Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таким чином, якщо на фізичній моделі знайдено числове значення характеристики , то воно може бути перераховано на натурне явище за формулою 6 страница




ЛЕКЦИЯ 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ЗАКОНЫ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На верхнем уровне находится Конституция РФ, нормы корой имеют наивысший приоритет. На основе конституционных положений о физической культуре и спорте формируется федеральное законодательство «О физической культуре и спорте РФ», в котором развиваются, конкретизируются и наполняются содержанием декларации Конституции. В свою очередь, на основании норм Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ разрабатывается соответствующее законодательство субъектов Российской Федерации, в котором закрепляется специфика политики в сфере физического воспитания и спорта той или иной республики, края, области или города федерального значения.

КОНСТИТУЦИЯ РФ (ст.41, 72, 76)

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ»

Законы о физической культуре и спорте субъектов РФ

Подзаконные правовые акты
Следует отметить, что положения законов о физической культуре и спорте субъектов федерации, а также подзаконные акты не могут противоречить Федеральному закону «О физической культуре и спорте в РФ», в противном случае наступает ситуация правового хаоса. В связи с данным обстоятельством ст. 76 Конституции РФ устанавливает: «Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам... В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон». Необходимо также подчеркнуть, что как федеральный, так и местные законы о физической культуре и спорте не должны вступать в противоречие с иными законодательными актами, - например, с Основами законодательства об охране здоровья, с гражданским и налоговым кодексами, с законом о социальной защите инвалидов и другими законами. В равной мере это относится и к подзаконным правовым актам, которые устанавливают определенные нормативы или регламентируют необходимые процедуры в сфере физического воспитания и спорта. Все подзаконные акты должны быть подготовлены на основании действующих законов и ни при каких обстоятельствах они не должны выходить за установленные законами правовые рамки.
Какова же роль законодательства о физической культуре и спорте в России? На первый взгляд, не такая уж и значительная; на начало 2001 г. в Российской Федерации действовало 1450 законодательных актов (с учетом указов Президента РФ, распоряжений правительства и министерств - 121 тысяча). Если к этой цифре добавить нормативные акты субъектов Федерации, постановлений судов, то количество возрастет до 500 тысяч. Для сравнения: в России действует один Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» и около 40 законов о физкультуре и спорте субъектов Федерации. Однако количественные критерии не отражают объективной правовой картины. Принятые в последние годы законы о физической культуре и спорте в нашей стране, как мы увидим ниже, существенно улучшают положение отечественной спортивной отрасли в целом, повышают ее статус.
Скептики могут на данный тезис заметить, что статус физической культуры и спорта еще во времена СССР был достаточно высок, занятия физкультурой были массовыми, - большинство россиян были значкистами БГТО и ГТО (БГТО («Будь готов к труду и обороне»), в СССР в 1934-1971 гг.ступень и значок всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО) для подростков 14-15 лет.
ГТО - всесоюзный физкультурный комплекс, основа советскойсистемы физического воспитания. Впервые введен в 1931 г. Фактически прекратил свое существование в конце 1980-х гг. Включал физические упражнения различных видов спорта (легкой атлетики, гимнастики, плавания, лыжных и велогонок, стрельбы и т.д.), нормативы были приняты для 5 возрастных, от 10 до 60 лет. К началу 1977 г. нормы ГТО выполнили свыше 220 млн. чел), а успехи советских спортсменов хорошо известны в мире. Все это так. Однако следует также вспомнить, что законодательно российские физкультура и спорт в тот период практически не регулировались, что имело ряд отрицательных последствий.
Во-первых, отсутствие правовой базы физического воспитания и спорта сделало профессиональный спорт нелигитимным, т.е. правовыми нормами не признанным. Это обстоятельство, в свою очередь, ставило спортсменов, арбитров, спортивных менеджеров в двусмысленное положение, - с одной стороны, профессиональный спорт в нашей стране официально отсутствовал, и, все спортсмены признавались любителями (именно в таком качестве они выступали на Олимпиадах, куда ранее спортсмены-профессионалы не допускались). С другой стороны, профессиональный спорт и его инфраструктура у нас де-факто существовали, однако спортсмены-профессионалы числились на заводах рабочими, выступавшие за армейские клубы (СКА, ЦСКА) - офицерами. При этом спортсмены получали вознаграждение за свой труд не в статусе футболистов, хоккеистов, легкоатлетов и проч., а как рабочие, инженеры, военнослужащие. Такое двусмысленное положение отечественных спортсменов влекло за собой осуждение со стороны международных спортивных организаций и мировой спортивной общественности, что было чревато дисквалификациями и скрытой дискриминацией (в части судейства, размещения и отношения к российским спортивных делегациям).
