Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип дополнительности




ПРАГМАТИКА

ПРАГМАТИЗМ

- философское течение, возникшее и получившее наибольшеераспространение в США. Основателем П. является Чарлз СандерсПирс. С самого своего возникновения П. отказался от рядаосновополагающих идей предшествующей философии (что роднит егос логическим позитивизмом) и предложил совершенно новыйтип философского мышления, поставившего во главу углачеловеческое действие (ср. прагматика). Посколькудействие в той или иной форме является основной формой жизничеловека, а само оно имеет преимущественно не рефлекторный, асознательный и целесообразный характер, то встает вопрос о техмеханизмах сознания, которые обеспечивают продуктивныедействия. Поэтому Пирс рассматривал познавательную деятельностьне в отношении к внешней объективной реальности, а по отношениюк внутренним психологическим процессам. Вместо знания он сталговорить об убеждении, понимая под ним готовность или привычкудействовать тем или иным образом. Объективное знание он заменилсоциально принятым убеждением. Отсюда определение истины какобщезначимого принудительного убеждения, к которому пришло быбесконечное сообщество исследователей, если бы процессисследования продолжался бесконечно. Поскольку всякое действие направлено в будущее, то Пирснастаивал на необходимости рассматривать функционирование всехпонятий с точки зрения тех последствий, которые может вызватьиспользование этих понятий. Он сформулировал так называемуюпрагматическую максиму: наша идея какой-либо вещи есть идея еечувственных последствий. Идеи Пирса были развиты и систематизированы УильямомДжеймсом. Джеймс понимает истину как успешность илиработоспособность идеи, как ее полезность для достижения тойили иной цели (ср. замену понятий истины понятием успешности втеории ре- чевых актов). Поскольку это успешноефункционирование истины нуждается в проверке, проверяемостьтакже входит в определение истины (такое понимание истины такжероднит П. с логическим позитивизмом; см. верификационизм). Джеймс ввел понятие об опыте как непрерывном потокесознания, из которого мы своими волевыми усилиями выделяемотдельные отрезки, обретающие для нас статус вещей благодарянаименованию. Понятие потока сознания, выдвинутое почтиодновременно Джеймсом и Бергсоном, оказало большое воздействиена литературную практику ХХ века (М. Пруст, Дж. Джойс, У.Фолкнер), а также на кино. С точки зрения Джеймса, реальность складывается из ощущений, отношений междуощущениями, обнаруживаемыми в опыте, и старых истин, получившихк этому времени всеобщее признание. Незавершенность Вселенной, включающей в себя и мирсоциального опыта, открывает возможность безграничногоулучшения этого мира. Хотя сейчас он весьма далек отсовершенства, Джеймс убежден в реальности его улучшения приусловии веры в людей и в их способность это сделать иобъединения их совместных усилий. Эта оптимистическая черта П., чрезвычайно характерная длянационального сознания американцев, вероятно, и позволила импод флагом идей П. успешно пройти через все социальные иполитические испытания ХХ века. Третьим представителем американского П. был Джон Дьюи,который занимался прагматическим истолкованием научного метода.Этот метод сводился к некоторым приемам решения конкретныхпроблем, возникающих в различных сферах опыта. Согласно Дьюи,прежде всего необходимо установить специфику данногозатруднения или проблемной ситуации. Затем выдвинуть гипотезуили план ее решения, после чего - теоретически проследить всевозможные следствия предлагаемого решения. После этогонаступает период реализации и экспериментальной проверкигипотезы. В случае необходимости предложенное решение можетбыть изменено. Ни одно решение не должно исходить из каких-либозаведомо известных рецептов и превращаться в догму. Оно должновсецело определяться особенным характером данной специфическойситуации. При решении социальных проблем Дьюи считает особо опаснымстремление руководствоваться заранее установленными конечнымицелями или идеалами, предопределяющимв наше поведение. Еслидостигнуто успешное решение проблемной ситуации, топредложенная гипотеза или теория должны считаться истинными, ановая, теперь уже определенная ситуация, сменившая проблемную,приобретает статус реальности. Будучи чрезвычайно гибкой философией, американский П.,видоизменяясь, дожил до наших дней. В 1980-е гг. наиболее яркийпредставитель П. Ричард Рорти связал основные идеи П. с идеями аналитической философии и постмодернизма (см.). Лит.: Мельвиль Ю.К. Прагматизм // Современная западная философия:Словарь. - М., 1991. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. - М., 1996.