Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ эффективности работы по коррекции артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития




После проведения работы по формированию артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития была проведена повторная диагностика состояния артикуляционного праксиса. Ниже представлены результаты повторного обследования по каждому из детей.

Амина З. Обследование показало, что у Амины З. произошли заметные изменения в способности открыть и закрыть рот. Ребенок стал доста­точно широко открывать рот, смог удержать рот открытым в течение 5 се­кунд. Амине З. удалось закусить нижнюю и верхнюю губу и удержать это положение губ. Однако во время выполнения движений у девочки отмечалась гиперсаливация и некоторая напряженность.

Изучение пищевого поведения показало, что ребенок стал предпочитать не только жидкую пищу, но и твердую. Процесс жевания твердой пищи (хлеб, яблоко) стал более продолжителен. Амина во время откусыва­ния стала лучше двигать нижней челюстью.

Повысилась активность губных мышц в акте жевания. Девочка стала испытывать меньше трудностей во время приема жидкой пищи: прием пищи стал более аккуратным, стало меньше проливаться жидкой пищи.

Итак, изучение артикуляции у Амины З. позволило выявить положительную динамику в подвижности мышц языка, губ, нижней челюсти.

Кирилл Щ. Изучение произвольных движений показало, что Кирилла Щ. стал значительно лучше открывать и закрывать рот, смог удержать рот открытым. Мальчик смог прикусить как нижнюю, так и верхнюю губу, но по-прежнему отмечено нарушение координированности движений.

Изучение двигательной основы артикуляции при наблю­дении за пищевым поведением позволило выявить следующие особенно­сти:

- включение твердой пищи в процесс приема пищи;

- объем жевания увеличился;

- сократилась усталость при пережевывании твердой пищи;

- отмечено участие нижнечелюстных мышц в акте;

- участие мышц языка в акте жевания: стал поднимать кончик языка вверх;

- участие губных мышц в акте жевания: Кирилл Щ. стал иногда захваты­вать края ложки/кружки (жидкая пища/питье иногда проливается).

Итак, исследование артикуляционного праксиса у Кирилла Щ. выявило по­ложительную динамику, однако, сохранились некоторые трудности, которые проявились в ограничении подвижности мышц языка.

Диана М. Изучение произвольных движений показало, что Слава Ш. смог легко выполнить упражнение на открывание и закрывание рта, на прикусывание губы верхней и нижней.

Изучение двигательной основы артикуляции при пищевом поведении позволило выявить следующие особенности:

- предпочтение жидкой пищи, но уже включение и твердой;

- незначительная усталость при пережевывании твердой пищи;

- участие нижнечелюстных мышц в акте жевания достаточное;

- поднимает кончик языка вверх в акте жевания;

- участие губных мышц в акте жевания в норме: захватывание жидкого
пищевого комка (захватывает губами край ложки/чашки (жидкая пища/питье
не проливается)), губы принимают участие в захватывании твердого пищевого комка.

Итак, обследование показало, что у Дианы М. подвижность языка стала более выраженной.

Андрей Н. В ходе обследования было выявлено, что мальчик уже не испытывает трудности в переключении движений ртом. Андрею Н. удалось закрыть и открыть рот, удержать рот открытым некоторое время.

Изучение подвижности мышц губ не выявило нарушений. Ребенок выполнил все движения свободно.

Изучение подвижности мышц языка выявило незначительные трудности в переключаемости движений, в удержании позы. Язык у мальчика стал под­ниматься наверх, отмечается незначительный гипертонус.

Изучения двигательной основы артикуляции в ходе на­блюдения за пищевым поведением выявило следующие особенности:

- равное предпочтение как жидкой, так и твердой пищи;

- нет усталости при пережевывании твердой пищи;

- достаточное опускание нижней челюсти;

- поднимает кончик языка вверх в акте жевания;

- участие губных мышц в акте жевания в норме: захватывание жидкого
пищевого комка (захватывает губами край ложки/чашки (жидкая пища/питье
не проливается), губы принимают участие в захватывании твердого пищевого комка;

- захватывает губами край ложки/чашки (жидкая пища/питье не пролива­ется);

- губы принимают участие в захватывании твердого пищевого комка;

- в процессе пережевывания губы сомкнуты.

Итак, обследование показало, что у Андрея Н. подвижность мышц языка достаточная.

Иван Г. Изучение подвижности мышц языка выявило трудности, но отмечена положительная динамика. Иван Г. при выполнении некоторых движений про­явил недостаточную координированность движений; объем движений не­достаточен; удержание позы слабое; переход от движения к движению нару­шен.

У мальчика отмечена положительная динамика в подвижности мышц языка.

