Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таким чином, якщо на фізичній моделі знайдено числове значення характеристики , то воно може бути перераховано на натурне явище за формулою 4 страница




ЛЕКЦИЯ 2
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Конституции содержат основополагающие принципы всех отраслей права соответствующей страны.
В качестве основных тенденций, характерных для развития конституций в различных странах мира, российские специалисты отмечают социализацию, демократизацию и интернационализацию.
Заметное усиление социализации (социальной ориентации) происходит за счет включения в конституции статей, посвященных правам граждан в социально-экономической и культурной сферах.
В различных странах мира последовательно проводится курс на демократизацию (децентрализацию) управления и расширение прав участия граждан в осуществлении государственной власти.
Конституционное развитие в различных странах мира связано общей динамикой интеграционных процессов. В связи с этим в последние годы все более проявляется интернационализация как тенденция развития конституций. Эта тенденция особенно характерна для европейских стран, которые формируют общеевропейский правовой стандарт как неотъемлемую часть национальных правовых систем. В первую очередь это касается прав и свобод человека и гражданина как сердцевины конституционного законодательства.
Таким образом, все современные тенденции развития конституций различных стран мира во главу угла ставят дальнейшее динамичное развитие прав и свобод человека и гражданина.
Одним из основных прав каждого человека являются занятия физическим воспитанием и спортом — так гласит статья 1 Международной хартии физического воспитания и спорта. Принимая эту хартию в 1978 году, Генеральная конференция ЮНЕСКО подчеркнула свою убежденность в том, что "эффективное осуществление прав человека зависит в значительной степени от возможности каждого мужчины и каждой женщины свободно развивать и сохранять свои физические, интеллектуальные и нравственные способности и что в соответствии с этим доступ всех людей к физическому воспитанию и спорту должен быть обеспечен и гарантирован".
Статья 9 хартии устанавливает, что "государственные органы на всех уровнях и специализированные неправительственные организации должны содействовать осуществлению мероприятий по физической культуре и спорту, воспитательное значение которых является вполне очевидным. Их участие должно заключаться в проведении в жизнь законов и постановлений, обеспечении материальной поддержки и принятии всех других мер поощрения, стимулирования и контроля". В связи с этим важным представляется ответ на следующий вопрос: какие нормы о физической культуре и спорте содержат конституции различных стран мира?
Был проведен анализ Конституций 58 стран мира — всех стран Европы, всех стран СНГ и Балтии, а также ряда стран Америки (Бразилия, США) и Азии (Индонезия, Китай, Япония).
В результате установлено, что нормы, регулирующие различные правоотношения в сфере физической культуры и спорта, содержатся в конституциях только 28 стран мира (48,3%).
Нормы о физической культуре и спорте не выявлены в конституциях 30 стран мира (51,7%), а именно Азербайджана, Бельгии, Боснии и Герцеговины, Ватикана, Великобритании, Германии, Грузии, Дании, Индонезии, Исландии, Италии, Казахстана, Кипра, Латвии, Лихтенштейна, Люксембурга, Мальты, Монако, Норвегии, Словакии, Словении, США, Узбекистана, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции, Эстонии, Югославии и Японии.
Такое положение дел объясняется различными причинами, а именно:
поправка IX к Конституции США устанавливает, что перечисление в конституции только определенных прав не должно толковаться как отрицаниеили умаление других прав, сохраняемых народом;
Основной закон ФРГ не включает вопросы физической культуры и спорта ни в сферу исключительной законодательной компетенции Федерации, ни в сферу конкурирующего законодательства (совместного ведения) Федерации и земель, фактически передавая осуществление государственных полномочий и решение государственных задач в этой области землям;
в Конституцию Франции не включен раздел о правах и обязанностях граждан, соблюдение которых регулируется Декларацией прав человека и гражданина, принятой еще в 1789 году;
в Великобритании отсутствует единый документ, носящий название "конституция" или "основной закон", а действуют отдельные акты — Акт о Палате лордов, Акт о Палате общин, Акт о местном управлении, Акт о народном представительстве и Акт о Северной Ирландии, — содержание которых не предусматривает включение норм о правах и свободах граждан вообще, об их правах в области физической культуры и спорта, в частности, и т.д.
Анализ конституций, содержащих нормы, регулирующие правоотношения в сфере физической культуры и спорта, свидетельствует о следующем:
в большинстве конституций (75,0%) нормы о физической культуре и спорте помещены в разделы, положения которых посвящены правам, свободам и обязанностям граждан;
в значительном числе случаев (25,0%) вопросы физической культуры и спорта рассматриваются в аспекте разделения компетенции между центральными, региональными и местными органами государственной власти;
в ряде конституций (17,9%) развитие физической культуры и спорта декларируется как одна из социальных целей государства.
Конституции некоторых стран мира (17,9%) к вопросам регулирования правоотношений в сфере физической культуры и спорта обращаются неоднократно, в ряде разделов (глав).
Формирование отраслей международного права – объективный процесс, вызванный многогранным и многообразным характером отношений между субъектами международного права.
Спорт является одной из общепризнанных специфических сфер человеческой деятельности. Бурно развиваясь, спорт занял видное место как в физической, так и в духовной культуре общества. При этом его общественное значение продолжает стремительно расти. В настоящее время спорт приобрел универсальное значение и имеет всеобъемлющий характер. Вопросы развития спорта обсуждаются в Организации Объединенных Наций, они находят отражение в конституциях многих стран, программах политических партий и т.п. Спорт имеет огромное общественное значение как деятельность, раздвигающая границы человеческих возможностей. В сфере спорта вращаются громадные материальные и финансовые ресурсы, действуют мощнейшие стимулы как материального, так и духовного характера.
