Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постструктурализм




ПОСТМОДЕРНИЗМ

- основное направление современной философии, искусства инауки. В первую очередь П. отталкивается, естественно, от модернизма (П. и означает - "все, что послемодернизма"). Непосредственными предшественниками П. являются постструктурализм и деконструкция как философскийметод. Последние два понятия чрезвычайно близки основнымустановкам П. - постструктурализм и деконструкция "свелиисторию к философии, а философию к поэтике". Главный объект П.- Текст с большой буквы. Одного из главных лидеров П., ЖакаДеррида (который, правда, не признает самого термина П.),называют Господин Текст. Различие между П. и постструктурализмом состоит, в первуюочередь, в том, что если постструктурализм в своих исходныхформах ограничивался сферой философско-литературоведческихинтересов (втайне претендуя на большее), то П. уже в 1980-е гг.стал претендовать на выражение общей теоретической надстройкисовременного искусства, философии, науки, политики, экономики,моды. Вторым отличием П. от предшественников стал отказ отсерьезности и всеобщий плюрализм. В том, что касаетсяфилософии, например, П. готов сотрудничать и с аналитическойфилософией, и с феноменологией, и даже с прагматизмом. Мы имеем прежде всего в виду феноменРичарда Рорти, одного из самых модных философов 1980-х гг.,идеология которого сочетала аналитическую философию, прагматизми П. Здесь, по-видимому, дело в том, что П. явился проводникомнового постиндустриального общества, сменившего или, по крайнеймере, сменяющего на Западе традиционное буржуазноеиндустриальное общество. В этом новом обществе самым ценнымтоваром становится информация, а прежние экономические иполитические ценности - власть, деньги, обмен, производство -стали подвергаться деконструкции. В П. господствует всеобщее смешение и насмешливость надвсем, одним из его главных принципов стала "культурнаяопосредовавность", или, если говорить кратко, цитата. "Мы живемв эпоху, когда все слова уже сказаны", - как-то обронил С.С.Аверинцев; поэтому каждое слово, даже каждая буква впостмодернистской культуре - это цитата. Интерпретируя слова Умберто Эко, итальянского семиотика иавтора постмодернистского бестселлера "Имя розы", русскийфилософ и культуролог Александр Пятигорский в своем эссе о П.говорит: "[...] Умберто Эко пишет, что в настоящем постмодернистотчаянно пытается обьясниться, объяснить себя другому - другу, врагу, миру, кому угодно, ибо он умретв тот момент, когда некому будет объяснять. Но объясняя себядругому, он пытается это и сделать как другой, а не какон сам. Объясняя этот прием постмодернистского объяснения, Экоговорит: ну представьте себе, что вы, культурный и образованныйчеловек, хотите объясниться в любви женщине, которую высчитаете не только культурной и образованной, но еще и умной.Конечно, вы могли бы просто сказать: "я безумно люблю вас", новы не можете этого сделать, потому что она прекрасно знает, чтоэти слова уже были точно так же сказаны Анне Австрийской вромане Александра Дюма "Три мушкетера". Поэтому, чтобы себяобезопасить, вы говорите: "Я безумно люблю вас, как сказал Дюмав "Трех мушкетерах". Да, разумеется, женщина, если она умная,поймет, что вы хотите сказать и почему вы говорите именно такимобразом. Но совсем другое дело, если она в самом деле такая умная, захочет ли она ответить "да" на такоепризнание в любви?" (курсив здесь и ниже в цитатах принадлежитПятигорскому. - В. Р.). Другой фундаментальный принцип П. - отказ от истины.Разные философские направления по-разному понимали истину, ноП. вообще отказывается решать и признавать эту проблему - разветолько как проблему языковой игры в духе позднегоВитгенштейна (см. аналитическая философия), дескать,истина - это просто слово, которое означает то, что означает всловаре. Важнее при этом - не значение этого слова, а его смысл (см. логическая семантика, знак),его этимология, то, как оно употреблялось раньше. "Инымисловами, - пишет Пятигорский, - вполне соглашаясь сВитгенштейном, что "истина" - это слово, которое не имеет иногосмысла, нежели тот, что это слово означает, и решительноне соглашаясь с марксизмом, утверждающим, что истинаисторична, постмодернисты видят ее (истину - В.