Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таким чином, якщо на фізичній моделі знайдено числове значення характеристики , то воно може бути перераховано на натурне явище за формулою 2 страница




Подчеркнем, что сам термин «конкуренция» имеет свои этимологические корни в спорте, - слово конкуренция происходит от латинского concurrere - бежать вместе, соревноваться. Стремление участников соревнований опередить соперников порождает такие направления спортивной и около-спортивной деятельности, как использование новых стратегических и тактических схем в состязании, всевозможных уловок и ухищрений, технических инноваций, элементов недобросовестной конкуренции (таких, как использование специальных медицинских препаратов и методов повышения мощности организма).
Надо ли говорить, что человеку некомпетентному и непосвященному во все тонкости подготовки спортсменов и их амуниции к соревнованиям, практически невозможно определить допущенные нарушения. Мало того, выявленные нарушения необходимо квалифицировать таковыми, - а сделать это можно лишь на основании установленных правовых норм, которые признаются всеми сторонами спортивно-юридических отношений. Обычно такие нормы носят название Правил игры, Регламентов проведения соревнований, Положений о судействе, Антидопинговых процедур и проч. Таким образом, становится очевидным тот факт, что появление спортивного права - не спонтанный процесс, а исторически обусловленная необходимость.
Упомянутые нами правовые акты и законодательство о физической культуре и спорте не формируется одномоментным образом: его становление проходит ряд этапов, каждый из которых является необходимой предпосылкой и базой для дальнейшей трансформации спортивно-правовых отношений в качественно новое состояние. Рассмотрим в упрощенной форме этапы развития физкультурно-спортивного права в порядке их появления и дальнейшего усложнения (см. схему на рис. 1.1.1).
На первом этапе возникает какой-либо вид спорта – игровой или индивидуальный, - не имеет принципиального значения. Чаще всего появление нового вида спорта происходит спонтанно, благодаря случаю или чьей-то творческой инициативе.
Этапы развития физкультурно-спортивного права.
Если данный вид спорта увлекает людей, то он со временем привлекает к себе все больше участников. На этой фазе оформляются и усовершенствуются правила игры или соревнований (уточняются размеры спортивной арены, вес и габариты спортивных снарядов, мячей и иного снаряжения, протяженность дистанции и проч.).
В качестве иллюстрации сказанного рассмотрим пример возникновения баскетбола, как вида спорта.
Как новый вид спорта баскетбол появился в 1891 году. Его «отцом» стал преподаватель физкультуры из колледжа Молодежной Христианской Ассоциации г. Спрингфилда (США, штат Массачусетс) Джеймс А. Нейсмит.
Предпосылкой возникновения.баскетбола стала творческая инициатива Нейсмита, который решил активизировать занятия студентов, сделать их более подвижными и интересными. Проводя занятия по физкультуре, он предложил студентам новую игру, целью которой было забросить мяч в корзину соперников. Причем первоначально корзины были из-под персиков - подарок кладовщика столовой колледжа. Предприимчивый учитель прикрепил корзины к ограждению балюстрады и предложил студентам бросать в них футбольный мяч - кто больше раз забросит. Игру так и назвали - «корзина-мяч», т.е. баскетбол.
Первоначально в баскетбол играли по 9 человек в каждой команде, так как в студенческих группах было по 18 человек, и все хотели играть. Игра понравилась, и вскоре на игры стало приходить большое количество болельщиков. Обычно они размещались вверху на балюстраде и в пылу азарта, стараясь помочь «своим», ловили неудачно брошенный мяч, направляя его в корзину. Пришлось корзины оградить от инициативных зрителей листами фанеры. Так появился баскетбольный щит. Потом стало ясно, что 9 игроков - это слишком много и их количество сократили до 5. Со временем были внесены и поправки в правила игры.