(древнегр. pragmatos - действие) - раздел семиотики,изучающий соотношение знаков и их пользователей в конкретнойречевой ситуации. Можно сказать, что П. - это семантика языка вдействии. Впервые о П. писал Чарлз Сандерс Пирс в ХIХ в., а ееосновные параметры применительно к философии прагматизмасформулировал в 1920-е гг. Чарлз Моррис. Однако современнаялингвистически ориентированная П. развивается скорее подвлиянием идей позднего Витгенштейна (см. аналитичеекаяфилософия, языковая игра) и теории речевых актов (см.). Витгенштейну принадлежит знаменитое определение значениякак употребления в языке. Из этого, можно сказать, вышла вся П. Представим себе, что имеется некая фраза: М. вошел в комнату. Мы прекрасно понимаем ее смысл, то есть мы можемпредставить себе эту ситуацию. Но какова конкретная роль этойситуации, каково ее значение в ряду соседних высказываний,можно сказать, только зная контекст этих высказываний. Этотконтекст можно назвать в духе теории речевых актов речевойситуацией или, пользуясь терминологией М. М. Бахтина, "речевымжанром". Предположим, что "М. вошел в комнату" произносится вконтексте детективной истории. Тогда эта фраза может означать,например: "Приготовиться!" - если этого М. ждут в его комнатенаемные убийцы. А в контексте бытового дискурса, напримерпраздничного застолья, эта фраза может означать, что этогочеловека долго ждали к столу, он опаздывал и наконец-то пришел.В ситуации бытовой мелодрамы это может означать, что пришеллюбимый человек, или наоборот, ненавистный муж - прагматическоезначение всегда будет меняться. Когда-то два великих философа-аналитика - Витгенштейн иМур уже в старости поспорили, что означает выражение "Я знаю,что..." Суть спора в двух словах заключалась в том, чтовыражение "Я знаю, что это дерево" искусственно, не несетникакой информации и в лучшем случае означает просто "Этодерево" Но вот в спор вмешался аналитик младшего поколенияНорман Малкольм и, анализируя спор своих учителей, пришел квыводу, что они спорят не о том, так как выражение "Я знаю,что..." означает в конкретных ситуациях совершенно различныевещи. Например, в ситуации, когда дочь играет на пианино, амать напоминает ей, что пора делать уроки, и дочь отвечает: "Язнаю, что надо делать уроки", это означает: "Не приставай комне"; когда слепого усаживают на стул и говорят ему "вот стул"и он отвечает: "Я знаю, что это стул", он хочет сказать: "Небеспокойтесь, пожалуйста". И так далее. Подобно логическим необходимым истинам, существуютпрагматические необходимые истины. Если пример логической истин- "А равно А", то пример прагматической истины - "Я здесь":истинность этого высказывания не зависит от того, кто именноимеется в виду под Я и какое место имеется в виду под "здесь". Аналогичным образом прагматически ложной считается фраза"Я сплю". Хотя в духе идей Малкольма можно было бы сказать, чтоэта фраза на самом деле в ее конкретном употреблении означает:"Я засыпаю, не беспокойте меня" или "Оставьте меня в покое". В прагматической ситуации общения велика роль не толькоговорящего, но и слушающего. Например, когда я говорю жене вприсутствии дочери, делая вид, что не вижу, что дочь слушает:"У нашей Аси очень хороший характер", то моя речевая стратегияможет в данном случае быть направленной на то, чтобырасположить дочь к себе, или повысить ее самооценку, иличто-либо в этом роде. Когда я говорю в присутствии нескольких людей: "Я сегоднявидел Наташу", то каждый может спросить: "Какую Наташу?" - икаждый может подумать, что имеется в виду именно та Наташа, окоторой он подумал. То есть в различных возможных мирахучастников речевой ситуации (см. семантика возможных миров)высказывание "Я видел сегодня Наташу" приобретет разноезначение до тех пор, пока не будет уточнено говорящим, какуюименно Наташу он видел сегодня. В П. играют большую роль так называемые эгоцентрическиеслова, такие, как я, ты, это,- поскольку их значение всегдазависит от ситуации. Знаменитый французский языковед ЭмильБенвенист считал, что "Я" в языке играет исключительную роль.Вот что он пишет об этом в статье "О субъективности" (1958): "Язык возможен только потому, что каждый говорящийпредставляет себя в качестве субъекта, указывающего на самогосебя как на я в своей речи. В силу этого я конституирует другоелицо, которое, будучи абсолютно внешним по отношению к моему"я", становится моим эхо, которому я говорю тыИ Полярность этак тому же весьма своеобразна, она представляет собой особый типпротивопоставления, не имеющий аналога нигде вне языка. Она неозначает ни равенства, ни симметрии: "эго" занимает всегдатрансцендентное положение по отношению к "ты", однако ни одиниз терминов не мыслим без другого [...]