б) разрешение путем апелляционной арбитражной процедуры споров (включая споры по допингу), касающихся решений дисциплинарных судов или аналогичных инстанций федераций, ассоциаций или других спортивных организаций, в том случае если уставы и регламенты этих ассоциаций это предусматривают; в) давать независимое заключение по просьбе МОК, международных федераций, национальных олимпийских комитетов, ассоциаций, признанных МОК, и организационных комитетов Олимпийских игр. Арбитрами в количестве 150 членов САС формируется по специальной процедуре, аналогичной комплектованию Международного арбитражного совета по спорту. По 30 членов предлагают МОК, национальные федерации, НОКи и уже назначенные арбитры, Все споры, переданные в ведение САС, разбираются согласно утвержденного регламента. Спортивный арбитражный суд может проводить устное или письменное расследование (ст.ст.R 44.1, R 44.2). Группа арбитров выносит свое решение в соответствии с положениями избранного сторонами права или, в отсутствие такого выбора, с положениями швейцарского права (Оговорка по поводу швейцарского права применяется потому, что штаб квартира Международного арбитражного совета в области спорта находится в Лозанне (Швейцария). Решение выносится большинством голосов, в отсутствие большинства – одним председателем группы арбитров (ст. R 46). В качестве иллюстрации работы Международного спортивного арбитражного суда рассмотрим следующий пример. Многие спортсмены в условиях жесткой конкуренции прибегают к различным ухищрениям для достижения более высоких результатов. Причем некоторые из этих приемов даже трудно назвать прямым допингом. Например, существует метод повышения мощности организма спортсмена за счет переливания ему его собственной крови. Сущность метода проста, - если готовиться к соревнованиям на высокогорье, то у спортсмена в крови начинает продуцироваться большее количество эритроцитов за счет выделения особого гормона –эритропоэтина. Если взять у спортсмена 300-400 г крови в период его тренировок на высокогорье и ввести их спортсмену позднее, в момент ответственных соревнований, мощность его организма увеличивается примерно на 10 %. Увеличение мощности организма ведет к улучшению спортивных результатов. Сборная команда легкоатлетов страны N использовала данную методику в своей подготовке, в результате чего выиграла коммерческие соревнования. Представители другой сборной команды расценили это как допинг и подали жалобу в Спортивный арбитражный суд. Эксперты суда рассмотрели данный спор и вынесли решение – считать данное переливание крови допингом. Спортивный арбитражный суд помимо споров принимает к рассмотрению апелляции и проводит консультирование спортивных организаций. Апелляцию (просьбу о пересмотре решения) в САС подают те спортсмены или спортивные организации, которые хотят обжаловать решение дисциплинарного суда или аналогичной инстанции федерации, ассоциации или другого аналогичного органа (пример апелляционного разбирательства). МОК, международные федерации, НОКи, ассоциации, признанные МОК, организационные комитеты олимпийских игр могут ходатайствовать перед САС о даче консультативного заключения по любому юридическому вопросу, касающемуся практики развития спорта или любой физической и спортивной активности. Просьба о консультации адресуется САС и сопровождается документами, необходимымы арбитрам для выработки консультации. Услуги по арбитражной процедуре платные: при подаче заявления истец выплачивает взнос минимально в 500 швейцарских франков, в противном случае САС не принимает дело к рассмотрению (ст. R 64). После судебного разбирательства канцелярия определяет окончательную сумму арбитражных расходов, которая включает взнос в САС, расходы и гонорары арбитров, подсчитываемую в соответствии со шкалой САС, долю участия в расходах или авансировании расходов САС и расходы по привлечению свидетелей, экспертов и переводчиков. Спортивная Хартия Европы Спортивная Хартия Европы была принята в мае 1992 г, министрами по спорту государств Европы на 7-й конференции, прошедшей на о. Родос (Греция). Принятие Хартии создало основу для единой правительственной политики европейских стран в сфере спорта. Спортивная Хартия Европы представляет собой довольно краткий правовой документ, который включает в себя 13 статей, где отражены общие принципы политики стран-участниц в физкультурно-спортивной сфере. Целью Хартии, согласно ст.1, является содействие спорту в соответствии с принципами, изложенными в Кодексе спортивной этики, для чего правительствам рекомендуется: 1. Позволить каждому индивиду заниматься спортом и, в особенности: а) гарантировать всем молодым людям возможность получать знания по физическому воспитанию и овладевать основными физическими навыками; в) гарантировать возможность заниматься спортом и физической активностью в безопасных для здоровья условиях; с) гарантировать каждому, проявляющему интерес и обладающему способностями, возможность улучшать свои показатели в спорте; 2. Защищать и развивать моральную и этическую базу спорта, человеческое достоинство и безопасность, создать гарантия спортсменам и спортсменкам от их эксплуатации с целью политической, коммерческой и финансовой наживы. Далее в Хартии подчеркивается специфическая роль государства в развитии спорта. В частности, в ст.3 отмечается: «Роль государственных органов состоит, прежде всего, в поддержке спортивного движения. Следовательно, тесная кооперация с неправительственными спортивными организациями способствует осуществлению целей Хартии, включая создание структур по развитию и координации в сфере спорта». Очевидно, что количество людей, вовлеченных в физкультуру и спорт, напрямую зависит от количества и качества спортивных сооружений. Поэтому ст .