КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Логопедическая работа с детьми III уровня речевого развития
Занятие 2 Занятие 1 Конспекты занятий Составление описательных рассказов К концу работы второго этапа дети подготовлены к составлению небольших описательных рассказов. Любому описательному рассказу предшествует работа по воспитанию умения сравнивать предметы, выявлять сходства и различия сравниваемых предметов. Тема. «Сравнение и описание овощей: помидора, моркови, репы». Цель. Научить детей сравнивать и описывать каждый из овощей по цвету, форме и на ощупь. Знакомство с оранжевым цветом. Оборудование. Три полоски: красная, белая, оранжевая; краски: красная и желтая; натуральные морковь, репа, помидор, схема признаков по цвету, форме, на ощупь. Ход занятия. 1. Организационный момент. 2. Сравнение овощей по цвету. Детям даются по три полоски: красная, белая, желтая, а также помидор и репа. Логопед спрашивает у детей: — Какой по цвету помидор? Дети должны назвать цвет помидора и показать соответствующую полоску. Затем логопед показывает репу. — Какая по цвету репа? (Репа желтая.) Показывают желтую полоску. — На какой цвет похожа окраска моркови? (На желтый и красный.) Есть ли у вас полоска такого цвета? (Нет.) 3. Знакомство с оранжевым цветом. — Если смешать красную и желтую краску, то получится новый цвет. Этот цвет называется оранжевый. (Логопед смешивает красную и желтую краску и раскрашивает белую полоску.) Какая получилась полоска? (Оранжевая.) Какая морковь? (Оранжевая.) Задание. Положить овощи (или картинки с изображением указанных овощей) под полоски соответствующего цвета. Под красную полоску — помидор. Под желтую — репу. Под оранжевую — морковь. 4. Сравнение овощей по форме. Логопед показывает детям круг и овал. На какую из этих фигур похожи помидор и репа? (На круг.) Какой помидор по форме? (Помидор круглый.) Какая репа по форме? (Репа круглая). Правильно, помидор и репа... (круглые). На какую фигуру похож огурец? (На овал.) Какой огурец? (Огурец овальный.) 5. Сравнение овощей на ощупь. (Логопед предлагает детям закрыть глаза и потрогать огурец и репу.) Какие они на ощупь? (Огурец твердый. Репа твердая.) Потрогайте помидор. Какой он на ощупь? (Помидор мягкий.) 6. Описание помидора, репы и огурца по схеме. (Выставляется схема.) Логопед. Сейчас мы будем составлять рассказ про овощи. Восстанавливается порядок описания овощей по плану, соответствующему схеме. Каждый из детей дает рассказ об одном овоще. Примерный рассказ. Помидор красный. Помидор круглый. Помидор мягкий. Задание. Нарисовать дома огурец, репу и помидор. Раскрасить их соответствующим цветом. Тема. «Овощи». Цель. Учить детей составлению описательного рассказа. Оборудование. Муляжи или натуральные овощи, схема. Ход занятия. 1. Организационный момент. 2. Логопед предлагает детям поиграть в игру «Угадай, что в корзине». Он берет заранее приготовленную корзину, где лежат различные овощи, и говорит: — Отгадайте, что это. Желтая, круглая, твердая, сладкая? (Репа.) — Правильно. Как вы догадались? Логопед показывает репу, и дети составляют словосочетания с опорой на зрительный образ. (Репа желтая. Репа круглая. Репа твердая. Репа сладкая.) — Что это? Зеленый, твердый, длинный, душистый. (Огурец.) — Правильно. Как вы догадались? Логопед показывает огурец, а дети отвечают. (Огурец зеленый. Огурец длинный. Огурец твердый. Огурец душистый.) 3. Описание помидора с опорой на натуральный предмет и схему. Логопед объявляет детям, что они будут учиться составлять рассказ о помидоре. Но прежде нужно рассказать все по порядку про помидор. Какой он? Чтобы детям было легче отвечать на вопросы, логопед выставляет схему, Дети составляют рассказ, например: Помидор красный. Помидор круглый. Помидор мягкий. Помидор сочный. Помидор кислый. 4. Составление предложений с однородными определениями по схеме. Логопед обращается к детям: — Скажите сразу, какой помидор по цвету и форме. (Помидор красный и круглый.) Какой помидор на ощупь и на вкус? (Помидор мягкий и кислый.) 5. Употребление местоимения он вместо существительного. Логопед объясняет детям, что можно в этом рассказе заменить слово помидор местоимением он, тогда рассказ будет лучше. Он мягкий и кислый. 6. Коллективное составление рассказа. Дети поочередно называют предложения про помидор. Логопед следит за отработанной последовательностью описания и задает попутно вопросы: — Что вы знаете еще про помидор? (Помидор сочный. Он овощ.) В заключение логопед обобщает занятие: — Мы составили с вами три рассказа про помидор. Сейчас я их повторю. Слушайте внимательно. Первый рассказ. Помидор красный. Он круглый, мягкий, кислый. Второй рассказ. Помидор красный и круглый. Помидор мягкий и кислый. Третий рассказ. Помидор красный и круглый. Он мягкий и сочный. Помидор кислый. Он овощ. — Какой рассказ вам больше понравился и почему? На последующих занятиях дети тренируются в составлении описательных рассказов на других овощах и фруктах. Как только они усвоят последовательность описания овощей или фруктов, от схемы можно отказаться и предложить им составлять рассказ по памяти, сохраняя последовательность изложения. У детей Ш уровня речевого развития фразовая речь в целом сформирована, остаются лишь элементы аграмматизма в виде неправильного употребления существительных и прилагательных множественного числа в косвенных падежах, неправильного согласования существительных и прилагательных с числительными. Словарь близок к возрастной норме. Остается несформированной связная речь. Принцип работы с детьми данной группы такой же, как для I и II уровня, т. е. продолжается накопление и обогащение словаря(СНОСКА: Ведущая роль по расширению словаря на данном этапе отводится и воспитателю): Детям дается понятие о слове как о лексической единице. Практически они работают над связью слов в предложении. Продолжается работа над структурой предложения и его грамматическим оформлением. Основной задачей работы с детьми III уровня речевого развития является формирование связной речи. Начинается работа с пересказа (подробного, выборочного, творческого). Подробный пересказ воспитывает навык последовательного и полного изложения мысли. Выборочный пересказ формирует умение отделить более узкую тему от текста. Творческий пересказ воспитывает воображение, учит детей использовать впечатления из собственного жизненного опыта и определять свое отношение к теме. Любому виду пересказа должен предшествовать анализ текста с точки зрения смысловой и выразительной. Это поможет детям овладеть всеми причинно-следственными отношениями, без чего правильный пересказ невозможен. Упражнения в творческом пересказе граничат с составлением устных сочинений. Сочинения — это верхняя ступень развития связной речи детей. Здесь концентрируются наблюдательность, память, творческое воображение, логическое и образное мышление, находчивость, умение увидеть общее в частном. Наиболее легкой формой являются сочинения по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их по рассказу. Затем дети учатся составлению рассказов по сюжетной картинке с выделением основной идеи и выражением временной связи. Завершается работа над связной речью воспитанием у детей навыка рассказа на основании собственного опыта.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |