Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таким чином, якщо на фізичній моделі знайдено числове значення характеристики , то воно може бути перераховано на натурне явище за формулою 1 страница




ЛЕКЦИЯ 5 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛЕКЦИЯ 6 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ЛЕКЦИЯ 1

Правовые основы в сфере физической культуры и спорта


НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
К числу генеральных внутренних функций государства относится социально-культурная функция, т.е. та функция, которая обеспечивает доступ гражданина к культурным ценностям, образованию, здравоохранению, занятиям физической культурой и спортом и т.д.
Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии со следующими принципами:
непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности, поскольку физическая культура и спорт рассматриваются как одно из средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека;
• учет интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры и спорта, признание ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние.
В соответствии с этим принципом государство в равной степени уделяет внимание спорту высших достижений и массовому физкультурному движению; физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах РФ и организации физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий с инвалидами, т.е. все участники в сфере физической культуры и спорта находятся в абсолютно равном положении для государства;
• признание самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям законодательства, равенства их прав на государственную поддержку. Поскольку в последнее время различные организационно-правовые формы деятельности и формы собственности получили широкое распространение;
• создание благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта, а также предприятий спортивной промышленности.
В соответствии с указанными принципами для обеспечения развития физической культуры и спорта в Российской Федерации, государство поддерживает физкультурное движение и олимпийское движение России, для чего обеспечивает:
ежегодное финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных соревнованиях и участию в них, за счет средств федерального бюджета;
• создание условий для использования физкультурно-спортивными организациями и предприятиями спортивной промышленности государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-исследовательских и технических разработок и технологий;
• содержание физкультурно-спортивных, спортивных и спортивно-технических сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации;
• создание условий для строительства и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан, физкультурно-спортивных сооружений в каждом муниципальном образовании и оказание на основе таких сооружений физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;
• создание условий для увеличения количества детско-юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы;
• создание условий для широкого использования средств физической культуры и спорта в целях укрепления здоровья матери и ребенка;
• организацию физкультурно-спортивных и спортивно-массовых мероприятий для девушек и женщин с учетом специфики их деятельности и соответствующих научно-методических рекомендаций;
• организацию лицензирования деятельности в области физической культуры и спорта и обязательной сертификации спортивных изделий и техники в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных организаций;
• пропаганду физической культуры и спорта, физкультурно-спортивного движения и олимпийского движения России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях достижения высших спортивных результатов и поддержания спорта высших достижений государство создает благоприятные условия. Этими условиями являются:
увеличение количества спортивных школ всех видов и типов, училищ олимпийского резерва, осуществляющих деятельность по подготовке спортсменов высокого класса, и укрепление их материально-технической базы;
• строительство новых и модернизация существующих баз и центров подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также учебных зданий, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений образовательных учреждений среднего профессионального, высшего профессионального образования в целях улучшения условий профессиональной подготовки и повышения квалификации работников физической культуры и спорта;
• выделение ассигнований на комплексные научные исследования по проблемам развития спорта высших достижений;
• стимулирование деятельности физкультурно-спортивных организаций по подготовке спортсменов высокого класса и их участия в международных соревнованиях;
• поощрение меценатства и благотворительности.
Основой государственной поддержки физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных организаций, спортивных сооружений, предприятий спортивной промышленности являются программы развития физической культуры и спорта всех уровней, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлениям федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Олимпийского комитета России, других физкультурно-спортивных организаций.
Расходы на реализацию программ развития физической культуры и спорта производятся за счет средств соответствующих бюджетов - федерального и субъекта федерации, внебюджетных источников, доходов от проведения спортивных лотерей, а также других средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета на подготовку и участие спортсменов в Олимпийских играх направляются в федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта и Олимпийский комитет России.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, для осуществления целевых программ развития физической культуры и спорта различных уровней (федеральная, региональная и муниципальная) предусмотрено предоставление субсидий и субвенций за счет средств соответствующих бюджетов.
Кроме того, обеспечение реализации региональных целевых программ развития физической культуры и спорта возможно за счет средств бюджета субъекта федерации и могут быть включены расходной статьей в региональный бюджет, а расходы на организацию, содержание и развитие физической культуры и спорта финансируются исключительно из местных бюджетов.
