Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушение артикуляции как одна из причин отклонения речевого развития и ее состояние у детей раннего возраста




Неразвитые мускулы рта или слабый мышечный тонус лица являются одними из причин отклонений речевого развития.

Исходя из положения Н.А. Бернштейна об уровневой организации произвольных движений и действий, рядом исследователей специалистов в этой области (в частности Шереметьевой Е.В.) было предположено, что артикуляция, как наиболее высокий символический уровень произвольного движения, может формироваться при сохранности всех нижележащих уровней произвольного движения. Периферическая часть артикуляции надстраивается над предметным уровнем оральных движений, осуществляющих жизнеобеспечивающие потребности в питании: сосание, откусывание, пережевывание, глотание. Поэтому потенциальную возможность артикуляции они сочли возможным оценивать, наблюдая за предметным уровнем движений артикуляторов – губ, языка, нижней челюсти – в процессе приема пищи и состоянием мимики в свободной деятельности.

Проанализировав результаты исследования Е.В. Шереметьевой, в оральной базе артикуляции были определены предвестники недоразвития речи (показатели отклонений от нормального хода речевого развития) в раннем возрасте:

- отказ от твердой пищи: ребенок предпочитает однородные хорошо измельченные массы. Часто таким детям, чтобы не остались голодными, родители приносят в детский сад йогурты, творожные массы и т.п. Такое пищевое поведение может иметь разную причинность: позднее введение твердого прикорма; родители долго (до года, а то и двух) измельчали пищу ребенка до однородной массы; поддержание сосательного рефлекса (кормление грудью) до двух, двух с половиной лет; нарушение иннервации нижнечелюстных мышц;

- трудности в процессе пережевывания и, как следствие, выплевывание, что связано с нарушением иннервации соответствующих групп мышц. При таком снижении физической нагрузки мышцы, поднимающие и удерживающие нижнюю челюсть, и языковые мышцы ослабевают;

- общая амимия в процессе приема пищи: ребенок очень долго сидит над тарелкой или с куском в руке, потом медленно подносит ложку ко рту или откусывает, начинает лениво пережевывать (отсутствие удовольствия, «написанного» на лице от процесса питания);

- часто проливается жидкая пища или жидкость в силу недостаточной сформированности губного захвата: ребенок не достаточно захватывает нижней губой край ложки, чашки (жидкость проливается) или захватывает кусочки пищи из ложки непосредственно зубами. О таких говорят: «Ест не аккуратно». В действительности нарушается иннервация губных мышц и, как следствие, их сила, ловкость и скоординированность.

- повышение порога рецептивной чувствительности кожных покровов окологубного пространства, что тоже свидетельствует о нарушении иннервации соответствующих групп мышц: ребенок пьет кефир или кисель, остатки которого в силу недостаточной автоматизации предметного движения остаются вокруг губ. Он никакими способами не пытается снизить раздражение от остатков жидкости. О таких детях говорят: «Очень неопрятен».

Если же воспринимающая чувствительность окологубного пространства сохранна, а нарушена иннервация язычных мышц, то в аналогичных условиях наблюдается следующее:

- отсутствие круговых облизывающих движений языка при попадании густого напитка или жидкой каши на губы или окологубное пространство: ребенок в таких случаях вытирает верхнюю губу подручными средствами;

подтягивание спинки языка вверх с невыраженным кончиком языка в аналогичных условиях;

- уменьшение раздражения кожной поверхности губ при помощи нижней губы или другими средствами;

- поднимание кончика языка до уровня угла губ при попытке облизать верхнюю губу.

В общем, в жевательной мускулатуре отмечается ограничение подвижности нижней челюсти; незначительное или достаточно выраженное смещение нижней челюсти в сторону в состоянии покоя, при жевании и при артикуляции; при патологии тонуса жевательных мышц наблюдается снижение интенсивности и объема жевательных движений, дискоординация движений нижней челюсти при артикуляции; нарушение процесса откусывания от куска (что может быть осложнено также аномалиями зубночелюстной системы); выявляются синкинезии в моторике нижней челюсти при движениях языка (особенно при поднятии языка к верхней губе или при вытягтвании его к подбородку) [32].