Во-вторых, отсутствие законодательного регулирования сферы физической культуры и спорта лишало российских спортсменов социальной защиты и допускало в их отношении произвол со стороны властей (так, имели место случаи, когда после поражений всю команду разгоняли). В отсутствие социальных гарантий спортсмен имел весьма шаткое положение - ведь получи он серьезную травму - и средств к существованию в спорте уже не получишь. А когда жизнь полностью посвящена спорту, когда спортсмен ничего другого делать не умеет (нет другой специальности, отсутствует высшее образование и проч.), это может привести к жизненной трагедии.
В-третьих, отсутствие правового признания (легитимности) профессионального спорта делало невозможным легальный переход российских спортсменов в зарубежные клубы. Естественно, это обстоятельство создало «черный рынок» среди российских спортсменов, - они стали уезжать из страны явочным порядком: так поступили известные фигуристы Л. Белоусова и О. Протопопов, хоккеист А. Могильный и многие другие.
В данной проблеме немаловажную роль играет материальный фактор, так как выдающиеся спортсмены получают огромные суммы по контрактам со спортивными клубами и от рекламной деятельности. Очевидно, что если в законодательном порядке профессиональный спорт не признан, то фактически вся коммерческая деятельность спортсменов становится незаконной со всеми вытекающими отсюда последствиями - официальные власти могут безнаказанно спортсменов шельмовать, обвинять в жадности и стяжательстве, оказывать на них иное давление для того, чтобы сделать их зависимыми людьми.
Отсутствие законов о физической культуре и спорте невыгодно и самому государству: вследствие утечки за рубеж известных и перспективных спортсменов теряется зрелищность и результативность соревнований, падает престиж государства, уменьшаются суммы налоговых поступлений и т.п. Таков далеко не полный перечень негативных последствий от отсутствия законодательной базы в сфере физической культуры и спорта.
Российские законодатели в 1990-х гг. в определенной мере учли имеющийся отечественный и зарубежный опыт функционирования физкультуры и спорта в условиях правового вакуума и постарались ликвидировать имеющиеся юридические пробелы как на федеральном, так и на местном уровнях.
Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»
После распада СССР и обретением Российской Федерации своей государственности возникла необходимость в создании качественной правовой базы в сфере физической культуры и спорта, в которой бы нашли свое воплощение все те изменения, которые произошли в физкультурно-спортивной и других областях жизнедеятельности общества - в экономике, политике, идеологии- а также в образе мыслей граждан нашей страны.
Необходимая правовая база в виде Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте была разработана и принята Верховным Советом РФ 27 апреля 1993г. Принятые Основы законодательства о физической культуре и спорте стали важнейшей вехой в создании правовой базы физкультурно-спортивной отрасли. Значимость Основ связана с тем что, многие принципиально важные положения впервые были закреплены юридически. Так, в Основах юридически закреплялась компетенция Российской Федерации, республик, краев и организаций местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта, (ст. 4-6), вводились понятия «Система физической культуры» и «Спорт» с постатейной их расшифровкой (ст.11-24), законодательно определялись источники финансирования физической культуры и спорта (ст. 25-26).
Однако после принятия Основ законодательства в течение последующих лет стали вскрываться его некоторые пробелы и недочеты. В частности, в Основах были слабо отражены или отсутствовали вовсе такие разделы, как «Пропаганда физкультуры и спорта», «Права и обязанности спортсменов и работников физкультурно-спортивной отрасли» и некоторые другие.
Накопившиеся замечания и новые реалии российской физической культуры и спорта заставили законодателей существенным образом переработать существующие правовые нормы и создать новый закон «О физической культуре и спорте».
Федеральный закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте» был принят Государственной Думой 13 января 1999 г., одобрен Советом Федерации 27 января и подписан Президентом страны 29 апреля 1999 г. В юридическую силу закон вступил с момента его опубликования, то есть с 7 мая 1999 г.
Закон РФ «О физической культуре и спорте» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения России.
В главе 1 «Общие положения» указываются цели и задачи Закона, а также раскрываются основные понятия, которыми оперирует Закон. В частности, ст.2 раскрывает смысл таких терминов, как «система физической культуры и спорта», «физкультурно-спортивная организация», «любительский спорт», «профессиональный спорт» и проч. Трактовка данных терминов очень важна для правильного понимания положений Закона и недвусмысленного их толкования.
Законодатель специально посвящает расшифровке терминов две начальные статьи Закона, чтобы заинтересованные стороны при судебных разбирательствах не давали разную интерпретацию используемой терминологии. В то же время значимость адекватной трактовки велика и при сопряжении данного Закона с другими законодательными актами. Например, Закон следующим образом трактует понятие «профессиональный спорт» - это предпринимательская деятельность, целью которой является удовлетворение интересов профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей. Очевидно, что если профессиональный спорт - предпринимательская деятельность, то она будет регулироваться соответствующими положениями гражданского и налогового кодексов. В то же время профессиональным спортивным организациям уже затруднительно получать дотации из бюджетов всех уровней, так как в нашей стране предпринимательская деятельность, как правило, не дотируется.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации (4 декабря 2007 года № 329 – ФЗ)
Принят Государственной Думой 16 ноября 2007 года
Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года

Гл.1. Общие положения (ст. 1-9)
Гл.2. Организация деятельности в области физической культуры и спорта (ст.10-27).
