Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формальная школа




ФОНОЛОГИЯ

- раздел лингвистики ХХ в., изучающий звуки речи в ихфункциональном, смыслоразличительном отношении. Ф. не следуетпутать с фонетикой, изучающей звуки речи в их акустическомзвучании. Ф. зародилась в начале ХХ века. У ее истоков стоятрусские ученые: Ф. Ф. Фортунатов, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л.В. Щерба. Основателями структурной Ф. являются русскиелингвисты-эмигранты, организаторы Пражского лингвистическогокружка Н. С. Трубецкой и Р. О. Якобсон (см. структурнаялингвистика). В основе Ф. лежит понятие фонемы как "совокупностисущественных признаков, свойственных данному звуковомуобразованию" (определение Н. С. Трубецкого). Таким образом,фонема - это ненаблюдаемая абстрактная сущность (ср. атомарный факт), в этом родство Ф. с логическимпозитивизмом, с одной стороны, и квантовой механикой - сдругой (см.), которые также постулируют ненаблюдаемые объекты. Фонема имеет три основные функции - различать смысл,разграничивать концы слов и выделять слово как целое (в русскомязыке эту функцию выполняет ударение). Главной функцией фонемыявляется смыслоразличительная, или сигнификативная. Допустим,если имеются два слова "дом" и "ком", то они отличаются толькоодной фонемой. Д произносится между зубами и с участием голоса, к -задним небом и без участия голоса. Таким образом, можносказать, что фонемы д и к отличаются друг от друга двумядифференциальными признаками - местом образования извонкостью-глухостью. Фонема и есть пучок дифференциальныхпризнаков. Трубецкой классифицировал дифференциальные признакивыделив три группы: 1. Привативные - когда наличие признакапротивопоставляется отсутствию признака, например звонкость(работа голосовых связок при артикуляции) - это наличиепризнака, а глухость (голосовые связки не работают) - этоотсутствие признака. 2. Градуальные, или ступенчатые, - в русской Ф. их почтинет. В морфологии ступенчато различаются положительная,сравнительная и превосходная степень прилагательных (большой,больше, наибольший). 3. Эквиполентные, или равнозначные, признаки, когда одинпризнак в одном члене противопоставления заменяется другим вдругом члене. Так, у фонем к и д привативным являетсяпротивопоставление по звонкости/глухости, а эквиполентным - поместу образования. В русской фонологической системе 5 гласных фонем и 32согласных (гласность и согласность, или, как говорят, вокализми консонантизм,- это первый дифференциальный признак дляфонемы: мы обычно сразу можем определить, гласная она илисогласная). Гласные образуют слог. Практически в любом языкесогласных больше, чем гласных, но не во всех языках так малогласных, как в русском. В немецком их 12, в эстонском - 14.Русский же язык является ярким консонантным, согласным языком. Основные дифференциальные признаки русских согласных фонемсуть следующие: 1. Звонкость-глухость: таких фонем пять пар - б-п, в-ф,г-к, д-т, ж-ш. 2. Твердость-мягкость: почти все русские фонемы могут бытькак твердыми, так и мягкими за исключением ш и ц, которыевсегда твердые, и ч, щ и j, которые всегда мягкие. 3. Способ образования: щель-смычка. В первом случае междуорганами речи образуется щель, как в звуках в, ф, ж, ш, з, с -они называются щелевыми. Во втором случае органы речи смыкаютсяи воздух, образующий звук, как бы взрывает эту смычку - такобразуются звуки б, и, д, т, н, м, г, к. 4. Место образования - в этом плане звуки делятся нагубные (б, п, в, ф, м), зубные (д, т, н), язычные (з, с, ш, щ,ц, ч) и небные (г, к, х). Для того чтобы понять, как фонемы изменяют смысл,используется метод минимальных пар, то есть берут пары такихслов, которые отличаются не просто одной фонемой, но лишь однимдифференциальным признаком этой фонемы. Например, гол-кол.Только один дифференциальный признак различается у этих слов(звонкость-глухость фонем г и к), а слова получаются совсемразные. Охарактеризуем две какие-нибудь согласные фонемы, напримерб и т, как они встречаются в словах "банк" и "танк". Обе этихфонемы твердые (в отличие, например, от фонем б и т в словах"белый" и "тело" - здесь они обе мягкие). Звук б - звонкий,звук т - глухой. По месту образования б - губной, а т - зубной.