Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категориальный аппарат педагогики




Объект и предмет педагогики. Актуальные проблемы педагогики.

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования.

Предмет педагогики – это процесс формирования личности, образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Основное понятие педагогики – педагогический процесс. Рассмотрение педагогического процесса как целостности возможно с позиции системного подхода, который позволяет увидеть в нем прежде всего педагогическую систему. Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединённых единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания, с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в её развитии и саморазвитии. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно представляет собой преднамеренный контакт педагога и воспитанника, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя. Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре два важнейших компонента – педагогов и воспитанников. Традиционный подход отождествляет педагогический процесс с педагогической деятельностью – особым видом социальной деятельности, направленной на реализацию целей образования. Такой подход закрепляет субъект-объектные отношения в пед. процессе. Субъект – педагог, объект – ребёнок, школьник или человек, обучающийся под чьим-либо руководством. Выделяются ещё два компонента пед. процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические – формы, методы, приемы). Цель выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента пед. системы. Пед. система создаётся с ориентацией на цель. Способами функционирования пед. системы в пед. процессе являются обучение и воспитание. Воспитание – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях пед. процесса. Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обручающимися научных знаний и способов деятельности. Воспитание и обучение, как способы осуществления пед. процесса составляют технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Пед. технология – это последовательная взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в пед. процессе с целью решения различных пед. задач. Пед. задача – материализованная ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определённой целью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 99; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.