ст.4-7 оговаривают меры по увеличению количества и качества спортсооружений, а также свободный доступ к спортсооружениям всех желающих. Статья 8 определяет способы предоставления помощи спорту высших достижений. В ней указывается: «Способы предоставления прямой или косвенной помощи спортсменам и спортсменкам, проявившим исключительные спортивные способности, должны разрабатываться в кооперации со спортивными организациями с целью более полного раскрытия ими своих спортивных и человеческих способностей при уважении к каждой личности в единстве физических и моральных качеств. Такая помощь будет осуществляться на этапе получения образования, в период спортивной подготовки, плавной интеграции в общество после завершения спортивной карьеры». Важное место в Хартии уделяется спорту в плане подготовки спортивных специалистов. В ст.9 отмечается, что следует поощрять создание курсов подготовки, присвоение дипломов и квалификации, учитывая все аспекты продвижения по службе в спорте. Такие курсы должны отвечать потребностям занимающихся разными видами спорта и физической активности на разном уровне, предназначаться для работающих в спорте на добровольной или профессиональной основе (руководители, тренеры, менеджеры, судьи, врачи и т.п.). В Хартии увязываются проблемы спорта и окружающей среды. Так, ст. 10 определяет: «Заботясь об улучшении физического, социального и психического здоровья людей, необходимо следовать принципу, чтобы занятия спортом, в том числе в условиях города, на открытой сельской и водной местности, согласовывались с ограниченными источниками планеты и проводились в рамках сбалансированного управления окружающей средой, а именно: • Учет ценности природы и окружающей среды при планировании и строительстве спортсооружений; • Поддержка и стимулирование спортивных организаций в их стремлении к сохранению природы и окружающей среды; • Повышение знаний людей и осознание ими связи между спортом и экологической ситуацией. Статья 11 регламентирует научные и информационные обмены. В статье говорится, что должны быть созданы структуры по сбору и распространению информации о спорте по разным направлениям. Следует поощрять и проведение научных исследований по всем аспектам спорта. Должны быть достигнуты договоренности о распространении и обмене такой информацией и результатами подобных научных исследований на локальном, региональном, национальном или интернациональном уровнях. Статья 12 посвящена финансам. В ней говорится, что следует сделать доступными ресурсы из государственных фондов (т.е. централизованных, региональных и локальных) с целью выполнения задач Хартии. В заключительной статье, посвященной внутреннему и международному сотрудничеству, говорится, что следует создать соответствующие структуры для надлежащей координации развития и содействия спорту как между различными государственными органами и агентствами, связанными с проблемами спорта, так и с общественными организациями на всех уровнях. Европейский Манифест «Молодые люди и спорт» Появление специального правового акта, посвященного проблеме молодежного спорта не является случайным. Дело в том, что последние десятилетия в среде европейской молодежи проявились и стали нарастать такие негативные явления, как увеличение численности физически слаборазвитых молодых людей и лиц с избыточным весом из-за малоподвижного образа жизни, увеличено количество преступлений, совершенных молодыми людьми. Со всей остротой перед развитыми европейскими странами встала проблема молодежной наркомании, алкоголизма, табакокурения. Решение этих острейших социальных проблем невозможно без развития физической культуры и спорта, без создания соответствующих условий молодежи для занятий спортом, без интенсивно пропаганды физической активности и здорового образа жизни. Понимание общественностью европейских стран глубины возникших проблем в молодежной среде привело к появлению Европейского Манифеста «Молодые люди и спорт», который был принят 8-ой Конференцией министров по спорту европейских стран в г. Лиссабоне 18 мая 1995 г., для выполнения и расширения принципов ст.5 Спортивной хартии Европы. Цель принятого Манифеста - благоприятствовать политике которая вырабатывала бы у молодых людей положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом, в соответствии со Спортивной Хартией Европы и закладывать основы для занятий физической активностью на протяжении всей жизни. В