Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система стиха хх века. 2 страница




- фильм Александра Сокурова (1986) по мотивам пьесыБернарда Шоу "Дом, где разбиваются сердца" (1913 - 1919).Подзаголовок пьесы - "фантазия в русском духе на английскиетемы". Имелся в виду театр Чехова с его бессюжетностью имедитативностью. Сценарий к "С. б." написал известный поэт ЮрийАрабов, частично соприкасающийся в своем творчестве с поэтикой концептуализма. Схема сюжета пьесы Шоу такова. В дом капитана Шотовера,где он живет со своей дочерью Гесионой и ее мужем Гектором(старик капитан притворяется маразматиком, будучи на самом делесамым умным из всех персонажей), приезжают одновременно: егостаршая дочь Ариадна, которую здесь не видели много лет, сосвоим любовником Ренделлом; молодая девушка Элли Дан,собирающаяся выйти за богача Альфреда Менгена; сам Менген; отецЭлли, Мадзини Дэн, "солдат свободы", а на самом делеуправляющий у Менгена. Как только гости приезжают, их планырушатся - сердца разбиваются. Элли была романтически влюблена в некоего Марка, коимоказывается муж Гесионы красавец Гектор, который ее все времяобманывал, рассказывая о себе небылицы. Пережив душевную драму,Элли за несколько минут из восторженной и глуповатой девушкиделается циничной и жесткой. Гектор влюбляется в Ариадну,Менген - в Гесиону. Гесиона озабочена тем, чтобы соблазнитьотца Элли, Мадзини Дэна, но безуспешно. Тем временем старикШотовер собирает в доме динамит, чтобы взорвать мир"капиталистов" - действие происходит во время первой мировойвойны. В финале пьесы в подвал, где хранится динамит, попадаетбомба, но все, кроме Менгена, который полез туда прятаться,остаются невредимыми. Название фильма "С. б." означает психическое состояниемеланхолической анестезии эмоций при тяжелой депрессии,шизофрении или шоке. В пьесе Шоу это название отражаетбесчувственность героев по отношению друг к другу и к миру,особенно это свойственно Гесионе. Шоу как бы показывает хорошихлюдей в плохом мире. Сокуров средствами поэтики конца ХХ в.показывает тех же людей в еще более плохом мире. К весьма умеренному неомифологизму пьесы Шоу - триантичных мифологических имени, соотносящиеся с сутью ихносителей весьма относительно (Гектор - не воин-храбрец, акрасавец мужчина; Гесиона, в античной мифологии дочь царя Трои,которую в качестве жертвы приковали к скале, чтобы спасти городот чудовища, у Шоу скорее жертва времени, утонченная "умнаяненужность"; Ариадна - светская львица, не протягивающая никомуникаких нитей к спасению), - Сокуров добавляет еще кабана поимени Валтасар, причем на "Валтасаровом пиру" в конце фильма(по античной мифологии, это пир накануне конца света) съедаютсамого Валтасара. На античном пиру Валтасара есть зпизод, когдана стене вдруг появляются непонятные буквы, свидетельствующие оконце света. В "С. б." этому соответствует тот факт, чтоакустика сделана так, что герои подчас не слышат и не понимаютдруг друга, а героев не слышит и не понимает зритель (этопервая особенность поэтики фильма Сокурова). Вторая особенность заключается в том, что все сцены идут вмузыкальном сопровождении, причем репертуар самый разнообразный- от И. С. Баха и Доменико Скарлатти до музыки из фильма Диснея"Три поросенка". Так, например, сцена несостоявшегося анатомирования"трупа" Менгена, которого гипнотически усыпила Элли,сопровождается сонатой Скарлатти, а в визуальном плане этасцена предстюляет собой интертекст - соответствующуюкартину Рембрандта. Этой сцены у Шоу нет. Для нее режиссер ввелспециального персонажа - доктора Найфа (от англ. knife - нож),полусумасшедшего чудака, любителя повозиться с трупами исторонника теории, что у человека слишком много лишних органов;чтобы поверить теорию практикой, он выдавил себе один глаз. Другая особенность, идущая от учителя Сокурова АндреяТарковского (см. "Зеркало"), заключается в том, чтоцветные игровые кадры постоянно монтируются с документальнымичерно-белыми: старичок Шоу приветствует зрителей (чтосимволично переводит действие в план второй мировой войны - Шоуумер в 1950 г.), летит дирижабль, танцуют туземцы на Занзибаре,где капитан Шотовер когда-то женился на негритянке и продалдушу африканскому дьяволу. В результате фильм получается ввысшей степени полифоническим и карнавализованным (см.п олифонический роман, карнавализация). При этом документальные кадры подчеркивают не реальностьтого, что происходит, а еще большую фантастичность. При том,что в традициях неореализма в фильме снимаются в основномнепрофессиональные актеры. В качестве персонажа введен и сам старик Шоу, которыйобщается с капитаном; они вместе читают пьесу "Дом, гдеразбиваются сердца", как партитуру (текст в тексте), нонесовпадений слишком много. В знак этого капитан берет старичкаШоу на руки, как ребенка, и вышвыривает из окна, так сказатьвыбрасывает "за борт" своего корабля. Таким образом, и текст пьесы с ее чеховскими аллюзиями, иреминисценции в духе Тарковского, и неореализм - всеподвергается режиссером основательной деконструкции. Если говорить об идеологической стороне фильма, то всеконфликты, заданные в пьесе Шоу, в "С. б." предельно заострены:Менгена заставляют символически умирать и воскресать(произносится травестированная евангельская фраза: "Менген,встань и ходи"); усилены эротические отношения Гесионы и Элли,а также гетеросексуальные - между Гектором и Ариадной; Ренделл,любовник Ариадны, кончает с собой; брак между Элли и капитаном,который в пьесе воспринимается как шутка, становится вполнесерьезным, во всяком случае не менее серьезным, чем всеостальное; наконец, бомба попадает в дом - и финал откровеннотрагичен, герои спасаются на ковчеге, пропадает цвет, телоРенделла выбрасывают за борт, и Ариадна бросается в воду иплывет за ним. Пролетает стая гусей. С топотом проносится стадожирафов - последний кадр фильма. Безусловно, что "С. б." был первым и последнимпостмодернистским шедевром советского кино. В следующих фильмах стиль Сокурова очень изменился всторону трагизма и гуманизма. В целом его подход ккинематографу можно назвать постмодернистским гуманизмом.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.