Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таким чином, якщо на фізичній моделі знайдено числове значення характеристики , то воно може бути перераховано на натурне явище за формулою 3 страница




• организации в области физической культуры и спорта функционируют практически во всех организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ;
• существует широкое разнообразие реальных физкультурно-спортивных и производственно-хозяйственных отношений, предопределяемых многогранностью деятельности участвующих в физкультурном движении субъектов, а также разнонаправленностью научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов в данной сфере субъектов Российской Федерации и отдельных спортивных организаций;
• физическая культура и особенно спорт России являются составной частью мирового физкультурно-спортивного и олимпийского движения, в связи с чем некоторые аспекты их функционирования и развития подпадают под действие международных и региональных нормативно-правовых актов, что вызывает необходимость инкорпорировать отдельные их нормы в законодательство Российской Федерации;
• наличествует юридический характер спортивного порядка, предопределяемый, в частности, способностью спортивной организации на саморегулирование через различные уставы и регламенты и способностью гарантировать обязательность своих требований через применение дисциплинарных санкций;
• имеются объективная спортивная ответственность и особые принципы спортивной деятельности — состязательный момент, бескорыстность спортсменов, доказуемость результатов и др.
Предметом правового регулирования спортивного права как комплексной специализированной отрасли права является определенная группа общественных отношений, присущая только данному праву.
Под предметом спортивного права мы понимаем органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта — трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных (предпринимательских), уголовно-правовых, в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по урегулированию спортивных споров).
Как видим, речь идет о многообразии видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта, которые не могут быть отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной из традиционных отраслей права. Несмотря на то что различные виды общественных отношений в сфере физической культуры и спорта не составляют органического единого отношения, они тесно взаимосвязаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования. Именно в этом состоит специфика спортивных отношений как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта.
Данная концепция рассматривается в учебнике при характеристике природы общественных отношений, складывающихся в сфере физкультурно-спортивной деятельности, развивающихся в связи со становлением спортивного права как вторичной структуры в системе российского права.
В правовой науке существуют различные взгляды на метод правового регулирования. Согласно позиции профессора Г.В. Чубукова необходимо различать: общеправовые методы (запреты, предписания, дозволения и др.), применяемые в том или ином сочетании во всех отраслях российского права; межотраслевые (договорные, метод возмещения ущерба и др.), характерные для определенной группы отраслей, например для отраслей хозяйственно-правового комплекса; отраслевые. Так, каждая отрасль права должна характеризоваться собственными, присущими только ей методами правового регулирования своего предмета; их в юридической литературе принято именовать отраслевыми методами. Они дополняют общеправовые и межотраслевые методы, которыми обладают другие отрасли права.
В спортивном праве можно определить следующие отраслевые методы:
• использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни населения страны, разностороннем физическом совершенствовании граждан;
• обеспечения доступности всех слоев населения к занятиям физической культурой и спортом;
• использования физической культуры и спорта как средства подготовки к производственной деятельности и воинской службе, а также профилактики наркомании, пьянства, табакокурения и преступности;
• учета непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
• учета связи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);
• ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;
• обеспечения безопасной организации и проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;
• возмещения вреда здоровью, связанного с последствиями спортивной деятельности или в процессе этой деятельности;
• восстановления утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на основе использования средств лечебной физической культуры (ЛФК);
• учета направленности физкультурно-спортивного движения на консолидацию общества, укрепление единства и сплоченности нации;
• ориентации на развитие народных и национальных систем физического воспитания, позволяющих полностью раскрыть национальные традиции народов России, их самобытность в рамках единой государственной системы;
• учета самостоятельности и равноправия физкультурно-спортивных объединений, независимо от уровня, который они занимают в сфере физической культуры и спорта, в том числе равенства их прав на государственную поддержку;
• поощрения конкуренции в спорте и деятельности предприятий спортивной промышленности, защиты от монополизма в управлении, особенно в спорте высших достижений;
• обеспечения эффективной подготовки к соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;
• целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта;
• учета правил спортивной этики и др.
Специфика отраслевых методов спортивного права многоаспектна и обусловлена как объективными закономерностями функционирования сферы физической культуры и спорта, так и необходимостью последовательно совершенствовать элементы физкультурно-спортивного движения в России.
Установив предмет и методы российского спортивного права, на наш взгляд, целесообразно (возможно, при дальнейшем дополнительном обосновании) рассматривать его как находящуюся в стадии становления в нашей стране комплексную отрасль права и следующим образом определить понятие данной отрасли.
Спортивное право — это формирующаяся в настоящее время специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой связанную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых, а также корпоративных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок физкультурно-спортивной деятельности, включающей органический комплекс следующих общественных отношений: трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных (предпринимательских), уголовно-правовых, отношений в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, процессуальных отношений по урегулированию спортивных споров, а также других отношений, связанных с физической культурой и спортом.
Данное определение содержит все необходимые атрибуты спортивного права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В учебных целях можно применять более лаконичную дефиницию: спортивное право есть система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта.
Большое внимание формулированию понятий мы уделяем потому, что их сущность определяет круг вопросов для дальнейшего изучения спортивного права. На важность этого вопроса обращал внимание еще в XVII в. французский философ Рене Декарт: «Дайте понятиям точное толкование и вы освободите мир от половины заблуждений».
