностью на территории РФ и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом на территории РФ;
> содействие кадровому обеспечению туристской деятельности;
> развития научных исследований в сфере туристской индустрии;
> содействия участию российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристских программах;
> обеспечения картографической продукцией; иными способами, применяемыми в порядке, установленном законодательством РФ.
В целях защиты прав и интересов туристов, согласно ст.5 Закона, осуществляются лицензирование, стандартизация туроператорской и турагентской деятельности, а также объектов туристской индустрии, сертификация туристского продукта.
Глава III Закона устанавливает права и обязанности туриста.
При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:
> необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды;
> свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране временного пребывания ограничительных мер;
> обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
> возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора розничной купли-продажи туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством РФ;
> содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;
> беспрепятственный доступ к средствам связи.
Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:
• соблюдать законодательство страны временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;
• сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране временного пребывания;
• соблюдать правила въезда в страну временного пребывания, выезда из страны временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;
• соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.
Глава IV Закона регламентирует особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта. В части формирования туристского продукта ст.9 Закона устанавливается рыночный принцип (в том числе и в сфере ценообразования); «Туристский продукт формируется исходя их конъюнктуры туристского рынка или по конкретному заказу туриста».
Туроператор приобретает право на услуги, входящие в тур, на основании договора с лицами, предоставляющими отдельные услуги, или с туроператором по приему туристов, обеспечивающим предоставление всех видов услуг, входящих в тур. При продвижении туристского продукта туроператор и турагент несут ответственность за достоверность информации о туристском продукте в порядке, установленном законодательством РФ.
Если письменная информация о туристском продукте содержит все существенные условия договора, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и оформлена как предложение, из которого усматривается воля туроператора или турагента, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, такое предложение признается офертой.
Реализация туристского продукта осуществляется на основе договора. Договор заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству РФ, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей.
К существенным условиям договора относятся:
• информация о туроператоре или турагенте (продавце), включая данные о лицензии на осуществление туристской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;
• сведения о туристе (покупателе) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
• достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта;
• дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;
• порядок встречи, проводов и сопровождения туристов; права, обязанности и ответственность сторон; розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты; минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;
• условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;
• порядок и сроки предъявления претензий туристом.
К существенным изменениям обстоятельств относятся: ухудшение условий путешествия, изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов; резкое изменение курсов национальных валют.
Туроператор или турагент не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).
Возмещение убытков при расторжении договора осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон. При этом сумма, выплачиваемая в качестве возмещения убытков, не может превышать два размера стоимости туристского продукта. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туристом туроператору или турагенту в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора и подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии.
Конкретные условия путешествия, розничная цена туристского продукта указывается в туристской путевке, выдаваемой туристу туроператором или турагентом. Туристская путевка является письменным акцептом оферты туроператора или турагента на продажу туристского продукта и неотъемлемой частью договора, а также документом первичного учета туроператора или турагента.
Глава V Закона посвящена объединениям туристов, туроператоров и турагентов.
Что касается объединений туроператоров и турагентов, то ст.11 дает следующую трактовку: «Туроператоры и турагенты в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут создавать объединения в порядке, установленном законодательством РФ». Объединениям туристов посвящена ст. 12.
В ней законодатель разъясняет, что туристы в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий на основе общности интересов могут создавать общественные объединения в порядке, установленном законодательством РФ. Деятельность объединения туристов может быть направлена на организацию и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защиту прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии и решение иных задач.
Глава VI содержит ст. 13, которая посвящена туристским ресурсам Российской Федерации. Статья содержит следующую формулировку: «Классификация и оценка туристских ресурсов РФ, режим их охраны, порядок сохранения целостности туристских ресурсов РФ и меры по их восстановлению, порядок использования туристских ресурсов РФ с учетом предельно допустимых нагрузок на окружающую природную среду определяются в соответствии с законодательством РФ».
Безопасности туризма посвящена глава VII Закона. Ст. 14 устанавливает, что под безопасностью туризма понимается личная безопасность туристов, сохранность их имущества и ненанесение ущерба окружающей природной среде при совершении путешествий.
Закон учитывает то обстоятельство, что гражданам России, выезжающим в качестве туристов за рубеж или в какие-либо регионы, могут угрожать различного рода опасности. Например, в местах пребывания российских туристов могут начаться военные или этнические конфликты, может возникнуть опасность террористических действий со стороны каких-либо политических или криминальных группировок, могут возникнуть эпидемии, землетрясения, наводнения, ураганы и прочие бедствия. Законодатель в соответствующих статьях Закона предписывает государственным органам, средствам массовой информации, туроператорам и турагентам заблаговременно и оперативно информировать туристов о возможных опасностях. Кроме того, ст. 16 предписывает государственным органам в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций оказывать помощь и содействие российским туристам, находящимся за пределами РФ, в том числе осуществлять меры по эвакуации туристов из страны временного пребывания.
Находясь за пределами России, отечественные туристы могут получить травму или заболеть. Эту возможность учитывает Закон и потому ст. 17 предусматривает страхование при осуществлении туристской деятельности. Статья гласит, что в случае, если законодательством страны временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий.
Глава VIII «Международное сотрудничество» указывает, что правовую основу международного сотрудничества в сфере туризма составляют международные договоры РФ, заключаемые в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации» (с. 18). Ст. 19 определяет, что в целях продвижения туристского продукта на мировом туристском рынке федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма создает представительства за пределами России.
Заключительные положения Закона представлены в главе IX. В них оговаривается ответственность за нарушение законодательства РФ о туристской деятельности (ст.20), устанавливаются сроки вступления в силу закона (ст.21) и предписывается приведение нормативных правовых актов в соответствие с законом.