Е. Г. Чигинцевой отмечается и на особенности в язычной мускулатуре: наблюдаются патологические состояния мышечного тонуса, которые в ряде случаев сопровождаются особенностями строения языка (при спастичности язык чаще бывает массивный, оттянутый комом вглубь ротовой полости или вытянутый «жалом», это может сочетаться с укорочением уздечки, представленной в форме плотного тяжа; при гипотонии язык в большинстве случаев тонкий, вялый, распластанный на дне ротовой полости, что может быть осложнено укорочением подъязычной складки, на вид тонкой и полупрозрачной); отмечаются нарушения положения языка (в покое и при движении) в виде девиации в сторону, высовывание языка изо рта, прокладывания языка между зубами; выявляется незначительное или достаточно выраженное ограничение подвижности язычной мускулатуры; гиперкинезы, тремор, фибриллярные подергивания языка; повышение или понижение глоточного рефлекса. В мускулатуре мягкого нёба отмечается провисание нёбной занавески (при гипотонии); отклонение увуля (язычка мягкого нёба) от средней линии. В вегетативной нервной системе наблюдаются в основном мозаичные нарушения в виде легко возникающих спазмов лица (покраснения или побледнения), цианичности языка, гиперсаливации (интенсивного слюноотделения, которое может быть постоянным или усиливаться при определенных условиях) [64].

К влияющим на становление речевой функции факторам Г.В. Чиркина также относит более поздние поражения ЦНС травматического или инфекционного генеза, интоксикации, тяжелые соматические инфекции, ослож­ненные психотравмирующими ситуациями (разлука с матерью, болевой шок), даже если они имели временный, а не постоянный характер) [66].

У ребенка с ринолалией даже при односторонней, полной или частичной расщелине вдох осуществляется активнее через расщелину, т.е. через рот, а не через нос. Врожденная расщелина способствует «порочному приспособлению», а именно неправильному положению языка, его корня, причем остается свободным лишь кончик языка, который оттянут в среднюю часть полости рта (корень языка чрезмерно поднят вверх, прикрывает собой расщелину, а одновременно и глоточное пространство). Кончик языка находится на дне рта в средней части, примерно на уровне пятого зуба нижнего ряда.

Попадание пищи через расщелину в нос, по-видимому, также способствует чрезмерному развитию корня языка, который закрывает собой расщелину. Итак, у ребенка с врожденной расщелиной самые важные, самые жизненные функции стабилизируют положение чрезмерно поднятого корня языка. Вследствие этого воздушная струя при выходе из подсвязочного пространства направляется почти перпендикулярно к нёбу. Это затрудняет ротовой выдох в речевом акте и создает назальный оттенок голоса. Кроме того, постоянное положение поднятого корня языка затормаживает движения всего языка. В результате осуществление нужных движений языка для артикуляции речевых звуков у ринолаликов не удается; кроме того, слабая выдыхательная струя, не попадая в переднюю часть ротовой полости, не стимулирует образование различных артикуляционных смычек в верхнем отделе речевого аппарата. Оба указанных условия приводят к тяжелому нарушению произношения. Чтобы улучшить произнесение того или иного звука, ринолалики направляют все напряжение на артикуляционный аппарат, усиливая этим напряжение языковых, губных мышц, вовлекая мышцы крыльев носа, а иногда и все лицевые мышцы [24].

В процессе речевого дизонтогенеза формируются приспособленные (компенсаторные) изменения уклада органов артикуляции:

· высокий подъем корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости; расслабленный, малоактивный кончик языка;

· недостаточное участие губ при произнесении лабиализованных гласных, губно-губных и губно-зубных согласных;

· чрезмерное напряжение мимической мускулатуры;

· возникновение дополнительной артикуляции (ларингализации) за счет участия стенок глотки.

Л.П. Борщ отмечает, что короткая уздечка – порок развития, выражающийся образованием складки слизистой оболочки, фиксирующей язык резко кпереди, иногда почти к зубам. Она нередко выявляется у родителей или близких родственников детей, что можно считать семейной особенностью; аналогичными бывают аномалии и прикуса. При изучении медицинских карт развития детей с патологией уздечки языка автор выявила, что в 94,7 % отмечается синдром двигательных нарушений; в 52,7 % - дисплазия тазобедренных суставов; в 69,4 % - задержка психомоторного развития; в 38,4 % - травма шейного отдела позвоночника; в 8,8 % - детский церебральный паралич [12].

У новорожденных с короткой уздечкой языка отмечается беспокойство при кормлении. Оно объясняется затруднениями при сосании, глотании. Малыши не высасывают норму. Сон у таких детей поверхностный, прерывистый, беспокойный, они много плачут.