Помимо финансирования, государство также определяет и порядок расходования выделенных бюджетных средств. Законодательство, в частности тот же Бюджетный кодекс РФ, четко определяет, что бюджетные средства расходуются бюджетными учреждениями исключительно на:
• оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
• перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, занятости, социального страхования, обязательного медицинского страхования);
• командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с действующим законодательством;
• оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов;
• оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
• обязательные выплаты населению: стипендии, пособия, компенсации, пенсии и иные социальные выплаты.
Расходование бюджетных средств на иные цели не допускается. Нецелевое использование бюджетных средств в соответствии со статьей 283 Бюджетного кодекса РФ является основанием для применения таких мер принуждения, как блокировка расходов, изъятие бюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных учреждениях, наложение штрафов и начисление пени.
Компетенция органов государственной власти РФ в области физической культуры и спорта

Для осуществления государством своих функций необходима система государственных органов (рис).
Государственный орган - это звено в системе государственного управления, которое обладает полномочиями в определенных областях деятельности. Ему присущи следующие признаки:
1. Осуществлять от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности.
2. Иметь определенную компетенцию, т.е. совокупность задач, функций, прав и обязанностей.
3. Обладать властными полномочиями.
4. Характеризуется определенным строением.
5. Имеет территориальный масштаб деятельности.
6. Образуется в установленном законом порядке.


рис. 1 Система государственных органов

Физическая культура и спорт как самостоятельная отрасль оказывает влияние на создание системы государственных органов. По объему полномочий можно выделить две группы органов: 1. Органы общей компетенции и 2. Органы специальной компетенции.
По территориальному масштабу деятельности государственные органы в России можно разделить на федеральные органы и органы субъектов федерации. Отдельное место занимают органы местного самоуправления.
Каждый государственный орган в соответствии с возложенными на него полномочиями выполняет определенные функции. Федеральный закон РФ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» довольно конкретно определяет компетенцию федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта. В соответствии с целями, задачами и характером, вопросами, которые решаются этим органом, его компетенцию можно классифицировать по следующим функциям:
Организационная. К этой функции можно отнести решение следующих вопросов:
• обеспечение государственной политики в области физической культуры и спорта;
• организация лицензирования в области физической культуры и спорта и обязательная сертификация продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• ежегодное рассмотрение итогов развития физической культуры и спорта в Российской Федерации и утверждение мероприятий в данной отрасли на следующий год;
• руководство физическим воспитанием граждан и внедрение физической культуры в режим труда и отдыха граждан, организация массовых спортивных соревнований, спартакиад, физкультурно-спортивных фестивалей, других мероприятий физкультурно-оздоровительного характера, обеспечение подготовки резервов для сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта;
• пропаганда массовой физической культуры, спорта, здорового образа жизни, основ знаний о физической культуре и спорте, популярных физкультурно-оздоровительных и спортивных программ, комплексов физических упражнений, а также издание массовой литературы и выпуск видео- и киноматериалов в данной области;
• аккредитация с учетом предложений Олимпийского комитета России физкультурно-спортивных объединений, участвующих от имени Российской Федерации в международных спортивных соревнованиях;
• создание единой государственной системы информационного обеспечения в области физической культуры и спорта;
• ежегодный анализ деятельности физкультурно-спортивных организаций на основе данных государственной статистики;
• организация строительства спортивных сооружений и содержание действующих спортивных сооружений, оказание помощи в этих вопросах физкультурно-спортивным объединениям;
• изучение спроса граждан на товары физкультурно-спортивного и туристского назначения, организация их производства на государственных предприятиях спортивной промышленности, координация производства указанных товаров на других предприятиях спортивной промышленности, принятие мер по контролю за качеством и ассортиментом указанных товаров.