Р.) толькокак слово, как элемент текста, как, в конце концов, сам текст.Текст вместо истории. История - не что иное, как историяпрочтения текста" (здесь в статье Пятигорского стольхарактерная для П. игра значениями слов "история" как англ.history "история" и как англ. story "рассказ, повествование,сюжет"). Вообще рассказывание историй (stories) - одна из главныхмифологем П. Так, Фредерик Джеймисон, американский теоретик П.,пишет, что даже представители естественных наук физики"рассказывают истории о ядерных частицах". Смысл этоговысказывания Джеймсона в общем согласуется с тем, что говорятфилософы-физики (см. принцип дополнительности) озависимости эксперимента от экспериментатора и т. п. Современный физик Илья Пригожин и его соавтор ИзабеллаСтенгерс в совместном эссе "Новый альянс: Метаморфоза науки"пишет: "Среди богатого и разнообразного множества познавательныхпрактик наша наука занимает уникальное положение поэтическогоприслушивания к миру - в том этимологическом смысле этогопонятия, в каком поэт является творцом, - позицию активного,манипулирующего и вдумчивого исследования природы, способногопоэтому услышать и воспроизвести ее голос" (цит. по кн. ИльиИльина, приведенной в списке литературы). Когда же родился П.? Наиболее распространена точка зрения,что он возник как кризис на классический модернизм вконце 1930х гг. и что первым произведением П. является романДж. Джойса "Поминки по Финнегану" (ср. также "Игра в бисер", "Мастер и Маргарита", "Доктор Фаустус"). Ирония во всехэтих произведениях побеждает серьезный модернистский трагизм,такой, например, который свойственен текстам Кафки. Однако существует подозрение, что П. появился гораздораньше, одновременно с модернизмом, и начал с самого началаподтачивать его корни. Если смотреть на дело так, то первымпроизведением П. был "Улисс" того же Джойса, в котором тожепредостаточно иронии, пародии и цитат. Так или иначе, всяпослевоенная литература: романы Фаулза, романы и повестиКортасара, новеллы Борхеса, новый роман, весь позднийанглоязычный Набоков (см. "Бледный огонь"),"Палисандрия" Саши Соколова (в отличие от его "Школы длядураков", которая, будучи текстом П. в широком смысле,сохраняет острую ностальгию по классическому модернизму);" Бесконечный тупик" Д. Галковского, "Хазарскийсловарь" Милорада Павича, произведения Владимира Сорокина(см. "Роман"/"Норма") - все это натуральный П. Впервые П. стал философским понятием после выхода в свет иширокого обсуждения книги французского философа Жан-ФрансуаЛиотара "Постмодернистский удел", в которой он критиковалпонятие метарассказа, или метаистории, то есть власти единойповествовательной стратегии, парадигмы - научной,философской или художественной. П., таким образом, есть нечто вроде осколков разбитогозеркала тролля, попавших в глаза всей культуре, с той лишьразницей, что осколки эти никому не причинили особого вреда,хотя многих сбили с толку. П. был первым (и последним) направлением ХХ в., котороеоткрыто призналось в том, что текст не отображает реальность, атворит новую реальность, вернее даже, много реальностей, частововсе не зависимых друг от друга. Ведь любая история, всоответствии с пониманием П., - это история создания иинтерпретации текста. Откуда же тогда взяться реальности?Реальности просто нет. Если угодно, есть различные виртуальные реальности - недаром П. расцвел в эпохуперсональных компьютеров, массового видео, Интернета, с помощьюкоторого ныне не только переписываются и проводят научныеконференции, но даже занимаются виртуальной любовью. Посколькуреальности больше нет, П. тем самым разрушил самую главнуюоппозицию классического модернизма - неомифологическуюоппозицию между текстом и реальностью, сделав ненужным поиск,и, как правило, мучительный поиск границ между ними. Теперьпоиск прекращен: реальность окончательно не обнаружена, имеетсятолько текст. Поэтому на место пародии классического модернизма в П.