Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Онтогенез артикуляционных возможностей в процессе развития ребенка раннего возраста




Вопросы изучения овладения ре­бенком процессом артикуляции рассмотрены рядом исследователей: Е. Ф. Архиповой, Е. Н. Винарской, Р. Е. Левиной, Л. Н. Лопатиной, Е. М. Мастюковой, М. Е Хватцева, Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой, Е. В. Шереметье­вой и другими.

С.В. Кодзасов и О.Ф. Кривнова (2001) структурно и всесторонне определяют свойства артикуляции, формирующиеся в процессе онтогенеза:

- с собственно артикуляционной точки зрения – это ментальные образы, которые фиксируют определенное положение произносительных органов в пространстве речевого тракта (это статические артикуляционные позы, которыми должен владеть носитель определенного языка);

- с целевой точки зрения стандартные средства достижения определенного слухового эффекта (это значит, что слуховой образ звука связан с его артикуляцией самым тесным образом);

- с функциональной точки зрения (роль в процессе коммуникации) − это связь между абстрактными звуковыми символами (фонемами) и физическими звуковыми колебаниями, с помощью которых передаваемая информация становится доступной слушающему.

При нормальном речевом развитии ребенок не сразу овладевает нормативным произношением. Первоначально центральное управление двигатель­ного анализатора не способно подать такой верный импульс на органы речи, который вызвал бы артикуляцию и звук, соответствующий нормам контро­лирующего слуха. Первые попытки управления речевыми органами будут неточными, грубыми, не дифференцируемыми. Слуховой контроль будет их отклонять. Но управление речевыми органами никогда не наладиться, если сами они не будут сообщать в управляющий центр, что ими делается, когда воспроизводиться ошибочный, не принимаемый слухом звук. Такой обрат­ный посыл импульсов от речевых органов и происходит на основании цен­трального управления перестраивается ошибочный посыл в более точный и принимаемый слуховым контролем [44].

Е. Н. Винарская отмечает, что в ходе развития речи образуются системно управляемые слуходвигательные образования, которые и являются ре­альными, материальными знаками языка. Для их актуализации необходимо существование артикуляторной базы и умение образовывать слоги. Артикуляторная база - способность приводить органы артикуляции в позиции, не­обходимые для образования формирования звуков, нормативных для данного языка [13].

В процессе освоения произносительных умений и навыков ребенок под управлением своего слуха и кинестетических ощущений, постепенно находит и сохраняет в памяти те артикуляционные уклады, которые обеспечивают необходимый, соответствующий норме акустический эффект. При необходимости эти артикуляторные позиции воспроизводятся и закрепляются. При нахождении правильных укладов, ребенок должен научиться различать арти­куляционные уклады, похожие при произношении звуков, и выработать ком­плекс речедвижений, необходимых для образования звуков [13].

Е. Ф. Архипова, М. Е Хватцев, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева отмечают, что для того, чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматизированными. Иными словами необходимым условием реализации фоне­тического оформления речи является хорошо развитая моторика артикуляци­онного аппарата [2, 63,64].

Е.Н. Винарская, Л.Р. Зиндер, С.В. Кодзасов, О.Ф. Кривнова, Т.Н. Ушакова и многие другие исследователи утверждают, что речевой аппарат представляет собой функциональную надстройку над анатомо-физиологическим базисом, осуществляющим витальные потребности организма в дыхании, пищеварении, обонянии. Это положение является принципиально важным в организации исследования готовности речевых органов выполнять артикуляционные функции в раннем возрасте.

На основе этого положения становятся актуальны исследования довербального развития процесса артикуляции. Е.В. Шереметьева отмечает, что пищевое поведение является сложноинтегрированным актом, появляющимся с момента рождения и объединяющим в единый приспособительный комплекс целый ряд структур и функций организма, начиная от анатомо-физиологических структур и функций организма. Исследования Б.Е. Микиртумова, А.Г. Кощавцева, С.В. Гречаного нацеливают на наблюдение за пищевым поведением и характером питания ребенка раннего возраста для определения состояние тех или иных мышц языка, нижнечелюстных и губных мышц, их скоординированного взаимодействия, поскольку в процессе приема пищи ребенок непроизвольно выполняет те оральные движения, которые впоследствии будут необходимы для нормального формирования движений артикуляционного аппарата, артикуляционных укладов звуков.