Нормотворческая. Под нормотворчеством, как правило, понимается не только разработка и принятие каких - либо нормативных актов, но и составление любых других документов, которые носят обязательный к исполнению характер. К нормотворческой функции относятся:
• подготовка и представление в Правительство Российской Федерации проектов федеральных программ развития физической культуры и спорта;
• разработка и утверждение с учетом предложений Олимпийского комитета России и физкультурно-спортивных организаций нормативов физической подготовленности различных категорий населения, в том числе нормативов всероссийского комплекса "Физкультура и здоровье";
• разработка, утверждение и внедрение совместно с федеральным органом исполнительной власти в области образования и федеральными органами в области здравоохранения в учебный процесс дошкольных и других образовательных учреждений для выполнения детьми дошкольного возраста и обучающимися в образовательных учреждениях нормативных требований физической подготовленности;
• введение в государственные программы физического воспитания различных категорий населения на основе научных исследований и экспериментов в данной области новых видов физических упражнений и видов спорта;
• разработка федеральных нормативов финансирования физической культуры и спорта;
• установление нормативов оказания физкультурно-оздоровительных услуг населению, создание льготных условий для занятий физической культурой детей и инвалидов;
• разработка и утверждение совместно с Олимпийским комитетом России по предложениям федераций по различным видам спорта, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта, физкультурно-спортивных объединений Единой всероссийской спортивной классификации, единого календарного плана физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, Положения о присвоении спортивных званий и иных нормативных актов о физической культуре и спорте;
• разработка и утверждение социальных нормативов развития физической культуры и спорта, а также норм и правил использования физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений.
Финансовая функция означает финансирование:
• научных исследований в области физической культуры и спорта, в том числе в области разработки спортивных изделий, в соответствии с федеральной программой развития физической культуры и спорта;
• содержания центров спортивной подготовки, образовательных учреждений и научных организаций в области физической культуры и спорта федерального значения;
• подготовки, в том числе научно-медицинского обеспечения, совместно с федерациями по различным видам спорта молодежных (резервных) сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта и их выступлений на официальных международных спортивных соревнованиях.
Контрольная функция означает контроль за исполнением федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
Научно - образовательная функция включает в себя:
• программное и научно-методическое обеспечение системы физической культуры и спорта, организацию издания научной, учебной и научно - популярной литературы по физической культуре и спорту в соответствии с федеральной программой развития физической культуры и спорта;
• профессиональную подготовку и мероприятия по повышению квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;
• разработку и утверждение совместно с Олимпийским комитетом России программы научных исследований по проблемам физического воспитания граждан и развития спорта высших достижений, в том числе подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта.
Под внешнеэкономической функцией понимается решение вопросов международных договоров Российской Федерации в области физической культуры и спорта в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом РФ "О международных договорах Российской Федерации".
Помимо федеральных органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, законодательство наделяет определенной компетенцией и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К компетенции этих органов относится:
• разработка и реализация программ развития физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации;
• внедрение физической культуры и спорта в режим учебы, труда и отдыха граждан различных возрастных групп на основе утвержденных нормативов физической подготовленности, в том числе требований всероссийского комплекса "Физкультура и здоровье";
• увеличение количества спортивных школ, центров и клубов всех видов и типов, обеспечение подготовки спортивного резерва, спортсменов высокого класса для сборных команд России по различным видам спорта;
• разработка и реализация календарных планов физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, в том числе организация всероссийских и международных спортивных соревнований, учебно-тренировочных сборов;
• формирование органов управления физической культурой и спортом, координация их деятельности и их взаимодействие;
• обеспечение совместно с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, Олимпийским комитетом России и общероссийскими федерациями по различным видам спорта подготовки сборных команд Российской Федерации и сборных команд субъектов Российской Федерации и их выступлений на всероссийских и международных спортивных соревнованиях.
Помимо вышеуказанных органов государственной власти в области физической культуры и спорта федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения и организации государственной системы здравоохранения в пределах своей компетенции:
• используют физическую культуру как средство профилактики и лечения заболеваний;
• осуществляют врачебный контроль за лицами, занимающимися физической культурой и спортом, в том числе спортивно-оздоровительным туризмом, участвуют в медицинском обеспечении подготовки сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта к международным спортивным мероприятиям;
• организуют и осуществляют подготовку и повышение квалификации специалистов здравоохранения и обеспечивают повышение их квалификации по вопросам эффективного использования основных компонентов физической культуры в профилактике и лечении заболеваний, а также в области спортивной медицины, врачебного контроля и лечебной физической культуры;
• создают центры и пункты оздоровления и реабилитации при помощи средств физической культуры и спорта, диагностико-консультационные пункты и кабинеты, врачебно-физкультурные диспансеры, обеспечивающие физкультурно-оздоровительную работу с гражданами, оснащают такие центры, пункты, кабинеты и диспансеры специальной аппаратурой и медицинским оборудованием.