стал пастиш (от итал. pasticco - опера, состюленная из кусковдругих опер; попурри). Пастиш отличается от пародии тем, что теперь пародироватьнечего, нет того серьезного объекта, который мог бы бытьподвергнут осмеянию. Как писала 0. М. Фрейденберг,пародироваться может только то, что "живо и свято". В эпоху П.ничто не живо и уж тем более не свято. По тем же причинам место классического модернистского интертекста в П. занял гипертекст (см.), гораздоболее гибкое приспособление, которым можно манипулировать и таки эдак. В 1976 г. американский писатель Реймон Федерманопубликовал роман, который можно читать по усмотрению читателя(он так и называется - "На ваше усмотрение") с любого места,тасуя непронумерованные и несброшюрованные страницы. Этаалеаторическая литература вскоре стала компьютерной, ее можночитать только на дисплее: нажмешь кнопку - и переносишься впредысторию героя, нажмешь другую - поменяешь плохой конец нахороший, или наоборот (см. виртуальные реальности,гипертекст). Классическая модернистская реминисценция, носившаяутонченный характер, которую можно было заметить, а можно былои пройти мимо, сменилась тотальной постмодернистскойцитатойколлажем. В 1979 г. Жак Ривэ выпустил роман-цитату "Барышни из А.",представляющий собой сборник 750 цитат из 408 авторов.Вспоминается американский студенческий анекдот о том, чтостудент-филолог впервые прочитал шекспировского "Гамлета" и былразочарован - ничего особенного, собрание расхожих крылатыхслов и выражений. В сущности, постмодернистская филология есть не что иное,как утонченный (когда в большей, когда в меньшей степени) поискцитат и интертекстов в том или ином художественном тексте - излучших образцов подобной филологии и искусствоведения см. книгиА. К. Жолковского и М. Б. Ямпольского (указанные в спискелитературы). Исследователь П. Илья Ильин пишет: "...постмодернистская мысль пришла к заключению, что все,принимаемое за действительность, на самом деле не что иное, какпредставление о ней, зависящее к тому же от точки зрения,которую выбирает наблюдатель и смена которой ведет ккардинальному изменению самого представления. Таким образом,восприятие человека объявляется обреченным на"мультиперспективизм": на постоянно и калейдоскопическименяющийся ряд ракурсов действительности, в своем мелькании недающих возможность познать ее сущность". Впрочем, кое-кто утверждает, что П. уже закончилось и мыживем в новой культурной эпохе, но в чем состоит ее суть, мыпока сформулировать не можем. Что ж, будем ждать этойформулировки с нетерпением. Лит.: Эко У. Заметки о романе "Имя розы" // Эко У. Имя розы. -М., 1990. Пятигорский А М. О постмодернизме // Пятигорский А. М.Избр. труды. - М., 1996. Фрейденберг О. М. Происхождение пародии // Учен. зап.Тартуского ун-та, 1973. - Вып. 308. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм.Постмодернизм. - М., 1996. Жолковский А.К., Ямпольский М. Б. Бабель. - М., 1995. Ямпольский М. Б. Память Тиресия: Интертекстуальность икинематограф. - М., 1993.- общее название для ряда подходов в философии исоциогуманитарном познании в 1970 - 1980-х гг., связанных скритикой и преодолением структурализма (см. структурнаялингвистика, структурная поэтика). Цель П. - осмысление всего "неструктурного" в структуре,выявление парадоксов. возникающих при попытке объективногопознания человека и общества с помощью языковых структур,преодоление лингвистического редукционизма, построение новыхпрактик чтения. П. в основном французское направление мысли: его главныепредставители - Ролан Барт, Мишель Фуко, Жак Деррида, ЖанБодрийар, Юлия Кристева. Рубеж, отделяющий структурализм от П., - события весны илета 1968 г. Этот период характеризуется обострениемчувствительности интеллектуала к социальным противоречиям.