Очевидно, сфера спорта так же, например, как и банковская деятельность, требует на международном уровне специфического правового осмысления и качественного регулирования. Одним из важнейших оснований для такого вывода служит тот факт, что современный спорт представляет собой сложнейшую специфичную социально-экономическую систему, разнообразные и разнохарактерные общественные отношения в которой призвано регулировать право.
В самом общем виде международное спортивное право (МСП) представляет собой систему взаимосвязанных норм и правил, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в международной спортивной деятельности.
В свою очередь международная спортивная деятельность включает такие основные направления, как:
1) участие международных организаций общей компетенции, например, Организации Объединенных Наций, Совета Европы и др., в международном спортивном движении; организация и деятельность международных спортивных организаций, в том числе МОК,МПК, МСФ и др., включая их взаимодействие с национальными спортивными структурами;
2) деятельность государств, национальных спортивных организаций, спортсменов и других внутренних субъектов в международных спортивных отношениях;
3) организация и проведение международных спортивных соревнований, в том числе Олимпийских игр, а также иных международных спортивных и спортивно-зрелищных мероприятий, конференций и симпозиумов по исследуемой проблематике;
4) международный трудовые и связанные с ними отношения в сфере спортивного бизнеса, в том числе в области профессионального спорта, в частности международное движение трудовых ресурсов в сфере спорта, включая международный трансферт, аренду, иные виды переходов спортсмена (тренера) из одного клуба (спортивного общества) в другой, а также международная деятельность спортивных агентов;
5) международная материальная поддержка и иностранные инвестиции в сфере спорта;
6) международная коммерческая деятельность в сфере спортивной промышленности, в том числе организация совместных предприятий, производящих товары физкультурно-спортивного и туристического назначения, международная торговля ими;
7) отношения, связанные с международной охраной прав интеллектуальной собственности в сфере спортивной деятельности, в том числе прав на товарные марки, спортивную и олимпийскую символику, радио- и телеправ на спортивные мероприятия;
8) международные налоговые отношения в сфере спорта;
9) травматизм, спортивная медицина и страхование в международном спорте;
10) всемирная антидопинговая политика и противодействие применению допинга в международном спортивном движении;
11) международное сотрудничество в борьбе с преступностью в сфере спортивных отношений;
12) урегулирование международных спортивных споров;
13) другие сопутствующие и смежные с названными сферы деятельности.
Указанный перечень не является исчерпывающим, он может быть расширен и включать другие виды и направления международной спортивной деятельности.
Все названные направления выделяются своей однородностью и относительной обособленностью. Органический комплекс общественных связей, складывающихся между различными субъектами в указанных областях спортивной деятельности, представляет собой предмет регулирования международного спортивного права.
Международные спортивные отношения неоднородны по своему характеру. Ими могут быть как внутригосударственные отношения, включающие международный (иностранный) элемент в том или ином виде (например, продажи (трансферты) игроков зарубежным спортклубам, т.е. сделки между гражданами и организациями различной государственной принадлежности), так и истинно межгосударственные отношения властного характера (например, международное сотрудничество в борьбе с преступностью в сфере спорта). Такая неоднородность международных спортивных правоотношений определяется прежде всего спецификой участвующих в них субъектов.
Исходя из правовой природы международной спортивной деятельности и учитывая структуру, особенности перечисленных отношений как органического комплекса, следует заключить, что международные спортивные отношения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как объективную основу формирования международного спортивного права; с другой — с позиции процесса правообразования, который завершается созданием источников, выражающих нормы МСП.
В первом случае проблема международного спортивного права исследуется не в рамках научной систематики, а в пределах системы права как объективная реальность, сложившаяся на основе объединения системы взаимообусловленных норм, составляющих МСП как нормативный комплекс. Во втором случае исходя из важности социальных факторов, детерминирующих сущность и содержание правовых норм, особое внимание обращается на общественные отношения в сфере международной спортивной деятельности, предопределяющие содержание и систему источников международного спортивного права.
Регулятивное воздействие на предмет осуществляется посредством различных методов регулирования. Однако проблематика метода регулирования в российской международно-правовой литературе разработана недостаточно.
МСП осуществляет целенаправленное воздействие на поведение международных и национальных спортивных организаций, спортсменов и других субъектов международной спортивной деятельности. Каким образом происходит такое целенаправленное воздействие? Если с этой точки зрения рассматривать методы МСП, то обнаружится, что методов много и их набор широк.
Можно выделить методы правотворчества и правоприменения; централизованного и децентрализованного регулирования; координации и субординации целей и интересов сторон; жесткого и мягкого регулирования.
В МСП, как и в международном праве в целом, используются регулирование посредством международных договоров (метод договорного регулирования); регулирование посредством международных обычаев (метод обычно-правового регулирования). Выделяются методы односторонних действий государств, а также двустороннего, многостороннего и универсального регулирования международных отношений.
Можно упомянуть также методы унификации международно-правовых норм; конвергенции внутренних правовых режимов; вхождения норм международного права во внутреннее право.
Особо следует выделить методы, заложенные в нормах международного спортивного права. Нормы МСП, как и прочие нормы, могут нести в себе запрет, обязывание или дозволение. Есть сферы, в которых спортивные отношения необходимо регулировать методами запрета и обязывания (например, в вопросах противодействия применению допинга, борьбы с дискриминацией в сфере спорта). И наоборот, есть сферы, достаточно открытые для волеизъявления самих субъектов МСП (например, в решении некоторых вопросов международных трансфертов, экспорта (импорта) физкультурно-оздоровительных и спортивных изделий и техники). Нередко применяется сочетание названных методов.
Из этой неполной картины перечисленных методов видно, что часть из них представляют собой общеправовые методы (запреты, предписания, дозволения и др.), т.е. применяемые в том или ином сочетании во всех отраслях права, часть из них — межотраслевые (например, договорные и др.), характерные для определенной группы отраслей, в частности отраслей международно-правового комплекса.
