Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отклонения речевого развития в раннем возрасте




Малоисследованной в детской логопедии остается проблема разграничения индивидуального темпа развития речи и отклоняющегося типа речевого онтогенеза.

В теоретических источниках мы нашли только одно определение, что такое именно отклонения речевого развития в раннем возрасте, а не его задержка. Это определение было сформулировано Е.В. Шереметьевой.

Отклонения речевого развития (по Е.В. Шереметьевой) – это недоразвитие вербальных, интонационно-ритмических процессов в пределах языковой системы определенной стадии речестановления, обусловленное незрелостью фонематического восприятия и/или двигательных основ артикуляции и/или неадекватностью требований близких взрослых.

Стадии речестановления и соответствующие им языковые системы представлены нами в модели психоречевого развития ребенка раннего возраста.

Анализ результатов исследования Е.В. Шереметьевой позволил выявить и описать признаки отклонений речевого развития.

В когнитивном компоненте:

− в игровой деятельности – наличие лишь одноактных игровых действий и манипуляций с предметами, отсутствие речевой активности в процессе игры;

− в эмоциональном реагировании – отсутствие реакции на похвалу/порицание взрослого, неспособность к мимическому выражению эмоционального состояния, быстрая истощаемость; наличие самоуспокаивающих действий;

− в стимуляции близкими взрослыми речевого развития – дефицит вербального общения в повседневной жизни или общение с использованием сложных для понимания ребенка конструкций.

В языковом компоненте: слабый по интенсивности, глухой по тембру голос; отсутствие подражания меняющемуся тону взрослого и самостоятельных голосовых модуляций; акцентуация только первого слога в двусложных лепетных словах экспрессивной речи.

В психофизиологическом компоненте:

− недоразвитие слухового, речевого гнозиса;

− недостаточность моторных предпосылок артикуляции, снижение кожно-кинестетической чувствительности в области периферического артикуляционного аппарата.

Наличие совокупности признаков и закономерностей их проявлений свидетельствует об отклонениях речевого развития, в то время как наличие единичных признаков, проявляющихся мозаично, свидетельствует о темповых вариантах задержанного речевого развития.

Внутри группы детей с отклонениями речевого развития квалифицированы типы отклонений по этиологическому принципу:

1) отклонения речевого развития, обусловленные недоразвитием психофизиологических и когнитивных компонентов: в данном типе по степени выраженности выделены еще три варианта:

- резко выраженные отклонения речевого развития;

- выраженные отклонения речевого развития;

- нерезко выраженные отклонения речевого развития;

2) отклонения речевого развития, обусловленные недоразвитием психофизиологических компонентов;

3) отклонения речевого развития, обусловленные недоразвитием когнитивных компонентов.

В соответствии с выявленными нарушениями речестановления в раннем возрасте, обозначенными как отклонения речевого развития, Е.В. Шереметьевой разработано комплексное коррекционно-предупредительное воздействие.

В других теоретических источниках отклонения речевого развития классифицируются следующим обра­зом. Согласно клинической классификации (МКБ - 10), основанной на веду­щих неврологических нарушениях, лежащих в основе речевых расстройств у детей, выделены следующие нарушения:

- речевые расстройства, связанные с органическим поражением цен­тральной нервной системы;

- речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями ЦНС (заикание, мутизм);

- речевые нарушения, связанные с анатомическими дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалалия);

- задержки речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогической запущенности и т.д.)

Таким образом, данная классификация затрагивает только клинические причины отклонений в речевом развитии.

В соответствии с классификацией Р.И. Левиной нарушения речи
разделяются на две группы [43]. Первая группа - нарушение средств общения. Включает фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи. Вторая группа - нарушения в применении средств общения. К этому типу нарушений относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Однако встречаются и случаи комбинированного дефек­та, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

Г.В. Чиркина отмечает, что задержка речевого развития применима по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надеж­да на доразвитие нервных структур, ответственных за речь. Дети с задержкой речевого развития осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии, но в более поздние сроки. У них позже, чем положено в среднестатистические сроки, появляется речь, и развивается она медленнее, чем у других детей [57].

