Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика, виды речи 1 страница




Челябинск

Физиологические основы речи, мышления, сознания, эмоций, памяти человека

В.И.Павлова, Н.В.Мамылина, Ю.Г.Камскова

Павлова В.И., Мамылина Н.В., Камскова Ю.Г. Физиологические основы речи, мышления, сознания, эмоций, памяти человека. Учебно-методическое пособие. Челябинск: изд-во ЧФ УРАО, 2007.- с.

 

 

В данном учебно-методическом пособии рассмотрены анатомические, физиологические особенности некоторых аспектов высшей нервной деятельности человека (речи, сознания, мышления, эмоций, памяти). Дано общее представление об этих процессах, методы изучения, основные гипотезы и концепции.

Данное учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом Высшего образования и предназначено для студентов факультета физической культуры и БЖ, а также РИПОДО.

Рецензент:

доктор биологических наук, профессор ЮУрГУ

Исаев А.П.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Деятельность коры полушарий большого мозга направ­лена на постоянный анализ и синтез поступающих в нее сигналов (нервных импульсов), поступающих в мозг от органов, систем и аппаратов. В процессе аналитической деятельности все раздражения, которые воспринимаются организмом, в коре дифференцируются по их особеннос­тям, силе и характеру воздействий.

Синтетическая деятельность коры полушарий большого мозга обеспечивает объединение сигналов, поступающих от различных анализаторов, от органов чувств, от функцио­нальных центров нервной системы. Такая синтетическая деятельность мозга человека возможна благодаря многочис­ленным и разнообразным ассоциативным связям между различными отделами центральной нервной системы.

На основе анализа и синтеза поступающей в мозг ин­формации создаются поведенческие акты, которые могут иметь различную сложность. Поведенческие акты могут быть в виде защиты от опасностей, поиска пищи при чувстве голода, действия, обеспечивающего продолжение жизни, и многие, -многие другие. В зависимости от поступившей по чувствительным путям в высшие отделы мозга инфор­мации принимаются соответствующие решения, которые реализуются в виде различных действий. В каждый такой момент организм и его мозг сосредоточивают все свое вни­мание на главном, как бы отодвигают в сторону все менее важные вопросы. Деятельность мозга, его высших аппара­тов направлена на достижение конечных результатов. При необходимости проводится поиск дополнительной инфор­мации из окружающей среды, из «запасников» памяти. В поведенческих реакциях действуют функциональные сис­темы. Нервные импульсы от рецепторов следуют по цепям нейронов рефлекторных дуг до эффекторов (рабочих орга­нов), а от них по рефлекторному кругу, который прово­дит новые сигналы об исполнении, о достижении конеч­ного результата. Аналитическая и синтетическая деятель­ность коры полушарий большого мозга не являются изо­лированными процессами, они взаимосвязаны друг с дру­гом и протекают во взаимодействии и функциональном единстве различных отделов мозга, анализаторов и ассо­циативных систем.

В данном учебно-методическом пособии рассмотрены физиологические механизмы психической деятельности: речи, мышления, сознания, эмоций и памяти.

 

 

Глава I. Речь как основа сознания (физиологические аспекты)

Человек отличается от животного наличием речи, т.е. способности выражать свое внутреннее состоя­ние с помощью слова или совокупности слов. В процессе эволюции произошел революционный скачок, позволив­ший живой материи перейти на принципиально новый уровень обобщения в виде собранных в определенной последовательности символов - звуков (а на последую­щих этапах эволюции - букв).