Гл. 3. Физическая культура и спорт в системе образования, в системе федеральных органов исполнительной власти, по месту работы и места жительства граждан. Адаптивная физическая культура (ст. 28-31).
Гл.4. Спортивный резерв (ст.32-34).
Гл.5. спорт высших достижений (ст. 35-36).
Гл.6. Финансовое, медицинское и иное обеспечение физической культуры и спорта (ст. 37-39).
Гл.7. Международная спортивная деятельность (ст. 40).
Гл.8. Заключительные положения (ст. 41-43).
Рассмотрим в общих чертах содержательную часть каждой из глав закона.
Глава 1, помимо трактовки используемых понятий, также содержит в своем составе статьи, посвященные государственной политике и поддержки государством физической культуры и спорта. В частности, в ст. 3 говорится, что государственная политика в области физической культуры и спорта строится с учетом интересов всех граждан, в целях «создания благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности».
При этом в соответствии с нормами ст.4, государство обеспечивает:
1. ежегодное финансирование мероприятий в области физкультуры и спорта вРФ, поддерживает физкультурно-спортивное и олимпийское движение за счет средств федерального бюджета;
2. создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;
3. содержание физкультурно-спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности РФ;
4. создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-оздоровительных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
5. создание условий для увеличения количества ДЮСШ всех типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;
6. создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;
7. организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности;
8. организацию лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством РФ;
9. поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций.
Как видно из данного перечня, государство берет на себя большие обязательства по поддержке физической культуры и спорта в стране. В свою очередь, большие обязательства требуют значительных финансовых ресурсов. Закон оговаривает это положение следующим образом: «Расходы на реализацию федеральных программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством РФ».
Глава 2 раскрывает принципы построения системы физической культуры и спорта в РФ, которая включает в себя, согласно ст.5спортивные клубы, коллективы физической культуры, ДЮСШ, СДЮШОР, школы высшего спортивного мастерства, образовательные, научно-исследовательские и другие учреждения в физкультурно-спортивной сфере.
Помимо указанных учреждений и организаций, в Законе определяется специальный государственный орган (в настоящее время им является Министерство спорта, туризма и молодежной политики российской Федерации), который осуществляет:
• обеспечение государственной политики в области физической культуры и спорта;
• подготовку и представление в Правительство РФ проектов федеральных программ развития физической культуры и спорта;
• организацию лицензирования в области физической культуры и спорта и обязательную сертификацию продукции в соответствии с законодательствомРФ;
• ежегодное рассмотрение итогов развития физической культуры и спорта в РФ и утверждение мероприятий в данной области на следующий год;
• руководство физическим воспитанием граждан и внедрение физической культуры в режим труда и отдыха граждан, организацию массовых спортивных соревнований, спартакиад, физкультурно-спортивных фестивалей;
• разработку и утверждение с учетом предложений Олимпийского комитета России и физкультурно-спортивных организаций нормативов физической подготовленности различных категорий населения, в том числе нормативов всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье»;
• контроль за исполнением федеральных законов и иных правовых актов РФ и субъектов Федерации.
Кроме перечисленных функций, Министерство осуществляет целый ряд иных функций в рамках обозначенных Законом полномочий.
(Госкомспорт России в своей работе руководствуется так же Положением о Государственном комитете Российской Федерации по физичской культуре, спорту и туризму, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 января 2001 г. № 58. См.: Сборник официальных документов и материалов /Гос. ком. РФ по физ. культ., спорту и туризму. – 2001. № - С.8-12.)
Ст. 7 регламентирует деятельность Олимпийского комитета РФ, а ст.8 и 9 посвящены вопросам инфраструктуры спорта – физкультурно-спортивным объединениям, ДЮСШ и СДЮЩОР. Завершается глава 2 статьями, посвященными сборным командам России по различным видам спорта (ст. 10) и взаимодействию Министерства РФ с территориальными управлениями по физической культуре и спорту (т.е. с муниципальными и областными спорткомитетами).
Глава 3 Закона нормирует физкультурно-оздоровительную работу и развитие спорта высших достижений. При этом особое внимание Закон уделяет физическому воспитанию граждан и участию государства и образовательных учреждений в этом процессе.
Пропаганде физической культуры и спорта посвящена глава 4 Закона. Ранее, в Основах законодательства РФ о физической культуре и спорте, такой раздел отсутствовал. При разработке нового закона этот пробел был восполнен и законодательство пополнилось статьями об участии государственных органов и СМИ в пропаганде идеалов спорта.