На следующем этапе количество участников данного вида спорта начинает преобразовываться качественно: появляются спортсмены-лидеры, квалифицированные тренеры и арбитры. Со временем вся физкультурно-спортивная система по конкретному виду спорта организуется в федерации, лиги, союзы, ассоциации как на национальном, так и международном уровне.
Уже 12 февраля 1892 года, изучив правила и освоив азы техники, студенты Спрингфолдского колледжа в присутствии ста зрителей провели первый в истории баскетбола "официальный" матч, мирно завершившийся с результатом 2:2. Его успех был настолько велик, а слух о новой игре распространился с такой скоростью, что вскоре две спрингфилдские команды стали проводить показательные встречи, собирая на своих выступлениях сотни зрителей. Их почин подхватили студенты других колледжей, и уже на следующий год весь американский северо-восток был охвачен баскетбольной лихорадкой.
Стихийное образование любительских команд и лиг привело к тому, что многие студенты стремились заниматься исключительно баскетболом, предпочитая его таким традиционным игровым видам, как американский футбол и бейсбол.
Вскоре состоялся и первый профессиональный баскетбольный матч, т.е. матч за деньги. Случилось это в 1896 году, когда команда из Трентона, штат Нью-Джерси, для того, чтобы оплатить аренду зала, вынуждена была продаватъ билеты на свою игру. Расплатившись по окончании встречи с владельцами помещения, команда обнаружила, что у нее осталась часть вырученных за билеты денег, которая и была поровну поделена между игроками, сделав каждого из них богаче на 15 долларов.
Первое официально зарегистрированное объединение профессиональных баскетбольных команд, называвшееся Национальной Баскетбольной Лигой, возникло в 1898 году и существовало на протяжении пяти лет, после чего распалось на несколько самостоятельных лиг, проводивших собственные чемпионаты.
Приведенный нами пример отражает общую для всех видов спорта тенденцию, которая в правовом плане характеризуется следующими событиями: после этапа первоначального зарождения и становления вида спорта наблюдается качественный переход в иное состояние, - происходит оформление данного вида (или направления) в официальном плане: разрабатываются и утверждаются правила, официально урегулируются меры дисквалификации и контроля допинга, перехода спортсменов и тренеров из клуба в клуб, присвоения почетных званий и проч. Иными словами, происходит трансформация неформального права в формальное, от неписаных правил (основанных на традициях и обычаях т.е. признаками обычая как правовой нормы являются постоянность соблюдения, продолжительность существования, определенность и соответствие общепринятым в обществе этическим нормам) к официально оформленным правовым актам.
Этот момент с правовой точки зрения принципиально важен, так как неформальные физкультурно-спортивные группы не имеют официальной регламентации, складываются на основе межличностных отношений и по инициативе самих спортсменов или тренеров, на основе общности их интересов, взаимных симпатий и т.д.
В формальных группах правила их организации, действия и поведения ее членов устанавливаются, регламентируются или санкционируются официальным образом физкультурно-спортивными институтами или организациями. Для них характерны разделение и высокая рационализация функций, безличность и договорность отношений, единая и строго определенная цель взаимодействия их членов.
Законодательство относится к области формального, то есть официально оформленного права. Физкультурно-спортивное законодательство позволяет:
• Закрепить на законодательном уровне в той или иной сфере физической культуры, спорта или туристической деятельности существующие де-факто отношения. В процессе принятия законов их основные положения публично обсуждаются экспертами по физкультуре и спорту, правоведами, широкими слоями физкультурно-спортивной общественности. В результате широкого и. гласного обсуждения принимаемые законы совершенствуются, в первоначальные тексты вносятся поправки, изменения и дополнения;
• Законодательство о физической культуре и спорте создает стабильность правовых отношений, фиксирует достигнутый уровень физкультурно-спортивных отношений в стране или на международном уровне;
• Законодательство о физической культуре и спорте регламентирует поведение участников физкультурно-спортивных отношений, устанавливает процедуры и нормы каких-либо действий, а также фиксирует систему санкций за неправомерные или противоправные действия;
• Физкультурно-спортивное законодательство защищает интересы государства, отдельных спортсменов, тренеров, клубных команд, физкультурно-спортивных организаций и учреждений, а также физической культуры и спорта в целом (профессионального и массового спорта, оздоровительной физкультуры, рекреации и туризма и т.д.). При наличии соответствующего законодательства о физической культуре и спорте интересы отмеченных групп участников могут отстаиваться в судебном порядке, а не по принципу «сильный всегда прав»;
• Законодательство о физической культуре и спорте в большинстве случаев устанавливает нормы финансирования данной отрасли, вводит в повседневную практику соответствующие показатели и нормативы. Правовое закрепление критериев, и процедур финансирования физкультуры и спорта позволяет адекватно планировать деятельность физкультурно-спортивных организаций и учреждений, включать такое финансирование в бюджеты соответствующих уровней (федеральные, местные).