. (1.6)

Слід зауважити, що методи теорії подібності й розмірностей застосовуються не лише при фізичному моделюванні, а і безпосередньо в техніко-економічних розрахунках.

З метою ілюстрування підходу розробки методики фізичного моделювання на основі використання «p-теореми» розглянемо дослід­ження, проведені одним із співавторів посібника (проф. В. Ф. Сит­ником) під час підготовки кандидатської дисертації. Була поставлена задача: дослідити параметри навантажувальної машини для навантаження гірських скельних порід, яка створювалася на принципово нових засадах. Робочий процес машини, що полягає у взаємодії робочого органу (ковша, гребка) з насипною породою (камінням), описати математично практично неможливо. Тому треба було створити імітаційну модель робочого органу, дослідити його в лаборатор­них умовах і на основі отриманих експериментальних даних розрахувати параметри і характеристики натурної машини.

Система визначальних параметрів включає 9 величин.

1. Лінійні розміри робочого органу, кусків скельного матеріалу, штабеля насипної породи — .

2. Швидкість руху робочого органу при взаємодії з породою — .

3. Об’ємна вага насипного матеріалу — .

4. Величина напірного зусилля (сила тяжіння маси гребка) — .

5. Прискорення сили тяжіння — .

6. Тривалість робочого циклу машини — .

7. Кутові величини (безрозмірні параметри) — , .

8. Коефіцієнт внутрішнього тертя насипного матеріалу (безрозмірний параметр) — .

9. Коефіцієнт тертя насипного матеріалу з металом робочого органу (безрозмірний параметр) — .

Згідно з формулою (1.1) із 9 визначальних параметрів можна утворити 6 незалежних критеріїв подібності. Безрозмірні величини самі є критеріями подібності, тому , тобто величини для фізичної моделі й натури мають бути одними й тими самими. Четвертим критерієм можна обрати число Фруда, яке використовувалося іншими дослідниками під час вивчення процесу випуску руди. Маємо . За допомогою загальних залежностей типу та можна утворити такі два критерії подібності (ділимо рівняння на один із членів та відкидаємо символи диференціювання) — і .

Отримана система критеріїв подібності є замкнутою, оскільки вона включає всі визначальні параметри. З іншого боку, критерії подібності незалежні, тобто жоден з них не може бути отриманий з решти коефіцієнтів. Це дає змогу однозначно розв’язати задачі обчислення масштабних коефіцієнтів (констант подібності), маючи відомі параметри машини (реальної чи тієї, що проектується) , знайти визначальні параметри фізичної моделі . Згідно з формулою (1.2) ця задача зводиться до обчислення 9 масштабних коефіцієнтів . Перших три коефіцієнти дорівнюють одиниці (), оскільки вони відповідають безрозмірним визначальним параметрам. Для визначення решти 6 констант подібності є три критерії подібності, тобто мають місце три ступені вільності, що дає змогу, виходячи з міркувань зручності проведення фізичних експериментів, прийняти довільно три масштабних коефіцієнти: лінійний масштаб (наприклад, зменшити фізичну модель у десять разів порівняно з натурою, тобто = 0,1), .

Три інші константи подібності визначаємо за умови інваріантності критеріїв подібності, підставляючи в ці комплекси рівняння типу (1.2). Наприклад, з рівності маємо . Аналогічно отримаємо .

Користуючись формулою (1.6), можна обчислити прогнозовані характеристики натури за результатами дослідження фізичної моделі. У таблиці 1.1 подано розрахункові формули для деяких характеристик навантажувальної машини (наприклад, екскаватора).