. Бесполезно искатьпараллель этим отношениям: ее не существует. Положение человекав языке неповторимо". В 1950-е гг. американский философ Пол Грайс пол влияниемпозднего Витгенштейна и теории речевых актов сформулировал такназываемые коммуникативные постулаты. Когда люди беседуют,между ними должен быть заключен молчаливый пакт о речевомсотрудничестве, который включает в себя следующие пункты: 1. Говорить ни много, ни мало, а именно столько, скольконужно для адекватной передачи информации (известны люди,которые очень много говорят сами и не умеют слушать - так вотони нарушают постулат Грайса). 2. Не отвлекаться от темы. 3. Говорить только правду. 4. Говорить определенно, не двусмысленно (многие любятговорить обиняками - Грайс не поощряет этого). 5. Говорить вежливо, уважая речевое достоинствособеседника. Конечно, в реальной речевой деятельности постулаты Грайсаочень часто не соблюдаются. Иначе в речи не было бы грубости,хамства, речевой истерики, логареи, говорения вокруг да около ит. д. Американцы, как всегда, стремятся к ясности и идеалу.Русские лингвисты-прагматики, напротив, склонны изучать речевуюреальность, "речевую демагогию", по выражению русскоголингвиста Т. М. Николаевой. Ясно, что говорить можно и нужно по-разному в зависимостиот конкретной или наоборот ситуации. Профессор со студентомразговаривают не так, как профессор с профессором и студент состудентом, при этом профессор со студентом общаются по-разномуна лекции, на экзаменах, на общем банкете и в частной беседедома у профессора. Когда человек защищает диссертацию, он должен обязательноблагодарить всех выступающих, даже если его подвергаютшквальной критике. Он должен обращаться к председателю совета:"Глубокоуважаемый господин председатель" - только так. Нопредставьте себе, что в магазине, когда подошла ваша очередь,вы говорите: "Глубокоуважаемый господин продавец, дайте мне,пожалуйста, полкило трески!". Ю. М. Лотман когда-то написал,что голый человек в бане не то же самое, что голый человек вобщественном собрании. Статуя Аполлона Бельведерского - эталонмужской красоты, но попробуйте надеть на нее галстук, и онапоразит вас своим неприличием. П. активно использует ситуацию многоязычия. Замечательныйпример (которым мы и закончим наш очерк о П.) приводит Дж. Р.Серл, один из основателей теории речевых актов. Допустим,говорит он, вы - американский офицер и во время войны попадаетев плен к итальянцам, союзникам немцев. Вы хотите их убедить,что вы немецкий офицер. Но вы из всего школьного запаса знанийнемецкого языка знаете только одну фразу. Но при этом выпредполагаете, что итальянцы тоже не знают немецкого языка иодни лишь звуки немецкой речи могут их убедить, что перед нимисоюзник. Тогда вы произносите строку из стихотворения Гете"Kennst du das Land, wo die zitronen blihen?"Знаешь ли ты край,где растут лимонные деревья?"), при этом вы своей интонациейделаете вид, что произносите фразу, "Я немецкий офицер". Лит.: Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М., 1974. Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка: Семиотическиепроблемы лингвистики, философии, искусства. - М., 1985. Бахтин М. М. Речевые жанры // Бахтин М. М. Вопросылитературы и эстетики. - М., 1976. Грайс П. Постулаты речевого общения // Новое в зарубежнойлингвистике. Лингвистическая прагматика.- Вып. 16.- М., 1985. Малкольм Н. Мур и Витгенштейн о значении выражения "Язнаю..." // Философия. Логика. Язык / Под ред. В. В.Петрова.- М., 1987. Лотман Ю. М. Аналиэ поэтического текста: Структура стиха.- Л., 1972. Руднев В. Прагматика художественного высказывания // Родник. - 1988, No 11 - 12.- методологический принцип, сформулированный Нильсом Боромприменительно к квантовой физике, согласно которому, для тогочтобы наиболее адекватно описать физический объект, относящийсяк микромиру, его нужно описывать во взаимоисключающих,дополнительных системах описания, например одновременно и какволну, и как частицу (ср. многозначные логики). Вот как интерпретирует культурологическую значимость П. д.для ХХ в. русский лингвист и семиотик В. В. Налимов: "Классическая логика оказывается недостаточной дляописания внешнего мира. Пытаясь осмыслить это философски, Борсформулировал свой знаменитый принцип дополнительности (здесь и далее в цитатах курсив и разрядка авторские - В.Р),согласно которому для воспроизведения в знаковой системецелостного явления необходимы взаимоисключающие, дополнительные классы понятий. Это требование эквивалентно расширению логическойструктуры языка физики. Бор использует, казалось бы, оченьпростое средство: признается допустимым взаимоисключающееупотребление двух языков, каждый из которых базируется наобычной логике. Они описывают исключающие друг друга физическиеявления, например непрерывность и атомизм световых явлений.[...] Бор сам хорошо понимал методологическое значениесформулированного им принципа: "...