Предпосылки становления и развития спортивного права в России
Будучи надстроечной категорией по своей природе, право отражает общественные потребности, характер социальных связей, возникающих в данном обществе. Содержание права и его возможности влияния на поведение людей и хозяйствующих субъектов диктуются прежде всего экономическим базисом, находящимся за скобками правовой ткани, теми социально-экономическими явлениями, которые детерминируют специфику правовой оболочки на соответствующем этапе общественного развития.
Право есть система общеобязательных, формально определенных социальных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, издаются или санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений возможностью государственного принуждения, т.е. законом.
Высокая социально-экономическая значимость физической культуры и спорта обязывает создать для этой сферы жизнедеятельности соответствующие правовые основы. Сейчас в правовой системе Российской Федерации постепенно складывается значительный массив правовых предписаний — норм законодательного и подзаконного уровня об урегулировании общественных отношений в области массового спорта, спорта высших достижений, спортивной промышленности, других областях физической культуры и спорта, а также в смежных с ними сферах общественной деятельности. Для того чтобы развивать систему физической культуры и спорта и привести ее с учетом национальной специфики к рыночным отношениям, нужны эффективные правовые нормы.
В силу этого, а также многих других факторов, выкристаллизовываются детерминанты формирования спортивного права, коренящиеся как в самом праве, так и в правовом обороте.
Причем эти детерминанты охватывают не только отечественную правовую систему, но и международную правовую среду и состоят в следующем.
Назревшая объективная необходимость эффективного правового регулирования сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации должна, во-первых, генерировать возникновение нового правового механизма и языка, которым необходимо владеть, во-вторых, привести к формированию и дифференциации понятий, определению различий, выявлению более четких классификационных критериев, созданию соответствующих типологий, разграничению и упорядочению правового знания, аккумулированию материала в данной области научного и практического знания.
Важными условиями успешного функционирования сферы физической культуры и спорта в современных условиях являются эффективная законодательная база и квалифицированное использование ее руководителями и специалистами, хозяйствующими субъектами, тренерами и спортсменами в своей работе. В процессе их деятельности возникают потребности, основанные на опыте практической работы в современных российских условиях. Субъекты физкультуры и спорта, адаптируясь к этим условиям, вырабатывают определенные правила игры, которые необходимо использовать в правотворческой деятельности законодательных органов всех уровней, преобразуя указанные наработки в правовые формы. В то же время юридическая доктрина вынуждена реагировать на эти детерминанты пересмотром понятий, взглядов, подходов, выводов, суждений, идей, концепций и теорий. Данная реакция и приводит, как нам видится, к зарождению в недрах российского правоведения феномена, который уже сейчас можно называть спортивным правом.
Исследование любых правовых явлений или отражающих их элементов юридического языка должно начинаться с определения набора значений исходных понятий. При этом принятое содержание определенного правового понятия (дефиниции) отражает в некоторой мере историю развития науки, ее опыт и обычаи. Именно по-этому мы попытаемся вначале уяснить, какое значение необходимо вкладывать в понятие «спортивное право».