Помимо органов в области здравоохранения федеральный орган исполнительной власти по делам молодежи и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по делам молодежи:
• участвуют в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и молодежью, способствуют их привлечению к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни молодежи, осуществляют мероприятия по профилактике правонарушений, совершаемых детьми и молодежью, совместно с физкультурно-спортивными организациями проводят массовые спортивные соревнования и спартакиады;
• создают с участием молодежных, детских и других организаций физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы, в том числе оборонно-спортивные клубы, организуют физическую подготовку детей и молодежи и прием у них нормативов всероссийского комплекса "Физкультура и здоровье";
• выделяют на проведение массовых физкультурных и спортивных мероприятий необходимые средства в соответствии с законодательством.
Органы местного самоуправления в схему государственных органов не включены, поэтому их компетенция в области физической культуры и спорта в Федеральном законе РФ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" не определена, но тем не менее, Федеральный закон "О местном самоуправлении в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. № 154 – Ф3 в статье 6 относит к предметам ведения местного самоуправления создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании.
Роль и место законодательства о физической культуре и спорте в правовом поле Российской Федерации
Основным источником права в нашей стране является Конституция Российской Федерации, нормы которой обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права - федеральным и местным законам, актам исполнительных органов власти, судебным прецедентам и обычаям.
Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., имеет в своем составе ст. (Гл.2 «Права и свободы человека и гражданина»), в которой закрепляется право каждого гражданина России на охрану здоровья и медицинскую помощь. Кроме того, в пункте 2 этой же статьи подчеркивается, что «в Российской Федерации финансируются федеральные программ охраны и укрепления здоровья населения,... поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта».
Помимо права каждого человека и гражданина на занятия физической культурой и спортом, Конституция РФ в главе 3 «Федеративное устройство» в ст.72 устанавливает, что общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта находятся в совместном ведении федерального центра и субъектов Российской Федерации. Данное положение Конституции означает многоуровневую систему правового поля России.
Происшедшие изменения требуют своего законодательного оформления в различных аспектах - в международном, межгосударственном, на уровне субъектов федерации и муниципалитетов. В то же время прогресс физкультурно-спортивных отношений в нашей стране идет весьма динамично, что, в свою очередь, требует постоянной работы по совершенствованию нормативно-правовой базы существующего законодательства, по созданию принципиально новых законодательных актов, закрепляющих достижения российской физической культуры и спорта.
Излишне упоминать, насколько важна роль качественного правового образования в деле модернизации существующего и в создании нового законодательства о физической культуре и спорте в нашей стране, в разработке адекватных нормативно-правовых актов и их гармоничному согласованию с иными законодательными актами Российской Федерации. Следует также подчеркнуть, что уважение к праву трудно воспитывать без надлежащих просветительских мероприятий, без уяснения социальной сущности и конкретного содержания законодательства о физкультуре и спорте. (обозначить содержание и требования курса).
Предпосылки и история возникновения физкультурно-спортивного права.
Несмотря на то, что физкультурно-спортивное право является весьма молодой наукой, которая сформировалась в более или менее законченном виде лишь в XX в., ее истоки и предыстория уходят своими корнями в эпоху Древнего мира. В своем становлении физкультурно-спортивное право проходило различные периоды, - и относительно благоприятного развития, и практически полного отрицания. До настоящего времени среди специалистов по спорту и правоведов некоторых стран нет единого мнения - нужно ли обособленное законодательство о физической культуре и спорте, следует ли выделять особое физкультурно-спортивное право, и если это необходимо, то насколько разветвленным и объемным оно должно быть?
Для того чтобы правильно и аргументировано ответить на поставленные вопросы, нам следует обратиться к историческим фактам и реальным событиям, имевших место в спортивной жизни различных цивилизаций.
Первые правовые акты, касающиеся физкультурно-спортивных мероприятий, относятся к глубокой древности: такими актами являлись распоряжения царей и монархов о проведении спортивных игр, о награждении и чествованиях победителей.