Были также введены некоторые ограничения на рекламу алкогольной и табачной продукции. Так, ст.21 гласит: «Не допускается пропаганда в спорте культа жестокости и насилия, унижения человеческого достоинства, использование запрещенных нормативными актами стимуляторов, наносящих вред здоровью человека; запрещается реклама алкогольных напитков и табачных изделий во время трансляции по каналам теле- и радиовещания физкультурно-оздоровительных и спортивных программ». Эти положения дополняет ст.22: «Реклама товаров, изделий и услуг во время проведения спортивных соревнований или других спортивных мероприятий допускается с разрешения организаторов спортивных соревнований». Таким образом, положения статей 21 и 22 решают двуединую задачу: с одной стороны, снизить влияние рекламных акций производителей алкогольных и табачных изделий, с другой стороны, создать предпосылки для получения доходов от рекламы спортивными организациями.
Глава 5 устанавливает права и обязанности работников физкультурно-спортивных организаций и регламентирует их социальную защиту. В частности, спортсмен-любитель (физкультурник) в соответствии со ст.23, имеет право:
• бесплатно пользоваться государственными и муниципальными физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, медицинским обслуживанием, снаряжением и спортивной одеждой, а также жильем и питанием во время тренировочных занятий (сборов) и спортивных соревнований в составе сборных команд;
• получать денежную компенсацию по основному месту работы службы, учебы, если это предусмотрено законами или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
• пользоваться иными льготами и гарантиями, установленными местным законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации. При этом спортсмен-любитель обязан:
• достойно представлять физкультурно-спортивные организации на местных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях;
• заботиться о своих морально-волевых качествах, проявлять высокую гражданственность, изучать основы гигиены, овладевать знаниями о физической культуре и спорте, об олимпийском и международном спортивном движении;
• выступать активным популяризатором физической культуры и спорта;
• не употреблять медицинские препараты и не принимать запрещенные в спорте процедуры.
Материалы главы 6 посвящены ресурсному обеспечению в области физической культуры и спорта - строительству и содержанию спортсооружений, соблюдению правил безопасности и охраны здоровья при проведении занятий физической культурой, спортивной промышленности, а также налогообложению и лицензированию в области физической культуры и спорта.
Глава 7 содержит заключительные положения. В частности, в ст.41 упоминается об ответственности должностных лиц за несоблюдение положений Закона, а ст.42 и 43 говорят об утрате юридической силы Основ законодательства РФ о физической культуре и спорте и приведении в соответствие с новым законом иных нормативно-правовых актов Российской Федерации.
После рассмотрения содержательной части Закона «О физической культуре и спорте в РФ» становятся заметны его слабые места. Наиболее существенным недостатком Закона является его декларативность, то есть наполненность общими фразами, лишенных конкретного содержания. Подобное формирование правовых актов характерно для хартий, манифестов, деклараций, но мало применимо к реальной правовой практике в повседневной жизни. В Законе должны быть четко зафиксированы количественные критерии в части финансирования физической культуры и спорта как на федеральном, так и региональных уровнях.
Вторым недостатком Закона является весьма слабое правовое регулирование профессионального спорта. За последнее десятилетие российский профессиональный спорт значительно изменился, иными стали социальные и экономические условия в стране, для спортсменов и тренеров открылись международные рынки труда, ' заметно выросли стоимостные показатели контрактов ведущих ' спортсменов. Все эти изменения протекают весьма динамично, в значительной степени опережая процессы формирования законодательной базы профессионального спорта. В то же время российский Закон «О физической культуре и спорте» посвящает регулированию профессионального спорта всего одну статью (ст.24). Очевидно, что для адекватной регламентации профессионального спорта этого явно недостаточно; необходимо отделить профессиональный спорт от любительского и оздоровительно-массового спорта, создав для этих целей отдельный закон «О профессиональном спорте а РФ». При этом закон должен содержать в себе такие разделы, как «Участники профессионального спорта», «Допинг-контроль», «Страхование профессиональных спортсменов», «Возрастные ограничения», «О финансировании профессионального спорта» и ряд других.
ЛЕКЦИЯ 4. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
Роль местного законодательства о физической культуре и спорте необычайно велика: от того, каким образом построено физкультурно-спортивное законодательство города, области, республики, какие в него заложены принципы и преференции, во многом зависят активность и массовость спортивной жизни в регионе. В свою очередь, массовость в физической культуре и спорте – залог высоких результатов в профессиональном спорте, повышение продолжительности жизни граждан региона, привнесение и закрепление в общественном сознании элементов здорового образа жизни, снижение детской и подростковой преступности, снижение употребления алкоголя.