Падает престиж науки, не сумевшей ни предсказать, ни объяснитьсоциальные катаклизмы. "П. возник, - пишет Н. С. Автономова, - из осмысленияизвестной сентенции периода майских событий: "Структуры невыходят на улицы". Коль скоро нечто важное, однако, совершается(кто-то строит баррикады и оспаривает существующий порядок),значит, самое главное в структуре - не структура, а то, чтовыводит за ее пределы. [...] За рамки структуры как законасообразности выходят случай, шанс, событие, свобода; зарамки структуры как логического построения выходят аффекты,тело, жест; за рамки структуры как нейтрального, объективного,познавательного выходят власть, отношения господства иподчинения. [...] Среди ориентаций внутри П. особенно важны две- с акцентом на текстовую реальность и с акцентом наполитическую реальность. Девиз одной - "вне текста нет ничего"(вариант: "нет ничего, кроме текста" - Деррида), другой - "всев конечном счете - политика" (Делез)". Одной из главных задач П. становится критиказападноевропейской метафизики с ее логоцентризмом, обнаружениеза всеми культурными продуктами и мыслительными схемами языкавласти и власти языка. Логоцентризму, основанному на идее бытиякак присутствия, данности, смысла, единства, полноты, вП. противопоставлены идеи различия и множественности. Наиболеепоследовательно и ярко эта разновидность П. представлена уДеррида. Для того чтобы "перехитрить" метафизику, приходитсянарушать междисциплинарные перегородки и политические запреты,выходя на уровень тела, действия, языка в его особом аспекте.Задача метода деконструкции заключается в том, чтобы показать втексте значимость внесистемных, маргинальных элементов. "Всякийтекст живет среди откликов, "перекличех", "прививок", "следов"одного текста на другом. След важнее и первичнее любой системы:это отсрочка во времени и промежуток в пространстве; отсюдастоль существенный для Деррида глагол differer, означающийодновременно "различать" и "отсрочивать", и соответствующийнеографизм diffAnce ("различение"). [...] Все эти нарушенияструктурности и системности [...] наводят на мысль, чтоструктура либо не существует вовсе, либо она существует, но недействует, либо, наконец, действует, но в столь измененномвиде, что именно "поломка", а не "правильное" еефункционирование становится "нормой". [...] Под давлениемконтекста в тексте размываются границы "внешнего" и"внутреннего": на их место у Деррида и Делеза приходятмногообразные мыслительные эксперименты с пространством -всевозможные "складки", "выпуклости-вогнутости", "вывернутыенаизнанку полости". Само обилие закавыченных понятий в предыдущей цитате яснопоказывает последовательное стремление П. к обновлению нетолько методов и объектов исследования, но и самого метаязыка.В научной обиход вводятся слова и понятия, существовавшие доэтого лишь в обыденной речи, но при этом им придается новыйсмысл, дополняющий и одновременно ограничивающий прежний. "Лишившись гарантий и априорных критериев, - пишетАвтономова, - философия, однако, заявила о себе какконструктивная сила, непосредственно участвующая в формированииновых культурных объектов, новых отношений между различнымиобластями духовной и практической деятельности. Ее новая рольне может быть понята до конца, пока не пережит до конца этотопыт. Нерешенным, но крайне существенным для ее судьбы остаетсявопрос: можем ли мы оспорить, проблематизировать разум иначекак в формах самого разума? можем ли мы жертвовать развитой,концептуально проработанной мыслью ради зыбкой, лишьстремящейся родиться мысли - без образов и понятий? В любомслучае перед нами простирается важная область приложенияумственных усилий: спектр шансов открытого разума. К этомувыводу приходит анализ необычной, своеобразной - и всяческиподчеркивающей свое своеобразие - мыслительной практик П.". Лит.: Автономова Н.С. Постструктурализм // Современная западнаяфилософия: Словарь. - М., 1991. Барт Р. Избранное: Семиотика. Поэтика. - М., 1989. Фуко М. Слова и вещи. - М., 1994.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.