Между тем МСП должно характеризоваться собственными, присущими только ему методами правового регулирования своего предмета. Они дополняют общие методы, применяемые в международном спортивном праве, названные ранее.
К специальным следует отнести следующие методы международного спортивного права:
• с помощью которых выстраивается и сохраняется система МСД, в частности, метод учреждения международных спортивных организаций, в том числе олимпийских комитетов, федераций, союзов и прочих интеграционных объединений, метод разграничения и передачи компетенции от государств и национальных спортивных организаций международным спортивным организациям, метод подразумеваемых полномочий международных спортивных организаций, метод защиты от монополизма в управлении, особенно в спорте высших достижений;
• целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов международной спортивной сферы;
• учета направленности международного спортивного движения на консолидацию общества, укрепление мира и международного сотрудничества;
• учета специфических функций спорта — политической, экономической, коммерческой и др., а также воспитательной, образовательной, научной, информационной, пропагандистской, социализирующей, гедонистической, рекреативной, реабилитационной;
• учета направленности системы спорта и физической культуры на обеспечение всестороннего развития человека, утверждение здорового образа жизни населения планеты, формирование потребности в разностороннем физическом и нравственном совершенствовании людей, создание условий для занятий любыми видами спорта для всех слоев населения, организацию профессионально-прикладной подготовки, профилактику заболеваний, вредных привычек и правонарушений;
• учета связи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);
• учета непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп населения на всех этапах их жизнедеятельности;
• ответственности людей за свое здоровье и физическое состояние;
• обеспечения равенства прав и свобод человека в сфере спорта;
• поощрения конкуренции в международном спорте, спортивном бизнесе, спортивной промышленности';
• соблюдения прав интеллектуальной собственности в международной спортивной сфере;
• обеспечения эффективной подготовки к международным соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;
• обеспечения материальной поддержки и социальной защиты спортсменов;
• обеспечения безопасной организации и проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;
• возмещения вреда здоровью, связанного с последствиями спортивной деятельности или в процессе этой деятельности;
• восстановления утраченных функций после спортивных травм и перенесенных профессиональных заболеваний;
• противодействия применению допинга, в том числе допингового контроля, обеспечения равных стартовых условий и правил честной игры и соревнования;
• поддержания международного спортивного правопорядка, в том числе методы процессуально-правового регулирования разрешения международных спортивных коллизий, главным образом, посредством специализированной системы урегулирования спортивных споров — международного спортивного арбитража;
• учета правил международной спортивной этики и др.
При этом методы, свойственные только МСП, следует отличать от тех, которые характерны для всего международного права в целом, в том числе для других нормативных комплексов.
В конечном счете само МСП можно воспринимать в качестве метода обеспечения функционирования всего международного спортивного движения.
Перед международным правом в целом и перед международным спортивным правом в частности стоит задача повышения эффективности механизма международно-правового регулирования. Нередко правильно выбранный метод (или методы) обеспечивают наиболее эффективное достижение результата.
Установив предмет и метод международного спортивного права, на наш взгляд, уже сегодня целесообразно рассматривать его как находящуюся на стадии становления комплексную правовую структуру и дать ей следующее определение.
Под международным спортивным правом можно понимать систему обязательных взаимосвязанных норм, характеризующихся общностью и специфичностью предмета правового регулирования — международной спортивной деятельностью, имеющую специальные методы, принципы и источники, устанавливающую ответственность за нарушение этих норм, а также обладающую определенной автономностью в системе общего международного права при условии, что выделение такой группы обусловлено заинтересованностью международного сообщества в более эффективном регулировании соответствующего комплекса международных отношений.
Данное определение содержит все необходимые атрибуты понятия международного спортивного права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В учебных целях можно применять более лаконичную дефиницию: международное спортивное право есть система специальных норм современного общего международного права, регулирующих отношения, складывающиеся в международной спортивной сфере. ( Любая система — это совокупность элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом. Система может содержать в себе подсистемы «каждое большее содержит в себе меньшее»).
Международное спортивное право — одна из важнейших структур современного международного права — включает нормы как международного публичного права, регулирующего межгосударственные отношения, так и международного частного права, охватывающего отношения между частными лицами — организациями и гражданами разной государственной принадлежности.
МСП объединяет нормы международного права и национального законодательства, регулирующего спортивные правоотношения международного характера (например, российского спортивного законодательства). Внутреннее законодательство каждой страны, в той или иной степени затрагивающее вопросы международной спортивной деятельности, должно содействовать укреплению международного спортивного правопорядка.
Кроме того, МСП тесно взаимодействует с другими нормативными комплексами в регулировании международных и внутригосударственных спортивных отношений.
Таким образом, речь идет о комплексном правовом регулировании устойчивой группы общественных отношений.
Международные нормативно-правовые и рекомендательные акты
Физкультурно-спортивное право занимает в международной юридической науке и практике значительное место. Это обстоятельство объясняется той огромной ролью и значением физического воспитания и спорта, которое они имеют в современном мире, - в плане поддержания и сохранения здоровья людей, развития их физических возможностей, в сфере образования и производства, в быту, в области спортивных достижений.
Значимость физической культуры и спорта для международного сообщества стала предпосылкой для нормотворчества в данной сфере: начиная с середины XX в. международное Физкультурно-спортивное право стало активно формироваться как на уровне межгосударственных организаций и объединений (в виде хартий и деклараций), так и на уровне международных спортивных организаций и федераций (Международного Олимпийского комитета, Международной федерации футбола и иных федераций и организаций).
Необходимость появления международных нормативно-правовых актов в сфере физической культуры и спорта диктовалась следующими обстоятельствами: с одной стороны, для выработки единообразной политики в физкультурно-спортивной отрасли государствам-участникам международных договоров требовалось определить некие единые принципы, в соответствии с которыми будет осуществляться последующая деятельность; с другой стороны, международным спортивным организациям нужна единая нормативно-правовая база для работы с национальными федерациями и министерствами, клубами и спортсменами.
Таким образом, на уровне международных объединений и организаций - таких, как ООН или ЮНЕСКО, - декларируются основные права человека в сфере физического воспитания и спорта, подчеркивается значимость спорта для международного сотрудничества и гармоничного развития личности и т.д.
На уровне международных спортивных организаций вырабатываются и юридически оформляются конкретные механизмы переходов спортсменов из клуба в клуб, правила проведения международных соревнований и допинг-контроля, права и обязанности организаций-членов федерации, условия функционирования международного арбитража и проч.
Для более глубокого представления о формировании содержательной части международного физкультурно-спортивного законодательства обратимся к конкретным примерам правовых актов.
Международная хартия физического воспитания и спорта
Международная хартия (Хартия (от греч. chartes - бумага, грамота) — юридический документ публично-правового и политического характера, имеющий особо важное значение) физического воспитания и спорта была принята генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в Париже 21 ноября 1978 г (двадцатая сессия).
Хартия была принята с целью поставить развитие физического воспитания и спорта на службу прогрессу человечества, содействовать их развитию и побуждать правительства, компетентные неправительственные организации, работников просвещения, семьи и отдельных лиц руководствоваться ею, распространять ее и применять.
В преамбуле (вводной части) Хартии дается разъяснение, по каким мотивам принимался данный правовой акт. В частности, основными побудительными причинами выступили:
• Убеждение в том, что эффективное осуществление прав человека зависит в значительной степени от возможностей каждого мужчины и каждой женщины свободно развивать и сохранять свои физические, интеллектуальные и нравственные способности и что в соответствии с этим доступ всех людей к физическому воспитанию и спорту должен быть обеспечен и гарантирован;
• Убеждение в том, что сохранение и развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей человека улучшают качество жизни в национальном и международном плане;
• Уверенность, что физическое воспитание и спорт должны усилить свое воспитательное воздействие во имя утверждения основных человеческих ценностей, которые служат основой для полного развития народов;
• Понимание того, что физическое воспитание и спорт должны стремиться содействовать сближению как между народами, так и между отдельными людьми, а также бескорыстному состязанию, солидарности и братству, уважению и взаимному пониманию, признанию целостности и достоинства людей.
Подчеркивая значение сотрудничества между международными правительственными и неправительственными организациями, ответственными за физическое воспитание и спорт, для мира и дружбы между народами.
Учитывая все отмеченные обстоятельства, страны-участники провозгласили настоящую международную Хартию с целью поставить развитие физического воспитания и спорта на службу прогрессу человечества, содействовать их развитию и побуждать правительства, компетентные неправительственные организации, работников просвещения, семьи и отдельных лиц руководствоваться ею и распространять ее и применять.
Содержательная часть Хартии физического воспитания и спорта содержит десять статей, в которых отражена квинтэссенция общих принципов и духа преамбулы.
Статья 1 определяет, что «занятие физическим воспитанием и спортом - основное право каждого человека. Указывается также, что каждый человек, в соответствии со спортивными традициями своей страны, должен иметь все возможности для участия в физическом воспитании и спорте для улучшения своего физического состояния и достижения уровня спортивных успехов сообразно своим способностям. При этом специально подчеркивается, что особые условия необходимо предоставлять молодежи, включая детей дошкольного возраста, пожилым людям и лицам с физическими или умственными недостатками в целях всестороннего развития их личности с помощью программ физического воспитания и спорта, приспособленных к их нуждам.
Статья 2 провозглашает, что физическое воспитание и спорт являются важным элементом непрерывного образования в системе просвещения. При этом поясняются функции физического воспитания и образования, которые должны развивать у каждого человека склонности, волю и выдержку и содействовать его полному включению в общество. Декларируется также, что каждая система образования должна отводить важное место и придавать большое значение физическому воспитанию и спорту, т.к. это необходимо для установления равновесия и укрепления связей между физической культурой и другими элементами образования.
Статья 3 устанавливает, что программы физического воспитания и спорта должны отвечать потребностям отдельных лиц и общества, то есть в соответствии с потребностями и индивидуальными особенностями участников, а также организационными, культурными, социально-экономическими и климатическими условиями каждой страны. Приоритет должен отдаваться тем группам общества, которые находятся в неблагоприятном положении.
В статье 4 регламентируется обучение, обеспечение кадрами и управление в области физического воспитания и спорта. При этом, подчеркивается, что обучение физической культуре и спорту должно осуществляться квалифицированным персоналом, для этого должны быть созданы соответствующие структуры для подготовки персонала по физическому воспитанию и спорту.
Статья 5 указывает, что для физического воспитания и спорта необходимы соответствующее оборудование и инвентарь. В рамках статьи отмечается: «Правительствам, государственным органам, школам и компетентным государственным организациям на всех уровнях следует объединить свои усилия и скоординировать свою работу по планированию создания и оптимального использования спортивных сооружений, оборудования и инвентаря для физического воспитания и спорта. В планы городского строительства и сельского благоустройства должны быть включены долгосрочные потребности в сооружениях, оборудования и инвентаре для физического воспитания и спорта с учетом возможностей, представляемых естественной окружающей средой.
Статья 6 устанавливает, что научные исследования и оценка являются необходимыми элементами развития физического воспитания и спорта. Таким образом, в систему образования будут введены новшества, способствующие совершенствованию педагогических методов и повышению уровня спортивных достижений.