Человек дал себе много определений. Самое распро­страненное - это Homo sapiens - человек разумный. В понимании К. Линнея, это означало, что человек возвы­шается над животным миром и в своих поступках руководствуется разумом, проявляя способность к взаи­модействию, предвидению и вообще мудрость, характер­ную только для этого вида. Homo ludeus - человек иг­ривый. Это определение дошло до нас от древних рим­лян как выражение той мысли, что идеалом для нашего рода, самым прекрасным, наиболее разумным и желан­ным занятием является игра - даже тогда, когда речь идет о работе. Homo socialis - человек общественный; это определение ближе всего соответствует сути. Оно со­держит указание на важную особенность человека, в раз­витии которого определяющим являются не биологи­ческие факторы, а социальные. Homo culturalis - чело­век культурный; по определению Парнера и Гибсона, это такой вид, который, выделившись из животного мира, со­здает культуру - нечто такое, что развивается, сохраня­ется и передается из поколения в поколение. Культура же является результатом речи письменной и устной, а также особого интеллекта. Речь и язык являются на­столько характерными свойствами человека, что, пожа­луй, наиболее точное название нашего вида было бы че­ловек говорящий - Homo dicens. В этом определении подчеркиваются различия между высшей нервной дея­тельностью животных и человека.

Ф. Энгельс так писал о различиях мозга человека и животных: «Сначала труд, а затем и вместе с ним члено­раздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратил­ся в человеческий мозг». И.П. Павлов отмечал, что «в развивающемся животном мире на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности - возникла речевая функция, внесшая но­вый принцип в деятельность больших полушарий». По образному выражению И.П. Павлова, «слово сделало нас людьми».

Две сигнальные системы действительности. Животное воспринимает окружающий мир в результате воздействия на него материальных факторов (раздражителей). На ос­нове этих воздействий у животного формируются безус­ловные или условные рефлексы. Совокупность этих кон­кретных сигналов внешнего мира И.П. Павлов предло­жил называть первой сигнальной системой действитель­ности. Систему нейронов мозга, воспринимающих эти сигналы и формирующих ответные реакции на них, он рассматривал в качестве материальной основы первой сигнальной системы. В настоящее время термин «первая сигнальная система» (также как и термин «вторая сиг­нальная система») трактуется многозначно - это и сами сигналы, и структуры, воспринимающие их, и процессы, происходящие в этих структурах при обработке сенсор­ных сигналов. Очевидно, целесообразно дифференциро­вать эти понятия. Можно считать, что первая сигнальная система - это совокуп-ность нейронов коры больших полушарий, принимающих участие в обработке всех кон­кретных сенсорных сигналов внешней и внутренней сре­ды. Сами эти сигналы можно называть сигналами пер­вой сигнальной системы. Анализ сенсорных сигналов в этой системе - это процессы первой сигнальной систе­мы. В первой сигнальной системе все формы поведе­ния, включая способы и средства взаимного общения, базируются исключительно на непосредствен-ном вос­приятии действительности и реакции в ответ на непос­редственные (натуральные) раздражители. Первая сиг­нальная система обеспечивает формы конкретно-чувст­венного отражения.

Человек воспринимает внешний мир также, как и жи­вотные - на основе деятельности первой сигнальной сис­темы. Но, помимо этого, человек воспринимает его и на основе деятельности второй сигнальной системы действи­тельности, специфическим раздражителем которой являет­ся слово с заложенным в него смыслом, слово, которое обозначает предметы и явления окружающего мира. Под второй сигнальной системой действительности И.П. Павлов понимал совокупность словесных раздражителей, а также нервные процессы, возникающие в больших полушариях головного мозга в результате сигнализации окружающего мира речевыми обозначениями предметов и явлений приро­ды, раздражающими органы чувств (анализ и синтез слов, обладающих смыслом). В предлагаемой В.И.Циркиным и С.И.Трухиной трактовке - вторая сигнальная система - это совокупность нейронов, участвующих в восприятии слова как сигнала сигналов, т.е. как сигнала второй сигнальной системы.

Значение слова как условного сигнала для живот­ных и человека. Для животного слово представляет со­бой набор звуковых волн и является раздражителем пер­вой сигнальной системы, на который можно выработать условный рефлекс. Однако слово для животного не не­сет смысловой нагрузки. Например, если выработать ус­ловный слюноотделительный рефлекс у собаки и челове­ка на звонок и должным образом закрепить его, а затем звучание звонка заменить словом «звонок», то у человека слюноотделение произойдет, а у собаки нет. Для челове­ка звучание звонка (конкретный раздражитель) и слово «звонок» (обозначение конкретного раздражителя или абстракция от реального раздражителя) одинаковы в ка­честве условных раздражителей. Для собаки слово «зво­нок» - набор звуковых волн.