целостность живых организмови характеристика людей, обладающих сознанием, а такжечеловеческих культур представляют черты целостности,отображение которых требует типично дополнительного способаописания". [...] Принцип дополнительности - это, собственно,признание того, что четко построенные логические системыдействуют как метафоры: они задают модели, которые ведут себя икак внешний мир, и не так. Одной логической конструкцииоказывается недостаточно для описания всей сложности микромира.Требование нарушить общепринятую логику при описании картинымира (см. - В. Р.) со всей очевидностью впервые появилось вквантовой механике - и в этом ее особое философское значение". Позднее Ю. М. Лотман применил расширенное понимание П. д.к описанию семиотики культуры. Вот что он пишет: "...механизм культуры может быть описан в следующем виде:недостаточность информации, находящейся в распоряжении мыслящейиндивидуальности, делает необходимым для нее обращение к другойтакой же единице. Если бы мы могли представить себе существо,действующее в условии п о л н о й информации, то естественнобыло бы предположить, что оно не нуждается в себе подобном дляпринятия решений. Нормальной для человека ситуацией являетсядеятельность в условиях недостаточной информации. Сколь нираспространяли бы мы круг наших сведений, потребность винформации будет развиваться, обгоняя темп нашего научногопрогресса. Следовательно, по мере роста знания незнание будетне уменьшаться, а возрастать, а деятельность, делаясь болееэффективной, - не облегчаться, а затрудняться. В этих условияхнедостаток информации компенсируется ее стереоскопичностью -возможностью получить совершенно иную проекцию той же реальности - (см. - В.Р.) перевод ее на совершеннодругой язык. Польза партнера по коммуникации заключается в том,что он д р у г о й. П. д. обусловлен и чисто физиологически - функциональной асимметрией полушарий головного мозга (см.) - это своего рода естественный механизм для осуществленияП. д. В определенном смысле Бор сформулировал П. д. благодарятому, что Куртом Геделем была доказана так называемая теорема онеполноте дедуктивных систем (1931). В соответствии с выводомГеделя - система либо непротиворечива, либо неполна. Вот что пишет по этому поводу В. В. Налимов: "Из результатов Геделя следует, что обычно используемыенепротиворечивые логические системы, на языке которыхвыражается арифметика, неполны. Существуют истинныеутверждения, выразимые на языке этих систем, которые в такихсистемах доказать нельзя. [...] Из этих результатов следуеттакже, что никакое строго фиксированное расширение аксиом этойсистемы не может сделать ее полной, - всегда найдутся новыеистины, не выразимые ее средствами, но невыводимые из нее.[...] Общий вывод из теоремы Геделя - вывод, имеющий громадноефилософское значение: мышление человека богаче его дедуктивныхформ. Другим физическим, но также имеющим философский смыслположением, непосредственно касающимся П. д., являетсясформулированное великим немецким физиком ХХ в. ВернеромГейзенбергом так называемое соотношение неопределенностей.Согласно этому положению невозможно равным образом точноописать два взаимозависимых объекта микромира, напримеркоординату и импульс частицы. Если мы имеем точность в одномизмерении, то она будет потеряна в другом. Философский аналог этого принципа был сформулирован впоследнем трактате Людвига Витгенштейна (см. аналитическаяфилософия, достоверность) "О достоверности". Для того чтобысомневаться в чем-бы то ни было, нечто должно оставатьсянесомненным. Мы назвали этот принцип Витгенштейна "принципомдверных петель". Витгенштейн писал: "В о п р о с ы, которые мы ставим, и наши с о м н е н и яосновываются на том, что определенные предложения освобожденыот сомнения, что они словно петли, на которых вращаются этивопросы и сомнения. [...] То есть это принадлежит логике нашихнаучных исследований, что определенные вещи и в с а м о м д е ле несомненны. [...] Если я хочу, чтобы дверь вращалась, петлидолжны быть неподвижны". Таким образом, П. д. имеет фундаментальное значение вметодологии культуры ХХ в., обосновывая релятивизм познания,что в культурной практике закономерно привело к появлениюфеномена постмодернизма, который идею стереоскопичности,дополнительности художественных языков возвел в главныйэстетический принцип. Лит.: Бор Н. Атомная физика и человеческое познание - М., 1960 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. - М., 1987. Налимов В. В. Вероятностная модель языка. - М., 1979. Лотман Ю. М. Феномен культуры // Лотман Ю. М. Избр.статьи в 3 тт. - Таллинн, 1992. - Т. 1. Витгенштейн Л. О достоверности / Пер. А. Ф. Грязнова //Вопр. философии, 1984. - М 4. Руднев В. Текст и реальность: Направление времени вкультуре // Wiener slawisticher Almanach, 1987. - В. 17. Руднев В. О недостоверности // Логос, 1997. - Вып. 9.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.