Исходя из соотношения понятий «спорт» и «физическая культура» как части и целого, рассматриваемый комплекс было бы более корректно именовать «физкультурно-спортивным правом», однако для простоты и с учетом уже сложившейся терминологии, вошедшей в лексический оборот, систему правовых норм, регулирующих всю сферу физической культуры и спорта, с некоторой долей условности мы именуем как «спортивное право». Существует традиция обозначать название отрасли одним словом — это удобно для чтения, понимания и применения законодательства, преподавания предмета. Это лучше и с точки зрения лингвистики: название «Правовые основы физической культуры и спорта» очень длинное, а определение «Физкультурно-спортивное право» неудобно применять, поскольку оно двухслойное.
Надо сказать, что нередко название отрасли «приковывается» к какому-то наиболее крупному блоку отношений. Например, экологическое право включает три группы отношений: природоохранные, природоресурсные и отношения экологической безопасности. То есть предмет экологического права более широкий, чем название отрасли. С такой традицией надо мириться. Поэтому и в нашем случае название формирующейся комплексной отрасли дано применительно к основному блоку отношений, составляющих предмет спортивного права — отношений в сфере спортивной деятельности.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в последнее время спорт все больше приобретает самостоятельное значение. Бурно развиваясь, он занял видное место как в физической, так и в духовной культуре общества. При этом его общественное значение продолжает стремительно расти. Поэтому в представлениях многих специалистов «спорт» является понятием не только самостоятельным, но и значительно более широким, чем само понятие «физическая культура». И действительно, спорт приобрел в настоящее время универсальное значение, имеет всеобъемлющий характер.
Вопросы развития спорта обсуждаются в Организации Объединенных Наций. Они имеют отражение в Конституциях многих стран, программах политических партий и т.п. Спорт имеет огромное общественное значение как деятельность, раздвигающая границы человеческих возможностей. В сфере спорта вращаются громадные материальные и финансовые ресурсы, действуют мощнейшие стимулы как материального, так и духовного характера.
Таким образом, на наш взгляд, спортивное право может быть выделено в особую комплексную отрасль права по такому признаку, как спортивные отношения. Спортивное право служит правовой формой выражения и закрепления государственной политики в области физической культуры и спорта как важного субъективного фактора формирования и развития этого комплексного правового образования.
Юридическую основу для формирования соответствующей отрасли права составляет спортивное законодательство, которое складывается в результате законодательной деятельности государства и существует в зависимости от содержания нормативных актов и системы законодательства. Автор учитывает при этом опыт правового регулирования физкультурно-спортивной деятельности в зарубежных странах (Великобритании, США и др.), в которых проводятся интенсивные исследования по правовым проблемам физической культуры и спорта, а в учебных заведениях преподается курс «Спортивное право».
Наряду с характеристикой предмета как определенной группы общественных отношений в сфере физкультурно-спортивной деятельности и метода их регулирования в учебнике рассматриваются вспомогательные критерии, по которым строится спортивное право.
К ним относятся государственная политика в сфере физической культуры и спорта, принципы спортивного права, нормативный материал — важнейший юридический критерий существования этого нового комплексного правового образования.
Спортивное право по содержанию и закономерностям развития формируется на базе основополагающих политических решений государства, заинтересованного в комплексном правовом регулировании спортивных отношений. Спортивные отношения, являющиеся предметом спортивного права, складываются на основе частной, государственной и муниципальной собственности в частном, государственном и муниципальном секторах экономики.
Спортивные отношения, регулируемые спортивным правом, в соответствии с их правовой природой, структурой и особенностями можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как объективную основу формирования спортивного права; с другой — как процесс правообразования, который завершается созданием источников, выражающих нормы спортивного права.
В первом случае проблема спортивного права исследуется не в рамках научной систематики, а в пределах системы права как объективная реальность, сложившаяся на основе объединения системы взаимообусловленных норм, составляющих комплексную отрасль права. Во втором случае особое внимание (исходя из важности социальных факторов, детерминирующих сущность и содержание правовых норм) обращается на общественные отношения в сфере физической культуры и спорта, предопределяющие содержание и систему источников спортивного права.
Все нормы спортивного права можно подразделить на материально-правовые, процессуальные и процедурные, организационные. Если проанализировать спортивное законодательство, то можно увидеть, что все эти нормы в нем встречаются, хотя часто они не развернуты, иногда противоречивы. Но это как раз достаточно понятное состояние новой отрасли права, находящейся в стадии становления.
В любом случае уже сейчас видно, что нормы спортивного права несводимы к той или иной основной отрасли права. Учесть все разнообразие спортивных отношений в пределах одной или двух отраслей невозможно, ибо современное право развивается, разветвляется, специализируется и детализируется по различным отраслям для того, чтобы эффективнее регулировать с учетом всех тонкостей различные «участки» общественных отношений.