Если коррекция не проведена вовремя, то это усугубляется с возрастом тем, что речь формируется с отклонениями; ребенка не понимают сверстники; взрослые, добиваясь правильного произнесения звуков, вызывают в ответ негативные эмоции. Он замыкается в себе, предпочитает меньше говорить, играть в одиночестве, начинает формироваться «комплекс неполноценности». Это нередко способствует развитию вредных привычек. Для них характерно снижение эмоционально-волевой сферы, лабильность настроения. Такие дети бывают неуравновешенными, гипервозбудимыми, с трудом успокаиваются. Они очень обидчивые, плаксивые, а иногда – агрессивны. Эти дети с трудом вступают в контакт, отказываются на приемах выполнять определенные движения языком.

К началу обучения в школе речь остается нечеткой, нарушено произношение нескольких групп звуков. Речь невыразительна, интонационная окраска голоса бедная. Это делает таких детей более уязвимыми, замкнутыми, хотя их интеллектуальные способности достаточно развиты. В большей части такие дети самокритичны.

Выявленные особенности оральной двигательной основы артикуляции позволили предположить, что при отсутствии своевременной коррекционной помощи в лучшем случае возникнут нарушения звукопроизношения и общая смазанность в потоке речи.

Ранняя диагностика осуществляется на основе оценки неречевых нарушений, к которым относятся следующие:

- нарушение тонуса артикуляционных мышц (лица, губ, языка) по типу спастичности (повышение мышечного тонуса), гипотонии (снижение тонуса) или дистонии (меняющийся характер мышечного тонуса);

- ограничение подвижности артикуляционных мышц (от почти полной невозможности осуществления артикуляционных движений до незначительных ограничений их объема и амплитуды);

- нарушение акта приема пищи: нарушение акта сосания (слабость, вялость, неактивность, неритмичность сосательных движений; вытекание молока из носа), глотания (поперхивание, захлебывание), жевания (отсутствие или затруднение жевания твердой пищи), откусывания от куска и питья из чашки;

- гиперсаливация (повышенное слюноотделение): усиленное слюноотделение связано с ограничением движений мышц языка, нарушением произвольного глотания, парезом губных мышц; оно часто утяжеляется за счет слабости кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате (ребенок не чувствует вытекания слюны); гиперсаливация может быть постоянной или усиливаться при определенных условиях;

- оральные синкинезии (ребенок широко открывает рот при пассивных и активных движениях рук и даже при попытке их выполнения);

- нарушение дыхания: инфантильные схемы дыхания (преобладание брюшного типа дыхания после 6 месяцев), учащенное, неглубокое дыхание; дискоординация вдоха и выдоха (поверхностный вдох, укороченный слабый выдох); стридор.

В ходе развития речи образуются системно управляемые слуходвигательные образования, которые и являются реальными, материальными знаками языка. Для их актуализации необходимо существование артикуляторной базы и умение образовывать слоги. Артикуляторная база – способность приводить органы артикуляции в позиции, необходимые для образования, формирования звуков, нормативных для данного языка [4].

В процессе усвоения произносительных умений и навыков под управлением своего слуха и кинестетических ощущений, постепенно находит и сохраняет в памяти те артикуляционные уклады, которые обеспечивают необходимый, соответствующий норме акустический эффект. При необходимости эти артикуляторные позиции воспроизводятся и закрепляются. При нахождении правильных укладов, ребенок должен научиться различать артикуляционные уклады, похожие при произношении звуков, и выработать комплекс речедвижений, необходимых для образования звуков [28].

Е.Ф. Архипова, характеризуя детей со стертой дизартрией, выявляет следующие патологические особенности в артикуляционном аппарате [3]. Указывается на паретичность мышц органов артикуляции, которые проявляются в сле­дующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закры­того рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вя­лые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

Л. В. Лопатиной отмечается спастичность мышц органов артикуляции, проявляющиеся в следующем: лицо амимично, мышцы лица при паль­пации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечает­ся подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражне­ние «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, мало­подвижный

Л. В. Лопатина указывает на гиперкинезы при стертой дизартрии, которые проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата [3]. При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения - например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества вы­полнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи [3].

Е.Ф. Архипова, Л. В. Лопатина выделяют следующие нару­шения артикуляции, которые проявляются:

1) в трудностях переключения с одной артикуляции на другую;

2) в снижении и ухудшении качества артикуляционного движения;

3) в снижении времени фиксации артикуляционной формы;

4) в снижении количества правильно выполненных движений [3].

