Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обзор существующих методик изучения артикуляции у детей раннего возраста




Чтобы иметь представление об особенностях строения и стоматологических дефектах артикуляционного аппарата, необходимо провести полное обследование, которое позволит судить о сложности и стойкости речевых недостатков. В тяжелых случаях (например, сильно укороченная или массивная уздечка) необходима помощь хирурга-стоматолога.

Полное и окончательное суждение о степени и качестве нарушений двигательных функций можно вынести только в процессе работы с ребенком.

В современной логопедии существует ряд методик, изучающих состояние артикуляции у детей раннего возраста.

Л.П. Борщ предлагает следующие направления обследования.

1.Строение зубов и их особенности.

2. Отмечается ли саливация.

3. Наблюдаются ли гиперкинезы, особенно в языке.

4. Отмечаются особенности движения языка, объем.

5. Нёбо: при высоком, глубоком, узком нёбе и укороченной уздечке языка необходима консультация хирурга-стоматолога.

6. Особенности плача, крика.

7. Звуковое наполнение лепета:

· его разнообразие;

· интонирование;

· аутоэхолалия (подражает ли сам себе);

· какие звуки: есть ли губно-губные, губно-зубные;

· какой вариант: твердый, мягкий;

· подражает ли новым слогам взрослого;

· есть ли к 10 месяцам эхолалия;

· появление первых лепетных слов к 11 месяцам;

· накопление глагольного словаря, звукоподражаний.

8. Характер общения:

а) общение взглядом – ищет ли ребенок сочувствия и одобрения; соотносит ли действия со взглядом при показе взрослым, при выполнении действий самим ребенком;

б) использование лепета, лепетных слов в момент общения;

в) использование жестов, мимики, интонации.

9. Особенности координации между дыханием и фонацией.

10. Голос: характер, его сила, высота.

11. Губы: может ли округлить губы, вытянуть трубочкой; может ли по показу, по слову воспроизвести движение.

12. Язык: выдвинуть вперед, распластать; поднять вверх; отодвинуть к углам рта («часики»); сделать смычки: язычно-зубную, язычно-альвеолярную; пощелкать языком («лошадка»); язык присасывается к твердому нёбу, идет растягивание уздечки языка.

13. Нёбо:

- покашлять;

- произнесение звука «А» на твердой атаке;

- при наличии высокого, узкого, глубокого твердого нёба и укороченной уздечке необходима коррекция.

14. Нижняя челюсть: подвижность ее при жевании; объем движений при опускании.

15. Обследование звукового состава слова:

а) гласные – есть ли гласные, какие они;

б) согласные – есть ли согласные, какие они;

в) на какие звуки заменяются:

- свистящие;

-согласные соноры;

- глухие, звонкие, твердые, мягкие [12].

Г.В. Чиркиной предлагается обследование состояния двигательных функций артикулярного аппарата начинать с наблюдения за состоянием мимической и жевательной мускулатуры: сначала в состоянии покоя, а затем при выполнении различных движений [46].

В состоянии покоя отличают следующее:

- выраженность носогубных складок, их симметричность;

- характер линии губ и плотность их смыкания;

- наличие или отсутствие насильственных движений (гиперкинезов).

Обследование двигательных функций проводиться при различных нагрузках и многократном повторении. При многократных движениях может появиться слюнотечение, которое сопутствует дизартрии, или выявятся стертые формы пареза.

При обследовании состояния мимики ребенка дается общая характеристика: живая, вялая или напряженная мимика; отсутствие мимики - амимия, гримасничанье, дифференцированная и недифференцированная мимика. При этом отмечается качественная сторона каждого движения, его полноценность или неполноценность. При неполноценности выполнения фиксируется время включения в движение, его истощаемость, изменение его темпа и плавности, объем, а также появление синкенезий.

Для изучения состояния мимической, а также жевательной мускулату­ры в движении выполняются следующие упражнения:

- нахмурить брови - «гнев»;

- поднять брови - «удивление»;

- слегка сомкнуть веки;

- прищурить глаза - «яркое солнце»;

- закрыть глаза (оба, попеременно левый, правый);

- плотно сомкнуть веки - «стало темно»;

- оскалить зубы;

- сжать зубы;

- придать губам такое положение, как при игре на духовом инструменте;

- надуть щеки (обе попеременно левую, правую);

- втянуть щеки;

- открывание и закрывание рта;

- рот полуоткрыт, широко открыт, закрыт;

- имитация жевания;

Обследование желательно проводить в игровой форме.

Перед тем как перейти к обследованию моторики артикуляционного аппарата, необходимо отметить особенности его строения и дефекты анатомического характера:

- губы: толстые, мясистые, короткие, малоподвижные, достаточно подвижные: «трубочка», «улыбка», попеременно.

- зубы: редкие, кривые, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы: верхние, нижние.

- прикус: открытый передний/боковой: двусторонний/односторонний, глубокий, мелкий, нормальный.

- челюсти: норма, прогения, прогнатия; подвижность нижней челюсти.

- твердое нёбо: узкое, высокое («готическое»), плоское, низкое, куполообразное, субмукозная расщелина.