Иными словами, физическая культура и спорт качественно улучшают повседневную жизнь граждан региона, делают ее ярче и интересней, насыщенной событиями и впечатлениями. Все эти обстоятельства оказывают значительное влияние на культуру и цивилизованность живущих в регионе людей, изменяют их социальное и экономическое поведение, меняют к лучшему мировоззрение и менталитет. Конечно, изменения в жизни и сознании людей под воздействием физкультуры и спорта процесс не слишком быстрый и подчас латентный. Его результаты проявляют себя в явной форме лишь спустя годы после принятия соответствующих законов и реального выполнения физкультурно-спортивных программ. Кроме того, реализация законов о физической культуре и спорте и физкультурно-спортивных программ требует известного финансирования, привлечения в спортивную отрасль трудовых, финансовых, правовых, информационных и иных ресурсов. Однако несложный подсчет потерь от отказа реализации и финансирования физкультурно-спортивных программ с целью экономии средств приводит к результатам прямо противоположным: расходы на лечение и реабилитацию наркоманов и алкоголиков, поимку и наказание преступников, на правоохранительную и судебно-исправительную системы начинают расти в геометрической прогрессии и многократно перекрывают первоначальные расходы на физкультуру и спорт. Таким образом, вне зависимости от того, каких взглядов на физкультурно-спортивную деятельность придерживается администрация того или иного города или области, выгоднее и практичнее вкладывать финансовые средства в спортивную индустрию и ее инфраструктуру, нежели впоследствии тратить несопоставимые средства в попытках исправить положение. Возникает естественный вопрос, - каким образом все вышесказанное связано с местным законодательством о физической культуре и спорте? Ведь имеется Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» и его выполнение позволит поддерживать физкультуру и спорт в субъекту Федерации на достаточном уровне. Если рассуждать абстрактно, то в данной постановке вопроса есть определенная логика и целесообразность. Если же принимать во внимание российские реалии повседневной жизни, то тогда необходимость принятия местных законов о физической культуре и спорте достаточно очевидна. Принятие субъектом Федерации местного закона о физкультуре и спорте несет в себе следующие преимущества: • закон позволяет юридически закрепить организационную и управленческую структуру физкультурно-спортивной отрасли региона, а также ее основные параметры; • установить количественные критерии бюджетного и внебюджетного финансирования физической культуры и спорта регионе (вне зависимости от финансирования из федерального бюджета);
• установить дополнительные налоговые и социальные льготы для спортсменов, тренеров, спортивных сооружений, спортклубов и предприятий физкультурно-спортивной отрасли;
• определить специальный правовой режим земельных участков физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений;
• законодательно зафиксировать льготы и социальные гарантии в области физической культуры и спорта детям из неблагополучных семей, инвалидам, престарелым гражданам, людям, страдающим некоторыми видами заболеваний;
• в законодательном порядке установить наиболее выдающимся спортсменам и тренерам специальные дотации, стипендии, пенсии, почетные звания;
• определить ответственность за нарушение местного закона о физической культуре и спорте.
Все вышеперечисленные мероприятия играют огромную роль в становлении и развитии региональной физкультуры и спота. Местные законы о физической культуре и спорте принимаются и контролируются законодательными органами данных субъектов Федерации, что создает атмосферу повседневного и персонального контроля за исполнением Закона как со стороны муниципальных советов или областных законодательных собраний, так и со стороны общественности.
В случае игнорирования положений местного закона о физкультуре и спорте, нерадивого исполнения своих должностных обязанностей чиновниками администрации или нецелевого расходования средств, выделенных на спорт, законодательной, исполнительной и судебной власти легче принять обоснованные правовые решения.
К сожалению, в современной России далеко не все субьекты Федерации приняли собственное законодательство о физической культуре и спорте. Это обстоятельство вызвано двумя основными причинами:
• во-первых, недопониманием общественностью роли и значения местного законодательства о физкультуре и спорте;
• во-вторых, незаинтересованностью некоторых руководителей субъектов Федерации в наличии такого законодательства. Незаинтересованность заключается в том, что реализация местного закона о физкультуре и спорте потребует дополнительных финансовых ресурсов и накладывает на руководителя дополнительную ответственность за исполнение закона. Стремясь избежать «излишних» расходов и ответственности, отдельные руководители тормозят принятие соответствующих законов, прикрываясь демагогией о более важных и насущных делах.
Рассмотрим структуру и содержание местного законодательства о спорте на примере Закона города Москвы о физической культуре и спорте, который был принят 26 июня 1996 г. Закон устанавливает принципы правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта в городе Москве, определяет систему организации управления физической культурой и спортом, создает правовую базу для функционирования физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций, участвующих в реализации городских программ, гарантирует право жителей Москвы на занятия физкультурой и спортом.
Законодательство г. Москвы о физической культуре и спорте включает в себя (согласно ст. 1) положения Конституции РФ, Устав города Москвы, Закон «О физической культуре и спорте в РФ», Закон города Москвы о физической культуре и спорте и принимаемые в соответствии с ними нормативные акты Российской Федерации и города Москвы.