Таблиця 1.1

Характеристика машини Числове значення для моделі Числове значення для натури
  Зусилля опору заглибленню ковша в породу
  Продуктивність машини
  Потужність машини
  Робота (енергія)
  Об’єм (маса) навантаженої породи
  Питомий тиск
  Питома енергоємність

 

Розглянемо на цьому прикладі ідею застосування теорії подібності й аналізу розмірностей у техніко-економічних розрахунках. Один з можливих напрямів застосування полягає в тому, що характеристики деякого (існуючого) зразка машини (прототипу) беруться за базові величини, а характеристики геометрично і технологічно подібних машин розраховуються за формулами типу (1.6), тобто прототип машини виступає як фізична модель, характеристики якої установлені шляхом промислової експлуатації базової машини. У таблиці 1.2 для ілюстрації ідеї методу розрахунків за прототипом наведено приклади розрахунку (прогнозування) робочих характеристик 7 кар’єрних екскаваторів фірми «Маріон» (США), котрі випускаються з місткістю ковша 2,5; 3,0; 4,0; 6,0; 7,0; 8,0; 10,0 кубічних ярдів (1 кубічний ярд дорівнює приблизно 0,765 м2).

Машину типу 111М виберемо за прототип, а інші машини вважатимемо варіантами базової машини, характеристики яких необхідно знайти. Основний масштабний коефіцієнт прив’яжемо до місткості ковша (для прототипу він дорівнює 1). Решта коефіцієнтів, а також порівняльні результати розрахунків наведено в таблиці 1.2. У таблиці наведено такі позначення: — марка екскаватора, — місткість ковша, — масштабний коефіцієнт, , — розрахункове (прогнозне) і фактичне значення характеристики В, — відносна різниця між розрахунковим і фактичними значеннями характеристики у %, — робоча вага екскаватора (т), — потуж­ність двигуна підняття породи (квт), — радіус черпання (м).

Таблиця 1.2

  2,5 0,625 77,5 79,2 –2,2 58,8 56,0 5,0 11,8 11,4 3,5
101M 3,0 0,752 93,0 87,5 6,3 73,6 70,0 5,0 12,6 11,7 7,7
111M 4,0       13,9
  6,0 1,5     –5,0       15,9 14,8 7,5
151M 7,0 1,75     4,3     5,2 16,6 14,9 11,4
181M 8,0 2,0     3,8     2,7 17,4 16,1 8,0
191M 10,0 2,5     –4,0     6,8 18,9 17,4 8,5

 

Математичне (аналітичне) моделювання добре відоме студентам з навчальних дисциплін «Математичне програмування»,
«Дослідження операцій» тощо. Математичне моделювання полягає в побудові математичної моделі та дослідженні її аналітичними, чис­ловими чи якісними методами для отримання деякої характеристи-
ки (характеристик) досліджуваної реальної системи. Математична модель — це логічний чи математичний опис компонентів і функцій, які відбивають суттєві властивості об’єкта чи процесу, що моделюється. Слід підкреслити, що будь-яка модель — це умовний образ реально існуючих закономірностей, певне наближення до об’єктивної дійсності. Тому спрощення під час побудови математичних моделей, зокрема для дослідження економічних процесів, є не тільки вимушеними, а й навмисними, оскільки одночасне охоплення всіх аспектів реальності не завжди доцільне і нерідко перевищує можливості дослідників. Значне місце серед математичних моделей займають економіко-математичні моделі.

Макетне (наочне) моделювання в історичному плані належить до найраніших методів експериментального дослідження, що його застосовувала людина. Воно полягає в побудові макету об’єкта, що вивчається, і визначенні на основі його аналізу тих чи інших корисних (прийнятних) властивостей оригіналу. У цьому контексті під макетом розуміють просторове зображення чи геометричну копію будь-чого (виробу, споруди тощо). Макет і оригінал можуть відрізнятися як геометричними розмірами, так і властивостями матеріалу, з якого вони виготовлені. Для дослідження економічних явищ макет­не моделювання мало придатне.

Аналогове моделювання. Метод дослідження, який використовує пряму, безпосередню аналогію між величинами, властивими одному явищу, і формально такими ж та що входять таким же чином в рівняння процесів величинами, притаманними іншому явищу. Має місце універсальна властивість природи: процеси різної фізичної природи описуються одними й тими ж математичними рівняннями. У табл. 1.3 наведено приклади механічної та електричних систем аналогій, а в табл. 1.4. — аналогії полів.

Таблиця 1.3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.