соответствии с этой целью, общественные власти на всех уровнях отвечают за создание разнообразных возможностей посредством финансовой поддержки на законодательном и других уровнях. Согласно ст.3 Манифеста, физическая активность является для молодых людей (понятие «молодые люди» в данном Манифесте относится ко всем лицам, не достигших совершеннолетия по национальному законодательству) естественной формой движения, основанной на элементах игры. Занятия спортом должны быть нацелены на: • Развитие психических, физических и социальных качеств; • Обучение этическим ценностям, справедливости, дисциплинированности; • Воспитание уважения к себе и другим людям, в том числе к группам меньшинства; • Обучение терпимости и ответственности, как предпосылкам жизни в демократическом обществе; • Воспитание самоконтроля и развитие положительных качеств личности; • Пропаганду здорового образа жизни. В Манифесте отмечается, что семья и школа играют уникальную роль в пропаганде активного, здорового образа жизни. Школе надлежит решить жизненно важную задачу – заложить через физическую культуру и спорт основы здорового баланса между физической и умственной деятельностью. Статья 6 Манифеста подчеркивает, что для вовлечения в спорт молодежи необходимы хорошо продуманные и сбалансированные программы, которые должны отражать нужды и учитывать возможности всех молодых людей различного возраста и уровня развития, дифференцированно подходя к каждому из них. В то же время занятия спортом на всех уровнях - как в школе, так и за ее пределами - должны вести квалифицированные и подготовленные учителя и тренеры, независимо от того, работают ли они на добровольной или профессиональной основе. Далее Манифест определяет, что каждая школа должна иметь необходимое оборудование для занятий физической культурой и спортом. Все молодые люди, в том числе инвалиды и дети, должны иметь свободный доступ к спортивным сооружениям. В заключительной статье говорится, что правительства должны гарантировать необходимую поддержку и предоставление средств из общественных фондов, привлекать других партнеров к сотрудничеству для достижения целей данного Манифеста. Конвенция против применения допинга Каждому спортсмену хорошо знаком термин «допинг» который происходит от английского слова dope - наркотик, дурман. Давно было подмечено, что некоторые вещества оказывают в спортсменов стимулирующее действие, - после их приема результаты повышались на три, пять, а иногда и более процентов. Нужно ли говорить, что в тех видах спорта, где счет идет на десятые и даже сотые доли секунды такой прирост в спортивных результата является колоссальной величиной. В свою очередь, повышение результатов ведет к побитию существующих рекордов, к победам получению больших сумм призовых денег. Поэтому соблазн найти и применить стимулирующие вещества для спортсменов, весьма велик. Так, например, руководители китайского спорта вынуждены был пойти на беспрецедентный в истории Олимпиад шаг – сократили свою делегацию в Сиднее на 10 %, так как опасались, что ряд их ведущих спортсменов не пройдет допинг-контроль. За год до сиднейских Игр китайцы сами внесоревновательным допинг-контролем уличили и дисквалифицировали 10 ведущих спортсменов и их тренеров. На чемпионате мира 2001 г. по зимним видам спорта в Лахти шесть ведущих финских лыжников были уличены в применении запрещенных веществ. Других примеров применения допинга современном спорте необычайно много. Последствия применения допинга весьма негативные. Во первых, применение стимулирующих препаратов ставит спортсменов в неравные условия, - выигрывает не тот, кто объективно сильнее, а тот, кто обладает более мощным допинговым препаратом. Такое положение противоречит правилам честной игры. Вторая отрицательная сторона допинга состоит в том, что его применение ведет к мутациям в организме человека. Например, употребление гормонов роста - таких, как самотропин или генотропил, - ведет к таким изменениям, как укрупнение носа подбородка, ушей. Кроме того, гормоны роста вызывают также неконтролируемый рост внутренних органов, что чревато тяжелым дисфункциями. Передозировка стимуляторов ведет подчас к инвалидности и даже смерти спортсменов. Перечисленные обстоятельства побудили мировое спортивное сообщество заняться законодательным регулированием применения стимулирующих препаратов спортсменами. В частности, в ноябре 1989 г. государствами-членами Совета Европы и некоторыми другими странами была подписана Конвенция против применения допинга. В преамбуле Конвенции говорится: «Будучи озабоченными все более широким употреблением средств и методов допинга среди спортсменов во всех видах спорта, равно как и последствиями такого употребления для здоровья людей и для будущего спорта. Принимая к сведению, что эта проблема ставит под угрозу этические принципы и образовательные ценности» государства участники договорились: в целях снижения и в конечном счете искоренения допинга в спорте принять в рамках своих соответствующих конституционных положений меры, необходимые для осуществления настоящей Конвенции. Статья 