Поэтому только содержательная характеристика самого спортивного права, т.е. выделенной совокупности норм, и анализ системы теоретических и методических суждений, которая связана с этими нормами и обслуживает их, могут внести окончательную ясность в проблему специфичности, самостоятельности, статусного положения спортивного права. В этом отношении представляется важным еще раз подчеркнуть значимость прагматического подхода: если группа норм активно развивается и наполняется отсутствующим в других отраслях содержанием, то это устраняет любые консервативные теоретические соображения об устоявшейся системе права, понятии отрасли и чистоте научных классификаций, хотя, конечно же, не отбрасывает их полностью.
Таким образом, речь идет о комплексном правовом регулировании устойчивой группы общественных отношений. Представляется, что в перспективе необходимо принять Спортивный кодекс Российской Федерации. Создание кодифицированного нормативно-правового акта в данной сфере, системно излагающего законодательную базу, поддерживается учеными и практическими работниками в области физической культуры и спорта.
Принципы спортивного права
Принципами права признаются основополагающие начала, ключевые положения права, определяющие и выражающие его сущность.
В переводе с латинского «принцип» означает первооснову какого-либо явления, базовое положение.
Принципами мы именуем только объективные свойства права. Они отражают закономерности общественного развития, потребности данного общества. В этом их социальная детерминированность, зависимость от реальных жизненных условий. Так, Фридрих Энгельс в работе «Анти-Дюринг» писал: «Принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории».
Принципы права не есть результат субъективного усмотрения законодателей или ученых; они представляют органически присущие праву качества. Юридическая доктрина лишь выявляет, аргументирует, исследует и систематизирует их, а также показывает их роль, значение, содержание и функционирование. Принципы права могут быть закреплены в его конкретных нормах или выводиться логически из их совокупности.
Можно выделить общеправовые и специальные принципы регулирования физической культуры и спорта.
Обозначим следующие общеправовые принципы.
1. Принцип законности. В его основе применительно к горизонтальным отношениям, складывающимся в сфере физической культуры и спорта, лежит правило: разрешено все, кроме запрещенного законом. В литературе его относят к общедозволительному типу регулирования. Этим правилом в своей предпринимательской деятельности руководствуются, в частности, физкультурно-спортивные организации. Напротив, органы государства, воздействуя на физкультурно-спортивные отношения, должны применять другой принцип — запрещено все, кроме прямо разрешенного (разрешительное регулирование).
Необходимость соблюдения принципа законности приобретает особое значение в условиях правового нигилизма, часто присутствующего в современных общественных отношениях.
2. Принцип свободной экономической деятельности. Данный принцип провозглашен в ст. 8 и 34 КонституцииРФ. Так, каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Свобода экономической деятельности подразумевает: право субъекта физкультурно-спортивной деятельности начинать и вести ее в любой не запрещенной законом форме (например, право на занятие профессиональным спортом) с применением любых допущенных к обороту видов имущества; право на получение, использование и передачу достоверной информации; свободу от принудительной и неправомерной физкультурно-спортивной хозяйственной деятельности как в силу влияния других субъектов, так и в силу указаний органов государственной власти; возможность обжаловать решения и действия государства и его органов, а также органов местного самоуправления и должностных лиц, если эти решения и действия генерируют ограничение данной свободы; право на защиту законных интересов экономически слабой стороны в процессе физкультурно-спортивной предпринимательской деятельности (например, защита прав потребителей спортивных товаров и услуг).
В то же время эта свобода не безбрежна и может быть ограничена на основании федерального закона в интересах государства и общества в той степени, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, экологической безопасности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (например, лицензирование отдельных видов физкультурно-спортивной деятельности, сертификация физкультурно-оздоровительных и спортивных товаров, работ и услуг). Отсюда вытекает следующий общеправовой принцип.
3. Принцип государственного (экономического, финансового и т.п.) регулирования рыночных отношений. Очевидно, что рыночная экономика может функционировать лишь в условиях государственного регулирования. Принятие новых основополагающих рыночных законов — Конституции РФ и ГК РФ позволило осуществить переход от административно-командных методов управления народным хозяйством страны к экономическим, финансовым (налоговое, денежно-кредитное, бюджетное регулирование) и другим рычагам регулирования деятельности предприятий, большая часть которых превратилась в самостоятельно хозяйствующих субъектов. При этом во главе угла стоит проблема соблюдения баланса частных интересов участников хозяйственной деятельности в сфере физической культуры и спорта с публичными интересами государства и общества.
Изучение объективного и субъективного в спортивном праве позволяет раскрыть взаимосвязь и взаимозависимость комплексного характера спортивных отношений и комплексных способов правового воздействия на них со стороны государства, заинтересованного в установлении для физической культуры и спорта институтов, принципов, источников спортивного права. Методологически важно поэтому увязать вопрос о формировании спортивного права не только с существованием предмета и методов правового регулирования, но и признанием решающей роли государства в установлении единых для всей системы физической культуры и спорта специальных принципов. И хотя их содержание определяется сущностью спортивных отношений, сами принципы не могут формироваться и действовать вне физкультурно-спортивной политики и правотворческой деятельности государства.
Специальные принципы спортивного права появляются после того, как сложились соответствующие спортивные отношения. Последние обусловливают содержание правовых принципов, получивших нормативное закрепление в нормах спортивного права. Спортивно-правовая доктрина должна исходить, таким образом, из соединения анализа экономико-политической обусловленности принципов права с решительным признанием их субъективного характера.