На ранней стадии развития артикуляции идет диффузная отработка фонаторно-дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи. Филогенетически заложенная большая «степень свободы» произносимых в этом возрасте звуков является предпосылкой к овладению в дальнейшем фонетической системой любого языка [20].

Характерно, что интенсивный период упражнения артикуляционного аппарата и накопления звукового запаса лепета совпадает с периодом миелинизации таких важных для моторики регуляторов. Как указывает Н.А. Бернштейн (1947), миелинизация этих регуляторов движений заканчивается к шестимесячному возрасту. Значение миелинизации выражается в том, что с ее наступлением связан переход от генерализованных движений к более дифференцированным.

К полугодовалому возрасту заканчивается миелинизация ствола, надстволья, подкорковых образований, а также формирование экстрапирамидной системы [44]. Ребенок самостоятельно садится, т.е. принимает вертикальное положение по собственному усмотрению, что существенным образом перестраивает опорно-мышечную систему. Кроме того, постепенно, начиная с трех месяцев, вводится твердый прикорм (яблоко, овощное пюре, желток и т.д.), что также тренирует органы артикуляционного аппарата. И как следствие, лепет усложняется: появляется некий эквивалент слова, т.е. поток «речи» распадается на отрезки, состоящие из нескольких слогов и объединенные между собой акцентуацией, мелодикой и единством уклада артикуляционных органов [10].

Дальнейшее усложнение артикуляции связано с увеличением двигательных возможностей (ползание, ходьба), установлением предметной соотнесенности звукокомплекса. А.А. Леонтьев пишет, что круг зафиксированных к этому моменту артикуляций не расширяется [42].

Развитие звукового состава ранней доречевой продукции идет строго закономерным путем, который зависит как от биологических, так и социальных факторов. Тщательный анализ лепета позволил В.И. Бельтюкову выделить исходные «фонемные гнезда»: нейтральные гласные, губные, переднеязычные и заднеязычные артикуляции.

Резкое увеличение числа слов активного словаря с одного года до 1.3 – 1.5 многие исследователи связывают с тренировкой артикуляционных возможностей: «Начав говорить, ребенок далеко еще не овладел всем необходимым для правильного произношения звуковым материалом. И в этот период он продолжает накапливать звуковой материал, упражняться в его произношении» [68].

На третьем году жизни с включением сложных третичных полей лобных долей мозга, обеспечивающих связи со всеми отделами мозга, координируется и активизируется общая моторика, значительно улучшается артикуляция, обеспечивающая звукопроизнесение. С этого периода онтогенез артикуляционной моторики непосредственно связан с детским звукопроизнесением.

Следует подчеркнуть влияние характера пищи и питания ребенка на тренировку артикуляционного аппарата. В этот период дети владеют ложкой (правши уверенно держат ее в правой руке), самостоятельно пьют из чашки и тщательно прожевывают твердую пищу.

Таким образом, онтогенетически артикуляционный праксис формируется последовательно от врожденных программ центральной нервной системы (крик, гуление, ранний лепет, связанные с филогенетической памятью речевой функциональной системы) через поздний слоговой лепет (начало синергетического взаимодействия речедвигательного и речеслухового анализаторов) к появлению первых слов, фраз и дальнейшей тонкой дифференциации артикуляторных укладов и артикуляционных мелодий в различных фонетических вариантах (В.И. Бельтюков, Н.А. Бернштейн, Е.Н. Винарская, Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.А. Леонтьев, И.П. Павлов, А.Д. Салахова, М.Е. Хватцев и мн. др.) [68]

На основе анализа теоретической литературы мы рассмотрели понятие «артикуляция», свойства процесса артикуляции, проследили развитие артикуляции от рождения до трех лет. Развитие артикуляции является важной состав­ляющей нормального речевого развития. Становление артикуляции в онтогенезе проходит ряд стадий, обусловленных врожденными программами центральной нервной системы. Любые нарушения развития процесса артикулирования могут привести к возникновению речевых на­рушений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.