У человека слова приобретают смысл в результате возникновения прочной связи в коре больших полушарий между центрами возбуждения, возникающими под воз­действием конкретных сигналов окружающего мира, и центрами возбуждения, возникающими на слова, обозна­чающие конкретные раздражители. Таким образом, слова приобретают смысл на основе механизма установления условно-рефлекторных связей в коре больших полушарий головного мозга. В результате образования таких связей слова могут заменить конкретные раздражители окружа­ющей среды, становясь их символами. Иначе говоря, сло­во, обладающее смыслом, является абстракцией конкрет­ного раздражителя, его символом, заменителем. И на этот заменитель можно вырабатывать бесконечное коли­чество условных рефлексов.

В речи используются слова (для человека) как раз­дражители второй сигнальной системы, обладающие еще очень важной особенностью, - они имеют обобщающее значение.

Различают обобщения по звучанию и по смыслу. Обобщения по звучанию есть и у животных. Например, у собак вырабатываются условные двигательные рефлексы на словесные раздражители, которые для них служат не­посредственными сигналами. Сходные слова по звучанию и даже отдельные звуки вызывают у собаки двигатель­ный условный рефлекс: она ложится не только на слово «ложись», но и на слог «жи» и любое другое слово, в котором акцент делается на звук «ж». Специфическая для человека форма обобщения осуществляется по смыс­ловому значению слова, поэтому испытуемые одинаково реагируют на слова «врач» и «доктор», «дорожка» и «тропинка» и т.д.

Обобщение может быть разной степени: 1) слово за­меняет отдельный предмет, например, конкретный стол; 2) слово - символ нескольких однородных предметов (слово «стол» может означать стол письменный, столо­вый, журнальный и т.д.); 3) слово - символ нескольких разнородных предметов; например, значение слова «ме­бель» более широкое, оно включает в себя характеристи­ки предшествующих определений, т.е. является абстрак­цией все возрастающего порядка; 4) в слове может быть и еще более широкое обобщение, включающее ряд преды­дущих обобщений, например, слово вещь.

Создание обобщений расширяет границы абстрактно­го мышления - в количественном отношении словесные раздражители значительно превышают раздражители ма­териальные. В результате этого вторая сигнальная систе­ма начинает занимать доминирующее положение над дея­тельностью первой сигнальной системы у человека.

Обе сигнальные системы у человека находятся в органической связи. Взаимодействие между первой и второй сигнальными системами. Считается, что первая и вторая сигнальные системы функционируют в полном взаимодействии. Его можно проследить на приме­ре выработки условных рефлексов, где в качестве индиф­ферентного сигнала используется конкретный сигнал, либо его словесный заменитель. Так, если у человека вы­работать условный рефлекс на звучание звонка, то при замене этого сигнала на слово «звонок» рефлекс сразу же, при первом предъявлении слова будет воспроизводит­ся. Это означает, что имеет место иррадиация возбужде­ния из первой сигнальной системы во вторую и обратно. О взаимодействии двух систем говорит и наличие реципрокных (индукционных) отношений между ними. Напри­мер, попытка выработать условный рефлекс на звучание звонка во время решения человеком арифметической за­дачи будет безуспешной, вследствие того, что при актив­ном функционировании второй сигнальной системы реципрокно тормозится деятельность первой сигнальной си­стемы. Но в жизни могут встречаться и такие случаи, когда раздражители двух систем - словесный эквивалент и физический объект внешней среды будут оказывать на организм противоположное воздействие. Например, у че­ловека выработан положительный пищевой рефлекс на звонок. После закрепления рефлекса одновременно с включением звонка произносится словесное отрицание звучания звонка - «Нет звонка». В данной ситуации возникает встречная деятельность двух сигнальных систем или, как говорил И.П. Павлов, возникает «сшибка» не­рвных процессов. В этом случае решение вопроса о реа­лизации ранее выработанного рефлекса зависит от соот­ношения между двумя сигнальными системами у данного человека: если преобладает первая сигнальная система (образное мышление), то рефлекс будет проявляться; если вторая - (т.е. для человека более значимо слово, чем воздействие конкретного фактора внешней среды), то он не возникнет.