Закон следующим образом очерчивает компетенцию города Москвы в области физической культуры и спорта (в лице ее органов власти и управления) ст.2;
• формирование и осуществление городской политики в области физической культуры и спорта;
• участие в реализации федеральных программ развития физкультуры и спорта;
• разработка и реализация городских программ развития физической культуры и спорта с учетом социально-экономических, демографических и других условий и особенностей;
• формирование, координация, поддержка и стимулирование деятельности городской системы организации и управления физкультурно-спортивным движением;
• формирование внебюджетного фонда физической культуры и спорта города Москвы и организационная поддержка его деятельности.
Установление:
• городских нормативов дополнительного финансирования физической культуры и спорта;
• региональных требований, норм и правил по отбору и закреплению земель, размещению, содержанию, целевому использованию и развитию сети спортивных сооружений, санитарных норм их эксплуатации, а также требований по охране жизни и здоровья лиц, находящихся на спортивных сооружениях;
• почетных званий, наград, государственных премий города Москвы в области физической культуры и спорта.
Прямое финансирование:
• городских физкультурно-оздоровительных программ и мероприятий по развитию физической культуры и спорта;
• городской государственной системы подготовки и переподготовки специалистов в области физической культуры и спорта.
Кроме того, город Москва как субъект Федерации принимает на себя обязательства по созданию единой городской системы информационного обеспечения и пропаганды в области в области культуры и спорта, осуществление международных спортивных связей.
Законом устанавливается, что городские государственные органы управления физической культурой и спортом осуществляют свою деятельность в тесной связи с органами здравоохранения, образования, администрацией предприятий, правоохранительными органами, общественными объединениями, внешкольными и внеучебными учреждениями физкультурно-спортивной направленности, строя ее совместно с районными органами власти и комитетами территориального общественного самоуправления по месту жительства и отдыха населения (ст.3).
Закон Москвы предусматривает поддержку инвалидного спорта. Так, ст.5 гласит; «Органы власти районов города Москвы обеспечивают создание условий для занятий инвалидов физической культурой и спортом на физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях за счет средств, предусмотренной сметой расходов района, привлеченных средств и благотворительных поступлений.
Что же касается спорта высших достижений, и, подготовки сборных команд Москвы к выступлениям на всероссийских и международных соревнованиях, то она осуществляется в соответствии со ст.6, за счет средств городского бюджета.
Большое внимание Законом Москвы о физической культуре и спорте уделяется спортсооружениям. Закон уполномочивает Комитет по физической культуре и спорту города Москвы устанавливать нормативы минимальной обеспеченности жилых районов сооружениями. Кроме того. Закон обязывает владельцев спортивных сооружений страховать их от пожаров и стихийных бедствий, противоправных действий третьих лиц и других неблаговидных событий в соответствии с правилами страхования.
Для спортивных сооружений и физкультурно-оздоровительных учреждений Законом (ст.8) устанавливается особый правовой режим землепользования. Особенность особого правового режима заключается в целевом использовании переданных под спортивные сооружения земель (только для физкультурно-спортивных целей) и невозможности продажи или передачи в аренду этих земель без согласования с Московским земляным комитетом.
Важнейшим вопросом для физкультурно-спортивной отрасли является проблема финансирования. Закон города Москвы довольно подробно регламентирует данную процедуру. Ст. 10 Закона указывает, что источниками финансирования физической культуры и спорта в Москве является бюджет города, средства Фонда развития физической культуры и спорта Москвы, средства внебюджетных фондов развития административных округов и районов города, средства от хозяйственной деятельности спортивных сооружений и ряд других источников. При этом Закон прямо указывает, что «ассигнования на финансирование физической культуры и спорта и указываются в бюджете города Москвы отдельной строкой в объеме до 1% бюджета города Москвы».
Кроме перечисленных мер, ст. 10 предусматривает и иные конкретные меры по косвенному финансированию физкультуры и спорта в Москве. Речь идет, в первую очередь, о льготах по налогообложению и при оплате коммунальных услуг. Так, п.6 ст. 10 гласит: «Предприятия и организации, имеющие на своем балансе физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения и являющиеся участниками городских программ развития физкультуры и спорта, имеют право на льготное налогообложение». Пункт 7 той же статьи дополняет: «Распространить на физкультурно-спортивные организации города независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности тарифы на отпуск сетевого газа, электрическую, тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, как это предусмотрено при отпуске для населения».
Законом Москвы устанавливаются льготы для многодетных и малообеспеченных семей, детям-сиротам и инвалидам. Льготные условия предоставления услуг заключаются в частичном или полном освобождении от их оплаты (ст.11). Заключительная статья (ст. 12) устанавливает ответственность за нарушение данного закона.
Как видно из содержательной части Закона города Москвы о физической культуре и спорте, он, несмотря на свою краткость и лаконичность весьма конкретен, что выгодно отличает этот закон от аналогичных правовых актов других субъектов Федерации.