В Великобритании, в Манчестерском университете (Метрополитен) и в Английском политехническом университете присваивают ученые степени по спортивному праву, а в Лондонском королевском колледже выдают сертификат о повышении квалификации в области спортивного права. В марте 1997 г. в Великобритании была сформирована Специализированная адвокатская группа в области спортивного права. Британская ассоциация спорта и права публикует журнал «Спорт и право», в некоторых странах мира, например в Германии и Франции, созданы международные ассоциации спортивного права.
В России термин «спортивное право» в силу его новизны пока практически не используется в научно-методической литературе и практике, однако его содержание следует из самого названия. Предполагается, что, будучи запущенным в лексический оборот участниками коммуникационного процесса, информационных обменов (юристами, руководителями физкультурно-спортивных организаций, тренерами и спортсменами, просто гражданами), этот термин станет употребляемым; его начнут понимать и вкладывать в него то значение, относительно которого появится некоторое единство мнений или же согласие.
Став объектом научного внимания, термин «спортивное право» постепенно должен получить широкое применение, приобрести не просто содержание, а содержание с информационно-регулятивным потенциалом. Это содержание следует рассматривать с двух точек зрения: во-первых, как некоторую данность, во-вторых, как то, что при необходимости можно и нужно корректировать.
До недавнего времени то, что сейчас некоторыми специалистами уже называется спортивным правом, существовало в виде нескольких самостоятельных и независимых друг от друга блоков правоотношений.
Первый блок составляли горизонтальные правоотношения, складывавшиеся между хозяйствующими субъектами по поводу осуществления физкультурно-спортивной и производственно-хозяйственной деятельности. Данные правоотношения традиционно регулировались (в общих чертах) нормами гражданского права. Само же регулирование затрагивало только внешнюю оболочку спортивных правоотношений, не создавая механизмов отражения потребностей участников физкультурно-спортивной предпринимательской деятельности. Кроме того, законодательством не были охвачены многие направления спортивного бизнеса.
Очевидно, что в масштабах одной отрасли гражданского права невозможно полное и детальное регулирование физкультурно-спортивной деятельности, так как возникающие в этой сфере правоотношения не в полной мере корреспондируются с принципами и методом гражданского права. Вряд ли можно сколько-нибудь убедительно рассуждать о юридическом равенстве, например, физкультурно-спортивной организации и лицензионного органа.Не находит широкого применения в физкультурно-спортивных правоотношениях и краеугольный принцип гражданского права — принцип диспозитивности.
Специфика правового регулирования физической культуры и спорта в Российской Федерации сопровождается бесконечными ссылками на подзаконные нормативные акты, которые зачастую абсолютно не увязываются с требованиями федеральных и региональных законов и в связи со своей реальной применяемостью являются более значимыми, чем буква закона.
Второй блок это спортивные правоотношения, связанные с организацией и деятельностью исполнительных органов государственной власти, «курирующих» сферу физической культуры и спорта, которые рассматривались в рамках административного права и примыкающих к нему отраслей.
Следующие блоки составляли спортивные правоотношения, тесно связанные с международным, уголовным, муниципальным, трудовым правом и правом социального обеспечения, а также образовательным и медицинским правом и др.
Целесообразность и необходимость употребления терминов «спортивное право» и «спортивное законодательство» не вызывают сомнений. Спортивное законодательство как комплексную отрасль, имеющую свою родословную, восходящую к гражданскому, хозяйственному (предпринимательскому), трудовому, административному, финансовому, уголовному, международному и процессуальному праву, можно рассматривать как интегрированную систему правовых норм, регулирующих права, обязанности и ответственность сторон в физкультурно-спортивных и прилегающих к ним правоотношениях.
Данный термин имеет право на существование по крайней мере потому, что нужно как-то выделить и обозначить круг норм, так или иначе связанных с физкультурно-спортивной деятельностью.