После классических работ И.П. Павлова в физиоло­гии, психологии и психофизиологии были накоплены данные, позволяющие, в определенной степени, понять вопрос о том, что такое речь, каковы физиологические механизмы, лежащие в основе этого сложнейшего психи­ческого процесса и составляющего основу сознания.

Речь и язык. Речь - это основная форма сознания людей, которая представляет собой исторически сложив­шийся способ общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, т.е. посредством языка. Можно так­же сказать, что речь - это практическое применение человеком языка в целях общения с другими людьми.

Язык - это система словесных знаков, необходимых для человеческого общения и мышления. В настоящее время в мире насчитывается более 5000 языков. Каждый язык имеет свой набор звуков, букв, слов, словосочета­ний, свою структуру и свои законы, что в целом диктует систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических правил. В каждом языке смысл слов, а также правила языка являются структурой и объемом па­мяти, т.е. информационным тезаурусом (богатством) инди­вида, который он приобретает в процессе общения, преж­де всего в семье. Смысловая структура языка содержится в семантическом тезаурусе в форме определенного семан­тического кода.

Функции речи. Речь существенно дополняет способ­ность человека к восприятию окружающего мира на базе первой сигнальной системы, составляя ту «чрезвычайную прибавку» к высшей нервной деятельности, о которой го­ворил И.П. Павлов, отмечая принципиально важное раз­личие ВНД человека по сравнению с ВНД животных. Люди используют речь, прежде всего, для обмена мысля­ми, сообщениями, приказами, переживаниями. Следует, однако, заметить, что в общении люди интенсивно ис­пользуют мимику и жесты. По некоторым данным, в процессе общения информация, передаваемая словом, за­нимает лишь 7% от общего объема, 38% приходится на долю интонационных компонентов и 55% занимают не­вербальные коммуникативные сигналы.

Среди когнитивных процессов речь занимает особое место, поскольку, включаясь в разнообразные познава­тельные акты (мышление, восприятие, ощущение), она способствует «оречевлению» получаемой человеком информации.

Таким образом, в широком понимании, речь выпол­няет коммуникативную функцию, а также обеспечивает понятийные процессы. Кроме того, благодаря речи чело­век способен вырабатывать разнообразные условные реф­лексы, что также существенно расширяет его адаптивные возможности.

Виды речи. Речь - это разноэлементный и много­звенный психофизиологический процесс. Она включает в себя три основных звена: восприятие речи, ее продуциро­вание и центральное звено, именуемое «внутренней речью».

Различают два основных вида речи: внешнюю и внут­реннюю речь.

Внешняя речь бывает устной и письменной. Устная речь является средством непосредственного прямого об­щения, а письменная речь позволяет накапливать знания и является средством опосредованного общения во време­ни и в пространстве. Устная (экспрессивная, или мотор­ная), речь в большинстве случаев - диалогическая, реже- монологическая. По сравнению с точной и разверну­той формой письменной речи, устная речь характеризует­ся сокращениями. В ней большое значение имеет интона­ционная сторона, мимика, жест, которые могут суще­ственно определять смысл произносимых слов. Монолог -это сложная форма речи, которая развивается позднее диалогической речи.

Внутренняя речь («немая речь», «речь для себя», «молчаливое обдумывание») не предназначена для сооб­щения. Ее рассматривают как результат эволюции эгоцен­трической речи ребенка, как следствие постепенного от­мирания ее звучащей стороны, вокализации. Внутренняя речь, как отмечал Л.С. Выготский, выражает способность «мыслить слова», представлять их вместо того, чтобы произносить, оперировать образом слова вместо самого слова; внутренняя речь не есть речь минус звук, а свое­образная по строению и способу функционирования речь. Ее характерные особенности - отрывочность, фрагмен­тарность, бессвязность, сокращенность по сравнению с внешней речью. При переводе внутренней речи во вне­шнюю происходит не просто вокализация, а переконстру­ирование в синтаксически расчлененную, развернутую и понятную для других речь.