- мягкое нёбо: подвижное, малоподвижное, парез.

- язык (форма и размер): обычный, массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка. Кончик языка: истонченный, широкий, раздвоенный.

- подъязычная связка: норма, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области.

- позиция языка в полости рта: правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении.

- тонус языка: норма, повышен, понижен.

- подвижность языка: достаточная, недостаточная, тремор, отклонения в сторону (вправо, влево).

- движения языка: вперед – назад, вверх – вниз, вправо – влево.

- кинестетическая апраксия (невозможность произвести произвольно артикуляционное движение).

- переключаемость: достаточная, недостаточная.

- саливация: норма, повышенная.

- щеки: тонус, их тонус: надуть, втянуть, надуть попеременно.

Отмечается быстрота фор­мирования артикуляционного уклада и длительность удержания позы. При дизартрии обращается внимание на наличие или отсутствие синкенезий, де­виации языка.

Е.Ф. Архипова предлагает изучать артикуляционный праксис по сле­дующим направлениям:

- изучение состояния органов артикуляционного аппарата (состояние лицевой мускулатуры, губ, твердое небо, мягкое небо, язык);

- изучение особенностей моторики артикуляционного аппарата: движение нижней челюсти, объем движений губной мускулатуры, объем артикуляционных движений [4].

Для оценки состояния органов артикуляции и моторики артикуляционного аппарата Е.Ф. Архиповой разработана бальная оценка.

Ю. А. Разенкова предлагает включать обследование артикуля­ционного праксиса в схему изучения речевого развития детей ран­него возраста. Предлагаемая методика логопедического обследования основывается на схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по фактическим материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961), а также на диагностике нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни, составленной К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной (1979 г).

Перед началом обследования необходимо точно установить дату рождения ребенка, так как первоначально предлагаются задания из того возрастного периода, который соответствует фактическому возрасту ребенка. Если возраст ребенка оказывается между двумя возрастными периодами, то исходными являются задания ближайшего младшего периода.

После предъявления ребенку всех заданий из исходного возрастного периода и оценки их выполнения в зависимости от полученных результатов переходят к заданиям либо из более старшего возрастного периода, либо из более младшего возрастного периода.

За нормальное развитие ребенка 2-го года жизни принимается формирование речи в пределах одного квартала:

- 1 год 1 мес. -1 год 3 мес.,

- 1 год 4 мес. - 1 год 6 мес.,

- 1 год 7 мес. - 1 год 9 мес.,

- 1 год 10 мес. - 2 года,

На 3-м году - в пределах полугодия:

- 2 года 1 мес. - 2 года 6 мес.,

- 2 года 7 мес. - 3 года.

Изучается строение (отмечаются аномалии) органов ар­тикуляции: верхней, нижней челюсти, губ, языка. Логопедическое обследование включает в себя сбор данных о раннем доречевом и речевом развитии ребенка до момента обследования (анализ выписок из истории развития, анализ этапного эпикриза в истории развития и др.). Далее отмечаются особенности строения черепа, лица, наличие или отсутствие черепно-лицевых асимметрий при различных эмоциональных состояниях ребенка: во время смеха, крика, плача, нахмуривания, зажмуривания и т.д. Отмечается сформированность произвольных движений в мимической мускулатуре: умение нахмуриться, поднять брови, надуть щеки.

Обследование артикуляционного аппарата включает в себя оценку особенностей строения артикуляционных органов, непроизвольных движений органов артикуляции во время еды (откусывание, жевание, глотание), при мимических реакциях, речевых реакциях, во время бодрствования, игры, формирования уровня произвольных движений (по показу и слову с 1 года 6 мес.). Мышечный тонус в органах артикуляции оценивается совместно логопедом и врачом-невропатологом. Далее в логопедическом обследовании отмечаются особенности дыхательной системы ребенка, особенности общего звучания речи и голоса.

Аномалии строения оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых и речевых реакциях во время бодрствования и игры. Произвольные дви­жения (с 1 года 6 мес - по показу и слову взрослого): отмечается уме­ние открыть рот; умение закрыть рот; умение закусить нижнюю губу; умение закусить верхнюю губу. Оцениваются: координированность движений; объем движений удержание позы; переход от движения к движению; другие особенности движений. Произвольные движения губ (с 1 года 6 мес - по показу и слову взрослого): «поцелуй»; «улыбка»; «трубочка-улыбка» (с 2,5 года) [56].

О.Е. Громова предлагает использовать анкету для родителей, в которой ряд вопросов связаны с особенностями пищевого поведения ребенка, согласно которому можно судить о состоянии артикуляции [19].

Е.В. Шереметьева для оценки моторных предпосылок артикуляции предлагает обследование, проводимое в следующих направлениях: движения нижне­челюстных мышц, движения губных мышц, движения мышц языка, наблюдение за пищевым поведением ребенка [67].

Итак, в современной логопедии разработаны методики диагностики состояния артикуляционного праксиса, включающие исследование состояния органов артикуляции, их подвижности.

Одним из направлений обследования состояния артикуляции является наблюдение за особенностями пищевого поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.