Подзаконные правовые акты
Правовая система государства должна функционировать как целостный механизм, где все отрасли права сливаются в единую композицию, где нет противоречий между принятыми законами, а также законодательными и подзаконными актами. Добиваясь гармоничного соединения разных правовых актов, их слияния в единое, монолитное правовое поле - задача большой научно-практической важности.
Проблема гармоничного сочетания правовых актов существует и в физкультурно-спортивной отрасли: совершенно необходимо, чтобы Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ» органически сочетался с положениями Конституции РФ, с еждународными правовыми актами, с законами о физической культуре и спорте субъектов Федерации, с гражданским, налоговым, трудовым, уголовным кодексами, а также с подзаконными актами различных министерств и ведомств.
От того, насколько четко и комплексно решена данная проблема, зависит эффективность действующего законодательства в целом по стране и физкультурно-спортивной отрасли в частности.
В настоящем разделе мы рассмотрим правовые акты, которые перекликаются с физкультурно-спортивным законодательством и имеют с ним непосредственную связь. Такие акты называются подзаконными правовыми актами.
В первую очередь рассмотрим связь физкультурно-спортивного права с теми правовыми актами, которые затрагивают фундаментальные права человека. Одним из таких правовых документов является Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом России в 1991 г.
Основная цель принятия Декларации отражена в ее преамбуле:
«Утверждая права и свободы человека, его честь и достоинство как высшую ценность общества и государства, отмечая необходимость приведения законодательства России в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, Верховный Совет РСФСР принимает настоящую Декларацию».
В Декларации, среди основных прав и свобод человека, в ст.25 указывается, что государство «поощряет деятельность, способствующую экологическому благополучию, укреплению здоровья каждого, развитию физической культуры и спорта». Данное положение Декларации является одним из основополагающих Принципов российской государственной политики в области физической культуры и спорта. Этот принцип находит свое законодательное воплощение во всех иных правовых актах, принимаемых на территории Российской Федерации.
Связь физкультурно-спортивного права установлена и с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятого 22 июля 1993 г. В частности, ст.20 Основ гласит: «Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский контроль».
К подзаконным правовым актам относятся, помимо федеральных и местных законов, указы Президента Российской Федерации. Указы издаются Президентом РФ в тех случаях, когда законодателями не подготовлен соответствующий закон. Правовая специфика в данном случае состоит в следующем: разработка законодательных актов в Государственной Думе РФ – процесс довольно продолжительный и кропотливый. Проекты законов вырабатывают отдельные депутаты, думские комитеты и политические партии, правительство, Президент страны.
Подготовленные проекты проходят всестороннюю экспертизу в профильных комитетах Госдумы и далее выносятся на голосование на пленарных заседаниях Думы. На заседаниях в законы вносятся изменения, дополнения и по каждому из законов проводится голосование в несколько этапов (чтениях). В результате голосования закон принимается или отклоняется. Если закон одобрен большинством депутатов Госдумы, он поступает на утверждение в Совет Федерации. Здесь возможны два варианта: 1) Совет Федерации отвергает одобренный Госдумой закон (использует право «вето», т.е. запрет). В этом случае закон возвращается в Госдуму. Депутаты Госдумы могут либо преодолеть вето квалифициванным большинством, либо доработать закон в соответствии с рекомендациями Совета Федерации (например, путем создан согласительной комиссии); 2) Совет Федерации одобряет принятый закон. После одобрения Советом Федерации принятого закона, (а, также в случае преодоления вето Госдумой), закон поступает на подпись Президенту РФ. Президент также может либо подписать, либо отклонить данный закон. В этом случае вся правовая процедура будет повторена.
Как видим, процедура принятия законов довольно продолжительна, поэтому указы Президента РФ более оперативны и.быстро ликвидируют правовой вакуум. Однако если закон принят, соответствующий указ Президента РФ утрачивает юридическую силу (т.е. закон имеет высший приоритет). Очевидно, что в современной российской юридической практике роль указов Президента РФ весьма значительна, так как правовая база государства находится в стадии формирования и необходимые в стране законы не всегда готовятся вовремя.
Рассмотрим в качестве примера некоторые Указы Президента Российской Федерации, касающиеся физической культуры и спорта. Одним из них является Указ от 30 января 1995 г. «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении Положений о почетных званиях и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации». В нем, в частности, говорится: «В целях поощрения граждан за высокое профессиональное мастерство и многолетний добросовестный труд постановляю:
1. Установить следующие почетные звания:... «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации».
2. Утвердить прилагаемые положения о почетных званиях Российской Федерации и описание нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации.
3. Считать утратившими силу нормативные правовые акты по перечню согласно приложению.
4. Настоящий Указ вступает в силу с 1 апреля 1996 г.».