2 Конвенции дает следующее определение допингу: «Допинг в спорте означает введение спортсменам или применение ими различных видов фармакологических допинговых препаратов или методов допинга». При этом виды фармакологических допинговых препаратов, запрещенных к применению, включаются в специальные перечни. Государства-участники Конвенции вырабатывают меры, направленные на ограничение доступности допинга и применение запрещенных допинговых препаратов. В зависимости от каждого отдельного случая Стороны принимают законы, правовые положения или административные меры ограничения доступности допинга (в частности, положения, контролирующие перевозку, хранение, импорт, распространение и продажу), а также применения в спорте запрещенных препаратов и методов допит а, и в частности, анаболических стероидов. Кроме того. Стороны: • Оказывают своим спортивным организациям помощь в финансировании антидопингового контроля и анализов путем предоставления прямых дотаций или субсидий; • Принимают соответствующие меры для предотвращения представления в целях тренировки дотаций из общественных фондов тем спортсменам, участие которых в соревнованиях было приостановлено вследствие обнаружения нарушений правил о допинге спорте, при этом на весь период отстранения от соревнований; Например, правительство Финляндии решило на 22% сократит финансовую помощь национальной лыжной ассоциации из-за применения запрещенных препаратов ведущими лыжниками в 2001 г. Годовой бюджет национальной лыжной ассоциации, размер которого составлял 667 тыс. долл., будет урезан на 148 тыс. Как заявил новый руководитель ассоциации Жэри Пииренен, начиная с 2001 г. финские спортсмены начнут вдвое чаще проходить тестирование на допинг. Многие спонсоры в результате допингового скандала отказались от финансовой поддержки лыжников, а финские спортсмены на соревнованиях любого уровня стали главными объектами антидопинговой службы. • Способствуют и содействуют заключению между спортивными организациями соглашений, предусматривающих проведение допинг-контроля должным образом уполномоченными группами антидопингового контроля на территории других стран. Конвенция предусматривает создание в каждой из стран-участниц специальных лабораторий, осуществляющих допинг-контроль. В частности, ст.5 гласит, что каждая Сторона обязуется «создавать или способствовать созданию на своей территории одной или нескольких лабораторий антидопингового контроля, которые могли бы быть признаны согласно критериям, принятым компетентными международными спортивными организациями». Создаваемые лаборатории призваны: • Принимать соответствующие меры по набору, трудоустройству, подготовке и переподготовке квалифицированных кадров; • Проводить соответствующие программы исследований и разработок по допинговым веществам и по применяемым или вероятным методам допинга в спорте, а также в областях аналитической биохимии и фармакологии для получения лучшего представления о воздействии различных субстанций на человеческий организм и их влиянии на спортивные результаты; • Оперативно публиковать и распространять новые данные, полученные в результате таких исследований. В Конвенции подчеркивается важность осуществления информационно-просветительской деятельности, показывающей опасность для здоровья, связанную с допингом, и ущерб этическим ценностям спорта. Предусматривается также сотрудничество со спортивными организациями в целях предотвращения допинга. Для контроля за соблюдением Конвенции странами-участниками создается Группа по рассмотрению действий, в которую делегируется по одному или более делегатов от каждой страны. В целях расширения и закрепления применения положений Конвенции 12 сентября 2002 г. в Варшаве подписан Дополнительный протокол к Конвенции против применения допинга (ЕТS № 188, Российская Федерация протокол не ратифицировала) и он не вступил в силу. До недавнего времени Конвенция Совета Европы против применения допинга ЕТS № 135, по сути, была единственным международно-правовым договором в области борьбы с допингом в спорте. В марте 2003 г. принята Копенгагенская декларация о борьбе с допингом в спорте. Ее основная цель — поддержка роли Всемирного антидопингового агентства и принятого им Всемирного антидопингового кодекса. В настоящее время Копенгагенская декларация подписана правительствами 163 государств. Однако эта декларация не является юридически обязательным документом и не охватывает в полном объеме всех проблем допинга в спорте, решение которых входит в компетенцию правительств. Крупным событием последних лет, вызванным быстрыми переменами в области борьбы с допингом, стало принятие Международной конвенции о борьбе с допингом в спорт (далее — Конвенция, Принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО на 33-й сессии в Париже 19 октября 2005 г. Ратифицирована Федеральным законом от 27 декабря 2006 г. № 240-Ф3. Для исполнения Конвенции потребуется принятие федерального закона, регулирующего вопросы, связанные с борьбой с допингом в спорте), цель которой в рамках стратегии и программы деятельности ЮНЕСКО в области физического