Свойства речи. Выделяют четыре основных свойства речи: содержательность, понятийность, выразительность и воздейственность. Содержательность отражает объем вы­раженных мыслей, чувств и побуждений; с этой точки зрения речь может быть содержательной или поверхност­ной. Понятийность речи означает умение говорящего ис­пользовать краткие, синтаксически правильно построен­ные предложения, умение следить за логикой изложения. Выразительность речи определяется эмоциональной насы­щенностью (речь яркая или тусклая), ясностью и от­четливостью произношения, правильным акцентированием и правильной интонацией, использованием метафор, срав­нений, эпитетов, гипербол. Воздейственность речи отра­жает степень влияния речи на мысли, чувства и волю других людей, их убеждения и поведение.

Физическая характеристика устной речи. Нормаль­ная громкость речи - в пределах 40-70 дБ, а средняя частота - 125 Гц. У людей с очень громким голосом ин­тенсивность звука достигает 90 дБ, а частота - 152-180 Гц. Крик - это очень интенсивный звук, достигающий 100 дБ и частоты 173-1254 Гц. Считается, что речь слышна в том случае, если она громче окружающего шума на 6 дБ. У мальчиков и девочек постепенно частота звуков голоса снижается с 400 Гц до 125 и 205 Гц соот­ветственно; преимущественно, это снижение происходит в период полового созревания. Обычно взрослые произно­сят до 270 слов в минуту.

Согласно статистике, в среднем человек говорит лишь 10-11 минут в день. Среднее предложение звучит около 2,5 секунд. При этом вербальный (словесный) компонент разговора занимает около 35 %, а невербаль­ный - 65 %. Считают, что с помощью слов передается в основном информация, а с помощью жестов - различное отношение к этой информации, при этом иногда жесты могут заменять слова.

Терминология. В литературе, касающейся вопросов речи, нередко используются слова латинского или гречес­кого происхождения. Приведем некоторые из них: 1) lexis (гр.) - слова, речь; лексика - чтение (слов, предложе­ний); алексия - нарушение чтения; 2) grahpo (гр.) - писать, изображать; аграфия - нарушение способности писать правильно по смыслу или форме при сохранности двигательной функции руки; 3) calculo (лат) - считать; калькуляция - оперирование цифрами, арифметический счет; акалькулия - нарушение счета; 4) lalia (гр.) - речь; алалия - нарушение речи у детей, подобно афазии у взрослых; 5) phasis (гр.) - речь; афазия - нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь, или пользоваться сло­вами и фразами для выражения своих мыслей при со­хранности функции артикулярного аппарата и слуха; при этом различают моторную (нарушение устной речи), сен­сорную (утрата способности понимания речи) и амнестическую (нарушение способности называть предметы при сохранении возможности их охарактеризовать) афазии.

2. Физиологические основы речи

Общие представления о механизмах речи. Речь осно­вана на работе различных механизмов, среди которых можно условно выделить мозговые и периферические. К мозговым относят собственно систему речи, или вербаль­ную систему, благодаря которой реализуется суть рече­вого процесса. Именно работа этой системы до настояще­го времени представляет наименее разработанную область физиологии высшей нервной деятельности. Кроме того, к мозговым механизмам следует отнести и сенсорные систе­мы, прежде всего слуховую, зрительную, тактильную и двигательную, с помощью которых происходит опознание и порождение речевых сигналов. Кроме того, способность человека к анализу и синтезу звуков речи тесно связана с развитием фонематического слуха, т. е. слуха, обеспечива­ющего восприятие и понимание фонем данного языка.