Согласно подписанного Указа приобретает юридическую силу Положение о почетном звании «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации», которым устанавливается: «Почетное звание «Заслуженный работник физической культуры РФ» присваивается организаторам физкультурного движения, ученым и тренерам, работникам коллективов физической культуры, спортивных сооружений, физкультурных организаций, учебных заведений, научно-исследовательских институтов за заслуги в развитии физической культуры и спорта, в организационно-методической, учебно-тренировочной, воспитательной, инженерно-технической, научно-педагогической и хозяйственной деятельности, совершенствовании системы физического воспитания населения, массового спорта, спорта высших достижений и работающим в области физической культуры и спорта 15 и более лет».
Другой Указ Президента РФ от 22 мая 1996 г. «О дополнительных социальных гарантиях спортсменам, работникам физической культуры, спорта и туризма» касается вопросов социальной защиты работников физкультурно-спортивной и туристической сферы. В Указе, в частности, говорится: «В целях обеспечения социальных прав спортсменов, работников физической культуры, спорта и туризма, учитывая приоритетный характер физической культуры, спорта и олимпийского движения в деле оздоровления нации, сохранения спортивного потенциала и ценных тренерских кадров в Российской Федерации, постановляю:
1.Одобрить инициативу Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму в организации дополнительного пенсионного обеспечения ветеранов спорта, работников физической культуры, спорта и туризма и создании в соответствии с Указом Президента РФ от 16 сентября 1992 г. №1077 «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственного пенсионного фонда.
2. Принять к сведению, что:
- организация и финансирование дополнительного пенсионного обеспечения ветеранов спорта, работников физической культуры, спорта и туризма осуществляется без привлечения бюджетных ассигнований, за счет добровольных имущественных взносов физических и юридических лиц, а также иных поступлений;
- условия, размеры и порядок осуществления выплат гражданам, имеющим право на указанное дополнительное пенсионное обеспечение, определяются учредительными документами и договором между негосударственными пенсионными фондам гражданами.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказать содействие негосударственному пенсионному фонду в выполнении его уставных задач, способствовать формированию его региональных отделений и представительств.
Подзаконные физкультурно-спортивные правовые акты
Большинство современных законов имеют так называемые подзаконные акты, то есть такие юридические документы, которые конкретизируют и уточняют те или иные положения закона, таким нормативно-правовым документам относятся различного рода положения, постановления, распоряжения, инструкции, уставы.
Появление подзаконных актов в юридической практике объясняется существованием двух основных видов законодательства:
1. Законодательство прямого действия (которое содержит все необходимые предписания, количественные критерии и не нуждаются в подзаконных актах);
2. Законодательство, сформированное в виде общих положений и деклараций. Законодательство данного вида, как правило, не имеет в своем составе статей прямого действия, однако содержит многочисленные ссылки на действующие правовые инструкции, положения, перечни и иные подзаконные акты.
Оба отмеченных типа законодательства имеют свои достоинства и недостатки. Достоинством законодательства второго типа является наличие подзаконных актов, которые могут обновляться со временем, в соответствии с изменяющимися реалиями повседневной жизни. Таким образом, статьи закона сохраняют свою актуальность и практически не устаревают (Следует отметить, что с помощью подзаконных актов можно значительно изменить и даже выхолостить смысл закона. Это обстоятельство также является и несомненным недостатком данного вида законодательства).
Соответственно, нет необходимости разрабатывать и утверждать новеллы, вносить поправки и изменения в подзаконные акты.
Подзаконные правовые акты широко используются в физкультурно-спортивной отрасли. В текущей работе органы государственного управления физической культурой и спортом руководствуются, помимо законов, такими подзаконными актами, как постановления правительства, распоряжения председателя Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму, приказами, инструкциями, издаваемыми руководством министерств и ведомств в пределах своей компетенции. Юридическая проработка и качество подзаконных актов имеют принципиально важное значение для физической культуры и спорта, во многом определяют условия работы (статус, социальные гарантии, льготы) и эффективность функционирования отрасли в целом.
Рассмотрим несколько наиболее важных подзаконных правовых актов, действующих в физкультурно-спортивной отрасли.
Положение о Федеральном агентстве по физической культуре и спорту
Органы управления физической культурой и спортом
Специально уполномоченным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта являлось до октября 2008 года Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму (далее также — Агентство). Предшествующим органом государственного управления в данной сфере был Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и спорту.
Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму указом Президента РФ упразднено и полномочия переданы в ведениеМинистерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
В своей деятельности Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, а также актами и Положением о нем.
Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с п. 2 постановления ПравительстваРФ от 30 июня 2004 г. № 326 до принятия соответствующего нормативного правового акта Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму осуществляет:
1) реализацию мер по развитию детского и юношеского спорта;
2) организацию проведения спортивных соревнований, спартакиад, физкультурно-спортивных фестивалей, других мероприятий физкультурно-оздоровительного и спортивного характера;
3) физкультурно-спортивную работу с инвалидами, подготовку и обеспечение участия спортсменов-инвалидов во всероссийских и международных спортивных соревнованиях;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.