По способу образования б и т - смычные. Таким образом, фонемы би т в словах "банк" и "танк" различаются двумядифференциальными признаками - звонкостью-глухостью и местомобразования (губной-зубной). Охарактеризуем теперь все фонемы в слове "словарь". С -согласная, глухая, твердая, щелевая, язычная фонема. Л - такназываемая плавная согласная, твердая, звонкая, зубная. О -стоит в предударной слабой позиции, где она редуцируется исовпадает со эвуком а, то есть звучит так же, как в слове"славарь", если бы было такое слово. В фонетическойтранскрипции такой звук обозначается знакомФ В - звонкий,твердый, губно-зубной, щелевой. А - стоит в сильной позиции подударением - это гласный среднего ряда и заднего подъема языка.Р - звонкий, мягкий, по способу образования "дрожащий" (средниймежду щелевыми и смычными), язычный. Мягкий знак не означаетникакой фонемы, а служит знаком мягкости предшествующей фонемыр, что обозначается как р'. Фонетическая запись всего слова"словарь" будет такая: [С Л Ф В А Р'] В 1950-е гг. Р. О. Якобсон с соавторстве с американскимилингвистами создал совершенно новую Ф., построенную не наартикуляционных дифференциальных признаках, как у Трубецкого, ана акустических, используя акустическую аппаратуру. Егоклассификация в отличие от классификации Трубецкого былауниверсальной - в ней 12 дифференциальных признаков, при помощикоторых можно было описать фонологические системы всех языковмира. Это уже начиналась эра генеративной Ф. (см. генеративная лингвистика). Ф. чрезвычайно важна для гуманитарных наук ХХ в. какметодологическая база. Та легкость и убедительность, с которойфонологическая система строится при помощи дифференциальныхпризнаков, бинарных оппозиций (см.), позволила Ф. статьобразцом для других дисциплин, связанных со структурнойлингвистикой и семиотикой,- то есть для морфологии,синтаксиса, семантики, прагматики, структурнойантропологии, культурологии, стрктурной поэтики. Лит.: Трубецкой Н. С. Основы фонологии.- М., 1960. Якобсон Р.О., Фант Г.М., Халле М. Введение в анализ речи// Новое в лингвистике. Вып. 2. - М., 1962.- неофициальное название группы русских литературоведов илингвистов, объединившихся в конце 1910-х гг. в Петербурге иМоскве на общих методологических основаниях и, в сущности,сделавших из литературоведения науку мирового значения,подготовив пражскую структурную лингвистику,тартуско-московскую структурную поэтику и весьевропейский структурализм в целом. Главным идейным вдохновителем Ф. ш. был Виктор БорисовичШкловский. История Ф. ш. начинается с его статьи 1914 г."Воскрешение слова" и официально заканчивается его же статьей1930 г. "Памятник одной научной ошибке", в которой он поспешилиз-за изменившейся политической атмосферы отступить от позицийФ. ш. Шкловский был чрезвычайно сложной фигурой в русскойкультуре, В годы первой мировой войны он командовал ротойброневиков, а в 1930-е гг. струсил и предал свое детище - Ф. ш.Тем не менее он был одним из самых ярких представителей русскойсловесной культуры и оставался таким всегда - и в качествеадепта, и в качестве предателя. Когда в середине 1910-х гг. онпришел учиться в семинарий известного историка литературыВенгерова, тот предложил ему заполнить анкету. В этой анкетеШкловский написал, что его целью является построение общейтеории литературы и доказательство бесполезности семинарияВенгерова. Формализм поначалу был очень шумным течением, так какразвивался параллельно с русским футуризмом и являлсяразновидностью научного авангарда (см. авангардноеискусство). "Откуда пошел "формализм"? - писал один из деятелей Ф. ш.,стиховед и пушкинист Борис Викторович Томашевский всвоеобразном некрологе Ф. ш. - Из статей Белого, из семинарияВенгерова, из Тенишевского зала, где футуристы шумели подпредседательством Бодуэна де Куртенэ. Это решит биографпокойника. Но несомненно, что крики младенца слышались везде". В Петербурге-Петрограде Ф. ш. дала знаменитый ОПОЯЗ -Общество изучения поэтического языка, объединившее лингвистов илитературоведов Е. Д. Поливанова, Л. П. Якубинского, О. М.