Выделяя в качестве классификационного признака отрасли права принципы права, мы учитываем и то, что принципы, идеи и категории соответствуют тем общественным отношениям, которые отвечают уровню развития материального производства.
Принципы любой отрасли права выполняют регулятивную функцию: способствуют установлению отправных руководящих начал правового регулирования общественных отношений. Это означает, что существование регулятивных функций, присущих правовым принципам, — объективная необходимость и нормальное явление правовой формы, призванной внести упорядоченность в развитие общественных отношений.
Этот вывод о существовании специальных (специфических) принципов в соответствующей области общественных отношений является отправным положением в обосновании учения о признании принципов как факторов субъективного порядка в качестве важнейшего признака выделения спортивного права в комплексную интегрированную отрасль права.
Спортивное право объективно по своему происхождению, содержанию, закономерностям развития. Оно складывается на базе политических решений государства под воздействием принципов правового регулирования спортивных отношений. Под специальными принципами спортивного права понимаются выраженные в нормах права, регулирующих весь комплекс отношений в сфере физкультурно-спортивной, производственно-хозяйственной деятельности, нормативно руководящие идеи, положения, которые определяют содержание этой отрасли права, придают целостность, единство совокупности правовых норм, объединенных по предмету и методам правового регулирования в спортивном праве. К ним можно отнести следующие:
1) точное и последовательное соблюдение права российских граждан на охрану здоровья и занятия физической культурой и спортом;
2) обеспечение здоровой окружающей среды и условий жизни, которые способствуют активным занятиям физической культурой и спортом, самореализации и воспитанию чувств собственной значимости, а также позволяют гражданам полностью реализовать свой жизненный потенциал;
3) обеспечение гражданам равных возможностей заниматься физкультурой и спортом независимо от их доходов и благосостояния;
4) приоритетность развития физической культуры и спорта среди социально незащищенных групп населения (дети из многодетных семей, дети-сироты, инвалиды);
5) ответственность федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, а также должностных лиц за обеспечение права граждан на занятия физической культурой, спортом и создание необходимых условий для реализации этого права;
6) комплексность государственного воздействия на физкультурно-спортивные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих целенаправить мотивацию деятельности работников сферы физической культуры и спорта на достижение приоритетов отрасли;
7) взаимодействие государственных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта с общественными физкультурно-спортивными образованиями;
8) демократизация системы управления сферой физической культуры и спорта;
9) единство нормативной правовой базы физической культуры и спорта на всей территории Российской Федерации;
10) полнота правового регулирования спортивных отношений, непрерывность обновления спортивного законодательства, обеспечение законности в деятельности всех участников рыночных спортивных отношений;
11) создание благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности;
12) закрепление за государством регулирующих функций в сфере спортивного предпринимательства;
13) расширение системы юридических гарантий для экономической свободы спортивного предпринимательства;
14) хозяйственная и юридическая самостоятельность, материальная заинтересованность и ответственность физкультурно-спортивных коммерческих организаций за результаты предпринимательской деятельности;
15) уважение и соблюдение международных обязательств Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
16) реальность и гарантированность субъективных прав участников спортивных правоотношений.
Будучи юридически закреплены, эти принципы пронизывают собой основные правовые нормы и институты спортивного права.
Объект и предмет исследования в физкультурно-спортивном праве
Физическая культура и спорт занимают значительное место в жизни каждого человека. Практически каждый член общества вовлечен в физкультурно-спортивные отношения: одни индивиды являются спортсменами или тренерами, вторые выступают в качестве болельщиков, третьи являются служащими государственных или частных спортивных организаций. Школьники и студенты осваивают обязательные программы по физической культуре, на производстве проводятся спортивные соревнования, в индустрии отдыха и развлечений задействованы спортивно-оздоровительные лагеря и спортивный туризм. Кроме того, каждый налогоплательщик, по сути, является участником физкультурно-спортивных отношений, так как через бюджетно-распределительную систему финансируется массовый, оздоровительный и инвалидный спорт, дотируется профессиональный спорт, ведутся научные исследования в сфере физической культуры и спорта, ведется строительство спортсооружений и т.д.
Физическая культура и спорт затрагивают интересы подавляющего большинства людей. Однако физкультурно-спортивные отношения настолько широки, многогранны и носят подчас неявный характер (например, оказывают позитивное влияние на повышение продолжительности жизни, снижения уровня преступности, потребления алкоголя и проч.), что многие индивиды не вполне отдают себе отчет в том, что оказываются субъектами спортивно-правовых отношений. В то же время от отношения людей к физической культуре и спорту, от общественного мнения зависит очень многое. И если в обществе есть понимание того, как, посредством каких инструментов и по каким направлениям физкультура и спорт улучшают жизнь общества, делают ееинтересней и богаче, то это придает импульс развитию многим наукам о спорте, - в том числе и правовым основам физическойкультуры и спорта. И если знание физкультурно-спортивного права для обычных граждан страны желательно (хотя и необязательно), тодля специалистов по физкультуре и спорту такое знание носит императивный характер, так как без достаточных правовых знаний в области физкультурно-спортивного права профессионалом в сфере спорта стать невозможно.