воспитания и спорта заключается в содействии предотвращению применения допинга в спорте и борьбе с ним в интересах его искоренения. Допинговый контроль и его организационно-правовые основы 10 ноября 1999 г. по инициативе спортивных и правительственных организаций под руководством МОК и в соответствии со швейцарским законодательством было учреждено Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА), задачей которого является освободить мир спорта от допинга. Агентство получает средства от спортивных и правительственных организаций для внедрения, расширения и координации усилий по ознакомлению спортсменов с тем, какой вред допинг наносит организму, пропаганде идеалов честной игры, выявлению и наказанию тех, кто пытается вредить себе и своему виду спорта. Установление и применение правил допингового контроля в современном спорте нужны для того, чтобы обеспечить спортсменам равные условия честной борьбы на арене соревнований. Программы внесоревновательного допинг-контроля ВАДА направлены на защиту основных прав спортсмена, соревнующегося в спорте без допинга, путем разработки эффективных способов его обнаружения. Эти программы защищают большинство спортсменов, тех, которые выбирают для себя соревнование в духе честной игры. Программы допинг-контроля ВАДА обеспечивают проведение независимого, качественного процесса с равными для спортсменов всех стран и во всех видах спорта возможностями. ВАДА определило уполномоченные организации по всему миру для взятия проб от его имени.Их представители имеют документы и рекомендательные письма, позволяющие им выступать от имениВАДА. Основополагающими документами, на которых строится борьба с допингом, являются Медицинский кодекс Международного олимпийского комитета и Всемирный антидопинговый кодекс. Пункт первый Медицинского кодекса Международного олимпийского комитета гласит: «Применение допинга в спорте запрещено». В нем четко оговариваются запрещенные препараты и методы, относящиеся к допингу. Правда, в Кодексе имеется важная оговорка: «Здесь и далее представлен исчерпывающий список запрещенных фармакологических веществ», т.е. к категории запрещенных могут быть отнесены и препараты, не вошедшие в закрепленный перечень. Медицинский кодекс МОК касается всех спортсменов, тренеров, инструкторов, официальных лиц и медицинского персонала, работающих со спортсменами или лечащих их во время участия в Олимпийских играх или в период подготовки к ним, а также в тех соревнованиях, которым МОК покровительствует или оказывает поддержку, которые проходят в рамках олимпийского движения и организованы прямо или косвенно под его эгидой международными федерациями или национальными олимпийскими комитетами, признанными МОК. Всякий, кто принимает участие или готовится любым способом к участию в таких соревнованиях, считается признающим Медицинский кодекс МОК. Применение, рекомендации к применению, разрешение на применение или согласие с применением любых препаратов или методов, относящихся к допингу и представленных в Медицинском кодексеМОК, запрещено. Несмотря на коллективную обязанность подчиняться положениям Медицинского кодекса МОК, существует и персональная обязанность любого участника соревнований выполнять требование Медицинской комиссии МОК не применять какие-либо запрещенные вещества или использовать любые запрещенные методы. Условием для признания любой международной федерации и любого национального олимпийского комитета является соответствие их уставов Медицинскому кодексу МОК, наличие в уставах точно определенных положений и обеспечение их выполнения для всех лиц и участников, соревнующихся под их юрисдикцией. Список запрещенных классов фармакологических средств и запрещенных методов, содержащийся в Медицинском кодексе МОК, время от времени может изменяться Экспертным советом МОК по предложениям Медицинской комиссии МОК. Такой список должен публиковаться и рассылаться международным федерациям не позднее 1 февраля ежегодно. Список вступает в силу с 1 февраля этого же года. Начало XXI в. ознаменовано разработкой Всемирным антидопинговым агентством Всемирной антидопинговой программы и Всемирного антидопингового кодекса. Задачи их состоят в следующем: • защищать фундаментальное право спортсменов участвовать в соревнованиях, свободных от допинга, и с этой целью пропагандировать здоровье, справедливость и равенство для всех спортсменов; • создавать согласованные, скоординированные и эффективные антидопинговые программы как на международном, так и на национальных уровнях, чтобы раскрывать, сдерживать и предотвращать случаи применения допинга. Всемирная антидопинговая программа включает все компоненты, необходимые для обеспечения гармонизации и внедрения лучших методов организации в международных и национальных антидопинговых программах. Основными ее компонентами являются: 1) Всемирный антидопинговый кодекс; 2) международные стандарты; 3) модели лучших методов организации работы. Вкратце раскроем их сущность. Всемирный антидопинговый кодекс (далее также — Кодекс) является фундаментальным и универсальным документом, на котором