Брика, Б. М. Эйхенбаума, Ю. Н. Тынянова. В Москве возник МЛК - Московский лингвистический кружок,куда входили С. И. Бернштейн, П. Г. Богатырев, Г. О. Винокур, вработе его принимали участие Б. И. Ярхо, В. М. Жирмунский, Р.О. Якобсон, будущий организатор Пражского лингвистическогокружка, создатель функциональной структурнойлингвистики. Ф. ш. резко отмежевалась от старого литературоведения,лозунгом и смыслом ее деятельности объявлялась спецификациялитературоведения, изучение морфологии художественного текста.Формалисты превращали литературоведение в настоящую науку сосвоими методами и приемами исследования. Отметая упрек в том, что Ф. ш. не занимается сущностьюлитера-. туры, а только литературными приемами, Томашевскийписал: "Можно не знать, что такое электричество, и изучать его.Да и что значит этот вопрос: "что такое электричество?" Я быответил: "это такое, что если ввернуть электрическую лампочку,то она загорится". При изучении явлений вовсе не нужноаприорного определения сущностей. Важно различать их проявленияи осознавать их связи. Такому изучению литературы посвящаютсвои труды формалисты. Именно как науку, изучающую явлениялитературы, а не ее "сущность", мыслят они поэтику". И далее:"Да, формалисты "спецы" в том смысле, что мечтают о созданииспецифической науки о литературе, науке, связанной спримыкающими к литературе отраслями человеческих знаний.Спецификация научных вопросов, дифференциацияисторико-литературных проблем и освещение их светом хотя бы исоциологии, вот задача формалистов. Но, чтобы осознать себя вокружении наук, надо осознать себя как самостоятельнуюдисциплину". Что же изучали деятели Ф. ш.? Круг их тем и интересов былогромен. Они построили теорию сюжета, научились изучать новеллуи роман, успешно занимались стиховедением, применяяматематические методы (см. система стиха), анализировали ритм и синтаксис, звуковые повторы, создавалисправочники стихотворных размеров Пушкина и Лермонтова,интересовались пародией (см. интертекст), фольклором,литературным бытом, литературной эволюцией, проблемой биографии. Ранний формализм (прежде всего в лице Шкловского) былдовольно механистичен. По воспоминаниям Лидии Гинзбург, Тыняновговорил о Шкловском, что тот хочет изучать литературноепроизведение так, как будто это автомобиль и его можноразобрать и снова собрать (ср. сходные методики анализа исинтеза в генеративной поэтике). Действительно,Шкловский рассматривал художественный текст как нечто подобноешахматной партии, где персонажи - фигуры и пешки, выполняющиеопределенные функции в игре (ср. понятие языковой игры упозднего Витгенштейна). Такой метод изучения литературы лучшевсего подходил к произведениям массовой беллетристики. И этобыла еще одна заслуга Ф. ш. - привлечение массовой культуры какважнейшего объекта изучения. Вот как, например, Шкловский анализирует композиционнуюфункцию доктора Ватсона в рассказах Конан-Дойля о ШерлокеХолмсе (в главе "Новелла тайн" книги "О теории прозы"): "ДокторВатсон играет двоякую роль; во-первых, он рассказывает нам оШерлоке Холмсе и должен передавать нам свое ожидание егорешения, сам он не участвует в процессе мышления Шерлока, и тотлишь изредка делится с ним полурешениями [...]. Во-вторых, Ватсон нужен как "постоянный дурак" [...].Ватсон неправильно понимает значение улики и этим даетвозможность Шерлоку Холмсу поправить его. Ватсон мотивировка ложной разгадки. Третья роль Ватсона состоит в том, что он ведет речь,подает реплики, т. е. как бы служит мальчиком, подающим ШерлокуХолмсу мяч для игры". Важным понятием методологии Ф. ш. было понятие приема.