Правовые основы физической культуры и спорта, как отмечалось выше, весьма молодая профессиональная дисциплина. Процесс ее обособления и выделения как самостоятельной отрасли права оформился лишь к середине XX столетия, - именно тогда, стали появляться первые практические результаты в данной отрасли знания, - целостные и комплексные законы о физической культуре, спорте, рекреации и туризме. Очевидно, что для того, чтобы такие законы появились, была необходима большая предварительная работа по оформлению правовых основ физической культуры и спорта как самостоятельной отрасли знаний. Такая работа охватывала следующие направления:
- Накопление и систематизацию эмпирического материала;
- Разработку различных теоретических подходов к формированию физкультурно-спортивного права, оформлению различных правовых школ и мировоззренческих позиций;
- Создание инфраструктуры правовых основ физической культуры и спорта как науки (системы подготовки кадров, специальных научных и учебных заведений, специализированных печатных органов и проч.);
- Выявление тенденций развития в физкультурно-спортивном праве, формулировку проблем, возникающих в рамках физкультурно-правовых отношений, разработку научно обоснованных практических рекомендаций по совершенствованию спортивного права.
Из направлений исследований и задач, стоящих перед правовыми основами физической культуры и спорта как профессиональной дисциплиной, становится понятным содержание физкультурно-спортивного права как науки. Однако для более полного понимания того, что представляют собой правовые основы физической культуры и спорта как наука, следует четко уяснить объект и предмет исследования данной дисциплины. В качестве объекта познания всегда выступает какая-либо часть реальной действительности, которая находится во взаимодействии с субъектом (то есть лицом, познающим объект). В физкультурно-спортивном праве объектом исследования является все многообразие свойств и отношений, связанных с физической культурой и спортом.

Предметом исследования называется категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объекта. Иными словами, предмет - это часть объекта, причем один и тот же объект может быть предметом различных видов исследований: например, физическая культура и спорт могут выступать предметом медицинских, экономических, социологических, правовых и других исследований. Таким образом, предметом исследований в правовых основах физической культуры и спорта является вся совокупность нормативно-правовых отношений в данной отрасли.
Содержание объекта и субъекта дает нам представление об огромном многообразии сферы исследований в физической культуре и спорте. В данную сферу входят исследования роли государства в регламентации и законодательном оформлении физкультурно-спортивных отношений, - насколько глубоким должно быть вмешательство государства в физкультуру и спорт, на каких регулятивных принципах должно осуществляться такое вмешательство, какая помощь и в каких объемах должна оказываться физической культуре и спорту и т.д.
В сферу правовых основ физической культуры и спорта входит также законодательное оформление социальных интересов, т.е. интересов отдельных социальных групп - спортсменов-профессионалов, физкультурников, детей, юношей, студенчества, пенсионеров, инвалидов и проч. Очевидно, что цели и задачи в области физической культуры и спорта каждой из перечисленных социальных групп различны; соответственно, решение их проблем требует различных подходов, дифференцированных форм и методов, а также финансовых и материальных ресурсов.
В физкультурно-спортивной отрасли действуют десятки тысяч спортивных клубов, добровольных спортивных обществ, ассоциаций, федераций, лиг, атлетических и фитнесс-клубов. Все они производят специфический продукт – физкультурно-спортивные услуги и зрелища. Так как все они приобщают население к здоровому образу жизни, несут в массы здоровье и красоту, их деятельность является социально значимой, а значит, требует к особого подхода, отличного от подхода к иным предприятиям предпринимательским структурам. Такой подход также треб; своего законодательного закрепления. В связи с этим обстоятельством задачей правовых основ физической культуры и спорта становятся исследования, направленные на научное обоснован значимости спортивных организаций, на выработку конкретных рекомендаций и законодательных норм, поддерживающих предприятия и организации, оказывающих населению физкультурно- спортивные услуги.
Теперь, после предварительного рассмотрения специфики правовых основ физической культуры и спорта как науки, анализа объекта и предмета исследований, мы можем дать ей следующее определение: правовые основы физической культуры и спорта это прикладная наука, изучающая процессы нормативно-правовое оформления физкультурно-спортивных отношений на основе взаимодействия ее основных элементов: спортивных субъектов физкультурно-спортивных институтов и здорового образа жизни.
Физкультурно-спортивное право в системе гуманитарных наук о физической культуре и спорте
Физическая культура и спорт представляют собой такую объемную, сложную и разнообразную сферу человеческой жизнедеятельности, что одна какая-либо универсальная наука не в состоянии охватить все ее аспекты и особенности. В связи с этим обстоятельством физическая культура и спорт является объектом изучения широкого спектра наук, каждая из которых исследует определенную проблематику и имеет свою направленность. Такой дифференцированный подход позволяет ученым и специалистам-практикам использовать выгоды от специализации на определенной отрасли знания. Работая в достаточно узкой отрасли знания, исследователь может более глубоко вникнуть в суть и нюансы изучаемой науки, разобраться во всех ее тонкостях и специфике.
Однако у специализации имеется и обратная сторона. Так, например, правовые основы физической культуры и спорта являются междисциплинарной наукой, то есть охватывают многие стороны спорта, физического воспитания, туристической деятельности, этики и эстетики спорта и других дисциплин (см, рис. 2).
