Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития




 

Приложение

 

Выполнила:

студентка отделения заочного образования

специальность «Логопедия»

Сардушкина Е.Н.

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент кафедры СПП и ПМ

Е.В. Шереметьева

 

 

Челябинск

Приложение 1

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

1. «Лягушка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам,

Потяну, перестану

И нисколько не устану!

2. «Хоботок» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать их в таком положении.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

3. «Лягушка» - «Хоботок» - на счет «раз-два» чередовать упражнения «Лягушка» и «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

4. «Окошко» - на счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

5. «Лопаточка» - улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

6. «Иголочка» - улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу!

7. «Лопаточка» - «Иголочка» - на счет «раз-два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык иголочкой потом

Потянем тонким острием.

8. «Часики» - улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз - два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо…

9. «Качели» - улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

Я потом – вниз опускаюсь.

10. «Лошадка» - улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

11. «Чашечка» - улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

12. «Маляр» - улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора.

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

13. «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху-вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы.

14. «Чисти верхние зубки» - улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

Пассивная артикуляционная гимнастика заключается в том, что логопед аккуратно, с поглаживаниями, манипулирует артикуляторными органами ре­бенка.

1) Упражнения для губ:

- открывание и закрывание рта;

- округление губ в положении широкой воронки;

- вибрация губ;

- укладывание губ в трубочку и растягивание в улыбку;

- сдвигание уголков губ по горизонтали

- поднимание верхней губы с обнажением десны;

- собирание верхней губы в «хоботок»;

- собирание нижней губы.

2) Упражнения для подвижности мышц языка:

- высовывание языка изо рта и перемещение кончика языка в горизонтальном направлении;

- укладывание кончика языка попеременно на верхнюю и ниж­нюю губу;

- прижимание кончика языка ко дну рта;

- сдвигание кончика языка вглубь рта;

- поднимание кончика языка;

- сворачивание распластанного кончика языка в трубочку путем поднимания его боковых краев.

Активные движения языка вызываются с помощью подкрепления пи­щей. Например, к губам ребенка подносят карамель и предлага­ют лизнуть. Перемещая карамель, можно достичь высовывания языка и вос­произведения им боковых движений.

Приложение 2

Логопедические игры и упражнения

1. «Птенчики»

Кушать птенчики хотят,

Маму ждут, но не шумят.

Ротик на замок закрыт,

Очень тихо все сидят.

(губы сомкнуть, придержать указательным пальчиком)

Мама зернышко несет!

Открывайте шире рот!

Методические указания: дети исполняют роль птенчиков, педагог - роль мамы-птички. Вначале дети широко открывают ротики, выполняя «немую» артикуляцию, педагог кладет на кончик языка «зернышко» (витаминку). Затем это же упражнение выпол­няется с выведением языка на нижнюю губу. Ребенок произносит «Ам», за­крывая рот и начинает жевать витаминку. Постепенно следует увеличить время удержания рта в открытом положении.

2.Упражнение «Замочки»

Мы замочки раскрываем,

Шире ротик открываем.

Спит спокойно язычок...

Снова ротик на замок!

Методические указания: дети устанавливают указательные пальчики правой и левой руки на височно-нижнечелюстные суставы. При движении в суставах возможно опускание и поднимание нижней челюсти (открывание и закрывание «замочков»).

3. Упражнение «Язычок устал»

Бегал, прыгал язычок,

Лег в кроватку, и молчок.

В зубки упирается,

Лежит, не напрягается.

Методические указания: упражнение направлено на формирование правильного артикуляционного уклада языка в состоянии покоя за нижними резцами.

4. Упражнение «Теплый звук»

Воздух в носик набирайся,

"А" теплее выдувайся.

Методические указания: для формирования правильного положения языка в ротовой полости, пре­одоления смещения вглубь ротовой полости, необходимо проводить эти уп­ражнения с выведением широкого, расслабленного языка на нижнюю губу. Произносить звук на полном выдохе, не слишком громко. Контроль ротовой воздушной струи с помощью дутья, выдох на пуховое перышко.

5. Упражнение «Язычок гуляет»

Язычок пошел гулять, (ротик широко открыт, вывести широкий, расслабленный язык на нижнюю губу)

В домик спрятался опять (язык в состоянии покоя лежит за нижними резцами).

6. Упражнение «Лакание молочка»

Молоко лакает кот.

Котик нас лакать зовет.

Методические указания: это упражнение используется для переведения языка в передние отделы ро­товой полости, расслабления корня языка.

7. Упражнение «Песенка для куколки»

Куколку качай,

"А" ей напевай!

А-А-А-А...

"А!" Красивый звук какой!

Ну-ка, шире рот открой!

Методические указания: в игре используется игрушка - кукла. При проведении упражнения следим за тем, чтобы дети произносили звук "А" мягко, спокойно, на длительном фонационном выдохе.

8. «Сказка о веселом язычке»

Жил да был веселый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.

Первая дверь – это губы. Давай откроем ее (упражнение «Лягушка»).

Вторая дверь – это зубы. Откроем и ее (упражнение «Окощко»).

Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губа (упражнение «Лопаточка»).

Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время удерживать язычок на нижней губе). Наконец, он проснулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголочка»).

Посмотрел вправо, потом влево (упражнение «Часики»). Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).

Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней прокатиться. Весело ему было скакать на лошадке (упражнение «Лошадка»).

Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь – зубы (упражнение «Лягушки»), а затем и первую – губы (сомкнуть губы).