основывается Всемирная антидопинговая программа. Целью его создания было объединение всеобщих усилий для борьбы с допингом. Он достаточно конкретен в тех случаях, когда требуется согласованность для достижения гармонизации в борьбе против допинга, и в то же время универсален, когда нужна определенная гибкость. Антидопинговые правила, так же как и правила соревнований, являются спортивными правилами, которые должны неукоснительно соблюдаться. Спортсмены принимают эти правила как условие участия в соревнованиях. Антидопинговые правила не являются правовыми основаниями уголовных дел. Так же как и Медицинский кодексМОК, Всемирный антидопинговый кодекс определяет запрещенные категории веществ и запрещенные методы для применения спортсменами. Список запрещенных классов фармакологических средств и запрещенных методов (Запрещенный список) время от времени изменяется. ВАДА обязано опубликовывать Запрещенный список не реже, чем раз год в качестве Международного стандарта. Запрещенный список включает такие субстанции и методы, которые запрещены к использованию только в соревновательный период или все время (как в соревновательный, так и во внесоревновательный периоды). Последние способны улучшать физическую форму на предстоящих соревнованиях или маскировать применение тех субстанций и методов, которые запрещены только в соревновательный период. Кодексом предусмотрено существование единственного Запрещенного списка. Это помогает избежать путаницы по поводу того, какие субстанции в каких видах спорта запрещены. Для индивидуальных видов спорта нет никаких исключений из основного списка запрещенных субстанций (таких, как, например, «исключить из Запрещенного списка для «умственных» видов спорта анаболические средства»). Каждая сторона, подписавшая Кодекс, должна предпринять необходимые шаги для того, чтобы все указанные лица, находящиеся в сфере ее влияния, были ознакомлены с текущими антидопинговыми правилами соответствующей антидопинговой организации. Международные стандарты включают множество технических деталей, необходимых для соблюдения положения Кодекса. В частности, в них изложены подробные требования к взятию проб, лабораторным анализам и аккредитации лабораторий, содержащиеся в Антидопинговом кодексе. Изменения в международные стандарты могут вноситься без пересмотра самого Кодекса или отдельных общих норм и правил. Модели лучших методов организации работы создаются на основе Кодекса с целью внедрения в практику борьбы с допингом современных оптимальных решений. Эти модели рекомендуются Всемирным антидопинговым агентством и доступны для подписавших сторон по запросу, однако они не подлежат внедрению в принудительном порядке. Кроме обеспечения документацией по таким моделям ВАДА организует тренинги для заинтересованных сторон. Оно готовит образцы детализированных антидопинговых норм Законодательство о физической культуре и спорте иностранных государств Физическая и спортивная активность представляет собой важный фактор здоровья и развития каждого человека, основной элемент воспитания, культуры и общественной жизни. Включение в физкультурно-спортивную жизнь - право каждого, вне зависимости от пола, возраста, способностей и положения в обществе. Значимость физической культуры и спорта для общества в сфере воспитания, образования, экономики, охраны здоровья, активного отдыха осознается в настоящее время всеми развитыми государствами мира, которые в целях развития и регулирования физкультурно-спортивных отношений регламентируют их специальными законами. Первые национальные законы о спорте, физической подготовке и спортивной деятельности появляются в 40-х годах XX столетия. Так, в 1937 г. появляется Закон о физической подготовке и рекреации в Великобритании, Закон о спорте в Италии (1942), Закон о физической подготовке и любительском спорте (1961) в Канаде, в Японии (1961), Закон о спорте 1972 г. в Швейцарии, 1975 г. В Греции и т.д. Начиная со второй половины 70-х годов число стран, принявших или пересмотревших старые спортивные законы, резко увеличивается. В 1978 г. Конгресс США принимает Закон о любительском спорте, в 1980-е годы - Финляндия (1980), Франция (1984, 1992), Италия (1984), Испания (1988, 1990), в начале 90-х годов почти все страны Восточной Европы. Практически все национальные законы о физической культуре и спорте, несмотря на их различную специфику и разноплановость, обладают общими чертами, касающихся как структуры законов, так и их содержательного наполнения. В частности, национальные законы о спорте регламентируют следующие направления и сферы деятельности: • В преамбуле декларируют значимость физической культуры и спорта для государства и общества, устанавливают ответственность государства за развитие физического воспитания и спорта в стране; • Определяют цели и задачи физкультуры и спорта; • Раскрывают структуру и функции системы физической культуры и спорта в стране; • Определяют источники финансирования и ресурсного обеспечения физкультурно-спортивной отрасли; • Регламентируют статус спортивных организаций и учреждений; • Определяют государственные