Статья 7 провозглашает, что охрана этических и нравственных ценностей физического воспитания должна быть постоянной задачей всех. Здесь отмечается опасность допинга, насилия и коммерческих излишеств в спорте, которые искажают саму его природу и наносят ущерб его воспитательной и оздоровительной функции. Обращается внимание ответственных лиц, а также лиц, занимающихся спортом, об опасности, которую представляют для спортсменов, и особенно для детей, чрезмерные тренировки и нагрузки, психологические стрессы любого рода.

О положительном влиянии средств массовой информации на физическое воспитание и спорт говорит статья 8. Подчеркивается, что «отношения между работниками средств информации и специалистами по физическому воспитанию должны быть тесными и основанными на доверии в целях оказания позитивного влияния на физическое воспитание и спорт и обеспечения со всей объективностью обоснованной информации».
Содержание статьи 9 посвящено роли национальных организаций в сфере физической культуры и спорта. Пункт 1 данной статьи четко и недвусмысленно определяет: «Государственные органы на всех уровнях и специализированные неправительственные организации должны содействовать осуществлению мероприятий по физической культуре и спорту, воспитательное значение которых является вполне очевидным. Их участие должно заключаться в проведении в жизнь законов и постановлений, обеспечении материальной поддержки и принятии всех других мер поощрения, стимулирования и контроля. Кроме того, государственные органы должны провести налоговые положения в целях поощрения этой деятельности».
Заключительная, десятая статья декларирует, что международное сотрудничество является одним из условий всеобщего и сбалансированного развития физического воспитания и спорта.
Определяется, что «сотрудничая друг с другом и защищая общие интересы в области физического воспитания и спорта, являющихся по преимуществу всеобщим средством общения, народы будут содействовать сохранению и поддержанию прочного мира, укреплению взаимного уважения и дружбы и создадут также благоприятный климат для решения международных проблем. Тесное сотрудничество с учетом специфической компетенции всех заинтересованных правительственных и неправительственных, национальных и международных организаций должно содействовать развитию физического воспитания и спорта во всем мире».
Как видно из целей и содержания Хартии о физическом воспитании и спорте, этот международный правовой акт раскрывает роль и место физкультуры и спорта в системе образования, воспитания и прав человека. Иными словами, Хартия представляет собой нечто подобное физкультурно-спортивной Конституции для международного сообщества. Игнорирование положений Хартии какой-либо страной ставит под вопрос ее цивилизованность и зрелость демократии.
Олимпийская хартия
Олимпийская хартия Международного Олимпийского Комитета (МОК) представляет собой основополагающий юридический документ, содержащий в себе основные регулятивные принципы, касающиеся Олимпийского движения, правового статуса и деятельности МОК, Международных Спортивных Федераций (МСФ), Национальных Олимпийских Комитетов (НОК), организации и проведения Олимпийских Игр. Олимпийская хартия вступила в действие с 4 июля 2001 г.
Олимпийская хартия 2001 г. содержит некоторые изменения по сравнению с Олимпийской хартией, действовавшей с I сентября 2000 г. и утвержденной 112-й сессией МОК в Москве 14 июля 2001 г.
Олимпийская хартия представляет собой довольно объемный правовой акт, который в значительной степени отличается от иных хартий спортивной направленности - таких, например, как Международная хартия физического воспитания и спорта или Спортивная хартия Европы. Отмеченное различие заключается, прежде всего, в том, что Олимпийская хартия МОК прописывает не только основные положения в обобщенном, сконцентрированном виде, но и устанавливает конкретные механизмы и процедуры, касающиеся работы МОК, организации и проведения Олимпийских игр, протокольных мероприятий.
Рассмотрим основные положения Олимпийской хартии. В преамбуле Хартии излагаются основополагающие принципы олимпизма, заложенные Пьером де Кубертеном в 1894 г. и развитые позднее мировой спортивной практикой. В частности, базовые принципы олимпизма состоят в следующем:
Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.
Целью олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства. Для этого олимпийское движение, в одиночку или в сотрудничестве с другими организациями, осуществляет деятельность, направленную на укрепление мира.
Олимпийское движение, руководимое МОК, берет начало в современном олимпизме.
Под верховной властью МОК олимпийское движение объединяет организации, спортсменов и других лиц, которые согласны руководствоваться Олимпийской хартией. Критерием принадлежности к олимпийскому движению является признание Международным олимпийским комитетом. Организацию и управление в спорте должны осуществлять независимые спортивные организации, признанные таковыми.
Цель олимпийского движения — способствовать построению лучшего мира и воспитывать молодежь средствами спорта без какой-либо дискриминации и в духе соблюдения принципов олимпизма, что включает в себя взаимопонимание, дружбу, атмосферу солидарности и честной игры.
Деятельность олимпийского движения носит постоянный и универсальный характер. Она охватывает пять континентов. Вершиной его является объединение спортсменов мира на великом спортивном празднике - Олимпийских играх.
Занятие спортом - одно из прав человека. Каждый должен теть возможность заниматься спортом в соответствии с его или ее потребностями.
Олимпийская хартия сводит в единый кодекс основополагающие принципы, правила и официальные разъяснения, принятые МОК. Она управляет организацией и функционированием олимпийского движения и устанавливает условия проведения Олимпийских игр.
После представления основных принципов олимпизма следует пять глав, в которых раскрывается основное содержание Хартии.
Глава 1 «Олимпийское движение» устанавливает властны полномочия, принадлежность к олимпийскому движению, рол МОК, права на Олимпийские игры и олимпийскую символику, также дает необходимые разъяснения к введенным правилам.
Так, в разделе 1 Главы 1 «Верховная власть» записано, что МОК является высшей властью олимпийского движения для любого лица или организации, принадлежащих к олимпийскому движению в любом качестве, положения Олимпийской Хартии обязательны.