Изучение пищевого поведения выявило следующие особенности:

- ребенок стал предпочитать как жидкую пищу, так и твердую;

- отмечено достаточное участие нижнечелюстных мышц в акте жевания;

- участие мышц языка в акте жевания: поднимает кончик языка вверх;

- участие губных мышц в акте жевания: захватывание жидкого пищевого комка: захватывает губами край ложки/чашки и жидкая пища/питье не проливается; губы принимают участие в захватывании твердого пищевого ком­ка.

Итак, исследование артикуляции у Ивана Г. позволило выявить положительную динамику в подвижности мышц языка, губных мышц.

В целом, анализируя результаты проведенной работы, мы можем говорить об эффективности выбранных направлений работы, что выразилось в улучшении состояния артикуляционного праксиса детей: укрепились мышцы нижней челюсти, языка, губ; выявлена положительная динамика в раз­витии подвижности органов артикуляции у детей. Однако сохранились некоторые трудности, которые требуют более продолжительной коррекционной ра­боты.

 

 

Выводы по III главе

В современной логопедии существует ряд методик формирования артикуляционного праксиса у детей раннего возраста. В данной главе мы рассмотрели некоторые методики коррекции двигательных предпосылок артикуляции. Так, О.Г. Приходько выделяет цель логопедической работы - раз­витие и облегчение речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания ребёнка для того, чтобы обеспечить ему большее понимание его речи окружающими.

Е.Ф. Архипова предлагает работу с детьми раннего возраста, стра­дающими церебральным параличом. Согласно ее методике, организация работы предусматривает активное участие родителей ребенка в своевременном и правильном разви­тии, воспитании и обучении детей.

На основании тщательного анализа существующих методик нами были выбраны следующие направления коррекции артикуляции у детей раннего возраста: работа с детьми, которая включала проведение логопедического массажа, артикуляци­онной гимнастики, упражнений на расслабление; работа с родите­лями, которая включала обучение приемам проведения массажа, артику­ляционной гимнастики, коррекции пищевого поведения.

Контрольный этап исследования позволил выявить положительную динамику в сформированности артикуляции у детей ранне­го возраста с отклонениями в речевом развитии. В целом отмечены значительные улучшения со­стояния артикуляции у детей: укрепились мышцы нижней челюсти, языка, губ.

 

 

Заключение

В ходе изучения проблемы формирования артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития в теоретиче­ских исследованиях нами было установлено, что артикуляция - это работа органов речи (артикуляционного аппарата) при произнесении слогов, слов, фраз; это координация действия речевых органов при произнесении звуков речи, которая осуществля­ется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями головного моз­га. При произнесении определенного звука реализуется слуховой и кинесте­тический, или речедвигательный контроль. Рядом исследователей отмечается поэтапность овладения артикуляцией. Для диагностики со­стояния артикуляции целесообразно использовать наблюдение за пищевым поведением ребенка.

Нами были рассмотрены взгляды на понятие «отклонения речевого разви­тия» и было установлено, что отклонения речевого развития у детей раннего возраста проявляются в когнитивном, языковом, психофизиологическом компонентах развития речи, были рассмотрены типы отклонений по этиологическому принципу, с точки зрения клинических проявлений. Отклонения в развитии речи у детей вызваны рядом причин, свя­занных как психофизиологическими особенностями развития ребенка, а также и микросоциальными условиями жизни ребенка.

Анализ литературы показал, что у детей раннего возраста с отклонениями в речевом развитии артикуляции имеет следующие особенности: недостаточная подвижность артикуляционного аппарата, вызванная недоразвитием мышц органов артикуляции.

В ходе исследования на основе анализа существующих методик изучения артикуляции нами были выбраны и проведены мето­дики Ю.А. Разенковой и Е.В. Шереметьевой. Констатирующий этап иссле­дования выявил следующие особенности артикуляции у де­тей раннего возраста с отклонениями речевого развития: трудности в переключаемости движений, в удержании позы; недостаточная подвиж­ность языка; предпочтение жидкой пищи; недостаточное участие нижнече­люстных мышц и губных мышц в акте жевания.

Решая задачу о разработке и апробации направлений работы по формированию артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития, поставленную в начале исследования, мы проанализировали существующие в современной логопедии направления, формы, методы, приемы коррекции артикуляции, в резуль­тате чего мы выделили следующие направления работы: работа с деть­ми, включающая проведение логопедического массажа, артикуляционной гимнастики, упражнений на расслабление, работа с родителями, включающую обучение приемам проведения массажа, артикуляцион­ной гимнастики, коррекции пищевого поведения в домашних условиях.

Контрольный этап исследования позволил выявить улучшения состояния артикуляции у детей в целом, что проявилось в укреплении мышц нижней челюсти, языка, губ. Подвижность органов артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития повыси­лась.

На основании представленных данных можно говорит о том, задачи решены, цель работы достигнута.

 

Список литературы

1. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей [Текст] / В. М. Акименко. Ростов н/Д: Феникс,2008. – 141 с.

2. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие [Текст] / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2006. — С. 119-131.

3. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е.Ф.Архипова. — М: АСТ: Астрель, 2007. — 283 с.

4. Архипова Е. Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте: Кн. для логопеда, воспитателя, родителей детей с ДЦП [Текст] / Е.Ф.Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 1997. — 321 с.

5. Бадалян Л. О. Невропатология [Текст] / Л. О. Бадалян. — М.: Наука, 1987. —290 с.

6. Бауэр Т. Психическое развитие младенца [Текст] / Т. Бауэр. — М.: Прогресс, 1979.— 319 с.

7. Белкина В. Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и ро­дителям [Текст] / В. Н. Белкина. — Ярославль: Гном, 1998. — 124 с.

8. Белогай К. Н. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами [Текст] / К. Н. Белогай, Сонина Н. А. // Л. И. Божович и современная психология личности. - М.: 2004. - С. 41-49.

9. Белова-Давид Р. А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей [Текст] / Р. А Белова-Давид. - М.: Просвещение, 1999. - 290 с.

10. Бернштейн Н. А. Очерки о построении движений [Текст] / Н.А. Бернштейн. – М.: Наука, 1947. – 254 с.

11. Большакова С. Е. Речевые нарушения и их преодоление: сборник упражнений [Текст] / М.: Сфера, 2007. - 128 с.

12. Борщ Л. П. Значение своевременного выявления и коррекции патологии двигательной функции артикуляционного аппарата и произносительной стороны речи у детей с короткой уздечкой [Текст] / Борщ Л. П. - Челябинск, 2004. - 56 с.

13. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е. Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1990. - 390с.

14. Выготский Л. С. Лекции по психологии [Текст]. — СПб.: Союз, 1999. – 142 с.

15. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1995. — 126 с.

16. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1959. - 390 с.

17. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН СССР, 1961. – 471 с.

18. Грибова О. Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? Книга для тех, кому это интересно [Текст] / О. Е. Грибова. — М.: Айрис пресс, 2004. – 182 с.

19. Громова О. Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи [Текст] / О. Е. Громова // Логопед. - 2007. - № 3. - С. 26-32.

20. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития [Текст] / Т. А. Датешидзе. — СПб.: Речь, 2004. — 128 с.

21. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / под ред. Н. В. Серебряковой. – СПб.: Детство – Пресс, 2002. - 254 с.

22. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста [Текст] / под ред. Н. В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2005. - 184 с.

23. Дьяков К. А. Логопедический массаж: учеб. пособие [Текст] / - М.: Академия, 2003. - 46 с.

24. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова – М.: Просвещение, 1995. - 267 с.

25. Жинкин Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин. — М.: АПН РСФСР, 1958.— 309 с.

26. Жукова Н. С. Логопедия [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Просвещение, 2003. - 290 с.

27. Казаковская В. В. Вопросы ребенка раннего возраста [Текст] / В. В. Казаковская // Проблемы детской речи. - СПб.: Речь, 1999. - С. 121-134.

28. Киселева В. А. Ваш ребенок не говорит? [Текст] / В. А. Киселева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6. - С. 103-112.

29. Кодзасов С. В. Общая фонетика [Текст] / С. В. Кодзасов, О. Ф. Кривнова. - М.: РГУ, 2001. - 595 с.

30. Козлова О. Н. Коррекционно-диагностическая программа для детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст] / О.Н. Козлова // Логопед. — 2007. — №2. — С.24—36.

31. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст] / А. Н. Корнев. – СПб.: Гиппократ, 1995. – 222 с.

32. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - М.: Сфера, 2001. - 128 с.

33. Козаковская В. В. Вопросы ребенка раннего возраста [Текст] / СПб.: Речь, 1999. - 118 с.

34. Краузе Е. Н. Логопедический массаж [Текст] / Е. Н. Краузе. - СПб.: КОРОНА принт, 2004. - 80 с.

35. Краузе Е. Н. Логопедия [Текст] / Е. Н. Краузе. - 5-е изд., испр. и доп. - СПб.: КОРОНА – Век, 2009. - 208 с.

36. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия [Текст] / В. А. Ковшиков. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 96 с.

37. Кодзасов С. В. Общая фонетика [Текст] / С. В. Кодзасов, О. Ф. Кривнова. - М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. - С. 35.

38. Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей [Текст] / А. Н. Корнев. — СПб.: Гиппократ, 1995. — 222 с.

39. Коррекционные основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Под ред. Б. П. Пузанова. — М.: Академия, 2001.—169 с.

40. Лазаренко О. И. Тренируем артикуляционный аппарат и пальчики [Текст] / О. И. Лазаренко // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2007. № 6. - С. 28-31.

41. Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. – М.: Академия, 2001. – С. 60-65.

42. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1969. - 543 с.