Так, в целях удобства для практического использования говорят, и справедливо, о парламентском, бюджетном, налоговом, маркетинговом, транспортном, семейном, наследственном, авторском, жилищном, экологическом, аграрном, земельном, муниципальном и другом праве.
В русле такого прагматического подхода можно рассуждать о медицинском, градостроительном, конкурентном, корпоративном, акционерном, приватизационном, конкурсном, биржевом, страховом, образовательном, издательском, уголовно-хозяйственном, оперативно-розыскном, частном детективном и охранном, водном, автодорожном, железнодорожном, горном, атомном, энергетическом, церковном и любом другом праве.
Обособление того или другого комплекса такого порядка определяется не столько соблюдением общих правил и требований к выделению новой правовой отрасли, сколько степенью разработанности самого нормативно-правового массива, интенсивностью, актуальностью той или другой деятельности и ее потребностями в специальном правовом обеспечении.
В ряду указанных понятий пребывает и понятие спортивного права, которое в этом качестве обладает существенным потенциалом, имеет широкую область применения и набор значений, интересных, в частности, для последующего научного исследования и правоприменения. Вместе с тем необходимо отметить, что содержание спортивного права и его средства в силу новизны и нестабильности нуждаются в серьезном исследовании, обобщении, систематизации и развитии.
Впрочем, спор о разграничении отраслей и других элементов системы права является традиционным для советской, а теперь российской юриспруденции. Несомненно, каждый имеет право высказывать свою позицию и формировать самостоятельное отношение по вопросу становления спортивного права. Но в то же время следует обратить внимание на теснейшее переплетение и взаимосвязь самых различных общественных отношений, отсутствие зачастую рельефной грани между близлежащими их видами. В этой связи и грань между отраслями права весьма подвижна, сама система права не есть нечто застывшее, раз и навсегда данное; она всегда пребывает в динамике, что соотносится с развитием общества. Происходит преобразование прежних отраслей права и вычленение новых, снижение значения одних отраслей и рост влияния других.
Переход России к рыночным отношениям требует эффективного развития физкультурно-спортивной деятельности, а отсюда объективная необходимость ее всестороннего регулирования. Именно через совершенствование законодательства в сфере физической культуры и спорта можно добиться укрепления здоровья всех групп населения за счет их вовлечения в активные занятия физической культурой и спортом, предусмотрев при этом правовое обеспечение гражданам равных возможностей заниматься физкультурой и спортом независимо от их доходов и благосостояния.
Нормы по правовому регулированию физкультуры и спорта существуют в любом государстве, составляя, как правило, особую комплексную отрасль или подотрасль права, т.е. выделяются в особую сферу правового регулирования. Это дает возможность обеспечить эффективное развитие физкультуры и спорта, создать необходимые правовые условия для ее осуществления, защитить как частные интересы субъектов физкультурно-спортивной деятельности, так и публичные интересы государства и общества в целом.
Спортивное право европейских государств определяет юрисдикцию судов и учреждений, регулирующих спорт. Суды общей юрисдикции в западных странах, особенно в Англии, придерживаются принципа независимости судов, принимающих решения в области спорта, и вторгаются в их деятельность только в определенных случаях. Спортивным правом установлены пределы рассмотрения споров спортивными судами, при нарушении которых возможно вмешательство судов общей юрисдикции. Данное обстоятельство и многие другие говорят о развитии спортивного права в зарубежных странах.
Таким образом, подходы к обоснованию становления спортивного права опираются на сделанные выше выводы. В любом случае ясно одно: есть потребность в специальном комплексном правовом регулировании сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации. Она подтверждается всей практикой, российским и мировым опытом. Направленность юридической регуляции формируется и выявляется на основе субъектного и объектного критериев.
Осуществлять такую направленность отдельно, с позиций публичного или частного права, взятых в их традиционных отраслевых структурах, не представляется возможным. Вот поэтому и гипотетически (в науке), и реально (на практике) необходимо спортивное право, имеющее органически комплексный характер, обладающее специфическими предметом, принципами, границами и методами регулирования, о чем подробно речь пойдет ниже.