Таким образом, чтобы составить качественные законы и другие нормативно-правовые акты, специалисту-правоведу следует учесть разработки всех наук о физкультуре и спорте. Эта особенность правовых основ физической культуры и спорта подразумевает знание как сопряженных с физкультурно-спортивным правом профессиональных дисциплин, так и методов их исследования.
Коротко остановимся на их рассмотрении.

Рис. 2. Комплекс профессиональных дисциплин, изучающих физическую культуру и спорт.
Теоретическую основу физической культуры и спорта, ее мировоззренческую платформу формирует философия спорта и здорового образа жизни. Философия спорта вырабатывает обобщенную систему взглядов на физическую культуру, спорт и физическое воспитание граждан, исследует познавательное, ценностное, нравственное и эстетическое отношение человека к физическим упражнениям и спорту. Философия спорта оказывает активное воздействие на общественное бытие, способствует формированию новых спортивных идеалов, нравственных и культурных ценностей. При этом философия спорта тесно соприкасается с философией права - с наукой о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Философия права отличается от правовых основ физической культуры и спорта и других юридических наук тем, что ставит и решает отмеченные проблемы на философском уровне. Философии спорта присущ нормативный подход, то есть основанный на социальных нормах, ценностях и идеалах, принятых:в данном обществе (что считается правильным и предосудительным, справедливым и несправедливым, полезным или вредным и т.д.). В определенном смысле философия спорта вырабатывает идеальную модель физической культуры и спорта в какой-либо стране или регионе, а также указывает пути по ее практической реализации. Основные методы исследования в философии спорта - наблюдения, научной абстракции, анализа и синтеза.
Важное место в системе физкультурно-спортивных наук занимает социология спорта - наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в связи с физической культурой и с спортом. Социология спорта изучает закономерности функционирования, развития и взаимодействия социальных общностей разного типа как составных элементов физкультурно-спортивной системы.
Основным методом исследования в социологии спорта является метод опросов различных групп специалистов, спортсменов, болельщиков, тренеров. В результате опросов, выявляются основные позиции и мнения по исследуемым проблемам и тем самым формируется определенная база для нормотворчества и регламентации физкультурно-спортивных отношений.
Особое значение для правового оформления физкультурно-спортивных отношений играют такие науки как педагогика и психология спорта. Известно, что физическое воспитание неотъемлемая составляющая гармоничного развития личности, если педагогика - это наука о воспитании человека, то педагогика спорта раскрывает цели, задачи и закономерности развития личности в системе физической культуры и спорта.
Непосредственно связана с педагогикой психология спорта - направление психологической науки, предметом которой является изучение закономерностей проявления и развития психики человека, а также групповых взаимодействий в условиях соревновательной и тренировочной деятельности. Наиболее распространенные методы педагогики и психологии спорта - это метод личного примера, метод рефлексии и экспериментальный метод.
Немаловажную роль в выработке адекватных правовых норм в сфере физической культуры и спорта играют и такие гуманитарные науки, как экономика и история спорта. И если экономика спорта изучает хозяйственную сторону деятельности отрасли и формирует основу для экономико-правовых элементов физкультурно-спортивного законодательства, то история спорта накапливает знания об исторических фактах в физкультурно-спортивном движении, то есть изучает физкультурные теории, идеи, спортивный путь отдельных личностей и команд в их хронологической последовательности.
Все отмеченные нами гуманитарные науки о физической культуре и спорте составляют фундаментальную основу для физкультурно-спортивного права, его теоретическую и методологическую платформу. Только надлежащее изучение всего комплекса наук о физкультуре и спорте дает возможность составить качественные правовые и подзаконные акты физкультурно-спортивной сфере, упорядочить и регламентировать правовые отношения в спортивной отрасли.
Признаками правового государства в условиях демократии являются утверждение в обществе неотъемлемых, фундаментальных прав и свобод человека, подчиненность всех подразделений власти закону и др. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. Концепция реформы исходит из признания, что правовой фундамент гражданского общества должны составлять законы, обеспечивающие права и свободы человека и гражданина, эффективное функционирование всех ветвей государственной власти на принципах демократии, законности, защиты интересов общества, конституционного строя и единства территории России.
Физическая культура и спорт не являются исключением, поскольку их признание в последнее время как отдельной отрасли экономики потребовало более существенного и полного правового обеспечения деятельности этой области. Учитывая сложившуюся в отрасли физической культуры и спорта ситуацию, которая характеризуется изменением структуры и рыночными отношениями, особо остро ставится вопрос о соответствующей качественной подготовке кадров.
Законодательство о физической культуре и спорте. Система правовых актов о физической культуре и спорте.
Любая сфера деятельности, будь то строительство, транспорт, здравоохранение, культура, и, конечно, физическая культура и спорт, нуждается внормативном обеспечении, то есть в разработке и принятии документов, которые на правовой основе устанавливают правила и нормы осуществления деятельности. Успешное и плодотворное решение современных проблем развития физической культуры и спорта возможно в первую очередь при условии создания совершенной правовой основы, обеспечивающей права и свободы граждан Российской Федерации В настоящее время можно с уверенностью говорить о существовании целой отрасли законодательства, посвященной вопросам деятельности в физической культуре и спорте.