43. Логопедия [Текст] / под ред. Л. С. Волковой. - М.: Просвещение, 2003. - 294 с.

44. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека [Текст] / А. Р. Лурия. – М.: Медицина, 1969. – 160 с.

45. Мастюкова Е. М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития [Текст] / Е. М. Мастюкова. М.: Просвещение, 1991. 184 с.

46. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. — М.: АРКТИ, 2003. — 240 с.

47. Микляева Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над произношением [Текст] / Ю. В. Микляева. М.: Айрис-пресс, 2010. – 112 с.

48. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми [Текст] / под ред. М. И. Лисиной. — М.: Педагогика, 1985. — 493 с.

49. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие [Текст] / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2005. - 240 с.

50. Павлова Л. Б. Развитие речи детей третьего года жизни [Текст] / Л. Б. Пав­лова // Дошкольное воспитание. — 2006. — №5. — С. 108—110.

51. Практикум по дошкольной логопедии [Текст] / Под ред. В. И. Се­ливерстова. — М.: Просвещение, 1986. —294 с.

52. Приходько О. Г. Логопедическая работа по коррекции речедвигательных нарушений у детей с церебральным параличом в первые годы жизни [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2009. - № 2. - С. 56-63.

53. Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / О. Г. Приходько. - СПб.: КАЮ,2008. - 160 с.

54. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997. - 284 с.

55. Практикум по дошкольной логопедии [Текст] / под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Владос, 1986. - 294 с.

56. Разенкова Ю. А. Схема логопедического обследования ребенка 2-3-го года жизни [Текст] / Ю. А. Разенкова// Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2002. — №2. — С. 23- 29.

57. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление [Текст] / под ред. Ю. Ф. Гаркуши. - М.: Сфера, 1992. - 294с.

58. Тумакова Н. Н. Артикуляционная гимнастика [Текст] / Н. Н. Тумакова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 6. - С. 87-91.

59. Ушакова Т. Н. Принципы развития ранней детской речи [Текст] / Т. Н. Ушакова // Дефектология. - 2004. № 5. - С. 4-15.

60. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова; Изд-во Института психотерапии – Мосвка, 2004. - 267 с.

61. Филичева Т. Б. Основы логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 390 с.

62. Фишман, М. Н. Мозговые механизмы, обуславливающие отклонения в речевой деятельности у детей [Текст] / М. Н. Фишман // Дефектология. — 2004. — №3. — С. 3—9.

63. Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] / М. Е. Хватцев. — М.: Педагогика, 1959. —294 с.

64. Чигинцева Е. Г. Индивидуальные формы логопедической работы [Текст] / Е. Г. Чигинцева; МаГУ. - Магнитогорск, 2006. - 120 с.

65. Чиркина Г. В. К проблеме раннего распознавания и коррекции откло­нений речевого развития у детей [Текст] / Г. В. Чиркина // Дефектоло­гия. — 2006. —№4. —С. 12—15.

66. Чиркина Г. В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей [Текст] / Г. В. Чиркина // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2004. - С. 109-121.

67. Шереметьева Е. В. Диагностика и основные направления коррекции моторных предпосылок артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью [Текст] / Е. В. Шереметьева // Дефектология. - 2008. - № 4. - С. 69-75.

68. Шереметьева Е. В. Пропедевтическое воздействие при отклонениях речевого развития в раннем возрасте [Текст] / Е. В. Шереметьева // Дефектология. – 2007. - №2. – С.77 – 85.

69. Шереметьева Е. В. Особенности двигательной основы артикуляционного праксиса у детей раннего возраста с отклоняющимся типом речевого развития [Текст] / Е. В. Шереметьева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета: научный журнал. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2005. –№ 15. – С. 37-41.

70. Шереметьева Е. В. Логопедическое изучение речевого развития детей группы риска 3-го года жизни [Текст] / Е. В. Шереметьева // Логопед. – 2004. - №4. – С.56 – 61.

71. Шереметьева Е. В. Педагогические подходы к выявлению задержки речевого развития в раннем возрасте [Текст] / Е. В. Шереметьева // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология: монографический сборник. – М.: Прометей МПГУ, 2005. – С.156 – 161.

72. Шереметьева Е. В. Ритмическая организация речи ребенка третьего года жизни: норма и девиация [Текст] / Е. В. Шереметьева // Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития: научно-практическая конференция, посвященная 10-летию МГПУ. Том II. – М.: МГПУ, 2005. – С.270 – 274.

73. Шереметьева Е. В. Технологии взаимодействия с социумом ребенка раннего возраста группы риска по речевой патологии [Текст] / Е. В. Шереметьева // Логопедия XXI века: Материалы симпозиума с международным участием (20-21 апреля 2006 г.). – СПб.: НОУ СОЮЗ, 2006. – С. 288 – 292.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра специальной педагогики, психологии и предметных методик

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.