Исследования Л. В. Лопатиной и др. выявили у детей нарушения иннер­вации мимической мускулатуры: наличие сглаженности носогубных складок, асимметричность губ, трудности подъема бровей, зажмуривания глаз. Наряду с этим характерными симптомами для детей со стертой дизартрией являются: трудности переключения с одного на другое движение, сниженный объем движений губ и языка; движения губ выполняются не в полном объеме, носят приблизительный характер, наблюдаются трудности в растягивании губ. При выполнении упражнений для языка отмечается избирательная слабость неко­торых мышц языка, неточность движений, трудности распластывания языка, подъема и удержания языка наверху, тремор кончика языка; у части детей - замедление темпа движений при повторном выполнении задания [2].

У многих детей отмечается: быстрое утомление, повышение саливации, наличие гиперкинезов мышцы лица и язычной мускулатуры. В некоторых случаях выявляется отклонение языка (девиация).

Особенности мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей с дизартрией свидетельствуют о неврологической микросимптоматике и связаны с парезами подъязычных и лицевых нервов. Эти нарушения чаще всего не выявляются первично неврологом и могут быть установлены только в процессе тщательного логопедического обследования и динамического наблюдения в ходе коррекционно-логопедической работы. При более углубленном неврологическом исследовании выявляется мозаичность симптомов лицевого, языкоглоточного и подъязычного нервов, определяющая особен­ности и разнообразие фонетических нарушений у детей. Так, в случаях пре­обладающего поражения лицевого и подъязычного нервов наблюдаются рас­стройства артикуляции звуков, обусловленные неполноценной деятельно­стью губных мышц и мышц языка. Таким образом, характер речевых рас­стройств зависит от состояния нервно-мышечного аппарата органов артику­ляции.

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматизированными. Иными словами необходимым условием реализации фонетического оформления речи является хорошо развитая моторика артикуляционного аппарата [17].

При произнесении различных звуков речевые органы занимают строго определенное положение. Но так как в речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим, то и органы артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое. Четкое произношение звуков, слов, фраз возможно только при условии достаточной подвижности органов речевого аппарата, их способности быстро перестраиваться и работать четко, строго координировано, дифференцировано. Что предполагает точность, плавность, легкость движения артикуляционного аппарата, темпы и устойчивость движения [12].

Таким образом, нарушения двигательных возможностей артикуляционного аппарата является одной из причин отклонений речевого развития детей раннего возраста. Анализ исследований по вопросам состояния артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития позво­лил нам выделить следующие особенности:

· наблюдается недостаточная подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти;

· особенности артикулирования проявляются в трудностях переключения с одной арти­куляционной позы на другую, в трудностях удержании артикуляционной позы;

· изучить состояние артикуляции детей раннего возраста возможно при на­блюдении за пищевым поведением ребенка.

 

 

Выводы по I главе

 

Развитие артикуляции является важной составляющей нормального речевого развития. Артикуляция – это работа органов речи (артикуляционного аппарата) при произнесении слогов, слов, фраз; это координация действия речевых органов при произнесении звуков речи, которая осуществля­ется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного моз­га. При произнесении определенного звука реализуется слуховой и кинесте­тический, или речедвигательный контроль.

Для того чтобы речь была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматизированными. Иными словами необходимым условием реализации фонетического оформления речи является хорошо развитая моторика артикуляционного аппарата. Артикуляционный аппарат — анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотку и резонаторные полости, участвующих в порождении звуков речи и голоса. Любые нарушения в строении артикуляционного аппарата врожденного или рано приобретенного характера (в возрасте до 7 лет) неизменно влекут за собой трудности в формировании и развитии речи.

Все движения органов артикуляции определяются работой двигательного анализатора. Его функцией является восприятие, анализ и синтез раздражений, идущих в кору от движения орга­нов речи. В речедвигательной зоне происходит сложная и тонкая дифферен­циация речевых движений, организация их последовательности.

В онтогенезе процесс развития артикуляции формируется последовательно: крик, гуление, ранний лепет; поздний слоговой лепет; первые слова, фразы; дальнейшая тонкая дифференциация артикуляторных укладов.

Пищевое поведение является одним из показателей развития артикуляции. Если ребенок предпочитает мягкую пищу твердой, недостаточно подвижны органы артикуляции во время приема пищи, то это свидетельствует о недостаточности развития мышц рта и губ.

Отклонения речевого развития в раннем возрасте – это недоразвитие когнитивных и языковых компонентов речевого становления, обусловленное нарушением психофизиологических предпосылок и/или несоответствием микросоциальных условий возможностям ребенка. Проявляется в трудностях формирования начального детского лексикона и фразовой речи. Может быть самостоятельной речевой патологией или частью в структуре любой формы отклоняющегося развития.

Изучение состояния артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития возможно при организации наблюдения за пищевым поведением ребенка.

 

 

Глава II. Особенности артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 14161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.