Целями законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте являются:
а) всестороннее развитие человека;
б) утверждение здорового образа жизни;
в) формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании;
г) создание условий для занятий любыми видами физической культуры и спорта;
д) организация профессионально-прикладной подготовки;
е) профилактика заболеваний, вредных привычек и правонарушений.
Для достижения указанных целей в регулировании вопросов деятельности физической культуры и спорта применяется не только собственно законодательство о физической культуре и спорте, но и нормативные акты, регулирующие деятельность иных отраслей. Например, Основы законодательства "Об охране здоровья граждан" также ставят своими целями утверждение здорового образа жизни и профилактику заболеваний, вредных привычек, и пр.; Федеральный закон РФ "Об образовании" определяет порядок создания и деятельности учреждений дополнительного образования, к которым относятся спортивные школы; Федеральный закон "Об общественных объединениях" определяет порядок образования, регистрации общественных объединений, к которым относятся физкультурно-спортивные объединения и физкультурно-спортивные организации.
Задачами законодательства РФ в сфере физической культуры и спорта являются:
а) обеспечение и защита права граждан на занятия физической культурой и спортом;
б) создание правовых гарантий для функционирования и развития системы физической культуры и спорта в РФ;
в) определение прав, обязанностей и ответственности лиц в области физической культуре и спорте, а также правовое регулирование их отношений в данной сфере.
Законодательство Российской Федерации о физической культуре и спорте включает в себя положения Конституции РФ, нормативные акты, принимаемые Российской Федерацией и ее субъектами в области физической культуры и спорта.
Необходимо выделить следующие виды нормативных актов:
Федеральные законы. Основным Федеральным законом, который регулирует отношения в сфере физической культуры и спорта является Федеральный закон РФ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" № 329 Ф3 от 4 декабря 2007 года.
Указы и распоряжения Президента России. В основной своей массе указы и распоряжения Президента посвящены таким вопросам, как организация и реорганизация органов управления физической культурой и спортом, изменение статуса и прав этих органов, создание высших учебных заведений, предоставление льгот физкультурно-спортивным организациям, финансирование и материально-техническое обеспечение развития физической культуры и спорта.
Постановления и распоряжения Правительства РФ, которые решают вопросы по организации деятельности государственных органов управления физической культурой и спортом, разработке основных направлений социальной политики, заключения международных соглашений о развитии спорта, проведения крупных международных спортивных соревнований.
Нормативные акты субъектов Российской Федерации. Субъекты федерации могут принимать законы и иные нормативные акты (распоряжения, постановления) по вопросам физической культуры и спорта на основе и во исполнение действующих на территории Российской Федерации законов и проверяют их исполнение. Эти законы и нормативные акты обязательны к исполнению только на территории соответствующего субъекта федерации.
Нормативные акты федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, которые регулируют государственное управление, межотраслевую и межрегиональную координацию в сфере физической культуры, спорта и туризма в Российской Федерации.
Законодательные и иные нормативные акты России и ее субъектов призванные регулировать отношения в сфере физической культуре и спорте, должны соответствовать Федеральному закону РФ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", а в случае выявления противоречий между актами действуют положения федерального закона.
Принципы разработки нормативных актов в сфере физической культуры и спорта. Для того, чтобы принимаемый нормативный акт успешно работал, а его нормы повсеместно выполнялись, при его разработке, по мнению В.И. Жолдака, необходимо соблюдать следующие принципы:
• соответствие нормативного акта публичному и частному праву. Это означает, что положения нормативного акта ни в коем случае не должны противоречить отраслевому закону, действующим нормативным актам;
• системность. Разработка любого нормативного акта требует системного подхода, основанного на базовых положениях, действующих в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• соответствие уровня и формы правового регулирования объекту правоприменения. Вид нормативного акта (федеральный закон, указ, положение и пр.) непосредственно зависит от объекта, которому посвящен этот акт. Документ, который носит ведомственный разъяснительный характер, никогда не будет принят в виде федерального закона.
Скорее всего - приказ или инструкция министерства или ведомства;
• обоснованность и соответствие нормативного акта реальным тенденциям развития общественных отношений, а также ресурсам общества. К сожалению, этот принцип довольно часто не соблюдается. Принимается множество нормативных актов, выполнение которых невозможно как раз из-за отсутствия ресурсов - технических, финансовых и пр.;
• пакетность, группирование и блоковая композиция положений нормативного акта, близких по тематике и взаимодополняющих друг друга;
• презумпция равенства исходных возможностей граждан для получения прожиточно необходимого социального стандарта объема и состава физкультурно-спортивных и рекреационных услуг;
• конструктивность, параметричность и технологичность однозначных смысловых формулировок, четкость критериев границ законопослушной деятельности.
Этапы разработки нормативного акта
Первый этап - это накопление информации о предмете нормативного акта, правовой и экономической деятельности государства в отношении этого предмета, т.е. установление насколько предмет является "проработанным" существующими нормативными актами. Естественно, в этот этап входит изучение истории предмета и анализ действующего законодательства в области изучаемого предмета.