И так, в ходе развития и совершенствования современной правовой теории, предопределяемых переходом России к рыночной системе хозяйствования, объективно из недр отечественного правоведения вырастает новое направление российской юриспруденции — спортивное право, в котором должны выделяться наиболее важные аспекты, связанные именно с регулированием физической культуры и спорта, и которое наиболее полно и детально освещает законодательство, регламентирующее данную конкретную деятельность, специфику его применения.
Во всем мире наблюдается активное развитие спортивного права. Это объясняется, в частности, тем, что спорт становится объектом приложения огромных финансовых средств и большой политики.
Ставки в мире спорта постоянно растут. Психологическое давление на спортсменов во время соревнований становится все сильнее.
При всем при этом технологические, юридические и финансовые тонкости усложняют отношения в спорте, что, в свою очередь, повышает потенциальную возможность конфликта между теми, кто принимает непосредственное участие в спортивных мероприятиях и теми, кто ими управляет и делает на этом бизнес.
Национальным судам приходится выносить судебные решения по таким конфликтам, находить баланс, который вызывается необходимостью, с одной стороны, максимально избежать, где это возможно, вмешательства в спортивные споры, а с другой — отправлять правосудие тогда, когда регулирующие или дисциплинарные механизмы спортивных организаций не срабатывают, нарушая публичный порядок.
Как показывает практика, в мире спорта все явственнее становится приверженность букве закона во всех спорах. Это естественное следствие тех огромных финансовых ставок, которые все чаще имеют место в спорте, и возрастающего интереса к нему как средству достижения карьерных успехов, средству политических технологий.
Сегодня налицо все возрастающие возможности, с одной стороны, спортивного менеджмента влиять на судьбу и заработки спортсменов, а с другой — самих спортсменов диктовать свои условия менеджерам от спорта. Эти отношения внутри спорта требуют качественной правовой регламентации. И чем больше «ставки», тем более детализированными должны быть нормы спортивного права, чтобы предотвратить несправедливость и нарушения. Судам приходится принимать решения по весьма широкому кругу вопросов: определение юридической силы и действительности решения о наложении взыскания на игрока; механизм применения антидопинговых правил; права спортивных ассоциаций на налоговые льготы, которые предоставляются общественным организациям, и т.д.
Необходимо отметить, что действующее законодательство не в состоянии предотвратить все потенциальные злоупотребления в области физической культуры и спорта, а новые законы и подзаконные нормативные акты зачастую бывает нелегко воплотить в жизнь.
Между тем поведение участников физкультурно-спортивной деятельности, в том числе спортсменов, помимо законов и нормативно-правовых актов должно определяться социальными нормами и правилами профессиональной этики. Поэтому спортивные организации должны поощрять своих спортсменов не просто держаться в рамках закона, но и придерживаться небезызвестного категорического императива, сформулированного немецким философом XVIII в. Иммануилом Кантом: «Поступай по отношению к другим так, как тебе бы хотелось, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Ряд скандалов, разразившихся в спортивном мире в последние годы, растущая озабоченность состоянием окружающей среды и защитой интересов спортсменов детерминировали повышенный интерес к вопросам этической и социальной ответственности.
В 1995 г. в Лозанне (Швейцария) состоялась первая Международная конференция по спорту и окружающей среде. Ее организаторами были МОК и ООН в рамках Программы по охране окружающей среды (ЮНЕП). На этой конференции 120 делегатов представляли различные страны, структуры ООН, неправительственные организации пяти континентов, промышленный сектор и олимпийскую семью.
На конференции было отмечено, что 3 млрд человек, т.е. около половины человечества, проживают на урбанизированных территориях и ежедневно эта цифра увеличивается примерно на 160 тыс.