 

 

Приложение 3

Комплекс артикуляционных упражнений для развития точности, ловкости и скоординированности артикуляционных движений

(по Е. В. Шереметьевой)

1. Упражнения для укрепления губных мышц:

· вытягивание губ вперед трубочкой: вытяните губы вперед трубочкой, Вот так; Дует ветер в лесу у-у-у-у. Как дует ветер в лесу?;

· складывание губ кружочком: мишка поет низким голосом о-о-о. Немного вытяните губы. Вот так. Спойте, как мишка;

· растягивание губ в стороны (улыбка): улыбнитесь мамочке вот так; Мишка косолапый песенку поет ы-ы-ы. Растяните губы вот так, спойте, как мишка ы-ы-ы;

· чередование движений на растягивание губ в стороны и вытягивание вперед трубочкой: Катюша поет а-у, а-у. Споем, как Катюша; Позовем снежинки. Вот так: а-у, а-у; Согреем губки вот так а-у, а-у;

2. Упражнения для укрепления челюстных мышц:

· регуляция объема ротового резонатора: Мы умеем кушать вот так: ам, ам, ам (широко открывают рот на звук [а] и закрывают на звук [м]);

· опускание нижней челюсти: цыпленок открыл клювик вот так (широко открывают рот и удерживают на счет от 3 до 5);

3. Упражнения для активизации мягкого неба:

· покашливание: Буратино заболел и кашляет. Покашляйте, как Буратино;

· произнесение гласных звуков на твердой атаке: Буратино выздоровел. Может петь. Вот так: АА АА АА АА, ОО ОО ОО ОО, УУ УУ УУ УУ.

 

 

Упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой речевого дыхания (по Е. В. Шереметьевой):

1) Пропевание гласных звуков слитно и отрывисто, с повышением и понижением тона:

Горло здорово. Теперь можно петь песенку вместе с Буратино. Споем песенку

АаАаАаАа(мелодичное пропевание с ударением на первую четверть и чередованием высоты звука)

Оо Оо Оо Оо

Уу Уу Уу Уу

А теперь споем вот так.

(отрывистое пропевание звука на одной высоте)

АА АА АА АА

ОО ОО ОО ОО

УУ УУ УУ УУ;

2) Уточнение артикуляции звуков раннего онтогенеза и вызывание звуков более позднего онтогенеза проводилось в последовательности, описанной А.Н. Гвоздевым, М.Е. Хватцевым на индивидуальных занятиях: а, у, о, и, э, ы, п, пь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, б, бь, х, хь, к, кь, г, гь, с, сь, з, зь. Такая же последовательность уточнения произношения и вызывания звуков предлагается Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

 

 

Приложение 4

Рекомендации по коррекции пищевого поведения

(по материалам Е.В. Шереметьевой)

Постепенно вводить в меню ребенка: сырые, не перетертые овощи и фрукты твердых сортов в такой последовательности:

· огурец-морковь;

· груша-яблоко;

· зернистый творог;

· орехи и сухофрукты;

· не перетертое и не рубленное куриное мясо;

· потом телятину;

· а затем - говядину.

Стимулировать не только откусывание, но тщательное пережевыва­ние.

 

 

Приложение 5

Самомассаж на логопедических занятиях

(по материалам Е. В. Шереметьевой)

С целью улучшения рецептивной чувствительности мимических мышц, активизации иннервации губных и нижнечелюстных мышц мы включали элементы самомассажа. Производилось поглаживание кончиками пальцев:

· от середины лба к вискам;

· от кончика носа по его спинке вверх и обратно;

· от переносицы к околоушной впадине; ушных раковин.

Обучение самомассажу обязательно сопровождалось стихотворными строками.

Легкие растирающие движения ладошками от крыльев носа до ушных раковин:

Ой, пришел к нам дед Мороз,

Заморозил щечки. Их ладошками потрем.

Будут теплыми потом.

Растирающие движения указательным и средним пальцами от кончика носа к его крыльям:

Ах, ты Дедушка Мороз.

Отморозил ты мой нос.

Вот сейчас его согрею,

Никогда не заболею.

Растирающие движения пальцами или ладошками по контуру ушных раковин:

Дед Мороз – не шути,

Наши ушки береги.

Их в обиду не давай.

Лучше с нами поиграй!

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4

Глава I. Артикуляция и ее состояние у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития в теоретических исследованиях

1.1.Артикуляция как психофизиологическая основа устной речи…………..8

1.2.Онтогенез артикуляционных возможностей в процессе развития ребенка раннего возраста…………………………………………………………………14

1.3.Отклонения речевого развития в раннем возрасте……………………..19

1.4.Нарушение артикуляции как одна из причин отклонения речевого развития и ее состояние у детей раннего возраста……………………...…..25

Выводы по I главе……………………………………………………………….36

Глава II. Особенности артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития

2.1. Обзор существующих методик изучения артикуляции у детей раннего возраста…………………………………………………………………………..38

2.2. Организация и содержание диагностики состояния артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития……………………….45

2.3. Состояние артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития………………………………………………………………49

Выводы по II главе……………………………………………………………..56

Глава III. Формирование артикуляционных навыков у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития

3.1. Обзор существующих методик коррекции и формирования артикуляции детей раннего возраста с отклонениями речевого развития…………………57

3.2. Организация и методика работы по формированию артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития………………………63

3.3. Анализ эффективности работы по коррекции артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития…………….………..74

Выводы по III главе……………………………………………………………..78

Заключение………………………………………………………………………79

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.