Второй этап - упорядочение терминологического словаря и соотнесение специальных терминов с нормативным языком. Любой нормативный акт содержит специфические, присущие только ему термины. Например, Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" содержит такие специфические, присущие только этому нормативному акту термины, как "спорт", "физкультурное движение" и т.п. Поэтому при разработке нормативного акта необходимо эти специфические термины облачить в "нормативные одежды", т.е. дать им определение, которое будет являться официальным нормативны понятием.
Третьим этапом является определение цели и концепции содержания нормативного акта. Прежде чем начать разрабатывать нормативный акт необходимо ответить на вопросы зачем? для чего? Какие проблемы должен разрешить будущий нормативный акт?
Определение структуры и порядка изложения текста нормативного акта - это четвертый этап. На этом этапе необходимо определить, из каких частей, разделов или глав будет состоять нормативный акт, сколько предполагается статей, а также порядок изложения текста.
Пятый этап - подготовка, написание и редактирование текста проекта. Самый сложный и длительный этап работы, который требует от авторов не только специальных, юридических, но и филологических знаний. От того, как будет написан нормативный акт, каким языком изложен насколько понятен, зависит дальнейшее применение документа. К тексту нормативного акта предъявляются несколько требований, но самое главное - четкость и ясность изложения, которые не допускают двусмысленного толкования нормативно-правового акта.
Правовая экспертиза - это следующий, шестой этап. Как правило, в экспертизе нормативного акта принимают участия заинтересованные компетентные органы, в том числе и юридические службы.
Последний, седьмой этап - это утверждение нормативного акта. Для того, чтобы нормативный акт любого уровня (от федерального закона до приказа организации) имел юридическую силу, т.е. был обязателен для исполнения, он должен быть утвержден. Законодательством предусмотрен порядок утверждения нормативных актов.
Система нормативных актов о физической культуре и спорте
В сфере физической культуры и спорта складываются многочисленные общественные отношения, наиболее важные из которых регулируются нормами права. Нормы права в области физической культуры и спорта возникают в связи с осуществлением субъектами деятельности по вовлечению граждан в систематические занятия физической культурой и спортом, созданию материально-технической базы, подготовки кадров и т.д.
Правовые нормы деятельности в области физической культуры спорта находят свое отражение в нормативных актах. Поскольку, нормативный акт - это результат правотворческой деятельности государства, то он выступает в качестве способа установления, изменения и прекращения правоотношений в области физической культуры и спорта.
По своей юридической силе нормативные акты в области физической культуры и спорта неодинаковы. Поскольку деятельность государство по развитию физической культуры и спорта обеспечивается не одним, а целой системой органов управления, то и нормативные акты издаются в пределах полномочий этих органов. Компетенция органов управления и влияет на уровень нормативных актов.
Ранее уже говорилось, что источниками любой отрасли российского права являются нормативные акты. Нормативный акт - это юридический документ, который устанавливает правила поведения. Также нормативный акт можно определить как результат правотворчества - особой правовой формы осуществления деятельности государства. Роль нормативных актов в правовом регулировании спортивных отношений состоит в том, что они выступают в качестве основы установления, изменения или прекращения указанных отношений.
Нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области физической культуры и спорта можно отнести к актам специальной компетенции. Поскольку деятельность государства по развитию и управлению физической культурой и спортом как сферой обеспечивается целой системой органов управления, и нормативные акты издаются в пределах полномочий этих органов, поэтому существующие нормативные акты по своей юридической силе неодинаковы.
К актам специальной компетенции в области физической культуры и спорта относятся:
Стандарты в сфере физической культуры, спорта и туризма – это требования, предъявляемые государством для осуществления деятельности в области физической культуры, спорта и туризма;
Всероссийский комплекс "Физкультура и здоровье" - это совокупность программ и нормативов - основа физического воспитания населения России;
Единый календарный план всероссийских и международных спортивных соревнований и мероприятий -нормативный акт, определяющий число и уровень проводимых соревнований, а также систему соревнований в конкретном виде спорта;
Единая спортивная классификация - это нормативный акт, который устанавливает требования к уровню той или иной квалификации спортсмена в определенном виде спорта и условиям достижения данного уровня квалификации.
Нормативы физической подготовленности;
Положение о почетном звании. Этот нормативный акт устанавливает порядок и процедуру присвоения почетного звания, а также требования к номинанту.
Правила спортивных соревнований. Этот специфический нормативный акт четко регламентирует порядок проведения состязаний по различным видам спорта, поведение участников в период соревнований и санкции за нарушение этих правил. Характерной особенностью этого нормативного акта является то, что он разрабатывается федеральным органом государственной власти в области физической культуры и спорта совместно с федерациями по видам спорта с учетом правил проведения официальных международных соревнований по отдельным видам спорта.
Положение о порядке проведения спортивных соревнований учебно-тренировочных сборов. Нормативный акт, четко регламентирующий проведение спортивных соревнований и учебных сборов. Документ, который предоставляет право на проведение конкретного официального спортивного соревнования. Положение утверждается организацией, проводящей соревнование, и включает комплекс вопросов, связанных с проведением данного соревнования (вид спорта, цели и задачи, место и время проведения и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.