Программная статья Шкловского так и называлась: "Искусство какприем". Б. В. Томашевский в учебнике по теории литературы,ориентированном на методы Ф. ш., писал: "Каждое произведениесознательно разлагается на его составные части, в построениипроизведения различаются приемы подобного построения, то естьспособы комбинирования словесного материала в словесныеединства. Эти приемы являются прямым объектом поэтики". Наиболее яркий и знаменитый прием, выделенный Шкловским уЛьва Толстого и во всей мировой литературе,- это остранение (см.), умение увидеть вещь как бы в первыйраз в жизни, как бы не понимая ее Сущности и назначения. Блестящим исследователем сюжета был формально непримыкавший к Ф. ш. Владимир Яковлевич Пропп (см. также сюжет), создавший замечательную научную трилогию опроисхождении, морфологии и трансформации волшебной сказки. Вотчто он писал: "Персонажи волшебных сказок [...] делают по ходудействия одно и то же. Этим определяется отношение величинпостоянных к величинам переменным. Функции действующих лицпредставляют собой постоянные величины, все остальное можетменяться. Пример: 1. Царь посылает Ивана за царевной. Иван отправляется 2. Царь " Ивана " диковинкой. Иван " 3. Сестра " брата " лекарством. Брат " 4.Мачеха " падчерицу " огнем. Падчерица " 5. Кузнец " батрака " коровой. Батрак " И т. д. Отсылка и выход в поиски представляют собойпостоянные величины. Отсылающий и отправляющийся персонажи,мотивировка и пр.- величины переменные. Ф. ш. построила теорию поэтического языка. Вот как,например, Ю. Н. Тынянов разграничивал стих и прозу: "Деформациязвука ролью значения - конструктивный принцип прозы. Деформациязначения ролью звучания - конструктивный принцип поэзии.Частичные перемены соотношения этих двух элементов - движущийфактор и прозы и поэзии". В книге "Проблема стихотворного языка" Тынянов ввелпонятие "единства и тесноты стихового ряда". Это была гипотеза,в дальнейшем подтвержденная статистически. В разныхстихотворных размерах различные по количеству слогов и местуударения слова имеют разную комбинаторику. Например, в3-стопном ямбе невозможно сочетание слов "пришли люди" или"белое вино" (внутри строки). Ю. Тынянов был по своему научному сознанию тоньше иглубже, хотя и "запутаннее", Шкловского. Видимо, поэтомуТынянов выдвинулся уже на этапе зрелого формализма, когда"морфология" была уже отработана и нужно было изучать болеетонкие и сложные проблемы взаимодействия литературных жанров ипроцессы эволюции литературы, связь литературы с другимисоциальными практиками. Но это уже был закат классической Ф. ш. Судьбы членов и участников Ф. ш. были разными. Но все онитак или иначе внесли вклад в мировую филологию. Шкловскийпрожил дольше всех. Он умер в 1983 г. достаточнореспектабельным писателем, автором биографии Льва Толстого всерии "ЖЗЛ" и весьма интересных "повестей о прозе", гдеперепевались его старые идеи. Ю. Тынянов стал писателем исоздал замечательный роман о Грибоедове "Смерть Вазир-Мухтара".Умер он в 1943 г. от рассеянного склероза. В. Пропп дожил домировой славы, повлияв на французских структуралистов,изучавших законы сюжета. Сам Клод Леви-Строс посвятил емуспециальную статью, на которую Пропп (очевидно, по политическимсоображениям) ответил бессмысленными полемическими замечаниями. Самой блестящей была судьба Р. Якобсона. Он эмигрировал вПрагу, создал там совместно с Н. Трубецким (см. фонология)Пражский лингвистичесхий кружок и возглавил одну изклассических ветвей лингвистического структурализма (см. структурная лингвистика). Переехав в США, сталпрофессором Гарвардского университета, участвовал в созданииуниверсальной фонологической системы, несколько раз приезжал вСоветский Союз и умер в глубокой старости в 1982 г. знаменитымна весь мир ученым, собрание сочинений которого былоопубликовано еще при его жизни. Литературоведческие идеи Ф. ш. переняла структурнаяпоэтика, прежде всего Ю. М. Лотман и его школа. Лит.: Хрестоматия по теоретическому литературоведению / Сост. И. Чернов. - Тарту, 1976. - Т. 1. Шкловский В. О теории прозы. - Л., 1925. Томашевский Б.В. Теория литературы (Поэтика). - Л., 1926. Эйхеибаум Б.М. О прозе. - Л., 1970. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.