Спортивные состязания проводились чаще всего в честь выдающихся героев или в связи с определенными культами религиозного характера. Так, из культовых игр, имевших первоначально лишь региональное значение, возникли Олимпийские игры, которые проводились с 776 г. до н.э. в честь верховного бога Зевса. Поскольку Олимпийские игры имели большое значение для всей античной Греции, для их организации потребовались правовые акты, как на уровне отдельных городов - полисов, так и коллективные соглашения между ними по целому ряду вопросов. Правовые акты, регламентирующие процедуры организации и участия в Олимпийских играх, содержали следующие нормы и правила:
• На время проведения игр прекращались всякие военные действия. Священный мир охранял гостей и участников игр от нападений во время проведения соревнований и празднеств, при приезде и отъезде;
• Принимать участие в Олимпиадах и быть зрителями могли только свободные греки, полноправные граждане, не запятнанные пролитием крови;
• Участники соревнований не должны быть судимы (воров и мошенников судьи беспощадно вычеркивали из списков участников состязаний);
• Всем участникам Олимпиады необходимо было пройти 30- дневную тренировку в гимназиях;
• Все участники должны были принять перед храмом главного божества эллинов - Зевса - клятву соблюдать все правила честной игры.
Попробуем разобраться, были ли данные законодательные ограничения оправданны и какие последствия могли бы наступить, если бы ограничительные нормы отсутствовали.
Во-первых, законодательная норма о всеобщем мире во время проведения Олимпийских игр абсолютно необходима и естественна, так как военные действия мешали бы собраться лучшим спортсменам Греции и угрожали болельщикам при перемещениях к месту соревнований и обратно.
Во-вторых, ограничительная норма по составу участников соревнований (только греки) в те времена была оправдана тем, что эллины стремились поддержать престиж игр. А так как только себя они считали цивилизованными людьми, а остальные народы - варварами, то становится понятной и эта норма, которая по меркам сегодняшнего дня выглядит дискриминационной.
В связи с поддержанием престижа Олимпийских игр обоснованной смотрится и правовая норма по составу участников, среди которых не могло быть лиц с подмоченной репутацией.
Кроме того, логичной и естественной представляется норма об обязательном 30-дневном тренировочном сборе, который помогал избежать травм и болезней из-за неподготовленности участников.
Клятва соблюдать правила честной игры также выглядит обоснованным правилом.
Теперь зададимся вопросом о том, какие последствия могли бы наступить, если бы введенные греками законодательные нормы и правила для Олимпийских игр не действовали? Достаточно очевидно, что если бы Олимпийские игры и состоялись, то они бы не были столь престижны, и, следовательно, в скором времени прекратили свое существование. Если бы не соблюдались нормы безопасности для спортсменов и зрителей, не действовали правила проведения соревнований, отсутствовало квалифицированное и беспристрастное судейство, то игры имели бы рядовой, а зачастую и конфликтный характер.
Подтверждением сказанному могут быть Олимпийские игры, перенесенные из Греции в Рим, в которых участвовали римские императоры и где нарушался принцип беспристрастного судейства (т.е. принцип равенства всех участников перед правилами игр и проведения состязаний). Так, по образцу Олимпийских игр Август основал Акцийские, а Домициан - Капитолийские игры, которые имели весьма непродолжительную историю. Император Нерон в Олимпии участвовал в соревнованиях возничих и пытался сфабриковать лучший результат, что также нанесло удар по престижу игр.
Учитывая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что обоснованная правовая регламентация физкультурно-спортивных мероприятий уже в античности была необходима; именно четко установленные правила, нормы организации и проведения соревнований обеспечивали их публичное и бесконфликтное проведение, гарантировали государственную защиту и соблюдение прав и обязанностей спортсменов, тренеров, судей и болельщиков.
Таким образом, правовые основы физической культуры и спорта были заложены на самых ранних этапах развития античных цивилизаций, причем многие правовые принципы, выдвинутые в тот период, сохраняют свою актуальность и значимость до наших дней.
С течением времени спортивное право постепенно развивалось: накапливался опыт проведения всевозможных состязаний, рыцарских турниров, четче оформлялись правила спортивных игр.
Вместе с этими системными изменениями эволюционировал и институт спортивного судейства. Если на ранних этапах становления физкультурно-спортивных отношений роль арбитров и судей зачастую выполняли зрители (например, в гладиаторских боях или соревнованиях колесниц), то позднее функция судейства переходит к специально выделенным для этого лицам, обладавших необходимыми знаниями и юридическими полномочиями.
Качественный переход функций спортивного судейства к специально уполномоченным лицам, которые стали играть одну из ведущих ролей в проведении соревнований всех видов, не был случайным процессом. В основе такой трансформации лежит специфическая черта спортивных состязаний, связанная с самой природой человека и сущностью конкурентных отношений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.