специализированные органы управления физкультурой и спортом, а также полномочия местных органов власти в сфере физического воспитания и спорта; • Устанавливают систему подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта; • Вводят официально установленную систему почетных званий, льгот и преференций выдающимся деятелям физкультурно-спортивной отрасли; • Устанавливают санкции за нарушение положений закона. Кроме указанных положений, в спортивных законах ряда стран нашли свое отражение и такие вопросы, как развитие школьного физического воспитания, инвалидного спорта, спорта высших достижений и некоторых других. Более полное представление об иностранном правовом обеспечении спорта можно получить на основе анализа Закона «О любительском спорте США» (1978) и Закона Французской Республики «Об организации и повышении роли в обществе физической и спортивной активности» (1984,сизм. и доп. 1992 и 1993гг.) Принятие в 1978 г. Конгрессом США Закона о любительском спорте для руководителей международного и национального спортивного движения многих стран было, в какой-то степени, даже непонятным: ведь США все предыдущие годы считались образцом невмешательства государства в спорт. Однако принятие закона не было случайным актом и готовилось заблаговременно. Начиная с 1950 г. президенты. Конгресс и Сенат США неоднократно занимались вопросами спорта. В 1956 г. президент США Д. Эйзенхауер создал Президентский совет по физической подготовке молодежи; в начале 70-х годов администрация США участвует в разрешении конфликта между ведущими спортивными организациями страны - Национальной ассоциацией студенческого спорта и Любительским спортивным союзом. В 1972 г. президент Р. Никсон подписывает закон о провозглашении 6 октября днем тренера в стране, а Конгресс принимает поправку IX к Закону о гражданских правах 1964 г., предоставившую американским женщинам в учебных заведениях равные права с мужчинами на занятия спортом. В 1975 г. по указанию президента Дж. Форда создается Президентская комиссия по олимпийским видам спорта, основные выводы и рекомендации которой были учтены в принятом Законе. Основная цель Закона сформулирована следующим образом: «Поощрить более широкое участие граждан в любительском спорте, расширить полномочия Олимпийского комитета США (ЮСОК) как координирующего органа в любительском спорте страны, защитить права спортсменов-любителей, создать механизм управления, в соответствии с которым право возглавлять и организовывать какой-либо вид спорта предоставляется наиболее представительным спортивным организациям, федерациям». Таким образом. Закон расширил полномочия НОК США, впервые установил процедуру рассмотрения конфликтных ситуаций между спортивными организациями, а также между спортсменами и спортивными организациями. Согласно принятому Закону «О любительском спорте США», были расширены права спортсменов. Закон обязывал, с одной стороны, все спортивные организации иметь в своей администрации не менее 20% спортсменов, и, с другой стороны, обеспечивал спортсменам и тренерам право самостоятельно решать вопрос участия или неучастия в соревновании (ранее этот вопрос решался руководством той федерации, у которой со спортсменом имелся контракт). Закон определил также задачи и полномочия национальных спортивных федераций в международных федерациях. В дополнение к этому, Закон возложил на Олимпийский комитет США задачи по оказанию содействия и практической помощи при возведении новых и модернизации действующих спортсооружений, созданию национальных спортивных центров, по пропаганде спорта и идеалов «faire plau», всемерному содействию инвалидному, детскому и женскому спорту, а также научным исследованиям сфере физической культуры и спорта. Теперь обратимся к рассмотрению основных положений «Закона Французской Республики об организации и повышении роли в обществе физической и спортивной активности». Статья 1 Закона указывает, что «Государство ответственно за физическое и спортивное обучение и воспитание, находящееся под руководством министерства национального образования, которое обеспечивает или контролирует вместе с заинтересованными сторонами организацию обучения, ведущего к получению различных профессий в области физической и спортивной активности, и выдачу соответствующих дипломов». Кроме того, в отличие от американского, французское правительство берет на себя ответственность за развитие профессионального спорта. Закон гласит: «Спорт высших достижений есть средство обогащения и прогресса человечества. Высококвалифицированный спортсмен играет социальную, культурную и национальную роль первостепенной важности… Развитие спорта высших достижений входит в обязанность государства спортивного движения, включающего спортивные ассоциации и федерации, при участии органов местного самоуправления, предприятий и иных социальных институтов. Государство вместе со спортивным движением обеспечивает высококвалифицированным спортсменам возможность совершенствоваться в их спортивных дисциплинах и заботится об их трудоустройстве». Структурно французский Закон состоит из