К влияющим на становление речевой функции факторам Г.В. Чиркина также относит более поздние поражения ЦНС травматического или инфекционного генеза, интоксикации, тяжелые соматические инфекции, ослож­ненные психотравмирующими ситуациями (разлука с матерью, болевой шок), даже если они имели временный, а не постоянный характер [65].

В зависимости от того, какие факторы являются ведущими в механизме возникновения отклонений в речевом развитии, формулируется и логопедическое заключение.

Г.В. Чиркиной выделены следующие наиболее типичные формы отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста:

1) неосложненная задержка речевого развития (ребенок говорит несколько лепетных слов, у него не появляются новые слова при достаточно гармоничном развитии других функций);

2) задержка речевого развития при равномерном характере нарушений в других сферах (двигательной, сенсорной, эмоциональной и т.п.): пассивный словарь ограничен элементарными бытовыми понятиями, ребенок с трудом выполняет задания типа «Найди такой же кубик», «Покажи такую же картинку»;

3) грубая задержка речевого развития при парциальных нарушениях в других сферах (ребенок демонстрирует крайне низкую речевую активность при достаточном объеме пассивного словаря, нередко при прямом обращении к нему ярко проявляет речевой негативизм);

4) задержка речевого развития в структуре сложного дефекта (например, раннего детского аутизма) [46].

Рассматривая задержку речевого развития как в принципе обратимое состояние, Г.В. Чиркина рекомендует применять этот термин для обозначения возможности единого феноменологического подхода к отклонениям в развитии речи на ранних стадиях ее формирования [65].

Г. В. Чиркина также выделяет наиболее значимые показатели лингвистического развития детей, позволяющие рано определить отставание или нарушение анатомо-физиологических предпосылок речевой деятельности [65]. К ним относятся:

· понимание речи в сенсомоторном периоде развития и характер последовательных стадий овладения импрессивной речью;

· долингвистическая вокальная продукция (возраст и этапы вокализации, репертуар согласных звуков, организация лепетных звуков по типу итерации, структура слогов, просодия);

· первые комбинации жеста и слова; речевые акты утверждения и просьбы (отдельными словами, двусловные высказывания); появление коммуникативных намерений;

· начало активной речи (объем словаря и особенности детских номинаций; ранний синтаксис; аккомпонирующая речь; мотивированность речи действием или ситуацией);

· овладение фонемным строем речи (последовательное образование дифференциации фонем по акустическим и артикуляционным признакам; характер фонетических трансформаций) [46].

Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева же считают, что часть де­тей, имеющих на определенном возрастном этапе несформированность всех сторон речи, при проведении систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект [26].

Исходя из положений, описанных в теоретических источниках, в настоящее время можно выделить два комплекса причин, приводящих к отклонениям речевого развития: биологические (врождённые или приобретённые в возрасте до 3 лет), связанные либо с врожёнными особенностями ребёнка, либо с перенесенными им травмами и заболеваниями, либо с факторами протекания беременности и состоянием здоровья матери; социальные, связанные с особенностями среды, окружающей ребёнка, и его воспитания. Также причины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы:

А) органические - приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи);

Б) функциональные - препятствуют нормальной работе речевого аппарата.

Многие специалисты, работающие в области исследования становления речи в раннем возрасте, выделяют три критических периода в развитии речевой функции. Первый, когда формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности зоны Брока, критическим периодом которого считается возраст ребенка 14-18 месяцев. Любые, даже незначительные на первый взгляд неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

Таким образом, отклонения речевого развития в раннем возрасте – это недоразви­тие когнитивных и языковых компонентов речевого становления, обуслов­ленное нарушением психофизиологических предпосылок и/или несоответ­ствием микросоциальных условий возможностям ребенка, проявляющееся в трудностях формирования начального детского лексикона и фразовой речи. Может быть как самостоятельной речевой патологией, так и частью в структуре любой формы дизонтогенеза.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 4438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.