При этом более 1 млрд человек из городского населения проживает в условиях угрожающих здоровью уровней воздушных загрязнений, что для тех, кто активно занимается спортом, особенно опасно.
В связи с этим Комиссия по спорту Евросоюза запланировала принятие Кодекса устойчивого развития в спорте, причиной разработки которого является необходимость гарантировать возможно большему числу людей такие оптимальные условия для занятий спортом, которые были бы им полезны. Речь идет в первую очередь о сохранении чистой и здоровой окружающей среды.
Взаимоотношение спорта и окружающей среды в рамках потребности устойчивого развития определены Международным олимпийским комитетом в документе Agenda 21. В нем спорт рассматривается как одна из возможностей отыскания путей, гарантирующих защиту окружающей среды.
Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта совместно с представителями Федерации парусного спорта России разработали Кодекс поведения спортсменов во время проведения тренировок и соревнований по парусному спорту, подготовке материальной части при организации отдыха в естественной природной среде. Этот Кодекс не является законодательным актом и носит исключительно рекомендательный характер. Однако отказ следовать его нормам может нанести серьезный ущерб имиджу спортивной организации, а последствия этого могут стать куда более болезненными, чем при применении мер юридической ответственности.
Завершая рассмотрение предпосылок возникновения физкультурно-спортивного права, необходимо подчеркнуть еще один важный аспект: создание законодательства о физической культуре и спорте необходимое, но не достаточное условие оптимального функционирования физкультуры, спорта и туризма. Подобно тому, что нельзя с помощью одних только законов сделать людей идеально честными или вечно молодыми, невозможно без необходимой финансовой, информационной, материальной поддержки решить все проблемы физкультуры и спорта с помощью одних лишь правовых актов. Повысить уровень физкультурно-спортивных отношений можно лишь с помощью всего комплекса инструментов поддержки физической культуры и спорта, осуществляемой как со стороны государства, так и иных заинтересованных сторон.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СПОРТИВНОГО ПРАВА
Понятие спортивного права
Освещая проблему понятия и содержания спортивного права, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юриспруденции.
Согласно общей теории права базовым, наиболее крупным элементом системы права является отрасль, которая представляет собой наиболее широкую совокупность (а точнее говоря, систему) правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.
Господствующее положение отрасли как элемента в системе права предопределяется тем, что она отражает и регулирует наиболее значимые, относительно обособленные общественные отношения.
Практически каждая отрасль (а нередко и подотрасль права) имеет системообразующий правовой акт (кодекс или другой федеральный закон), вокруг которого формируется вся система данной отрасли или подотрасли права. В сфере физкультуры и спорта таковым на сегодняшний день является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Основаниями для градации права на отрасли являются предмет и метод. Предметом признаются общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью и урегулированные нормами определенной отрасли права. Под методом понимается способ регулятивного воздействия на предмет, специфические приемы регулирования.
В связи с этим образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а как следствие отпочкования обособленной группы общественных отношений, представляющих предмет, и формирования особого регулятивного режима, представляющего метод правового регулирования. Таким образом, специфический предмет и метод являются необходимыми условиями отмежевания одной отрасли права от другой. Если в науке возникает полемика, связанная с образованием новой отрасли, то сутью такого спора будет обособление предмета этой отрасли от смежных и выяснение особенностей метода правового регулирования.
Правовая наука рассматривает систему права как объективную реальность. Научно обоснованная, грамотно структурированная система права способствует его развитию и является ориентиром для законодателя. Имея под собой объективную основу (реально существующие общественные отношения), данная система получает научное осмысление, т.е. субъективную оценку, в трудах ученых-правоведов. И здесь возможны различные точки зрения. При построении «своих» систем права одни исследователи отстаивают необходимость соблюдения предметной чистоты отраслей, других привлекают более обширные комплексы. В юридической литературе не прекращается спор по поводу обоснованности выделения новых элементов системы права, таких, как предпринимательское, информационное, транспортное, муниципальное, бюджетное и др.