К периферическим механизмам относят периферичес­кие системы обеспечения внешней, в том числе устной и письменной, речи. Устная речь - это сложнейший физио­логический акт, при котором за счет артикуляции и фо­нации произносятся в определенной последовательности звуки - фонемы, слова и предложения, несущие в себе соответствующий смысл. Произношение отдельных зву­ков, т.е. артикуляция, и озвучивание слов, т.е. фонация, осуществляется благодаря согласованной деятельности мышц языка, губ, мягкого неба, глотки, гортани, дыха­тельной мускулатуры. Все это составляет речедвигательный аппарат, обеспечивающий звуковую орга­низацию речи. В отдельности каждые из этих мышц вы­полняют свои самостоятельные функции (например, зах­ват и заглатывание пищи) благодаря функционированию соответствующих центров. Среди систем, участвующих в фонации, выделяют три основные; среди них 1) энергети­ческая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие и главная дыхательная мышца - диафрагма); 2) генераторная система - звуко­вые вибраторы, при колебании которых образуются зву­ковые волны (голосовые связки гортани как тоновый вибратор, а также щели и затворы, получающиеся во рту при артикуляции); 3) резонаторная система (носоглотка, череп, гортань и грудная клетка). Устная речь образуется в результате изменения формы и объема надставной трубки, состоящей из полости рта, носа и глотки. В резонаторной системе, отвечающей за тембр голоса, образу­ются определенные форманты, специфические для данно­го языка. Резонанс возникает в результате изменения формы и объема надставной трубки.

Артикуляция - это совместная работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. Арти­куляция регулируется речевыми зонами коры и подкор­ковыми образованиями. Для правильной артикуляции необходима определенная система движений органов речи, формирующаяся под влиянием слухового и кинестезического анализаторов.

Таким образом, устная речь - это результат работы периферических органов, основанный на генерации диф­ференцированных акустических последовательностей (зву­ков) за счет высококоординированной произвольной мо­торной деятельности.

Письменная речь обеспечивается работой двигатель­ного аппарата, в том числе мышц кисти ведущей руки (у большинства - правой).

Во всех случаях управление периферическим аппара­том речи осуществляется благодаря работе вербальной мозговой системы.

В отношении работы собственной системы речи, или вербальной системы, существуют различные представле­ния, в том числе концепция о трех уровнях внутренней речи и модель речи Вернике-Гешвинда (в различных вари­антах и модификациях).

Концепция о трех уровнях внутренней речи. Т.Н. Ушакова предлагает выделять три иерархически организо­ванных уровня внутренней речи, разделение которых прослеживается в онтогенезе.

Первый уровень связан с механизмами действия и владения отдельными словами, обозначающими события и явления внешнего мира. Этот уровень реализует так на­зываемую номинативную функцию языка и речи и слу­жит в онтогенезе основой для дальнейшего развития ме­ханизмов внутренней речи. Действительно, в ряде работ было показано, что следы словесных сигналов в коре мозга ребенка вместе с образами воспринимаемых пред­метов образуют специализированные комплексы времен­ных связей, которые можно рассматривать как базовые элементы внутренней речи.

Второй уровень - это образование множественных связей между базовыми элементами и материализованной лексикой языка, в результате чего формируется вербаль­ная сеть, или семантическое поле (при активации узла вербальной сети возбуждение распространяется на близ­лежащие узлы этой сети). Вербальная сеть оказывается стабильной и сохраняется на протяжении всей жизни. Предполагается, что в структуре вербальной сети матери­ализуется языковой опыт человечества, а сама вербальная сеть составляет основу речевого общения людей. Таким образом, согласно концепции автора, вербальная сеть представляет собой морфофункциональный субстрат вто­рой сигнальной системы.

Третий уровень - это динамический уровень, кото­рый «оживляет», индивидуализирует и придает динамич­ность вербальной сети. Он состоит из быстро сменяю­щихся активаций отдельных узлов вербальной сети, по­этому каждому произносимому человеком слову предше­ствует активация соответствующей структуры внутренней речи, переходящая путем перекодирования в команды ар­тикуляционным органам.

Мозговые центры речи. Афазии. Выполнение речевых движений регулируется специализированными центрами, расположенными в коре больших полушарий; они получи­ли название центров речи. Эти центры не только планиру­ют и реализуют внешнюю и внутреннюю речь, но и обес­печивают хранение речевых «образов», звуковых и пись­менных символов, благодаря чему люди накапливают опыт и могут узнавать и понимать обращенную к ним устную и письменную речь, а также анализировать собственную речь. Последнее очень важно для того, чтобы речь не утратила четкости и эмоциональной выразительности.