Раздел 2 прописывает роль и задачи МОК, который:
1. Поощряет координацию, организацию и развитие спорта и спортивных соревнований, во взаимодействии с международными и спортивнымиорганизациями обеспечивает поддержку и проведение в жизнь мер, направленных на укрепление единства олимпийского движения;
2. Сотрудничает с компетентными общественными, частными и государственными организациями в стремлении поставить спорт на службу человечества;
3. Обеспечивает регулярное проведение Олимпийских игр;
4. Участвует в мероприятиях, направленных на укрепление мира, в действиях, направленных на защиту прав членов олимпийского движения и в действиям против любых форм дискриминации, наносящих ущерб олимпийском движению;
5. Соответствующими мерами решительно поддерживает участие женщин в спорте на всех уровнях и во всех структурах, особенно в исполнительны, органах национальных и международных спортивных организаций, стремясь к строгому соблюдению принципа равенства мужчины и женщины;
6. Способствует соблюдению и поощряет соблюдение спортивной этики;
7. Направляет свои усилия на то, чтобы дух честной игры превалировал на спортивных площадках и чтобы насилие было изгнано с них;
8. Руководит борьбой с допингом в спорте;
9. Принимает меры, цель которых не допустить возникновения угрозы здоровью спортсменов;
10. Противостоит любым политическим и коммерческим злоупотреблениям в спорте;
11. Поддерживает спортивные организации и общественные органы управления в их усилиях по осуществлению мер, обеспечивающих социальное профессиональное будущее спортсменов;
12. Поддерживает распространение массового спорта, являющегося одной из основ спорта высших достижений, который, в свою очередь, способствует развитию массового спорта;
13. Следит за тем, чтобы Олимпийские игры проводились в условия соблюдения охраны окружающей среды, поддерживает олимпийской движение в его стремлении к заботе о сохранении окружающей среды, принимает меры для того, чтобы отразить эти положения в своей деятельности, ведет просветительную работу среди людей, объединенных олимпийским движением, по вопросам расширения совместной деятельности - в этой области;
]4. Поддерживает Международную олимпийскую академию (МОА);
15. Поддерживает другие учреждения, которые посвящают себя олимпийскому образованию.
В этой же главе раскрывается принадлежность к олимпийскому движению и признание со стороны МОК, а также устанавливается периодичность проведения Олимпийского конгресса (1 раз в 8 лет).
Помимо этого глава 1 закрепляет все права собственности на Олимпийские игры, Олимпийский флаг и символ, Олимпийскую эмблему и гимн исключительно за МОК, так как именно эти права обеспечивают финансовую базу для существования олимпийского движения в целом. Образцы Олимпийского символа и Олимпийских эмблем представлены на рис.2.1.1.

Рис.3.Олимпийский символ (а) и Олимпийские эмблемы Олимпиады в Солт-Лейк-Сити (заяц, койот и медведь (б)) и Олимпиады-2004 в Афинах (Атена и Февос (в).
Глава 2 Олимпийской хартии полностью посвящена Международному Олимпийскому комитету - регламентации его формирования и деятельности. Устанавливается, что МОК является международной неправительственной организацией, созданной не для извлечения прибыли, в форме ассоциации со статусом юридического лица. Миссией МОК является руководство олимпийским движением в соответствии с Олимпийской хартией.
Членами МОК являются физические лица, число которых не должно превышать 115 человек. Общее собрание членов МОК, именуемое Сессией, проводится не менее 1 раза в год. Текущее руководство МОК осуществляет Исполком, который состоит из Президента, четырех вице-президентов и десяти дополнительных членов. Все члены Исполкома избираются на Сессиях тайным голосованием большинством поданных за них голосов. Президент МОК избирается на 8 лет, члены Исполкома - на 4 года.
Глава 3 «Международные Федерации» содержит две статьи – стю 29 «Признание МСФ» и ст.30 «Роль МСФ». В ст. 29 говорится: «В целях содействия олимпийскому движению МОК может признавать в качестве МСФ международные неправительственные организации, руководящие одним или несколькими видами спорта на всемирном уровне и включающие в свой состав организации, руководящие этими видами на национальном уровне. Для того, чтобы быть принятыми, эти организации должны применять Антидопинговый кодекс Олимпийского движения и, проводить эффективное тестирование вне соревнований в соответствии с, установленными Правилами. Международные федерации, признанные МОК впервые получают предварительное признание сроком на два года или какой-либо другой период, устанавливаемый Исполкомом МОК. В конце этого периода признание автоматически приостанавливается, если нет окончательного письменного подтверждения от МОК».
Роль МСФ, согласно ст.30, заключается в следующем:
Разрабатывать и обеспечивать выполнение, в соответствии с истинным смыслом олимпизма, правил занятий соответствующими видами спорта и следить за выполнением этих правил;
Обеспечить развитие своего вида спорта во всем мире;
Содействовать реализации целей, изложенных в Олимпийской хартии, в особенности путем распространения олимпизма и олимпийского образования;
Устанавливать свои критерии допуска к соревнованиям в Олимпийских играх в соответствии с Олимпийской хартией и представить их на утверждение МОК;
• Брать на себя ответственность за технический контроль и руководство своими видами спорта на Олимпийских играх и на играх, проводимых под патронажем МОК;
Обеспечивать техническую помощь для реализации программы "Олимпийская солидарность".
Кроме того, МСФ могут формулировать предложения, адресованные МОК, относительно Олимпийской хартии и олимпийского движения вообще (включая организацию и проведение Олимпийских игр), излагать мнения относительно кандидатур для организации Олимпийских игр, сотрудничать при подготовке Олимпийских конгрессов, участвовать по просьбе МОК в деятельности комиссий МОК.
Глава 4 Олимпийской хартии посвящена НОКам. Наиболее объемными являются ст. 31 «Миссия и роль МОК» и ст. 32 «Состав НОК».
Миссия НОК, согласно ст.31, является развитие и защита олимпийского движения в своих странах в соответствии с Олимпийской хартией. Обязанности НОК состоят в том, чтобы:
Пропагандировать на национальном уровне, в рамках спортивной деятельности, основополагающие принципы олимпизма и способствовать, помимо прочего, распространению олимпизма в учебных программах по физвоспитанию и спорту в школах и вузах. НОК способствуют созданию организаций, деятельность которых посвящена олимпийскому образованию. В частности, НОК занимаются учреждением и деятельностью Национальных олимпийских академий, олимпийских музеев и культурных программ, связанных с олимпийским движением;
• Обеспечивать соблюдение Олимпийской хартии в своей стране:
• Поощрять развитие спорта высших достижений, а также массового спорта:
• Оказывать помощь в подготовке спортивных кадров, в частности организовывать курсы и удостоверяться, что эти курсы содействуют пропаганде основополагающих принципов олимпизма;
• Бороться против любых форм дискриминации и насилия в спорте;
Бороться против использования препаратов и процедур, запрещенных МОК или МСФ, в частности привлекая компетентные власти своей страны с тем, чтобы медицинский контроль мог быть осуществлен в оптимальных условиях.
НОК имеют право:
Формулировать предложения, адресуемые в МОК, в отношении Олимпийской хартии и олимпийского движения вообще, включая организацию и проведение Олимпийских игр:
• Излагать свое мнение относительно кандидатур на проведение Олимпийских игр;
• Сотрудничать в подготовке олимпийских конгрессов;
• Участвовать по просьбе МОК в деятельности комиссий МОК.
Состав НОК формируется по следующему принципу. В обязательном порядке в него входят:
1. Члены МОК в данной стране, если таковые имеются. Такие члены имеют право голоса на генеральных ассамблеях НОК.
2. Все национальные федерации, являющиеся членами международных федераций, виды спорта которых включены в программу Олимпийских игр (минимум пять национальных федераций), или назначенные ими представители.
3. Действующие или ушедшие из спорта спортсмены, участвующие в Олимпийских играх (однако они должны покинуть свой пост по окончании трех Олимпиад с момента их последнего участия в Олимпийских играх).
Для того чтобы получить признание НОК и считаться членом данного НОК, национальная федерация должна заниматься специальной и конкретной спортивной деятельностью, принадлежать к МСФ, признанной МОК, и вести свою деятельность согласно Олимпийской хартии и правилам своей МСФ.
Заключительная, пятая глава Олимпийской хартии, являете наиболее объемной и всецело посвящена Олимпийским играм.
Ст.36 «Проведение Олимпийских игр» регламентирует сроки и место проведения Олимпиад, а ст.37 «Выбор города-организатора Олимпийских игр» разъясняет процедуру представления и утверждения кандидатур городов, претендующих на проведение Олимпиад.
Для проведения Олимпийских игр в обязательном порядке образуется Организационный комитет (ОКОИ) со статусом юридического лица, в состав которого должны входить:
• член или члены МОК в стране;
• президент и генеральный секретарь НОК;
• как минимум один представитель, назначенный городом - организатором.
С момента учреждения и до окончания его ликвидационного периода в обязанности оргкомитета входит проведение всей свое деятельности в соответствии с Олимпийской хартией, с соглашением, заключенным между МОК, НОК и городом-организатором,; также с инструкциями Исполкома МОК. В случае нарушения предписанных правил или соглашений, принятых с МОК, последний имеет право лишить - в любой момент и с немедленным вступлением в силу город-организатор, ОКОИ и НОК права проведения Олимпийских игр, не отказываясь от своего права на компенсацию за ущерб, причиняемый отменой Игр Международном олимпийскому комитету.
По поводу таких важных моментов, как ответственность сторон, связь между НОК и ОКОИ, Олимпийская деревня, культурная программа в Хартии имеются отдельные статьи (ст.40-44), которые содержат все необходимые сведения.
Раздел II главы 5 регулирует участие в Олимпийских играх.
Каждый спортсмен-участник Олимпиады должен выполнять нормы Кодекса допуска, т.е. ему необходимо:
• уважать правила честной игры и принцип отказа от насилия и вести себя на спортивной арене соответствующим образом:
• отказаться от применения веществ и методов, запрещенных Правилами МОК. МСФ и НОК;
• уважать и исполнять все положения Антидопингового кодекса Олимпийского движения.
Раздел III посвящен Программе Олимпийских игр. Ст. 51 устанавливает перечень олимпийских видов спорта и представляющие их МСФ, а ст.52 регулирует спортивную программу, включение видов спорта, дисциплин и видов соревнований. В этом же разделе рассматриваются вопросы коммерческо-рекламной деятельности, а СМИ, ОКОИ и участников Олимпиад.
Раздел IV регламентирует протокольные мероприятия - церемонии открытия и закрытия Игр, награждения победителей, приглашения, аккредитации и проч. Например, ст.70 «Церемонии награждения, медали и дипломы» устанавливает: «Церемонии награждения должны проводиться в соответствии с определенным МОК протоколом. Медали и дипломы представляются Оргкомитетом для вручения Международным олимпийским комитетом, которому они принадлежат».
При этом дается официальное разъяснение к ст. 70.
1. Церемония награждения
1.1. Медали на Олимпийских играх вручаются Президентом МОК (или назначенным им членом МОК) в сопровождении президента соответствующей МСФ (или его заместителя), по возможности сразу же после окончания соревнования и в том же месте, где оно проводилось.
Медали вручаются следующим образом: спортсмены, занявшие 1-е. 2-е и 3-е места, занимают свои места на пьедестале (они должны быть одеты в свою официальную или спортивную форму), лицом к официальной трибуне. Победитель несколько выше второго призера, стоящего справа от него. и третьего призера, который находится слева от него. Объявляются фамилии этих победителей - а также тех. кто награждается олимпийским дипломом.