Согласно господствующему в юридической науке мнению принято выделять базовые, специальные и комплексные отрасли права.
Так, согласно позиции С.С. Алексеева весь нормативный материал компонуется сначала в «профилирующие, базовые» отрасли, к каковым относятся отрасли конституционного, административного, гражданского, уголовного права и соответствующие двум последним отрасли процессуального права, затем в специальные отрасли (трудовое, земельное, финансовое и др.) и, наконец, в отрасли комплексные, для которых «характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей». По мнению С.С. Алексеева, «комплексные отрасли права — это такие общности правовых норм, которые реально объективировались в правовой системе и которые, не разрушая основной структуры права, существуют в виде вторичных правовых образований».
Таким образом, в системе российского права имеются образования комплексного характера, например маркетинговое, транспортное, банковское, коммерческое, конкурентное, информационное и, как видится, спортивное право. Данные образования являются комплексными потому, что входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти все они прописаны в основных отраслях права. Так, нормы спортивного права можно совершенно четко распределить по таким основным отраслям права, как трудовое, гражданское, хозяйственное (предпринимательское), административное, финансовое, уголовное, международное, процессуальное.
Это доказательство того, что с позиции принципов построения российской правовой системы о спортивном праве можно говорить как о комплексной отрасли. В то же время с точки зрения учебной дисциплины российское спортивное право является вполне самостоятельным предметом, охватывающим сферу своеобразных, проникнутых органичным единством и взаимосвязанных общественных отношений и соответствующую нормативную правовую базу, которая отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.
Физическая культура и спорт — это одна из общепризнанных отраслей человеческой деятельности, которая так же, например, как и сельскохозяйственная деятельность, требует специфического правового осмысления и регулирования. Одним из важнейших оснований для такого вывода служит не вызывающий ни у кого сомнения факт, что физическая культура и спорт представляют собой сложнейшую и специфическую социально-экономическую систему, разнообразные и разнохарактерные общественные отношения в которой призвано регулировать законодательство.
Будучи неотъемлемым, сложным и многогранным общественным явлением, сфера физической культуры и спорта обладает рядом существенных особенностей, отличающих его от других сфер человеческой деятельности. Назовем лишь базовые позиции, характеризующие физическую культуру и спорт как социально-экономическую систему и потому требующие использования специфических подходов к правовому урегулированию:
• современная физическая культура и спорт представляют собой сложную систему в плане наличия разнообразных типов физкультурно-спортивной деятельности, к основным из которых относятся физическое воспитание дошкольников и учащихся различных образовательных учреждений по государственным программам, физическая подготовка военнослужащих, профессионально-прикладная физическая подготовка, массовый спорт, профессиональный спорт, спортивные способы рекреации и реабилитации и др.;
• существуют специфические функции спорта — экономическая, военная, политическая, миротворческая, научная, коммерческая, воспитательная, образовательная, информационная, пропагандистская, социализирующая, гедонистическая, рекреативная, реабилитационная;
• система физической культуры и спорта направлена на обеспечение всестороннего развития человека, утверждение здорового образа жизни, формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании, создание условий для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организацию профессионально-прикладной подготовки, профилактику заболеваний, вредных привычек и правонарушений;
• гражданам гарантируется право заниматься физической культурой и спортом (в том числе спортом как профессией), объединяться в организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, физкультурно-спортивные общества, федерации по видам спорта, ассоциации, клубы и иные объединения;
• отрасль «физическая культура и спорт» в отличие от многих отраслей народно-хозяйственного комплекса в качестве продукта производит разнообразные социально-культурные и материальные услуги, а также товары;
• физическая культура и организованный спорт связаны со сложной системой соответствующих институтов и органов;
• управленческие функции в области физической культуры и спорта осуществляют отраслевые и внеотраслевые федеральные органы исполнительной власти, а также многочисленные и многообразные общественные органы управления;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.