Выделение, или идентификация, специализированных структур коры и подкорковых образований, ответствен­ных за способность произносить и понимать речь, осно­вана на клинических данных, полученных при изучении локальных поражений мозга и эффектов электростимуля­ции структур мозга во время операций на головном моз­ге. В частности, широкую известность получили исследо­вания У. Пенфилда. Во время операций на открытом мозге, которые иногда выполняются под местной анес­тезией, У. Пенфилд с помощью слабых токов раздражал речевые зоны коры, в том числе центры П. Брока и К. Вернике, и получал изменения речевой активности паци­ентов. Благодаря работам У. Пенфилда и других иссле­дователей было установлено, что с помощью электрости­муляции можно выделить все зоны и участки коры, включающиеся в выполнение той или иной речевой зада­чи, и эти участки весьма специализированы по отношению к особенностям речевой деятельности. В целом, сегодня нет оснований сомневаться в наличии центров речи, в том числе моторного центра речи Брока, сенсорного центра речи Вернике, которые относят к центральному органу речи, а также центра письма, центра заученных движе­ний, оптического центра речи и центров речевой памяти.

Центр Брока находится в лобной области (поля 44 и 45) у основания (оперкулярная часть) нижней, или тре­тьей, лобной извилины (у правшей - в левом полушарии). Часто его также называют речедвигательным центром, или моторным центром речи, или двигательным центром уст­ной речи. При этом поле 45 предназначено для выработки внутренней программы речи, а поле 44 - для организа­ции устной (моторной) речи. Кроме того, в лобной доле находятся центры движения губ и языка, а также центры письма (премоторная область лобной доли, в том числе поле 6 и поле 8). Вместе с полями 44 и 45 они обеспечи­вают организацию периферических компонентов устной речи (процессы артикуляции и фонации) и письменной речи. При поражении полей 44, 6 и 8 наблюдается мотор­ная афазия, а при поражении поля 45 - синтаксическая афазия, а также вокальная амузия, т.е. неспособность петь. При поражении поля 8 может наблюдаться аграфия, т.е. утрата способности к письменной речи.

При афазии Брока (эфферентной, или моторной, афазии) собственная речь нарушается, а понимание чужой речи сохраняется почти полностью. Одним из симптомов афазии Брока является нарушение кинетической мелодии слов (по причине невозможности плавного переключения с одного элемента высказывания на другой). Больные с афазией Брока осознают большую часть своих речевых ошибок. Они могут общаться с большим трудом и лишь незначительное количество времени.

Поражение другого отдела передних речевых зон (в нижних отделах премоторной зоны коры) сопровождает­ся так называемой динамической афазией, когда больной теряет способность формулировать высказывание, перево­дить свои мысли в развернутую речь (нарушение про­граммирующей функции речи).

В целом, все виды афазий, возникающие при пораже­нии речевых центров, расположенных в лобной доле, по­лучили название синтагматических афазий. Это название отражает, что афазии связаны с трудностями динамичес­кой организации речевого высказывания.

Центр Вернике находится в височной области в зад­ней трети верхней (или первой) височной извилины и прилегающей к ней надкраевой извилине (поля 21 и 11по Бродману). Этот центр часто называют как сенсорный (акустический) центр речи, или как слухоречевая зона коры. Он преимущественно развит в левом полушарии. Этот центр обеспечивает способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. фонематический слух (речеслуховой гнозис). Благодаря такому слуху человек мо­жет воспринимать и понимать фонемы данного языка. При нарушении этого центра возникает сенсорная (лекси­ческая, фонологическая) афазия, или словесная глухота. Это утрата способности понимать речь (утрата фонемати­ческого слуха) при сохранении способности говорить. У таких больных появляются затруднения в понимании уст­ной речи, в письме под диктовку (сенсорная афазия). В тяжелых случаях больные с афазией Вернике восприни­мают родной язык как неизвестный им иностранный язык. Речь таких больных достаточно беглая, но обычно бессмысленная, так как больные не замечает своих де­фектов. При поражении поля 11может наступать музы­кальная глухота, при которой музыкальные звуки вос­принимаются как беспорядочный шум.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.