На центральной мачте - поднимается флаг делегации страны спортсмена-победителя, а флаги стран второго и третьего призеров поднимаются на соседних мачтах, справа и слева от центральной, если стоять лицом к арене.Во время исполнения (в сокращенном варианте) государственного гимна в честь победителя все три медалиста стоят лицом к флагам.
2. Медали и дипломы
2.1. В личных соревнованиях первый приз состоит из позолоченной серебряной медали и диплома, второй приз - из серебряной медали и диплома, а третий приз – из бронзовой медали и диплома. На медалях должны указываться вид спорта и вид - соревнований, за победу на которых они присуждаются, и медали прикрепляются к расстегивающейся цепочке цепочке или на ленте для того, чтобы ее можно было надеть на шею спортсмена. Спортсмены, занявшие четвертое, пятое, шестое, седьмое и восьмое места, также получают диплом, но не медаль. В случае равенства результатов за первое, второе или третье место, каждый из участников имеет право па медаль и диплом.
2.2. Диаметр медалей должен быть не менее 60 мм. толщина - 3 мм. Медали за первое и второе места должны быть серебряными, не ниже 925-1000 пробы, причем медаль за первое место должна быть позолоченной (не менее 6 г чистого золота).
Завершается глава 5 разделом V «Арбитраж», в котором говорится, что «все споры, возникшие во время или в связи с Олимпийскими играми могут быть разрешены исключительно Арбитражным спортивным судом, в соответствии с Арбитражным кодексом по спортивным вопросам».
Кодекс международного спортивного арбитража
Правовые акты общего характера, к которым относится рассмотренная выше Международная Хартия физического воспитания и спорта, при всей их важности и значимости для спортивной отрасли, не могут являться руководством, регламентирующим практическую деятельность международных спортивных организаций. Для решения задач такого характера требуются иные правовые акты, которые бы упорядочивали отдельные сферы деятельности физкультурно-спортивных организаций и нормировали конкретные процедуры.
Одним из таких правовых актов является Кодекс международного спортивного арбитража, который составляет ныне юридическую основу для разрешения спорных и конфликтных ситуаций возникающих в сфере физической культуры и спорта. Значение Кодекса трудно переоценить, так как с его принятием (в 1994 г), разрешение споров в физкультурно-спортивной сфере получили свою законодательную платформу. А это обстоятельство, в свою очередь означает, что решения, выносимые международным арбитражным судом, признаются легитимными всеми сторонами конфликта, практически исчезают незаслуженно и незаконно обиженные, а также враждующие спортивные организации.
Кодекс международного спортивного арбитража представляет собой довольно объемный правовой документ, в связи с чем, рассмотрим лишь общие его положения и наиболее важные моменты.
Общие положения Кодекса определяют, что с целью урегулирования споров в области спорта арбитражным путем созданы два органа:
• Международный арбитражный совет в области спорта (МАСС) и Спортивный арбитражный суд (САС).
В ведении арбитража, в соответствии с Кодексом, находятся споры, в которых участвуют федерации, ассоциации или другие спортивные организации (если их уставами или регламентами это предусмотрено).
Международный арбитражный совет в области спорта состоит из 20 членов-юристов высшего класса, которые назначаются следующим образом:
а) четыре члена назначаются международными федерациями (трое - международными федерациями по летним олимпийским видам спорта и один - международными федерациями по зимним олимпийским видам спорта);
б) четыре члена назначаются Ассоциацией национальных олимпийских комитетов, которые выбираются из числа ее членов или извне;
в) четыре члена назначаются Международным олимпийским комитетом, которые выбираются из числа его членов или извне;
г) четыре члена назначаются двенадцатью членами МАСС, назначенных описанным выше способом, после соответствующих консультаций с тем, чтобы эффективно защищать интересы спортсменов;
д) четыре члена назначаются шестнадцатью членами МАСС, назначенных описанных выше способом, из числа независимых официальных лиц тех организаций, которые назначают других членов МАСС.
Такая сложная процедура комплектования юристами Международного арбитражного совета в области спорта объясняется тем, что в состав Совета должны попадать только квалифицированные и независимые специалисты. При назначении члены МАСС подписывают декларацию, согласно которой они обязуются выполнять свои функции персонально, со всей объективностью и независимостью в соответствии с положениями Кодекса.
МАСС выполняет следующие функции:
1) принимает и изменяет Кодекс;
2) избирает из числа своих членов на период в 4 года:
- президента по предложению МОК;
- двух вице-президентов (одного - по предложению международных федераций, другого - по предложению национальных олимпийских комитетов), на которых в порядке их возраста возлагается ответственность замещать в случае необходимости президента;
- президента Палаты обычного арбитража и президента Палаты апелляционного арбитража САС;
- заместителей президентов двух названных палат;
3) намечает кандидатуры для формирования списка арбитров САС;
4) занимается отводом и лишением полномочий арбитров, а также выполняет другие функции, предусмотренные процедурным регламентом;
5) обеспечивает финансирование САС в соответствии с фондами, предназначенными для его финансирования.
Выносимые МАСС решения считаются законными, когда по крайней мере половина его членов участвует в их принятии.
Решения принимаются во время собраний простым большинством голосов. Любое изменение Кодекса требует большинства в две -трети членов МАСС.
Спортивный арбитражный суд (САС) руководит деятельностью групп арбитров, задачей которых является разрешение арбитражного решения споров в области спорта в соответствии с процедурой регламента.
С этой целью САС контролирует назначение групп арбитров в ход процедуры. Он обеспечивает стороны необходимой инфраструктурой.
В обязанности групп арбитров входит:
а) разрешение споров, которые переданы им для рассмотрения в обычном арбитраже;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.