двух актов: • Акт 1. Организация физической и спортивной активности; • Акт 2. Образование и профессии. В первой части Закон регламентирует физическое и спортивное воспитание, процедуру создания спортивных ассоциаций, обществ, работу спортивных федераций и их взаимодействие с министерством по делам спорта, спорт высших достижений. Кроме того, в Акте 1 имеются главы, в которых законодательно закрепляются такие органы, как Национальный совет физической и спортивной активности (Гл. VI) и Национальный комитет научных исследований и технологий (Гл. VII). Роль Национального совета консультативная - Совет высказывает свое мнение о проектах законов и декретах, касающихся спортивной политики, которые передаются ему министром по делам спорта, Также Совет выполняет миссии, порученные ему Национальным Олимпийским и спортивным комитетом Франции. Что же касается Национального комитета научных исследований и технологий в области физической и спортивной активности, то он действует под эгидой министров научных иследований, национального образования, здравоохранения и спорта. Комитет имеет своей целью «стимулировать повышение роли фундаментальных и прикладных исследований в области физической и спортивной активности». Большой интерес представляет Глава IV Закона «Практика физической и спортивной активности на предприятиях, во время стажировки и службы в армии». Как видим, французский законодатель, в отличие от многих других, признает первостепенную значимость развития физкультуры и спорта на предприятиях и в армии. Так, статья 20 гласит, что «Организация занятий физической культурой по месту работы есть важнейшее условие развития спорта для всех... Рабочий комитет способствует развитию физической активности и спорта на предприятии и участвует в их финансировании». Еще одна важная особенность французского Закона - содержание в нем специальной главы, регулирующей безопасность спортивных сооружений и мероприятий. После того, как на некоторых стадионах и спортивных аренах мира произошли массовые несчастные случаи, повлекшие за собой человеческие жертвы, Закон ужесточил требования к безопасности спортсооружений. В частности, Законом предусматривается обязательная сертификация спортсооружений на предмет соответствия их техническим условиям. Кроме того, специальные статьи Закона предусматривают для нарушителей крупные штрафы (от 600 до 100 тыс. франков). Акт II Закона регламентирует такие важнейшие сферы, как образование и профессии в области спорта. В частности, ст.43 гласит, что «никто не может преподавать, руководить или организовывать за вознаграждение физическую и спортивную активность в качестве главного или дополнительного своего занятия регулярным, сезонным или по случаю, образом, не может присваивать звание преподавателя, инструктора, воспитателя, тренера или им подобные, если он не является обладателем диплома, включенного — в зависимости от уровня подготовки и профессии, к которой он дает доступ, - в список официально признанных дипломов в области физической и спортивной активности». Современные тенденции в сфере законодательного оформления физической культуры и спорта таковы, что все большее количество государств разрабатывает специальные законы в профессиональном спорте. Так, в Италии соответствующий закон был принят в 1981 г., а несколько позднее аналогичные законы были приняты Испанией и Португалией. В 1990 г. в Испании был принят Закон №10 - Закон о спорте. Его основные положения включают: 1. Модель спортивного клуба. Целью является создание новых клубов, особенно для молодежи. 2. Создание обществ с ограниченной ответственностью на базе клубов и профессиональных команд с тем, чтобы они выступа в официальных соревнованиях как коммерческие команды. 3. Осуществление контроля за деятельностью спортивных федераций, хотя они и считаются частными организациями. 4. Осуществление контроля за профессиональными лигами, имеющими юридический статус, автономность деятельности, право организовывать соревнования, а также право культивировать различные дисциплины в своих клубах. 5. Защиту ведущих спортсменов (обеспечение возможностей для качественного проведения тренировочного процесса, создание возможностей для получения образования и профессиональной» подготовки). 6. Борьбу с допингом в спорте. 7. Профилактику борьбы с насилием. Законом предусматривает в определенных случаях возможность созывать по этому поводу специальную Сенатскую комиссию. 8. Спортивные структуры финансируются государством. Они должны осуществлять деятельность многопрофильного характера и быть доступными. 9. Реорганизацию профессионального футбола. Завершая рассмотрение зарубежного спортивного законодательства, отметим, что к настоящему времени большая работапоправовому оформлению физкультурно-спортивной сферы идет в странах Восточной Европы. Болгария, Румыния, Венгрия, Чехия и другие государства активно разрабатывают и принимают законы о физической культуре и спорте, обновляют существующую нормативно-правовую базу в области туризма и охраны здоровья.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление